Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Приезжайте в Казань посмотреть на Фешина

В 2006 году Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан проведет целый ряд мероприятий, посвященных 125-летию Николая Фешина. Он родился в Казани в 1881 году, 9 декабря (26 ноября по ст. ст.).

Планируется открыть Центр Фешина, в ноябре состоится международная конференция, будет открыта большая выставка его работ.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан – один из крупнейших в России. Сейчас в его собрании 24 тысячи 690 единиц хранения, в том числе 5434 живописных полотна, 13730 произведений графики, 440 скульптур.

Музей имеет сеть филиалов: Национальную художественную галерею в Кремле, открытую в прошлом году, Свияжский архитектурно-художественный музей, картинные галереи в Набережных Челнах и Альметьевске.

Музей сохраняет для потомков собрание, которое пополнялось в течение нескольких столетий и сегодня по праву считается одним из лучших в России. Постараемся проследить, как это происходило, используя публикации СМИ и информацию, полученную от Альфии Тутаевой, директора музея, Галины Рамазановой, главного хранителя, и Ольги Пиульской, в недавнем прошлом заместителя директора музея, ныне руководителя центра «Эрмитаж – Казань».

Музей изобразительных искусств Татарской АССР был открыт в 1967 году в одном из самых красивых зданий города – бывшем особняке командующего войсками Казанского военного округа, генерала Сандецкого на улице Карла Маркса. Десять лет до этого картинная галерея  в статусе самостоятельного музея «квартировала» на втором этаже краеведческого музея на улице Ленина.

Основу картинной галереи составили произведения изобразительного искусства из коллекции выпускника Казанского университета Андрея Лихачева, переданные городу его братом – Иваном Лихачевым в 1891 году. Городской научно-промышленный музей открылся в 1895 году, и казанцы получили возможность увидеть полотна В.И.Тропинина, В.Г.Перова, И.Н.Крамского… На формирование коллекции Лихачева оказали влияние его дружеские связи с художниками-передвижниками, в частности, с уроженцем города Елабуги Иваном Шишкиным. Художники-передвижники показывали свои выставки в Казани в 1874, 1886 и 1889 годах.

В 1895 в Казани открылась художественная школа, которую основали выпускники петербургской Академии художеств Н.П.Белькович, Х.Н.Скорняков, Г.А.Медведев, И.А.Денисов и А.М.Кокорев. В первый набор попали Н.И.Фешин и П.П.Беньков, которые после учебы в академии вернулись в Казань педагогами. При школе был открыт музей, в нем экспонировались произведения И.Е.Репина, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и других мастеров. Школа проводила ежегодные «Периодические выставки местных и иногородних художников», которые помогали молодым художникам найти своего зрителя. Много позднее, в начале 1940 годов, в фонды картинной галереи был передан ряд работ из школьного музея.

 В первые годы существования художественный фонд музея пополнялся медленно, в основном за счет частных пожертвовании и отдельных приобретений из коллекции Л.Л.Голицына, А.Н.Баратынского, С.С.Толстого-Мило-славского, профессоров Казанского университета А.М.Миронова и Д.И.Дубяго.

После революции начинается новый этап в жизни художественного собрания. В 1919 году Казанский городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей. В музей стали поступать ценные произведения искусства из национализированных усадеб и особняков, закрытых церквей и монастырей. Так, из соборов острова Свияжск привезли уникальные иконы.

Если бы в Казани не оказалось тогда людей, которые защитили культурные богатства края, то многое, если не все, могло оказаться утраченным. Одним из таких людей был первый хранитель, а затем заведующий художественным отделом Центрального музея республики Петр Дульский. Известный казанский историк Булат Султанбеков в 1994 году рассказал на страницах газеты «Республика Татарстан», как удалось сохранить сокровища, которые были найдены в Благовещенском соборе: панагии, старин­ные кресты, различные облачения, книги, иконы, церков­ные сосуды эпохи Грозного, вещи, подаренные Петром I и Ека­териной II...

Работники ЧК предъявили ордер на конфис­кацию найденных вещей, однако Дульский добился приема у председателя губисполкома Николая Антипова – и все вещи были переданы в музей. В 20-е годы по инициативе Дульского начинается изучение творчества мастеров, живших в Казани в XIX веке: К.Барду, Л.Крюкова, Э.Турнерелли. Он становится первым биографом Н.И.Фешина – в 1921 году в Казани издается книга о художнике.

Постоянной заботой Дульского было формирование музейной коллекции. Он поддерживал отношения с очень многими художниками. Среди его постоянных корреспондентов был И.Грабарь, которому принадлежала идея передачи казанскому музею новгородского «Деисуса», украшающего экспозицию древнерусской живописи. Русский художник, реставратор, исследователь искусства Игорь Эдуардович Грабарь оставил большой след в истории художественной коллекции Казани.

 Музей поддерживал тесные связи с Всероссийской коллегией по делам музеев, хранилищем Государственного фонда Москвы. После командировки Дульского в Москву коллекция значительно пополнилась работами художников XIX – начала XX века. Сорок произведений представляли разные творческие направления: передвижников, членов Союза русских художников, «бубнововалетовцев». Делались регулярные приобретения на выставках и у коллекционеров. Дульскому Казанский музей обязан пожертвованиями купца Мясникова, в числе которых были произведения Богаевского, Мещерина, Ступина. Фонд пополнился и большой коллекцией картин, которые до революции принадлежали Ольге Александровой-Гейнс.

В 1920 году музей праздновал двадцатилетие. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань большое собрание работ К.Богаевского, С.Иванова, И.Грабаря. В 1930-м Государственный Русский музей пополнил фонды казанской галереи работами И.Е.Репина, В.А.Серова, Н.К.Рериха, Н.П.Крымова. Третьяковская галерея внесла свой вклад, передав произведения В.В.Верещагина, А.В.Куприна, М.Н.Воробьева. Приобретения 1920-1930 годов – произведения И.Е.Репина, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, В.А.Серова и некоторых других не менее выдающихся мастеров.

В послевоенные годы пополнение художественной коллекции шло в основном через закупки. Бывали и целенаправленные поиски. Так, Галина Аркадьевна Могильникова, изучая произведения русских художников-авангардистов, творчество которых долгие годы замалчивали, способствовала пополнению коллекции русских художников. Казань была городом благоприятным для авангардистов. Здесь возникло несколько противоборствующих группировок: «Подсолнечники», «Всадник», ТатАХРР, ТатЛЕФ. К счастью, не все работы этого периода оказались за границей, кое-что есть и в собрании Музея изобразительных искусств. Столь же целенаправленными были поиски работ Николая Фешина.

В любом музее особо ценят меценатов, коллекционеров и художников, которые пополняют фонды безвозмездно. Например, московская художница Александра Николаевна Коробкова передала в Музей изобразительных искусств РТ около 80 рисунков, в том числе более 30 портретов с натуры студентов и педагогов Казанских государственных архитектурно-художественных мастерских (Архумас), в которых училась. Это хорошо известные в то время художники Чеботаев, Платунова, Тагиров, Гаврилов, Сперанский, Сокольский и другие. Большую ценность представлял не известный до того времени портрет Хади Такташа. Ценным пополнением музейных фондов стали графические автопортреты художников Бадюля и Красильникова, а также работы других художников, сохраненные Александрой Николаевной.

В прошлом году активно работала закупочная комиссия музея. Было приобретено 283 произведения искусства. На покупку 139 произведений искусства из бюджета Татарстана было потрачено 1 млн. 817 тысяч рублей. Благодаря Министерству культуры РТ 1 млн. 475 тыс. рублей было затрачено на приобретение 19 картин российских и зарубежных мастеров.

Были и подарки. Например, 30 работ подарили Фиринад Халиков, Ольга Волокитина, Сергей Андрияк, Евгений Голубцов. Большой неожиданностью для музейных работников стал подарок «Альфа-банка – приобретя несколько картин, он преподнес их в дар музею. Двести работ подарили музею петербургские художники, из них более ста – художник Хайдар Сайбаталов, ныне живущий в Финляндии, который написал портреты Фатымы Ильской, Минтимера Шаймиева, Назиба Жиганова, Мусы Джалиля, Марселя Салимжанова и других известных соотечественников. Двести графических работ подарил московский художник Ильдар Гареев. (Всего собрание пополнили 79 произведений живописи, 180 – графики, 2 – скульптуры, 22 – произведения декоративно-прикладного искусства) не стыкуются данные из разных источников.

Как нам сообщили в музее, чаще всего произведения изобразительного искусства попадают из частных коллекций. Что-то предлагают современные художники, какие-то предложения провоцируют выставки и научные исследования. Так, в прошлом году «помогла» выставка «Живописное путешествие по Казани». В фондах появились гравюры с видами Казани XVIII века, хромолитография Раковича «Памятник бывшим воинам», созданная в 1853 году, офорты с раскраской акварелью – карта Казанской губернии 1800 года издания и «Генеалогическое древо чингизидов» Ле Шателена 1700 года, гравюры Дадли, литографии Турнерелии и много других интересных экспонатов. Ценное приобретение – 30 произведений западноевропейских художников. На рынке они встречаются нечасто и продаются дорого.

Можно было бы немало интересного рассказать о каждом музейном экспонате: как попал в наш музей, как определяли автора, как реставрировали… Но тема сегодняшнего номера ограничивает повествование историей создания художественной коллекции в целом.

Музей – не просто хранилище произведений искусства. Все это богатство должны видеть люди. Сотрудники музея ИЗО подсчитали, что за 2005 год у них было более 135 тысяч посетителей. Половина – это школьники и студенты. Одна из самых популярных выставок была открыта в День Святого Валентина, когда музей впервые работал до 10 часов ночи.

Музей изобразительных искусств ищет способы привлечь в свои залы больше посетителей. Как сообщила журналистам новый директор Альфия Тутаева, в Казани пройдет целый ряд мероприятий, посвященных 125-летию Николая Фешина. Планируется открыть Центр Фешина, в ноябре состоится международная конференция, будет открыта большая выставка его работ. Работники музея надеются, что в городе, где творил знаменитый художник, появятся сквер его имени с памятником. Они в свою очередь позаботились о том, чтобы люди увидели как можно больше его картин – у Николая Фешина теперь более просторный зал. Уже публично заявлено о том, что Музей изобразительных искусств будет носить имя Фешина.

"Казанские истории", №9, 2006 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить