Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Сентябрь 2021 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
  • 1960 – Премьера оперы «Джалиль» состоялась в Чехословакии, на сцене Пражского национального театра. Композитор Н. Жиганов присутствовал на двух премьерных спектаклях

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

То, что победу отдали фильму «18 килогерц», поднимает фестиваль на более высокий уровень

13 и 14 сентября журналистам рассказали об итогах XVII Казанского фестиваля мусульманского кино.

13 сентября с журналистами общались председатель жюри, азербайджанский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, соучредитель Общества для содействия разработке документальных фильмов и авторских программ Эльчин Мусаоглу, кинокритик, сценарист, преподаватель Высшей школы кино «Арка» при Высшей школе экономики, преподаватель направления «маркетинг» в Московском международном университете, член жюри фестиваля Валерия Байкеева (Россия), исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова а также режиссер фильма «18 килогерц», завоевавший Гран-при Казанского кинофорума – Фархат Шарипов.

На церемонии закрытия Казанского кинофестиваля Эльчин Мусаоглу подчеркнул, что в этом году в конкурсной программе кинофорума было представлено много фильмов, которые затрагивают темы, испокон веков беспокоящие всех людей мира. Один из них – победитель XVII КМФМК «18 килогерц» режиссера Фархата Шарипова (Казахстан). Представляя победителя, председатель жюри отметил: «Настоящее искусство отличается от неискусства одним словом – сердце. Мы иногда обходим это, но молодые сразу чувствуют фальшь. Нам до сих пор надо ответить на вопрос: «Легко ли быть молодым?». Фархат Шарипов пытался ответить на этот вопрос».

Фильм «18 килогерц», помимо главного приза ХVII Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино - Гран-при за лучший полнометражный игровой фильм, был удостоен награды за операторскую работу.

На авторитетном сайте kinopoisk.ru встречаются несколько отзывов на фильм 18 килогерц», причем, оценки ниже 8 из 10 у картины нет. В частности, критик Юрий Володарский, отдавший фильму 9 из 10 баллов, отмечает, что начинал смотреть «18 килогерц» с определенными ожиданиями. «В 2019 году, как киножурналисту, мне повезло посмотреть всю фестивальную программу Московского международного кинофестиваля, где Гран-при получил Фархат Шарипов с фильмом «Тренинг личностного роста». И я надеялся, что следующий его фильм окажется не хуже предыдущего. Что ж, мои ожидания более чем оправдались», - пишет он.

Володарский признается, что при просмотре «18 килогерц» приходится напоминать себе о том, что фильм не документальный. «И дело не в каких-то особенностях съемки или монтажа, нет. Просто все происходящее очень реалистично, буднично и знакомо человеку, жившему на постсоветском пространстве в конце 20-го и начале 21-го веков. На экране мы видим не историю в голом расчищенном пространстве, а живой плотный фон, саму жизнь, в которой происходит множество историй, просто одна из них чуть более других выдвинута режиссером на первый план», - считает он. Отдает должное Володарский и актерским работам, а также музыкальному сопровождению картины. «18 килогерц – это частота недоступная слуху взрослого человека, но можно научиться слушать друг друга сердцем», - резюмирует он.

Эмоциональный удар, который члены жюри получили от фильма «18 килогерц» из Казахстана, завоевавшего Гран-при фестиваля, был огромным. Эта картина – абсолютно свежая, без всякой вторичности, – обязательно войдет в историю, считает член жюри Казанского кинофорума, кинокритик, сценарист, исполнительный директор группы компаний GN Interpartners Валерия Байкеева.

14 сентября в общении с журналистами также приняли участие в режиме онлайн председатель жюри фестиваля, азербайджанский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, соучредитель Общества для содействия в разработке документальных фильмов и авторских программ Эльчин Мусаоглу, член жюри, кинорежиссер, технический директор Международного фестиваля средиземноморского кино в Тунисе Алмохаммад Кальсом (Сирия) и режиссер фильма «18 килогерц», сценарист, продюсер и актер Фархат Шарипов.

Миляуша Айтуганова привела такие цифры: всего за время кинофорума-2021 на различных площадках было показано 113 фильмов. В фестивале приняли участие более 1000 кинематографистов (без учета зрителей). «Несмотря на пандемийное время, гостей было много», – подчеркнула она.

Переходя к победителю Казанского кинофестиваля – фильму «18 килогерц» режиссера Фархата Шарипова, Миляуша Айтуганова отметила, что казахстанский кинематограф традиционно представлен на Казанском кинофестивале, и не только в этом году. Были годы, когда казахстанские режиссеры уже брали призы КМФМК. «Фархат – это очень продвинутый казахстанский режиссер», – подчеркнула она и поздравила Шарипова с заслуженной победой.

Картина «18 килогерц», снятая по повести «Хардкор» Зары Есенаман, вышла в казахстанский прокат в феврале 2021 года. 18 килогерц – это частота звука, которую не слышат взрослые. Фильм рассказывает о реалиях, которые происходили с подростками в Казахстане в конце девяностых во время героинового бума в Алматы. Казанский кинофестиваль – не единственный кинофорум, по достоинству оценивший остросоциальную работу Фархата Шарипова. В прошлом году фильм «18 килогерц» получил Гран-при 36-го Варшавского международного кинофестиваля. Позже фильм был признан лучшим на 30-м Международном кинофестивале в Котбусе (Германия) (удостоен приза за лучший молодежный фильм).

Фархат Шарипов признался, что абсолютно не ожидал, что его работа завоюет Гран-при Казанского кинофорума. «Большое спасибо жюри за внимание к фильму. К сожалению, мне не удалось приехать в Казань лично, я занят на съемках. Мы заканчиваем работу над очередным фильмом. И новость, что мы взяли Гран-при, пришла ночью, очень неожиданно, – рассказал режиссер. – У меня был отключен телефон, я находился на площадке. И только когда я включил телефон, то увидел, что мы победили. Это было приятно и стимулировало на дальнейшую работу».

По признанию Фархата Шарипова, у фильма «18 килогерц» было много вариантов концовки. «Проблема, к которой фильм обращен, не имеет ни завершения, ни логического объяснения. Фильм давался очень сложно. Я до сих пор не могу понять, как нам в конце концов удалось его сбалансировать», – сказал он.

В свою очередь председатель жюри Эльчин Мусаоглу выразил мнение, что недосказанность, которая есть в фильме «18 килогерц», говорит всегда больше, чем полностью разжеванная жвачка. «Зритель уже не тот, что был 100 лет назад, он уже все знает и понимает. Проблема, поднятая в фильме, актуальна для всего мира. Нас заинтересовала актуальность темы, игра актеров и операторская работа. Мы выбрали лучший фильм из представленных», – заверил он. Председатель жюри также признался, что до Казанского кинофорума не слышал о Фархате Шарипове, однако рад, что в казахстанском кинематографе заживаются новые имена.

Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц» и поднятой проблеме наркомании, председатель жюри подчеркнул: «Мы не смотрим его как казахский фильм. Мы воспринимаем этих героев как своих детей, родственников, соседей. Рядом со мной тоже живут такие люди. А то, что они говорят матом… Молодые все говорят на таком языке. Может быть, я этот язык и не понимаю. Но я смотрю на этот фильм с точки зрения месседжа, который он несет. Самое главное – эта картина трогает сердце.

Я не думаю, что мои братья-мусульмане в Татарстане смотрят исключительно мусульманские фильмы. Они тоже смотрят американские фильмы, где все время матюкаются. Если мы уберем мат, остаются молодые ребята со своими проблемами. Да, я не матюкаюсь в своих фильмах. Но это не значит, что у меня есть право сказать, что в чьих-то других фильмах мата быть не должно. Мне всегда важен месседж фильма. Тебе становится плохо после просмотра. Да, там не только матерятся, но и колются. В Татарстане разве не колются? У нас в Азербайджане колются. Прошло много лет, но все повторяется. Все, что показано в фильме – не только проблема 90-х, это сегодняшний день».

В свою очередь Валерия Байкеева заявила, что Казанский фестиваль уникален, его надо развивать и дальше. Она также подчеркнула, члены жюри были солидарны в выборе фильма-победителя. «Я преподаю в киношколе, у меня появляются молодые ученики. И без боли, без слез я не могу говорить об их страшном прошлом, о том, какие вещества они принимали. Моей любимой ученице было 16 лет, и она вышла в окно… Это страшно. Для меня это такая боль, что мешает мне говорит», – эмоционально призналась она и выразила слова благодарности в адрес Фархата Шарипова за поднятую проблему.

Говоря об обилии нецензурной лексики в фильме «18 килогерц», Валерия Байкеева привела медицинский факт: «Мат снижает уровень боли. Употребление мата происходит вместе удара. Когда подростки употребляют обсценную лексику, они пытаются сказать нам: «Я стал взрослым».

Она пообещала, что будет показывать эту картину своим ученикам для демонстрации, как создавать атмосферу и сделать кино живым.

«То, что Казанский кинофестиваль через наши руки дал приз фильму «18 килогерц», – это поднимает кинофорум на еще более высокий уровень. Поднимать тяжелые, страшные, тяжелые темы, присуще людям с современным и широким мышлением. Актеры просто бомбически сыграли в этом фильме, а у молодой актрисы большое будущее. Это решение о присуждении Гран-при фильму «18 килогерц» поднимает всех нас на более высокий уровень, – убеждена Валерия Байкеева.

Режиссер фильма-обладателя Гран-при заявил, что сколько бы графика ни становилась более реалистичной, ты в нее не веришь, а экшн не производит такого глубокого впечатления на зрителя. «Остается делать фильм реалистичным, чтобы держать зрителя. Делать реалистичным кино и придумывать персонажи, которых я не вижу в жизни, – очень тяжело. Если молодежь в Татарстане не матерится и разговаривает на другом языке, наверное, этот фильм будет резать ухо и будет чужд. Но так сложилось, что реальность, которую я видел и хотел передать в кино, – она такова. И персонажи мои говорят на этом языке. Благодаря этому, когда ты смотришь фильм, ты веришь в происходящее, и он производит на тебя впечатление. Только так я могу оправдать мат в моем фильме», – заявил Фархат Шарипов.

Говоря о критериях отбора картин на фестиваль, Миляуша Айтуганова расставила точки над «i»: «Секс, насилие, призывы к экстремизму – точно нельзя. По поводу лексики жестких критериев нет. Поэтому отборщики взяли этот фильм как стильную картину с другими преимуществами».

Заочно отвечая хейтерам, которые не оценили такого решения жюри, Валерия Байкеева выразила мнение: «Собака лает – караван идет. Люди, которые живут в современном обществе, XXI веке, оценивают такие фильмы очень высоко. Первая оценка – эмоциональное состояние, потому что кино – это прежде всего, эмоция. Люди идут в кино, чтобы плакать и смеяться. Надо быть круглым идиотом, чтобы ходить в кино и изучать по нему историю.

Член жюри из Сирии Алмохаммад Кальсом также дал высокую оценку актуальности поднятой в картине «18 килогерц» теме, проработке сценария, актерской игре, работе режиссера и оператора. «Мы не ожидали такой концовки у фильма. Это очень хорошая работа, а тема не теряет актуальности. Я не жалею, что мы проголосовали за этот фильм. Он заслужил столь высокие оценки», – подчеркнул он.

Подводя итоги общения с прессой, Миляуша Айтуганова заявила: «Если фильм вызвал столько эмоций, бурю и дискуссию, значит, режиссера надо поздравить с этой работой вдвойне. Некоторые фильмы были просто не замечены, а этот вызвал такую дискуссию».

XVII Казанский международный фестиваль мусульманского кино, завершившийся в столице Татарстана 10 сентября, отличался от предыдущих кинофорумов тем, что на нем было представлено много национальных картин, снятых в республике.

Миляуша Айтуганова напомнила, что в конкурсной программе было представлено четыре татарстанских фильма. Среди них картина Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?». («Живы ли вы?»), «Бойцовская рыбка» Сергея Батаева, фильм Алмаза Нургалиева «Между семью островами» и лента под говорящим названием «Берүзе» («Один») режиссера Булата Минкина. Кроме того, в специальной номинации «Национальный конкурс» было представлено 10 татарстанских фильмов. Помимо этого, в кинотеатре «Мир» была организована программа «Казанские премьеры».

«На церемонии закрытия Казанского кинофестиваля очень много татарстанских молодых кинематографистов вышли за призами. Это первый признак того, что у нас создано кинополе, и за последние пять лет удалось создать конкурентную среду среди местных кинематографистов. Эта конкурентная среда и выдала огромное количество фильмов. А интерес к участию в национальных программах или внеконкурсных показах Казанского кинофестиваля и создал перевес в сторону наших картин», – прокомментировала Миляуша Айтуганова.

По ее словам, «Татаркино» через проект «Эхо фестиваля мусульманского кино» показывает картины производства Татарстана по всей республике.

Вместе с тем, по мнению Миляуши Айтугановой, региональный кинематограф пока не приносит прибыли потому, что федеральные сети, за редким исключением, не берут региональное кино. «Это системная проблема, – убеждена она. – Нужно на законодательном уровне квотировать региональное кино в федеральных сетях, чтобы национальные фильмы попадали в федеральный прокат. Только в этом случае они начнут отбивать свое. В другом случае это будет локальный, местный прокат, который никогда не даст возвратных денег.

В районах билет в кинотеатр стоит 50 рублей. Даже если мы затратим на картину 10 миллионов рублей, сколько человек должны ее посмотреть, чтобы отбить бюджет картины? Это просто не реально. Региональный кинематограф упирается в узость своего рынка. Им нужен более широкий российский рынок».

В пример Миляуша Айтуганова привела якутский кинематограф, который пошел по другому пути. «Они не отбивают деньги, а идут на фестивальные площадки, зарабатывают деньги на фестивальных площадках за счет аутентичности своего кино. Мы тоже можем пойти по такому пути. Но у нас есть понимание, что должно быть народное кино, фестивальное и прокатное. Между ними постепенно стирается грань. Многие фестивальные фильмы сейчас делаются так, чтобы их можно быть еще прокатать. Но для этого нужно воспитывать зрителя. Зритель пока не всегда готов воспринимать такое кино», – считает она.

По словам Миляуши Айтугановой, новинкой деловой площадки Казанского фестиваля стал региональный рынок, прошедший 7 сентября. «Очень важно привлечь всю Россию на региональный кинорынок. Эта идея всем понравилась, коллеги отметили, что Татарстан впереди планеты всей, республика взяла инициативу в свои руки и объединила региональных кинематографистов в плане коллаборации, копродукции и знакомства друг с другом», – отметила она.

В Казань приезжала известный промоутер якутского кино Сардана Саввина (Якутия). Первые результаты прошедших сегодня переговоров огласила глава «Татаркино»: «В Республике Саха (Якутия) существует онлайн-кинотеатр sakhamovie.ru. На этом ресурсе собирают все фильмы якутского производства. У «Татакино» есть свой YouTube-канал, где выкладываются все фильмы нашего производства. Сейчас мы обсуждаем, чтобы все это саккумулировать на одной площадку. Возможно, это пока будет ресурс sakhamovie.ru, где будет аккумулироваться все региональное кино, поскольку они у нас хедлайнеры, феномен. С этого начнем, а дальше уже будет видно».

По словам Миляуши Айтугановой, большинство приехавших на региональный рынок представителей регионов поддержали идею сделать мероприятие передвижным. «Допустим, год – у нас, год – в Саха (Якутии), год – в Уфе, Чувашии, Бурятии. Это здравая идея, чтобы не брать расходы на себя только одному региону. Кроме того, каждый региональный кинорынок сразу создает движуху внутри региона».

Миляуша Айтуганова также рассказала о прошедшем в рамках Казанского кинофестиваля II Международном питчинге кинопроектов. На нем было представлено 15 проектов из России, Азербайджана, Турции, копродукция с европейскими странами. Победу одержал проект татарстанского режиссера Александра Ширманова «Ракурс», посвященный всемирно известному художнику Александру Родченко, 15 лет прожившему в Казани. Помимо приза в 500 тысяч рублей, он получит поддержку экспертов, в том числе, в написании сценария, продвижении.

Текст и фото с сайта Казанского фестиваля мусульманского кино https://kazan-mfmk.com/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского