Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фестиваль мусульманского кино в Казани в 17 раз

С 5 по 10 сентября проходил XVII Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). На этот раз онлайн, хотя и с ковидными ограничениями.

Церемония открытия фестиваля проходила в Ратуше 5 сентября, закрытие – в КРК «Пирамида» 10 сентября. На фестиваль приезжали известные российские актеры Александр Носик, Татьяна Абрамова и Евгения Розанова. По красной дорожке фестиваля прошли  заслуженная артистка России, актриса Ольга Кабо и известный турецкий актер Али Бурак Джейлан. Главными площадками фестиваля стали кинотеатры «Родина» и «Мир».

«Казанские истории», аккредитованные на фестивале, рассказывают о нем в двух публикациях – обзорах, сделанных на основе пресс-релизов с сайта фестиваля. Впечатлениями поделилась известный казанский журналист Людмила Колесникова. Отдельная публикация посвящена Наталье Топал, фильм которой «Будьте же счастливы» получил награду за лучший документальный национальный фильм.

 Эльчин Мусаоглу: «Важна честность»

В составе жюри Казанского фестиваля были директор кинофестиваля в Касабланке, кинокритик Жером Аммади (Марокко), директор Фестиваля арабского кино в Гетеборге, член Ассоциации шведских писателей, режиссер Фаджр Якуб (Швеция), кинорежиссер, технический директор Международного фестиваля средиземноморского кино в Тунисе Алмохаммад Кальсом (Сирия), поэт, переводчик, кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель Казахстана Бахыт Каирбеков (Казахстан), кинокритик, сценарист, исполнительный директор группы компаний GN Interpartners Валерия Байкеева (Россия).

Председатель жюри – азербайджанский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер Эльчин Мусаоглу наиболее известен своим фильмом «40-я дверь», титулованным на кинофестивалях в Америке, Азербайджане, Германии, Черногории и Казахстане, а также кинолентой «Набат», номинантом Венецианского кинофестиваля и «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм».

Фестиваль по традиции начался с пресс-конференции с членами жюри. Она   состоялась в пресс-центре кинофорума в отеле «Ногай» 5 сентября. Во встрече с журналистами, помимо председателя жюри, приняли участие кинорежиссер, технический директор Международного фестиваля средиземноморского кино в Тунисе Алмохаммад Кальсом (Сирия), кино- и телережиссер, сценарист Камал Сваруп (Индия), кинокритик, сценарист, исполнительный директор группы компаний GN Interpartners Валерия Байкеева (Россия), а также поэт, писатель, журналист, сценарист Ашраф Дали (Египет).

Как сообщил журналистам Эльчин Мусаоглу, эксперты разделились на две подгруппы: одни оценивали художественные, другие  – документальные фильмы. «Самое трудное – это определение истины, определение тех, кто достоин приза. Важно не ущемлять права творческих людей. Важна честность», – подчеркнул председатель жюри, говоря об основных критериях отбора.

Эльчин Мусаоглу напомнил, что представлял свою картину в конкурсной программе Казанского кинофестиваля в 2009 году. Месяц назад он окончил работу над новым художественным фильмом и, по выражению режиссера, страшно устал. «В Казань я приехал немного отдохнуть и посмотреть конкурсные фильмы. Я верю в то, что когда мы смотрим фильмы, мы меняемся, становимся немного другими», – признался он.

Председатель жюри  рассказал, что успел посмотреть некоторые работы в специальной номинации «Национальный конкурс», где представлено 10 татарстанских фильмов. Председатель жюри не стал указывать их название, но отметил, что был среди них фильм, который за полтора часа дал ему больше информации о Татарстане и татарах, чем курс истории. «Я многое понял про моих тюркских братьях, про то, что они думают, как живут. Так что в «Национальном конкурсе» хорошие фильмы есть. Их всех объединяет национальная идентичность. В них много говорят на татарском. Мне нравится, когда люди говорят на языке, на котором мать пела им колыбельные песни», – заявил он.

Еще один член жюри – Алмохаммад Кальсом из Сирии – отметил, что рад вновь вернуться на Казанский кинофестиваль.

Ранее он приезжал в Казань в статусе участника, а в нынешнем году – впервые как член жюри. «Этот кинофестиваль для тех, кто любит кино, этот интересный мир. Здесь мне дают шанс увидеть друзей, людей, которые любят кино, снимают свое кино, – заявил он. – Когда мы собираемся в Казани, на этом кинофестивале, здесь возникают особые ощущения, своя атмосфера».

Представительница России в составе жюри Валерия Байкеева призналась, что оценивает киноработы с точки зрения милосердия. «Оценки я привыкла ставить простым образом: если бьет в сердце – я ставлю, если не бьет – не ставлю», – раскрыла она свой способ судейства.

Ашраф Дали из Египта знаком с Татарстаном не понаслышке. Он перевел два произведения татарского народного поэта Габдуллы Тукая и опубликовал их за свой счет.  Он впервые участвует в фестивале в качестве члена жюри. На многих других работал в качестве журналиста. За казанским фестивалем следил с первого года, писал про фестивальные фильмы.

Оргкомитет зарегистрировал 584 заявок из 45 стран мира. В конкурсную программу вошли 50 фильмов. На фестивале были представлены фильмы из России, Франции, Испании, Китая, Турции, Ирана, Бельгии, Японии, Израиля, Боснии и Герцеговины, Пакистана, Малайзии, Туниса, Болгарии, Катара, Кувейта, Эстонии, Бангладеш и Алжира, а также государств бывшего СССР: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана. Как всегда, щироко было представлено творчество кинематографистов нашей республики.

Конкурсная программа традиционно включала четыре основных номинации – полнометражное игровое, полнометражное документальное кино, короткометражное игровое, короткометражное документальное кино, а также номинацию «Национальный конкурс» (фильмы татарстанских режиссеров о Татарстане).  

По словам Гульнары Абикеевой, члены отборочной комиссии работали онлайн, и для нее это было первым подобным опытом. «Из-за того, что это уже 17-й по счету фестиваль, который пользуется авторитетом в мусульманском регионе, мы получили очень много заявок. Я удивилась, когда только полнометражных игровых картин поступило почти 170! Поначалу я даже растерялась, как все это посмотреть. Но в задачу членов отборочной комиссии входить не только отбирать, но и рекомендовать – много картин посоветовали коллеги по комиссии. Окончательное решение принималось коллегиально, после обсуждения в Zoom. Лично я май-июнь не спала, я смотрела кино», – отметила она.

По мнению председателя отборочной комиссии, 50 фильмов в конкурсной программе – хороший лимит. Однако всегда есть фильмы, остающиеся за бортом. «Когда приходится объяснять, почему картина не попала в конкурсную программу, – это всегда непросто. Сказать творцу, что у него плохая картина просто невозможно. Да и вообще я считаю, что нет откровенно плохих картин. Есть просто более или менее профессиональные, более и менее коммерческие. Что мне очень нравится в программе Казанского кинофестиваля – все достойное нашло свое место. А достаточно большой набор внеконкурсных программ позволил оставить много картин в программе фестиваля», – подчеркнула Гульнара Абикеева.

Она также призналась, что в этом году ее особо поразили картины из Азербайджана, поступившие на отбор. Она назвала эту тенденцию абсолютным подъемом азербайджанского кино, которое получает международное признание. Главу комиссии порадовала и тенденция, согласно которой на Казанском кинофестивале представлена обширная международная программа, а, с другой стороны – Казань объединяет под свое крыло, патронирует региональное кино России.

Член отборочной комиссия, доктор философии и искусствоведения, киновед, автор статей и публикаций о культуре и кино Центральной Азии и Турции, член жюри и отборочных комиссий различных международных кинофестивалей, генеральный директор агентства «Евразия Глобал Коннектинг» (Германия) Светлана Слапке выразила убежденность, что Казанским кинофестивалем можно по праву гордиться. «Когда я говорю об этом кинофоруме с коллегами, то слышу: «Да, это единственный фестиваль, который заинтересован в разнообразном мусульманском кино. Он отражает все аспекты мусульманской жизни под гуманистическим призывом. Лет через 10 Казанский кинофестиваль, может быть, получит высочайшую квалификацию и международного немусульманского сообщества», – сказала она.

Как отметила член отборочной комиссии, историк, культуролог, директор Нового института культурологии, научный сотрудник ВГИКа Нина Кочеляева, в этом году был концептуально изменен подход к формированию всех конкурсных программ. «Мы решили, что в каждом конкурсе должна быть обязательно представлена одна российская и одна татарстанская картина», – пояснила она.

При этом объем заявок, приходящих на Казанский кинофестиваль она сравнила буквально с цунами. «Есть заявки, поступающие самоходом – их авторы сами подписывают.

Снято в Татарстане

В конкурсную программу XVII Казанского международного фестиваля мусульманского кино вошли 14 картин татарстанских режиссеров. В основной номинации «Игровой полнометражный фильм» была представлена картина татарстанского режиссера Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?». («Живы ли вы?»). Сценарий написан драматургом Мансуром Гилязовым, сыном народного писателя республики Аяза Гилязова.

В номинацию «Игровые короткометражные фильмы» вошел татарстанский фильм «Бойцовская рыбка» уроженца Алексеевского района республики Сергея Батаева. В основе сюжета лежат отношения взрослых и детей, показанные на примере одной семьи. По словам кинематографиста, это реальная история, часть его детства.

В номинации «Документальные полнометражные фильмы» за победу боролась картина татарстанского режиссера Алмаза Нургалиева «Җиде утрау арасында/Между семью островами».

В номинации «Короткометражные документальные фильмы» была представлена лента под говорящим названием «Берүзе» («Один») режиссера из Татарстана Булата Минкина. Эта короткометражка рассказывает о человеке, который 18 лет провел в одиночной тюремной камере.

В специальной номинации «Национальный конкурс» было представлено 10 татарстанских фильмов.

Как всегда, большое количество лент татарстанских авторов было показаны в рамках внеконкурсных секций фестиваля: «Казанские премьеры», «Казанский государственный институт культуры представляет», «Транзит Москва-Казань», «Милли мультFest». По словам Нины Кочеляевой, именно она предложила концепцию национального конкурса и немного «дерзко предлагала и составляла эту программу». «Мы миксовали разные жанры и постарались показать все разнообразие, которое можно отыскать и выразить в разных жанрах», – подчеркнула она.

Она назвала большой удачей  новый фильм Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?»: «Мы долго искали и ждали хорошую татарстанскую картину для конкурса, и она была сделана. Ягафаров прекрасно конкурирует с иностранными коллегами, крупными режиссерами». Работу Ягафарова выделила и председатель отборочной комиссии КМФМК-2021 Гульнара Абикеева. По ее словам, она была бы рада появлению такой картины в Казахстане и двумя руками голосовала бы за нее. «К сожалению, пока у нас нет такой картины, которая бы показала национальную идентичность в плане рода. А здесь показана жизнь клана, причем, непростая», – отметила она.

По мнению Гульнары Абикеевой, тема ислама в мировом кинематографе носит в основном конфликтный характер. «Когда я начинала работать на Казанском кинофестивале, меня волновало, как будет представлена тема ислама. И большим удивлением для меня стала картина «Прохлада глаз» (Айнура Зиннатова). Это удивительный пример ненавязчивого присутствия ислама в нашем кино», – отметила она.

Не радует председателя отборочной комиссии тенденция скептического отношения к национальному кино. При этом такое повсеместно наблюдается и в Татарстане, и в Казахстане. «Часто встречается отношение, что российское кино в целом хорошее, американское и европейское еще лучше, а наше местное – не очень. Главная задача фестиваля – чтобы у своего зрителя переломить отношение к своему кино. В этой связи для меня стала удивлением национальная программа. Тем более ранее, в широком прокате, на фестивалях я ранее не видела татарское кино, – сказала она. – Если кинофестиваль будет правильно выполнять свои задачи, миру должно стать известно об этом кино. И местные молодые ребята должны обрести крылья и понять, что могут конкурировать».

Помимо уже названных татарстанских картин, председатель отборочной комиссии отметила короткометражку «Бойцовская рыбка» Сергея Батаева. По мнению Гульнары Абикеевой, режиссер продемонстрировал хороший уровень, и от него вскоре можно будет ожидать уже полного метра.

В свою очередь Светлана Слапке, присутствовавшая еще на первых кинофестивалях мусульманского кино в Казани, признала, что тогда местный кинопродукт был сыроватым. «Я поражена, что за эти годы количество перешло в такое качество, которым можно гордиться. Особенно поразил меня документальный конкурс – у нас были муки выбора между хорошими и очень хорошими картинами. А фильм «Между семью островами» для меня стал просто картиной-потрясением. Даже не верится, что он снят здесь».

6 сентября в кинотеатре «Мир» была представлена программа «Казанский государственный институт культуры представляет», в которую вошли несколько дипломных фильмов студентов вуза. Почетным гостем стал известный татарстанский кинематографист – Салават Юзеев, который поделился со зрителями, среди которых было много студентов первых курсов Казанского государственного института культуры, своим профессиональным мнением.

6 сентября в кинотеатре «Мир» состоялась презентация фильма «Тарлан». Публике показали пару минут из картины, снятого по повести Галимджана Ибрагимова «Алмачуар». Несмотря на тесные связи между Татарстаном и Казахстаном, это первая в истории кинематографа совместная работа двух стран. Специально для такого события на фестиваль приехала продюсер картины Алмагуль Тлеуханова.

– Мы познакомились с Алмагуль на фестивале «Евразия» в Казахстане, где я была членом жюри, а Тлеуханова – гостем форума, – рассказала директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. – В то время у нас впервые проводился питчинг проектов в рамках фестиваля мусульманского кино, и мы предложили продюсеру сделать совместную картину по сценарию произведения Галимджана Ибрагимова. Вторым этапом стал питчинг в Казахстане. И несмотря на то, что на финансирование ко-продукции претендовало около 20 проектов из разных стран, казахи выбрали нас.

Оказалось, произведение «Алмачуар» легло в основу научной деятельности Алмагуль Тлеухановой. Будучи студенткой, в далеком 1987 году, она приезжала в Казань для участия в научной конференции с докладом про творчество Галимджана Ибрагимова.

По словам продюсера, это не экранизация рассказа, фильм снят по мотивам «Алмачуар». А название «Тарлан» попросили придумать прокатчики. Для них важно, чтобы «имя» фильма можно было произнести на разных языках. Сам рассказ был написан в 30-х годах прошлого века. Но творческой группе показалось, что прошлое, хоть и не настолько давнее, не настолько будет интересно молодежи, нежели современная реальность. Поэтому в кадрах можно увидеть и сотовые телефоны, и услышать современную речь. Эта история о подростке, о восстановлении личности. В произведении повествование о дружбе ребенка и коня. Они вместе растут и входят во взрослую жизнь.

– В этом есть какая-то прелесть, когда произведение татарского писателя интерпретирует другой народ, – заметила Миляуша Айтуганова. – Мы планируем сделать фильм на пяти языках – русском, татарском, казахском, турецком и английском, чтобы «Тарлан» показать всему тюркскому миру.

Премьера запланирована на конец года, но прокат намечен на будущую весну или лето.

8 сентября в пресс-центре состоялась пресс-конференция с участниками номинации «Национальный конкурс». Показы фильмов прошли 9 сентября в кинотеатре «Родина». Зрители смогли оценить фильм «Махом» режиссера Лейлы Салахетдиновой, «Прохладу глаз» Айнура Зиннатова, «Айрат значит удивительный» Галиябану Бахтияровой, киноленту Натальи Топал «Будьте же счастливы», фильм Амира Галиаскарова «Последние на деревне», заявленный Сергеем Киатровым мультфильм «Шаман», картину «Меня ждут дома» режиссера Александра Далматова, «В лес за осиной» режиссера Елены Ермолиной, а также киноленту «Юха» Тани Черногузовой и «Нулевые» Оксаны Синчуговой.

Каждую киноработу представляла их съемочная группа. После просмотра представители конкурсных фильмов рассказали об историях создания картин, пообщались со зрителями, ответили на их вопросы и получили от них обратную связь.

Фестиваль – это не только конкурс

В рамках внеконкурсной программы КМФМК по традиции показываются фильмы режиссеров стран Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». В 2021 году были представлены секции «Тюркский мир», «Кино Южной Азии», «Ислам в России», «Победители XVI КМФМК», фильмы фестивалей-партнеров КМФМК, «Казанские премьеры», «Казанский государственный институт культуры представляет», «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения представляет», «Транзит Москва-Казань», «Ракурс: кино Афганистана», «Особое событие фестиваля», «К 200-летию со дня рождения Федора Достоевского» и «Милли мультFest».

Впервые в рамках Казанского кинофестиваля состоялся региональный кинорынок. Он проходил  7 сентября в концертном зале института культуры. Сюда были приглашены независимые кинематографисты, режиссеры, дистрибьютерские компании, которые интересуются региональными фильмами. В столице Татарстана собрались представители активных российских регионов в плане кинематографии – Москвы, Башкортостана, Якутии, Бурятии, Калининграда, Санкт-Петербурга, Ростовской и Смоленской областей, а также телеканалов и онлайн-кинотеатров. Фактически, кинорынок – это деловая выставка-ярмарка, где предметом презентации является кинопродукция. Сверхзадача дирекции КМФМК – создание каталога региональных фильмов, с помощью которого любой кинотеатр с собственной программой смог бы взять картины для проката.

В рамках фестиваля состоялся питчинг кинопроектов. Статус питчинга – международный, заявки на участие могли подавать и кинематографисты других стран. Основная задача – стимулирование развития совместного с Татарстаном производства кино в регионах России, в том числе с участием зарубежных стран, открытие новых имен в кинематографическом мире, презентация новых проектов. В шорт-лист питчинга попали 14 работ. Призовой фонд победителя составлял 500 тысяч рублей.

Экспертный совет оценивал работы в категории «Игровое полнометражное кино». Публичная защита кинопроектов состоялась 8 сентября в  институте культуры. В рамках питчинга для участников была подготовлена образовательная программа, мастер-классы от представителей экспертного совета и тренинги.

7 сентября в рамках фестиваля во внутреннем дворике Национального музея РТ состоялся специальный проект «Кино и музыка». В open air-программе зрителей ожидали концерт, показ фрагментов фильмов кинофорума, а также киновикторины. На мероприятии выступали этно-группа «Риваять», ансамбль баянистов под управлением Наиля Сагдиева, солистки скрипичного дуэта Эли Игламовой «MisStereo» и дуэт известных актеров театра и кино Резеды Саляховой и Артема Пискунова. Отдельный перформанс представил хедлайнер проекта – духовая банда Just Brass.

Творческие встречи, презентации, дискуссии

5 сентября прошла творческая встреча с народным артистом РТ, депутатом Государственного Совета РТ, членом Комиссии при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка, художественным руководителем и председателем жюри республиканского детского кинофестиваля «Милли мультFest» Рамилем Тухватуллиным. Она состоялась в кинотеатре «Мир» и собрала юных зрителей и их родителей, которые увидели альманах детского фестиваля.  

«Милли мультFest» открыл новые таланты, дал участникам повод развиваться, участвовать в мастер-классах, показывать свои работы публике. Согласитесь, для начинающих кинематографистов и аниматоров шанс показа своей работы на большом экране кинотеатра – это довольно значимое событие, это путь, к которому стремится каждый из них, – отметил Рамиль Тухватуллин. – На кинофестиваль было принято 389 заявок. Надеюсь, что «Милли мультFest» поможет в решении кадровой политики в области кинематографии и анимационного производства».

5 сентября в кинотеатре «Мир» в рамках внеконкурсной программы «Казанские премьеры» зрителям продемонстрировали новый мультфильм «Кот казанский» на татарском языке, снятый по оригинальному сценарию Даниила Файзрахманова. Он же стал режиссером и одним из аниматоров проекта.

«Кот Казанский» – это история, основанная на реальных событиях, произошедших в России в середине 18-го века, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловли мышей» в Зимний дворец. Автору хотелось показать историю одного из символов столицы Татарстана. Как оказалось, ни в кино, ни в анимации ее никто так и не воссоздал до этого. Поэтому у Файзрахманова был огромный простор для творчества. В итоге, получилась отличная новогодняя история, рассказанная современным языком. Публике в зале, судя по отзывам, мультфильм понравился, и они пожелали анимационной студии «FILMFAY» дорасти до высот Уолта Диснея. По словам режиссера проекта, вполне возможно, что главную роль в «Коте казанском» на русском языке озвучит российский актер Константин Хабенский. Сейчас студия «FILMFAY» работает над новыми разнообразными проектами. В нее портфолио есть как пластилиновая, так и качественная 2D анимация в различных стилях и техниках.

Режиссер не смог прийти на творческую встречу, вместо него с публикой общался главный аниматор проекта Иван Королев.

5 сентября состоялся показ фильма «Дни и века Чингиза Айтматова», который раскрывает мало известные детали биографии писателя Чингиза Айтматова. На вопросы зрителей ответил режиссер картины Григорий Нахапетов. Картина была предложена отборочной комиссией и поддержана Духовным управлением мусульман РТ. Это уникальный для фестиваля опыт, когда главным событием открытия фестиваля является не игровой художественный фильм, а документальный. В работе поднимается тема ответственности ведущих деятелей политики, науки и культуры за судьбоносные процессы, происходящие в мире, и о необходимости диалога между Востоком и Западом. Впервые Айтматов заговорил об этом  на Иссыккульском форуме в 1986 году, но тема актуальна и сегодня.

– Мы пытались показать Айтматова не как человека – памятник, а как обычного гражданина своего времени, который где-то ошибался, что-то делал не так, но все равно остался великим, – признается режиссер Григорий Нахапетов. – Надеюсь, что зрители после просмотра нашего фильма еще больше увлекутся творчеством писателя. Это для нас действительно важно. И отрадно, что премьера фильма состоялась здесь, в Татарстане.

По словам Нахапетова, он с командой предложили Чингизу Торекуловичу снять документальный фильм про него. В замысле была задача сравнить Айтматова с Чингисханом и Тамерланом, поскольку человек с пером смог завоевать больше людей и сердец, чем эти полководцы. Мудрый писатель согласился, но предложил другой ход, создать картину об Иссыкульском форуме. Это его детище, но о событии, к сожалению, говорили не так много.Но, к сожалению, жизнь гения неожиданно оборвалась, и идею по разным обстоятельствам пришлось забросить. Однако в 2019 году Нахапетов решил вернуться к документальной истории.

В фильме показано много людей, которые так или иначе были связаны с Айтматовым. Среди них Минтимер Шаймиев, который рассказывает об их последней трагической встрече. Писатель приехал в Татарстан, чтобы посетить родину своей матери Нагимы, которая проживала в Кукморе. Но накануне ему стало плохо. На санитарном самолете его вывезли в Москву, но спасти не смогли.

Свою творческую встречу с казанцами 6 сентября российский актер театра и кино, телеведущий Александр Носик назвал «Пора подумать о душе» и наполнил свое общение с поклонниками отрывками из известных стихотворных произведений. Он начал ее с шутки: «Первый день, первая творческая встреча кинофестиваля. Я понял, что чувствую себя как в старые студенческие времена – я на разогреве». Как признался актер, творческие встречи один на один со зрителем – всегда безумно волнительны и трудны. «Мне бы играть неврастеников, психов, а я все бегаю с автоматом. Но на творческих встречах ты можешь работать с материалом, который тебе нравится», – заявил он.

Фото Розы Садиевой

Говоря о формате своей творческой встречи, он пояснил, почему назвал его «Пора подумать о душе». По словам актера, необходимо жить в гармонии с самим собой, и весь свой творческий путь он находится в процессе поиска. На протяжении всей встречи Александр Носик читал стихи о любви, войне, детстве, маме и других не теряющихся актуальности темах. Звучали стихи Иосифа Бродского, Леонида Филатова, Алексея Фатьянова, Раисы Котовской и других авторов. Одно из стихотворных произведений как раз и называлось «Пора подумать о душе».

Актер много шутил на протяжении всей встречи. Он признался, что должен был сегодня не только читать стихи, но еще и петь. Однако проблемы со звуком не позволили сделать этого. «Я должен был еще петь, но вам повезло, – пошутил Александр Носик. – Я безумно хотел петь всю жизнь, но у меня была раскоординация между слухом и голосом. Но я нашел своего педагога, которая занимается со мной около 15 лет. Я не стал безумным вокалистом, но запел. Иногда даже получается хорошо – когда порепетирую». Но в итоге по просьбам поклонников Александр Носик все же спел a capella.

По словам Александра Носика, он, выросший в актерской семье, никогда не мечтал быть актером и хотел выучиться на экономиста. «Я всегда пытался уйти от актерства, потому что видел, что легко подняться на Олимп, но еще легче спуститься с него. Актерство – профессия очень рискованная, ты зависим от любви людей к себе, работодателей, – отметил актер. – Актер должен быть человеком безмерной воли – мы создаем иллюзию, поверив в нее. Это очень волевая профессия крайне честолюбивых людей с болезненной реакцией на все. Актеры обычно безмерные эгоисты».

Под занавес встречи исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова призналась, что встреча ей очень понравилась, у нее несколько раз во время встречи подступил комок к горлу. Она выразила мнение всех присутствующих на встрече, поддержавших ее слова аплодисментами. Александр Носик получил в подарок  национальный татарский головной убор – тюбетейку, которую  тут же примерил.

В этот же день со зрителями встречалась популярнаяактриса театра и кино, певица, телеведущая Татьяна Абрамова. В ходе встречи ответы на вопросы актриса чередовала с исполнением музыкальных произведений, таким образом, устроив своеобразный мини-концерт.

Фото Розы Садиевой

Татьяна Абрамова рассказала, что все сыгранные ей героини и роли для нее родные и любимые. «Мне всегда интересно сыграть то, что я еще до этого не играла. Мне всегда предлагают играть положительную героиню. Один раз – в «Уравнении со всеми известными» – я сыграла врача, очень отрицательного персонажа. И с каким удовольствием я это делала! «Всегда интересно сделать что-то неординарное для себя. В любом отрицательном ты всегда ищешь положительное. Плохих людей не бывает, их просто кто-то обидел», – убеждена она.

По словам Татьяны Абрамовой, несмотря на свое режиссерское образование, она пока не реализовала себя в этом амплуа из-за актерской загруженности и необходимости быть рядом со своими детьми. «Сейчас детки подросли и я думаю, начну что-то снимать сама», – сказала она.

Актриса убеждена, что первоначальное задача кинематографа – заниматься духовным воспитанием личности. «Самое важное – когда зритель, уходя из кинотеатра, продолжает размышлять, когда фильм дает ему духовную работу. Именно ради сочувствия и должно работать киноискусство. Самое главное – когда фильм заставляет не только думать, но и сопереживать, и носить в себе это ощущение еще долгое время», – убеждена она.

6 сентября  состоялся показ фильма «Тропа братства». Фильм известного советского и российского режиссера-документалиста Вахтанга Микаладзе был представлен в рамках секции «Особое событие». Он повествует о взаимопомощи и консолидации вайнахского народа в 1940-х и 1990-х годах. Картина входит в цикл фильмов Микаладзе «Славные сыны Кавказа». Ее на Казанском кинофестивале представил один из соавторов Сандро Андроникашвили и исполнитель главной роли Амир Хашиев. Он отметил, что адресовал свой фильм молодежи, будущим поколениям, которые не застали переломные для Кавказа моменты. По его мнению, каждый из ингушей, чеченцев должен знать свою историю, обязан помнить и о хорошем, и о плохом, потому, и это должно определять поступки людей сегодня.

– Один фильм никак не может передать то, через что мне пришлось пройти. Я понимал, что чеченский народ был обвешан ярлыками. Поэтому мне хотелось показать другую Чечню – ту, которая подарила миру великих деятелей и творцов. Моей целью стал пусть небольшой, но вклад в спасение имени этого великого доброго народа, – подчеркнул Амир Хашиев.

Показ 8 сентября в кинотеатре «Алмаз Синема Родина» картины татарстанского режиссера Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?» («Живы ли вы?»), которая представлена в основной номинации XVII фестиваля «Игровой полнометражный фильм», вызвала повышенный интерес. В зале не было ни одного свободного места. Во время творческой встречи многие говорили слова благодарности, кто-то, наоборот, выражал несогласие с определенными моментами. На творческую встречу пришли режиссер Ильдар Ягафаров, сценарист Мансур Гилязов, актриса Зульфия Валеева и звукорежиссер Игорь Сиденко.

По словам Ильдара Ягафарова, основные съемки прошли в Заинском и Сармановском районах, в Казани и Набережных Челнах: «Мы старались, чтобы весь Татарстан участвовал. В фильме участвовали актеры 7-8 национальных театров как Татарстана, так и Башкортостана. Снимали фильм 3 года, пандемия внесла свои коррективы».

 «Мы провели колоссальную работу: благодаря Игорю Сиденко сделали картину с живым звуком, отказались от переозвучки. Важно отметить, что это уровень европейской работы – абсолютно живая речь. Если бы мы переозвучивали, все было бы наигранно. Великолепно сработал композитор: не наслаждался своей музыкой, а работал на актера», – отметил режиссер.

Пришел на показ народный артист Азербайджана, режиссер Видади Гасанов,  так как был наслышан о фильме: «Я думаю, мы сегодня увидели историю не только семьи Исламовых, а всего тюркского мира. Со словом: «Исэнмесез?» можно обращаться не только к татарам, но ко всему тюркскому народу. Самое главное в этой картине это то, что она рассказывает историю одной семьи. В этой лаконичности и есть обобщённость».

Часть снимков с сайта Казанского фестиваля мусульманского кино https://kazan-mfmk.com/

 

Читайте в «Казанских историях»:

В сентябре в Казани все разговаривают на одном языке – на языке кино

Людмила Колесникова: На мусульманский кинофестиваль казанцы ходили, как на работу

 

  НАША СПРАВКА

Казанский международный фестиваль мусульманского кино проходит в столице Татарстана с 2005 года. Учредители: Министерство культуры РТ, Совет муфтиев России, Мэрия Казани. Фестиваль проводится при поддержке Президента РТ Р.Н.Минниханова и в партнерстве с группой стратегического видения «Россия – исламский мир».

Девиз форума – «Через диалог культур – к культуре диалога». Целями фестиваля являются: обмен опытом деятелей культуры и искусства России, стран ближнего и дальнего зарубежья; показ творческих достижений кинематографистов, создающих фильмы, популяризирующие общечеловеческие духовно-нравственные и культурные ценности; создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах. В программу фестиваля отбираются фильмы отечественного и мирового кинематографа, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора.

За время существования фестиваль приобрел статус престижного форума кинематографистов, стал неотъемлемым атрибутом культурной жизни Казани, мероприятием, способствующим укреплению имиджа Казани как культурной столицы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить