Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Прикосновение к войне

В апреле 2004 года подводились итоги конкурса школьных музеев, уголков и комнат боевой славы, посвященного предстоящему 60-летию Великой Победы. На заключительный этап прибыли команды всех районов.

Организовал конкурс Центр детского творчества имени А.Алиша. Первой по жребию выступала команда школы 43 (Ново-Савиновский р-н). Вахитовский район представляла школа 80, Кировский – 70, Московский – 92, Приволжский – 78, Советский – 15. Авиастроительный район представляли татарская гимназия 5 и школа 115.

Конкурс назывался «Из одного металла льют медаль за бой, за труд». Многие школьные музеи имеют «военные» экспозиции, однако на заключительном этапе сильнее звучала тема тыла. Так, ребята из 92-й школы, представляя  музей истории поселка Левченко, особое внимание обратили на жизнь фотожелатинового завода в военные годы,  а юные поисковики из 80-й, рассказывая о музее истории школы, крупным планом выделили годы работы в ней эвакогоспиталя.

Школе 78 пришлось сложнее. Потому, что музей подводного флота очень молодой – он открылся в феврале прошлого года. Его сильная сторона – не экспозиция,  а то, что музей сдружил школу с подводниками – ветеранами и теми, кто в море сегодня. Выполняя задание творческого тура, ребята разыграли одну из самых содержательных сценок конкурса. Они представили военных подводников во время отдыха и как бы между прочим рассказали, как жила военная Казань: валяла валенки, делала пуговицы для шинелей, прорезиненные костюмы для подводников, бинокли.

Ребята из школ 80 и 92 добавили в этот рассказ свои краски: первая команда показал концерт в госпитале, вторая – работниц завода, на плечи которых легла тогда непомерная ноша. Взрослые поставили перед детьми довольно сложную задачу.

Одно дело – рассказать о музее в самом музее, когда на помощь приходят не только родные стены, но и многочисленные экспонаты. Но как это сделать в концертном зале?

Легче было тем, кто снял свой музей на видеопленку (школы 92 и 43). Другие воспользовались театрализованными средствами, и были изобретательны. Например, команда 43-й школы даже костер на сцене разожгла. Огонь был самый настоящий, но обычная сковородка сделала его совершенно безопасным.

«Я с трудом представляю себе это время», – честно признался мальчик из 5-й гимназии. Дети играли своих сверстников, которые жили совсем в другое время.

Вот на полу примостились двое мальчишек, в ватниках, валенках и шапках-ушанках; сидят, прижавшись друг к другу – отдыхают после долгой рабочей смены (творческое задание школы 80).

Вот пляшет от радости молодая женщина  – получила весточку с фронта (школа 92). А у актрисы Фатымы Ильской горе – она получила похоронку (ребята из школы 115 показали сценку на татарском языке).

 Далеко друг от друга Галина, эвакуированная в Казань из Ленинграда, и ее любимый Павел, моряк Северного флота. Мальчик и девочка читают их письма (школа 15). Понимают ли они всю глубину чувств тех, кого изображают?

Школьники представляли чужую жизнь с разной степенью искренности и артистизма, но все равно растрогали ветеранов, да и не только их, до слез.

Так хочется, чтобы тонкая нить, связывающая разные поколения, не рвалась, как это часто случалось в последние годы. Щемяще тревожно прозвучало в одном из выступлений  – мы должны успеть поблагодарить каждого ветерана Великой Отечественной. Их становится с каждым годом все меньше и меньше…

То, что происходило на сцене НКЦ "Казань", был не просто яркий спектакль. Строгое жюри, которое возглавлял генеральный директор Национального музея РТ Г.Муханов, скрупулезно подсчитывало баллы, объявляя призеров по каждому заданию. В общем зачете первое место заняла команда школы 78, на втором месте – школа 92, на третьем –  Авиастроительный район.

Призы дети получили разной стоимости (куплены на средства городского управления образования), но одинаково практичные: фотоаппараты, радиоприемники.

В конце выяснилось, что был еще один тур – когда члены жюри знакомились с музеями на месте. Так вот, оценки не совпали.  На первом месте оказался музей 43-й школы.

Члены республиканского и городского советов ветеранов, в жюри и на зрительских местах, очень болели за ребят, когда те вдруг забывали слова или терялись в непривычной обстановке. Все-таки выступали не самодеятельные артисты, а активисты краеведческих кружков и клубов. У них – другая работа. Мы о ней кое-что, конечно, узнали, но хотелось бы знать больше…

«Казанские истории», №7-8 2004 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить