Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
27.05.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+14° / +17°
Ночь / День
.
<< < Май 2017 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1917 – В Казани открылся 1-й губернский крестьянский съезд, который избрал губернский крестьянский Совет во главе с левым эсером А. Колегаевым и принял резолюцию о ликвидации частной собственности на землю.

    Подробнее...

V Международный Золотоордынский Форум «История Золотой Орды и татарских ханств»

С 15 по 17 марта 2017 года в Казани будет работать V Международный Золотоордынский Форум «История Золотой Орды и татарских ханств».

Инициатором и организатором форума является Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории имени Ш. Марджани АН РТ. Форум приурочен к празднованию 750-летия основания Золотой Орды. Празднование юбилейной даты внесено в план мероприятий Кабинета министров РТ на 2016-2019 годы.

На пленарном заседании форума 15 марта ожидается участие заместителя премьер-министра РТ, министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, первого заместителя председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушана Аббясова.

Форум станет очередным крупным событием в научной жизни ученых-исследователей золооотрдынской тематики. Он проводится на постоянной основе один раз в два года. Первый Международный Золотоордынский Форум состоялся в 2009 году в нем приняли участие 80 ученых из пяти стран мира.

География форума обширная: на участие в V форуме подали заявку 113 ученых из 18 стран. Помимо ученых из регионов России и Татарстана, в нем примут участие представители стран ближнего и дальнего зарубежья – Великобритании, США, Франции, Венгрии, Сербии, Египта, Италии, Казахстана, Монголии, Финляндии, Хорватии и др.

Участники форума представляют такие научные центры, как Оксфордский университет, Университет Сорбонны, Университет Вашингтона, Висконсинский университет, Сегедский университет, Институт российской истории РАН, Институт востоковедения РАН и многие другие. Всего на форуме будут представлены 64 научных центра.

В рамках форума запланировано проведение двух научных конференций по темам: «Источниковедение истории Золотой Орды и татарских ханств: текстология, переводы, интерпретации» и «Монетное дело и денежное обращение в Золотой Орде и тюрко-татарских ханствах в свете источниковедческих исследований». Также в программе мероприятия предусмотрено проведение двух круглых столов – «Экологический и эпидемический фактор в средневековой Евразии» и «Золотая Орда на Великом Шелковом Пути».

Круглый стол «Золотая Орда на Великом Шелковом Пути» организован совместно с Советом муфтиев России при поддержке МИД РФ. На его открытии 16 марта с приветственным словом выступит руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров.

Пресс-релиз Института истории

 

Золотая пора для «Золотой орды»

Как известно, всякое научное изучение периода Золотой Орды в нашей стране долгое время было под запретом. Достаточно вспомнить хотя бы известное постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1944 года. После этого о Золотой Орде если и упоминалось, то лишь как о кучке диких кочевников и безжалостных завоевателях. Подача материалов по истории Золотой Орды носила зачастую слишком идеологизированный, даже политизированный характер. Делались попытки умаления или полного игнорирования почти трехсотлетнего периода истории. Вместо того чтобы выявлять новые факты и объективно осмыслять события, некоторые авторы буквально соревновались в подборе лишь негативных сведений об Орде, даже эпитеты подбирали похлеще, «поотрицательнее».

В результате столь яростной идеологической атаки, проводившейся в течение многих десятилетий, некоторые татары стали стыдиться самого термина «татары». Для них это понятие оказалось связанным с «татарским игом», «татарским нашествием». В сознании рядового обывателя слово «татарин» невольно ассоциировалось с эпитетом «поганый». Об этом трубили массовые издания и школьные учебники. Не отсюда ли пошло движение так называемых булгаристов, которые на всех перекрестках кричат: «Мы не татары! Мы булгары!». Даже в паспортах своих меняют национальность «татарин» на «булгарин».

Ряд татарских историков 40 – 80-х годов нашего столетия, освещая прошлое своего народа, старались преподнести историю Казанского ханства как прямое продолжение Булгарского царства. А ведь самостоятельное Булгарское царство было ликвидировано монголами в 1236 году. В результате двухсотлетний период политической истории региона оказался как бы вычеркнутым, спрятанным от широкой общественности.

И вот сейчас, когда все запреты сняты, плотины с пути научной мысли убраны, появилась возможность поговорить о проблеме всерьез. Это дало новый толчок научной мысли. Один показательный факт: если в середине 70-х годов в научном обороте находились тюрко-язычные оригиналы лишь восьми ханских ярлыков, то в 1998 году время их открыто более шестидесяти. Причем ученые уверены, что при планомерном поиске обнаружатся новые тексты, новые материалы.

Теперь все признают, что Золотая Орда была высокоразвитым государством с богатой культурой, развитыми ремеслами, торговлей, письменностью, литературой. Государственные структуры Джучиева Улуса отличались веротерпимостью, не притесняли представителей других религий. И вообще так называемое татарское иго – это во многом миф, призванный как-то завуалировать имперскую политику расширения на восток и покорения других народов.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к выводам такого крупного специалиста по истории золотоордынского периода, как Г.Федоров-Давыдов. Он, начинавший свою исследовательскую деятельность с традиционной позиции русско-советской исторической мысли относительно «дикости» Золотой Орды, вынужден был в результанте многолетних археологических исследований прийти к совершенно противоположным результатам. Так, в одном из своих последних научных трудов он писал, что в золотоордынских городах «пышно распускается... яркая урбанистическая культура», отмечал здесь культуру «мусульманской духовной учености... и математиков-алгебраистов, изысканно-тонкого орнамента и каллиграфии». «Долгое время предполагалось, – писал он далее, – что в золотоордынских городах не было своего производ ства высокохудожественной керамики», но на самом деле «было мощное художественное ремесло».

Это принципиальное по характеру и существенное по содержанию признание является показателем начала краха советского официоза относительно «дикости» и «некультурности» Золотой Орды.

Жаль, что Федоров-Давыдов не смог участвовать в семинаре. Но его выводы на основе новых исследований подтвердили ученые из разных стран: Хансгерд Гекеньян (Германия), Юлай Шамильоглу (США), Е.Кычанов (Россия), Чхао Чху Ченг (Тайвань), Ш.Мухамедьяров (Россия) и другие.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что эти выводы были получены в результате изучения лишь незначительной, даже мизерной части археологических памятников Золотой Орды. Так что впереди еще предстоит большая работа в этом направлении. И об этом тоже говорили многие выступавшие на семинаре.

События XIII – XVI столетий оставили глубокий след в истории не только нашего народа, но и многих народов Европы и Азии. В результате почти молниеносного образования суперимперии Чингисхана, затем возникновения на ее развалинах новых держав неоднократно перекраивалась этнополитическая карта всей Евразии. Из-за этих событий возникли, затем пали целые государства и ханства, образовались новые этнические общности, новые культуры и народности. И сегодня полноценное осмысление исторической судьбы многих народов, прежде всего татарского и русского, невозможно без знания особенностей судьбы их предков в XIII -XVI столетиях.

Помимо археологических от Улуса Джучи сохранилось немало и письменных памятников. Это показали выступления ученых из Венгрии, Турции, Великобритании и других стран. Тесные социально-экономические, военно-политические и духовно-культурные связи этого государства с дальними и ближними соседями способствовали появлению письменных памятников на многих языках: арабском, персидском, монгольском, китайском, русском, армянском, грузинском и других.

Особое место среди них занимают тюркоязычные памятники XIII-XVI веков. В отличие от источников на других языках, авторы которых наблюдали события со стороны, тюркские авторы освещали факты эпохи как бы изнутри. Именно на изучение этих памятников и направлено основное внимание историков и текстологов Татарстана.

Кстати, в Посольском приказе в Москве существовала специальная татарская канцелярия, где продолжительное время сохранялось влияние золото-ордынской делопроизводительной традиции.

 

Публикация сделана на основе интервью профессора, заведующего кафедрой Казанского государственного университета, президента Общества востоковедов Российской академии наук Миркасыма Усманова, которое он дал Рафаэлю Мустафину («Казанские ведомости», 1 июля 1998 г.). Их беседа была посвящена итогам международного научного семинара «Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556 гг.». В столицу республики съехались ученые-историки со всего мира – от США до Японии. Организаторы семинара исходили из того, что полноценное осмысление исторической судьбы многих народов, прежде всего татарского и русского, невозможно без знания особенностей судьбы их предков в XIII -XVI столетиях.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов