Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Леман. Творчество и судьба»

26 октября 2005 года в музее С.Сайдашева состоялся вечер «Леман. Творчество и судьба», посвященный 90-летию со дня рождения Альберта Семеновича Лемана (1915-1998). Это очередной вечер в рамках цикла «Казань музыкальная: XX век. Творческие портреты», проводимый музеем с 2002 года.

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР, педагог и композитор Альберт Леман родился 7 июля 1915 года в г.Вольске (Саратовская губерния) в семье профессиональных музыкантов. Музыкальные способности проявились рано, он обучался на фортепиано с 7 лет, а с 12-ти уже подрабатывал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах, сопровождая музыкальными импровизациями сеансы немого кино.

Этот опыт пробудил в нем композиторские способности. Поэтому в 1935 году Леман поступил в Ленинградскую консерваторию, на композиторский факультет, в класс профессора М.Ф.Гнесина, а в 1936-м был зачислен в класс специального фортепиано профессоров Н.И.Голубковой и В.В.Нильсена.

Необычная музыкальная атмосфера консерватории, энтузиазм педагогов и студентов, активная концертная жизни Ленинградской филармонии с участием прославленных музыкантов из многих стран мира оказали большое влияние на молодого музыканта. В студенческие годы проявился глубокий интерес к новой музыке композиторов XX века: И.Стравинского, С. Прокофьва, Б.Бартока, М.Равеля, А.Шенберга, А.Берга, А.Веберна, О.Крженока и др. Еще будучи студентом, Леман стал членом Союза композиторов СССР.

Им были написаны романсы на стихи М.Ю.Лермонтова, цикл песен на стихи А.Глобы, детский балет «Три толстяка», ряд камерных произведений. Заканчивая консерваторию, Леман представил в качестве дипломной работы симфонию, фортепианный концерт в авторском исполнении, вокальные произведения.

В 1942 году Леман в числе других музыкантов был эвакуирован в Казань. С этого времени по 70-е годы вся его творческая, музыкально-общественная, педагогическая деятельность была связана с развитием музыкальной культуры нашей республики.

В 1945 году в Казани открылась консерватория, и Лемана пригласили преподавать одновременно по двум специальностям – композиция и фортепиано. Он обладал блестящими знаниями в области музыки, литературы, философии, живописи, психологии. Человек большой культуры, эрудиции, с удивительной эрудицией и чутьем, он умел определять индивидуальные черты, качества, способности своих учеников и помогал их развивать. Леман стал одним из создателей татарской композиторской школы.

Его учениками были И. Шамсутдинов, А.Бакиров, Х.Валилуллин, А.Монасыпов, М.Яруллин, Р.Белялов, Р.Еникеев, Ф.Ахметов, С.Зорюкова, Л.Любовский, А.Луппов, А.Руденко, Л.Блинов, Б.Трубин. Кроме того, в классе Лемана воспитывались композиторы Башкирской, Марийской, Чувашской, Тувинской, Удмуртской республик, Алтайского края и других росийских регионов. Ученицы Лемана: Эльза Ахметова, профессор Казанской консерватории, и Светлана Захарова, известный популяризатор музыки.

В 1970 году Леман был приглашен в Москву, возглавлял кафедру композиции в консерватории.

В деятельности Лемана большое место занимала композиторская работа. Сочинял много, плодотворно, в самых разных жанрах, всегда талантливо. Среди произведений 40-50-х годов, вошедших в сокровищницу татарской музыкальной культуры, следует назвать симфоническую сюиту «Татарские напевы», Праздничную увертюру, Балетную сюиту, Концерт для скрипки с оркестром, удостоенный в 1952 году Государственной премии СССР, Третий фортепианный концерт, Татарскую рапсодию для симфонического оркестра. Скрипичные и фортепианные концерты исполнялись в Москве, Ленинграде, Казани.

Отличный пианист, Леман часто выступал и сам, исполнял свои фортепианные произведения на концертах и на радио. В 60-70-е годы композитор отдавал предпочтение крупным формам – хоровым и симфоническим: оратории «Ленин», «Атланты», «Песня Поморья», «Дюны поют», хоровой цикл «Вятские песни», кантата «Карелия моя»; Концертная симфония, концерт для оркестра, концерт для трех флейт и струнного оркестра; музыкально-драматическое действо «Голоса времен» для хора, солистов, чтецов и оркестра.

В юбилейном концерте приняли участие композиторы и музыковеды, члены Союза композиторов РТ, преподаватели Казанской консерватории им. Н. Жиганова, родные Альберта Семеновича Лемана.

Использован пресс-релиз редакционно-издательского отдела Национального музея РТ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить