Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2021 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1985 – Скончался Салих Гилимхановч Батыев, Председатель Президиума Верховного Совета Татарской АССР с 1960 по 1983, заместитель Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанская консерватория: вторая «пересменка» за 76 лет истории

5 июня у Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова появился новый ректор.

Конечно, нельзя утверждать с полной уверенностью, что Вадим Робертович Дулат-Алеев точно будет четвертым хозяином белого рояля, после Сергея Рахманинова, который на нем когда-то играл, Назиба Жиганова, возглавлявшего консерваторию с 1945 по 1988 год, и Рубина Абдуллина, принявшего эстафету после его смерти. Пока Дулат-Алеев -  и.о.

Новость объявили на расширенном заседание Ученого совета, на котором в режиме видеосвязи присутствовала заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова.

Она представила коллективу исполняющего обязанности ректора Казанской консерватории, назначенного приказом министра культуры Российской федерации О. Любимовой от 1 июня 2021 года. Как выяснилось, решение по кандидатуре и.о., который после испытательного срока вполне может стать ректором, принималось в Москве, но Рубин Абдуллин возражений не имел.

В заседании приняли участие первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, заместитель министра культуры РТ Ленар Хакимзянов. По хорошей традиции выступающие поблагодарили народного артиста РФ, народного артиста РТ, лауреата Государственной премии РФ, профессора Рубина Абдуллину, который возглавлял вуз в течение 33 лет. Ему присвоено звание Почетного профессора Казанской консерватории. На заседании Рубин Абдуллович получил благодарственное письмо с подписями всех членов ученого совета.

Вступивший в должность и.о.ректора Вадим Дулат-Алеев сообщил, что Рубин Абдуллин займет должность советника ректора.

Все пожелали успехов Вадиму Дулат-Алееву.

Вадим Робертович не человек со стороны, как это порой бывает, что обеспечит практически безболезненный переход к следующему этапу жизни учебного заведения. Ведь заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доктор искусствоведения, профессор Дулат-Алеев был причастен к принятию важных решений, поскольку с 1999 по 2007 год был проректором, уже не первый год заведует кафедрой теории музыки.

Профессор Дуат-Алеев окончил Казанское музыкальное училище экстерном (1988), он выпускник консерватории 1993 года. Первую награду получил в Москве в 1992 году, став лауреатом I премии Всероссийского конкурса студенческих научных работ студентов. Досрочно окончил аспирантуру, защитив в 1995 году в Московской государственной консерватории кандидатскую диссертацию на тему «Оперы А.Н. Серова в аспекте художественных тенденций своего времени» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории русской музыки Московской консерватории Е.Г. Сорокина). Его работа стала первой диссертацией, выполненной в аспирантуре Казанской консерватории.

Окончил докторантуру-стажировку Московской консерватории, в 1999 году он защитил в Москве докторскую диссертацию, став самым молодым доктором искусствоведения, а затем, в 2001 году, и профессором в России по своей специальности.

В Казанской консерватории работает с 1993 года. Ведет научное руководство диссертациями, специальный класс, историю русской музыки, историю исполнительских стилей, музыкальную форму, методологию музыкознания.

Цитата из его биографии с сайта Казанской консерватории:

«Вадим Дулат-Алеев – один из авторитетных российских музыковедов, исследователь русской и татарской музыки, методолог, ведущий профессор анализа музыкальных произведений в Казанской консерватории. Разработал теорию Текста национальной культуры, объясняющую развитие национального искусства в условиях современного мира. В качестве специалиста по национальным музыкальным культурам постоянно приглашается официальным оппонентом на защиты докторских и кандидатских диссертаций в Московскую консерваторию, РАМ им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания и др. научные центры страны. Работает в редколлегиях ведущих российских и международных журналов по музыкальной культуре и искусству. Осуществляет научное руководство диссертациями, выступает с лекциями и мастер-классами в музыкальных вузах России и Казахстана.

Выступления в качестве автора и исполнителя вступительного слова на спектаклях Международного оперного фестиваля им. Шаляпина, симфонических концертах Ф. Мансурова, В. Гергиева, А. Сладковского, В. Валитова и др. неоднократно отмечались в центральных и республиканских средствах массовой информации. Выступал в концертах в качестве клавесиниста (в том числе в ГБКЗ им. С. Сайдашева) и в фортепианном дуэте со своим сыном – лауреатом Международных конкурсов Д. Дулат-Алеевым».

Биография дает хорошее представление о разносторонности его занятий: он преподает, руководит кафедрой, дает добро выпускникам по специальности «Музыковедение» как председатель ГЭКа (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2010, 2011, 2012); пишет учебники для юных музыкантов, выступает в концертах, занимается активной организаторской работой в сфере музыкальной культуры (с 2015-го – арт-директор Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас»; автор и руководитель проекта «I Интернет-фестиваль музыкально-поэтического творчества «Моңлы сүзем» в рамках программы сохранения и развития татарского языка (2019); автор и руководитель проекта по созданию музыкально-информационного интернет-портала «Век татарской музыки – Татарстан ahәңнәре» (2020). Судя по биографии, ему удавалось и без ректорской должности существенно влиять на развитие консерватории. С его именем связаны открытие специальности «Этномузыкология», разработка и регистрация специализации «исследователь татарской музыки»; открытие первого в Поволжье диссертационного совета по искусствоведению при КГК, разработка концепций развития художественного образования и развития музыкального искусства в Республике Татарстан, разработка в составе рабочей группы УМО РФ государственных образовательных стандартов 2-го поколения для музыкальных специальностей.

Еще одна интересная биографическая подробность: он правнук татарского общественно-политического деятеля начала ХХ века Махмуда Дулат-Али, чьим именем названа одна из улиц Казани.

Время на раскачку, на привыкание к новым обязанностям Вадиму Робертовичу не дали. Вуз входит в весеннюю сессию. Сверху шлют огромное количество бумаг, и не всегда они касаются учебно-воспитательного процесса, но на каждую надо реагировать. Много посетителей, которые приходят не только поздравить, но и с деловыми вопросами. У оперной студии вечером 11 июня премьера музыкальной комедии «Хуҗа Насретдин» Джаудата Файзи на либретто Наки Исанбета на сцене театра имени К.Тинчурина. Как без ректора?

Новый хозяин ректорского кабинета уже знает,  что теперь у него нет времени даже на обед, не будет рабочего дня, гарантированного Трудовым кодексом.

Но начинает он не на пустом месте. Его предшественник сохранил многие традиции, заложенные первым ректором – Назибом Жигановым, открывшим новый вуз сразу после войны, творчески развил их с учетом нового времени. Он существенным образом укрепил материальную базу вуза, который сегодня занимает пять зданий, при поддержке руководства республики были проведены работы по реконструкции и техническому переоснащению главный учебный корпус на улице Большой Красной, лично принимал участие в преобразовании актового зала консерватории. Прежний, построенный в 1967 году, «пробивал» Назиб Жиганов, что было тогда непросто. Непросто было построить и новый зал, практически заново. Большой концертный зал в его сегодняшнем виде был открыт в 1996 году. В 1999 году в составе авторского коллектива ректор заслуженно получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства (Главная концертная сцена Казани).

Зато Рубин Кабирович Абдуллин теперь может не спешить.

Он отдал ректорским обязанностям столько, сколько положено, в прошлом году подвел итоги своей деятельности, выпустив книгу «Фантазии и фуги Рубина Абдуллина». Приведем цитату и из нее:

«Сегодня Рубин Кабирович олицетворяет руководителя одной из ведущих консерваторий России. Между Московской и Казанской консерваториями всегда существовала «кровная связь». Совместными усилиями осуществлено немало важнейших проектов. Примером может послужить проведённый в Казани Международный конгресс Общества теории музыки, в котором принял участие весь цвет научного сообщества. Казанская консерватория была представлена очень достойно.

Возвращаясь к будням, хочется подчеркнуть, что в наше непростое время в системе высшего образования очень многое будет зависеть от ректорского корпуса, и огромный опыт Рубина Кабировича необходим и востребован. Безусловно, это лидер, обладающий знаниями и волей; остроумный, чуткий и отзывчивый человек. Хочется пожелать долгих лет успешной плодотворной деятельности».

Этот фрагмент из текста А.С. Соколова, ректора Московской консерватории, говорит о многом, лишний раз подтверждая, что нет вузов столичных и региональных. Есть просто хорошие вузы.

Книга о Рубине Абдуллине (скорее это фотоальбом с небольшими текстами из самых разных источников: документов, публикаций в СМИ, мнения, написанные специально для этого издания) сверстана по новым законам полиграфии. Читателю не предлагают большие статьи и интервью, но благодаря продуманному пространственному размещению текстов и иллюстраций он много узнает и о Рубине Абдуллине, музыканте, ректоре, педагоге, и о Казанской консерватории, и о музыке вообще. И порой это будет информация, которая известна не всем. Профессор Абдуллин был организатором и художественным руководителем крупных творческих проектов: международного саммита преподавателей камерной музыки (Европейская ассоциация преподавателей камерной музыки – ЕСМТА), международных органных фестивалей, фестиваля «И.С. Бах», многих мероприятий регионального значения. 

В книге можно увидеть оригинальное родословное древо. Не семейное, творческое. На его ветках – фамилии музыкантов, которые оказали на Абдуллина влияние: это казанские педагоги Э.А. Монасзон, Н.И. Оксентян, московский профессор Л.И. Ройзман, великие предшественники: Н.Г. Рубинштейн, Г.Г. Нейгауз, Н.А. Римский-Корсаков, Л. ван Бетховен, И.С. Бах и многие другие. Еще Рубин Кабирович называет Назиба Жиганова и Натана Рахлина.

Естественно, много в книге об органе. Оказывается, при активном участии Абдуллина установлены органы во многих городах России. Впечатляет число учеников Рубина Кабировича: 24 выпускника по специальности «фортепиано», 48 – по специальности «орган», в том числе 22 – аспиранты, магистры, ассистенты-стажеры, Они живут и работают в 17-ти российских городах и 5-и странах мира: Австрии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии. Так что организаторы фестиваля органной музыки в 2020 году, посвященного юбилею Маэстро, ничуть не погрешили против истины,  назвав его «Рубиновые звёзды».

 В далеком 1988 году, войдя в ректорский кабинет, Рубин Кабирович наверняка чувствовал себя неуверенно, но ему было на что опереться. Теперь он сам оставляет большое наследство своему предшественнику, кем бы он ни был. В этой связи можно воспринять как дружеское напутствие слова профессора Абдуллина на странице 52:

«Консерваторию я воспринимаю как цветущее древо творчества, пристанище избранных». «Все, кого она объединяет под своей крышей, – талантливые, неординарно мыслящие люди. Они слышат мир совершенно иначе…».

Перемена первого лица – серьезное испытание для любого коллектива. Для творческого особенно. События развиваются так, что Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова может миновать этот рубеж без больших осложнений.

Фото с сайта Казанской консерватории

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского