Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Диалог о театре, литературе и не только…»

Так называлась творческая встреча зрителей с актрисой Светланой Романовой в Национальной библиотеке РТ,  которая прошла 22 декабря.

Она прошла в преддверии ее юбилея Качаловский театр будет поздравлять народную артистку России и Татарстана и Государственной премии РТ имени Г. Тукая, лауреата Литературной премии имени Марины Цветаевой Светланы Романовой 24 декабря, при зрителях, которых пригласили на спектакль «Васса».  

 Знакомьтесь: Светлана Романова

Графиня Анна Федотовна Томская в «Пиковой даме», Васса Железнова в «Вассе», Раневская в «Вишневом саде», Марья Александровна Москалева в «Дядюшкином сне», Филумена Мартурано в «Браке по-итальянски», Марселина в «Женитьбе Фигаро», Целия Пичем в «Трехгрошовой опере», Марфа Петровна в «Золотом слоне», Турусина в «Глумове», Клара Цаханассьян в «Визите даме», Устинья Наумовна в «Банкроте», Лариса в «Куриной слепоте» - это далеко не полный перечень сыгранных ею ролей только на казанской сцене.  

Она приехала в Казань в 1995 году за мужем – Александром Славутским, когда его пригласили на должность главного режиссера театра имени В.И. Качалова, и сразу заявила о себе как талантливая актриса, которой под силу самые разнообразные роли. Она может создать гротесковый портрет своей героини, а может передать ее характер тонкими психологическими красками. Женщины всех возрастов, умницы и не очень, утонченные интеллектуалки и дамы с дурными манерами – это всё она, Светлана Романова.

В жизни она мало на кого похожа из своих героинь, в всяком случае, тех, кого я видела. В ней нет претензии на царственность, которую порой видишь в знаменитых актрисах. В общении с людьми в каких-то ситуациях бывает даже чуть озорной. На встречу она пришла, что называется, без грима, в обоих смыслах этого понятия. И сразу пояснила, что хотела бы не вещать, а поговорить. И радовалась каждый раз, когда ей задавали очередной вопрос.

Как выяснилось на встрече Светланы Геннадьевны со зрителями в Национальной библиотеке РТ незадолго до юбилея, она не отказывается ни от каких ролей. И ничего не просит у художественного руководителя. В семье Славутских так принято.

Планов у нее громадьё – как у Маяковского. Один спектакль в стадии репетиции, со второй пьесой артисты только что познакомились.  «Я работаю над разными ролями. Пишу пьесы – сама для себя. Это, как модно сейчас говорить, эскизы. Разные: о Екатерине Второй, например, или о девочке, которая умела шевелить ушами. Может быть, я их не сыграю, но пишу. Они о конфликте с миром, с самим собой. Осуществятся ли мои планы - не от меня зависит».

И это говорит жена художественного руководителя театра! Нестандартная ситуация, однако… Как сказала Светлана Геннадьевна, ей не очень нравится, когда Александра Яковлевича называют ее МУЖЕМ. По опыту их семейной жизни больше подходит слово ДРУГ.

Главная награда – любовь зрителей

Конечно, режиссер-постановщик большинства спектаклей Качаловского театра знает, что у него в труппе есть такая многоплановая актриса, но, выбирая материал для очередной постановки, он руководствуется не ее личными планами, а совсем другими соображениями. Так, Светлана Геннадьевна предположить не могла, что ей придется играть Вассу Железнову, но получив роль, постаралась понять этот образ глубже. В ее представлении это жертва обстоятельств. В первую очередь она хозяйка большого состояния. Ей не приходится быть просто женщиной, матерью, не повезло ей и с мужем. Во общем не дал ей Бог простого человеческого счастья. И актриса постаралась передать  ее трагедию на сцене.

Романова – актриса режиссерского театра. Отношения с режиссером, даже если это ее муж, как у всех.  Не понимает, как можно не делать того, что скажет режиссер, как можно спорить с ним, тем более конфликтовать, как это порой происходит в театрах или на съемках фильмов. «Я очень послушная актриса», - сказала она с улыбкой.

Конечно,  лукавила, поскольку даже в режиссерском театре всё зависит от актеров. Они – краски в его руках, и потому может получиться шедевр, а может, мазня.  

Когда зашел разговор о том, что можно считать мерилом творческого успеха: мнение критиков, реакцию зрительного зала или оценку режиссера, Светлана Геннадьевна безоговорочно выбрала зрителей:  

«Однажды мне довелось быть на гастролях в Германии, они смотрели спектакли и вообще не реагировали. Мы думали - все, провал. Но закончился спектакль, и были такие овации… До сих пор помню эти гастроли. Просто у них так принято – не реагировать во время спектакля. Рассказывая наши истории по разным городам, мы всегда находим отклик в душах зрителей. Я нашего казанского зрителя очень люблю, я с ним давно, и он для меня свой».

В творческой биографии Светланы Романовой множество наград, но, пожалуй, самая главная награда - это огромная любовь зрителей.

Что касается критиков, то вспомнила только одного автора, который даже замечания делает с уважением к актеру. Ее не может не напрягать определенная заданность критических публикаций о театре в некоторых казанских СМИ, но этот факт она прокомментировала так: «Пусть пишут, если им больше не о чем писать».

Вопрос о том, доволен ли ее ролями Александр Славутский, актрису то ли смутил, то ли насмешил. Уточнила Диляра Хусаинова, исполнительный директор театра, помощник художественного руководителя по литчасти, которая тоже была на встрече. Как выяснилось, высшая оценка главрежа Качаловского театра – слово НОРМАЛЬНО. Для всех, в том числе и для ведущей актрисы и жены.

Артхаус – было  это  всё, было!

Не могла Светлана Геннадьевна оставить без внимания вопрос о том, что важнее сегодня: классика или современные театральные направления? Слово АРТХАУС вызвало у актрисы   такую реакцию, что она его еще не раз поминала, отвечая на вопросы зрителей. Романова призвала в союзники Максима Аверина, который недавно выразил свое отношение к современной драматургии весьма критически: «Пьесы ни о чем, мне они не интересны».

Назвав спектакли из сегодняшней афиши театра: Островский, Гоголь, Булгаков, она задала собеседникам риторический вопрос: разве не современен «Ревизор», если люди, посмотрев его, узнают что-то про себя самих? Заметила, что порой спектакли, которые идут на сцене многие годы, приходится переосмыслять, менять акценты, чтобы они точнее отвечали меняющимся ожиданиям зрителей.

 «Много лет назад мы ставили спектакли на малой сцене, и не кричали, что это эксперимент. Это не был артхаус. Это был просто театра. В большинстве случаев речь идет о том, что уже было в театре десятки лет назад, было было!..».

По ее мнению, театр создан для того, чтобы вселять в людей надежду, возрождать… Она вспомнила, как на одном из спектаклей «Брак по-итальянски» заметила одного равнодушного зрителя в первом ряду - видимо, его привела в театр жена. Вначале спектакль ему был не интересен, и актриса никак не ожидала, что именно он в сцене свадьбы крикнет «Горько!» «Потому что поверил! Захотел, чтобы судьба наших героев сложилась хорошо. Может быть, эта история соприкоснулась с его жизнью»…».

Романова вспомнила, что побудило ее пойти в актрисы – молодой девушке казалось, что со сцены ее призыв жить без войны люди услышат лучше. Призналась, что это было влияние ее отца:

«Мой папа был сыном полка – ребенком, в 12-13 лет его подобрали солдаты во время бомбёжки. Потом он окончил военное училище, стал профессиональным военным и никогда не жалел об этом, очень любил армию». 

Она не хотела быть ни учителем, ни врачом. Тогда все хотели быть космонавтами. И она не исключение. Время было такое. Все космосом жили. Самый счастливый день был у всех – когда Юрий Гагарин в космос полетел.

«Сейчас вот актриса полетела, правда, я не знаю зачем», - завершила Романова краткие воспоминания о детстве и юности.

 

Еще одним эмоциональным акцентом стал разговор о том, что происходит сейчас в мире. Она не понимает тех, кто в это тяжелое время отказался от страны. Отмечая, что в нынешнем году народ стал ходить в театр чаще, актриса объяснила это желанием людей быть вместе. Хотя бы на какое-то время они могут забыть, что ожидает их за стенами театра.

Ее любовь – Марина Цветаева

В казанских СМИ практически не писалось, как складывалась ее жизнь до приезда в наш город. Удивительно, но и в Казани интервью у нее берут не так часто. А, может, просто она не хочет.

Она и на творческой встрече говорила о себе мало. В полном соответствии с заявленной программой - «Диалог о театре, литературе и не только…». Большую ее часть Романова посвятила поэзии, конкретно двум поэтам – Марине Цветаевой и Анне Ахматовой. Наверное, место встречи к этому очень располагало.

До начала творческой встречи Светлана Геннадьевна познакомилась с библиотекой, восхитилась созданными в здании бывшего НКЦ «Казань» условиями. Она пришла сюда впервые и обещала рассказать о впечатлениях всем коллегам. При работе над ролями им приходится много читать, особенно если ставится классическая пьеса.

Светлана Романова с детства знала, что станет артисткой. Но в театральное училище ее не взяли. Она оступила в Челябинский институт искусств, на специальность «режиссер». Полученные знания и навыки ей не пригодились – спектаклей не ставила, и таких планов у нее нет. Хотя как сказать… В спектакле-монологе «Последний день» она одна воплощает всю постановочную группу – и автор литературной композиции по стихам Марины Цветаевой, и режиссер, и единственная исполнительница.

Когда она решилась попросить Александра Яковлевича на этот спектакль, он отнесся к ее идее скептически, но после того, как прочитал сценарий, восхитился умом Цветаевой, ее внутренней силой, которая, по мнению Романовой, чувствуется во всех её стихах. 

Кстати, премьерой этого спектакля пять лет назад Романова отметила предыдущий юбилей. Пронесенная через всю жизнь любовь Светланы Геннадьевны к творчеству Марины Цветаевой вылилась в моноспектакль «Последний день» - пронзительный и искренний рассказ Актрисы о Поэте. В 2017 году за него Светлане Геннадьевне была присуждена Литературной премии имени Марины Цветаевой.

Среди зрителей на встрече (в основном это была молодежь) оказалось много поклонников Цветаевой. Это было видно по вопросам, которые они задавали.

Встреча завершилась неожиданным образом – Светлана Геннадьевна начала читать стихи Цветаевой, и практически все присутствующие повторяли стихотворные строчки за ней следом. Такого зрелища мне еще видеть не приходилось…

 

Юбилейное торжество в театре состоится вечером 24 декабря, в день рождения актрисы. В программе — поздравления друзей и коллег, а также спектакль «Васса», поставленный Александром Славутским по пьесе Максима Горького. Его премьера состоялась в июне 2021 года (Максим Горький в вольном переводе на современный язык). Главную роль в нем играет Светлана Романова.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить