Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В Казани снова уникальная коллекция из Эрмитажа

С 25 октября 2019 года в Центре «Эрмитаж-Казань» начинает работать выставка «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа».

Уже 24 октября выставку увидят первые зрители, среди которых будут журналисты. В 15 часов на их вопросы ответят Зиля Валеева, директор Музея-заповедника «Казанский Кремль», Георгий Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе, а также Наталья Демина, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, которая проведет первую экскурсию по экспозиции.

На выставке представлены вместе живописные, скульптурные и графические произведения крупнейших художников Франции, Германии и Италии: Анри Матисса, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Макса Слефогта, Ловиса Коринта, Джорджо Моранди и Массимо Кампильи. Ключевым в показе выставки станет экспонирование триптиха Генриха Эмзена. Всего более 200 картин художников первой половины XX века. Работы этих мастеров имеют особое значение для Эрмитажа.

На сайте http://www.museum.ru/N74143 мы нашли подробную информацию о выставке  «Матисс. Пикассо. Шагал...». Это первая попытка представить искусство Европы 1910-х – 1940-х годов на примере произведений из собрания этого музея. На выставке впервые собраны хранящиеся в разных отделах музея предметы, созданные мастерами разных стран, разных поколений, разных политических жанров и художественных пристрастий, чтобы через произведения искусства осмыслить эпоху, остающуюся в тени авангарда и великой войны. В экспозицию включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики. Значительную ее часть составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии – livre d'artiste / книге художника. С ними соседствуют образцы костюма, линии которого несут на себе отпечаток дерзкого стиля ар-деко, и киноафиши.

Первый зал экспозиции посвящен живописи и скульптуре 1920 – 1930-х годов. Первая мировая война перевернула мир большинства деятелей авангарда, в творчестве которых, как и в творчестве художников следующего поколения, отчетливо стала выявляться тенденция возвращения к порядку, ясности и равновесию. Так, Массимо Кампильи, участник Первой мировой войны, учился живописному мастерству на экспозициях Лувра, особенно в залах искусства древнего Египта и греческой античности. В то же время он живо интересовался кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Сочетание классики и современности воплощает в себе полотно Кампильи «Швеи» (1925 год). Влияние Пикассо так или иначе испытали на себе многие живописцы и графики той эпохи. Творческий импульс великого испанца проявился и в работах Александра Архипенко (через верность фигуративности), и Джорджо Моранди (через увлечение кубизмом). На выставке представлены коллажи, рисунки и образцы livre d'artiste работы Пикассо.

После Первой мировой войны находят собственный стиль и темы Рауль Дюфи и Жорж Руо, начинавшие с увлечения фовизмом и кубизмом. Легкость, элегантность, истинно французский шик Дюфи соединил с безыскусностью и искренностью детского рисунка. Экспрессивность кисти Руо подчинена его поискам нового живописного языка для воплощения главных тем Евангелия. Продолжателем авангардных идей кубизма в механистичном ключе в духе эстетики функционализма выступил Фернан Леже.

В 1922 году в Италии образовалась группа «Новеченто», уже своим названием заявлявшая о рождении искусства, которое должно стать воплощением XX века, но в русле традиции, идущей от Возрождения. Современность звучит и в творчестве скульптора Франческо Мессины, сочетавшего опору на классику с натурными штудиями. Его произведения вошли в состав экспозиции наряду с работами Георга Кольбе, Эмиля Антуана Бурде, Фрица Бена и Герберта Гарбе.

Рисунки, представленные на выставке, были исполнены крупнейшими художниками и скульпторами эпохи – Пабло Пикассо, Полем Синьяком, Георгом Кольбе, Александром Архипенко, Эмилем Нольде. Экспонируются рисунки Анри Матисса. В собрание Эрмитажа их передала Лидия Делекторская (1910-1998), многолетний друг и помощник великого художника. Среди этих работ есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской. Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство вполне самостоятельны. Такое ежедневное упражнение руки и глаза мастер сравнивал с работой акробата, которому требуется постоянно трудиться для поддержания формы. О портретах Делекторской он говорил так: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву».

Тема рисунка связана с другим видом искусства, развивающегося в 1910-х – 1940-х годах, – livre d'artiste (буквально – «книга художника»). Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной бумаге, выпущенная очень небольшим (обычно не более 300-400 экземпляров) тиражом. Однако главная особенность livre d'artiste в том, что это – работа художника (живописца, скульптора). В этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века – Матисс, Шагал, Пикассо, Руо. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» первой половины – середины XX века. Примечательна работа Марка Шагала над изданием «Мёртвых душ» Николая Гоголя. Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» -гиперболы, сравнения, метафоры.

Работы, которые вошли в состав выставки, – это своего рода фрагменты огромного полотна, разорванного Второй мировой войной, разными путями оказавшиеся в Эрмитаже. Большинство из них – первоклассные произведения, чья художественная ценность бесспорна вне зависимости от исторического контекста.

К выставке «Матисс, Пикассо, Шагал… Искусство Западной Европы 1910-х – 1940-х годов в собрании Эрмитажа» подготовлен научный иллюстрированный каталог (Изд. «Славия», 2019), который предваряет вступительная статья Н.Б. Дёминой.

С 24 по 26 октября будут проходить Дни Эрмитажа в Казани, в программе которых лекции по теме выставки и две экскурсии. 26 октября в «Эрмитаж-Казань приглашают детей – в 13 часов здесь интерактивная детская программа «Путешествие в искусство». Программа Дней Эрмитажа ниже. С начала открытия выставки доапреля 2020 года научные сотрудники Эрмитажа прочтут в Казани 60 лекций.

 Программа Дней Эрмитажа в Казани

24 октября

12.00 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «У истоков искусства XX века». Европейский авангард 1900-х (фовизм, кубизм, экспрессионизм, парижская школа)

В течение дня в лекционном зале центра «Эрмитаж-Казань» будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

25 октября

12.00 и 18.30 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «Европейское искусство между двумя мировыми войнами». 1910 – 1940-е. Направления, школы, мастера.

 

13.00 «Экскурсия с куратором» по выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа». Наталья Борисовна Демина куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

В течение дня в лекционном зале центра «Эрмитаж-Казань» будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

26 октября

12.00 и 18.30 Лекторий Государственного Эрмитажа к открытию выставки «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа». Лектор историк искусства, филолог-романист Людмила Евгеньевна Торшина. Тема «Из истории коллекции западноевропейского искусства первой половины XX века в Государственном Эрмитаже»

13.00 Интерактивная детская программа «Путешествие в искусство» на выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа».

15.00 Экскурсия по выставке «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы в 1910-1940-х годов собрании Эрмитажа».

В течение дня будет осуществляться показ фильма VR-кинотеатр, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» с Константином Хабенским в главной роли.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского