Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1930 – 7, 8 и 10 мая в Государственном Большом театре имени Луначарского (теперь театр им. Качалова) состоялись два балетных вечера Московской балетной студии имени Айседоры Дункан. 11 мая артистки выступали в Доме Красной Армии, для военнослужащих Казанского гарнизона 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«НЕФОТОГРАФИЯ. Портрет XVIII – начала XX века. Золотая коллекция. Пять столетий»

Так называется выставка, которая открылась 24 апреля в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ.

На церемонии открытия выступили директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, главный хранитель музея Марина Кутнова, куратор выставки Екатерина Ключевская и гость из Санкт-Петербурга ― Алексей Мудров, директор музея Академии художеств.

Мы попросили рассказать о выставке ее куратора ― Екатерину Петровну Ключевскую.

― Произведения портретного жанра составляют значительную и особо ценную часть коллекции живописи Государственного музея изобразительных искусств. Полотна, вошедшие в состав экспозиции, представляют все слои общества XVIII–XIX веков – царствующих особ, титулованную знать, государственных и военных деятелей, представителей именитого купечества, духовенства, интеллигенции и крестьянства, а также многообразие особенностей портретного жанра – парсуны как переходный жанр европеизации художественной эстетики средневековья, репрезентативный и камерный кабинетный портрет, групповой семейный портрет, постановочный портрет-картина на фоне пейзажа или интерьера, портрет-тип с социальным подтекстом, костюмированный и стилизованный портрет, портретная миниатюра, соединившая в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи – таков диапазон стилистических и сюжетно-тематических особенностей искусства портрета.

Экспонируются произведения выдающихся художников-портретистов своего времени – Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, Дж. Доу, П. Ф. Плешанова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, а также художников, чье творчество было тесно связано с Казанью – К. Барду, Р. А. Ступина, Л. Д. Крюкова, З. И. Иванова. В составе экспозиции немало анонимов, имена которых не сохранило время, но это не отменяет их художественной ценности и эстетической значимости.

XVIII – первая половина XIX века в русском искусстве были временем доминирования портретной живописи. Мужчины демонстрируют ум и достоинство, ордена, награды и знаки отличия, женщины – изящество и драгоценность костюма, позы, жеста, тонко нюансированные оттенки эмоционального состояния. Большинство подобных произведений происходит из фамильных портретных галерей и несет в себе мемориальную функцию сохранения памяти о человеке.

С течением времени существенно менялись ценностные приоритеты в осмыслении человеческой личности, что находило отражение в портретном искусстве – менялось «лицо» эпохи: разночинная интеллигенция, деятели науки и искусства, третье сословие, крестьяне… Портрет эволюционировал в сторону фиксации не только внешности, но и внутренней наполненности образа, передачи мимолетности эмоционально-психологической характеристики. Творческие методы и эстетические свойства портретной живописи необычайно расширились, неся на себе отпечаток моды, личных вкусов, общественно-политических симпатий, а также и массовой портретной фотографии. Портрет, как результат длительной работы над образом, и натурный этюд уравнивались в эстетической ценности. Доминировала сиюминутность повседневности, воплощенная в портрете.

При отборе произведений отдавалось предпочтение произведениям, редко покидающим запасники. В состав экспозиции включены некоторые произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. Так возникла тема охоты, получившая в XIX веке отражение не только в литературе С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. Н. Бунина и многих других, но и в расцвете анималистического жанра в живописи. Охота, как одно из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства, являлась воплощением единства жизни человека с природой, возможностью наслаждаться ею.

Произведения, представленные в экспозиции, расположенной в нескольких залах, персонифицируют историю нашего края: экспонируются портреты представителей известных фамилий Казанской губернии – Молоствовых, Сазоновых, Матюниных, Осокиных, Горемыкиных, Колбецких, Манасеиных, Нейковых, Толстых, Мусиных-Пушкиных, Александровых-Гейнс и др.

Произведения, которые можно увидеть в экспозиции,  поступали в Казанский городской музей на рубеже XIX–XX веков из более чем 20-ти фамильных портретных галерей и частных собраний Казани, а также из Музея искусств и древностей Императорского Казанского университета, Первой Казанской мужской гимназии, Казанского Архиерейского дома, Казанского Богородичного монастыря.

 Выставка будет работать всё лето и продлится до 15 сентября 2024 года

Фото от пресс-службы музея

Информация от музея

Входной билет музея на все выставки -  от 200 до 500 рублей.

Лицам младше 18 вход свободный, лицам младше 14 требуется сопровождение родителя, лицам от 14 требуется предъявить паспорт на кассе.

Купить билет онлайн (доступно по Пушкинской карте) 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить