Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сабантуй – в список мировых шедевров

Казанский Совет народных депутатов на XI сессии решил представить национальный праздник Сабантуй в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Депутаты отметили, что Сабантуй имеет выдающуюся ценность с исторической, художественной и этнологической точек зрения. Он является подтверждением культурного единства народа, живущего в Казани и Татарстане.

Празднование Сабантуя - давняя историческая традиция, поэтому праздник необходимо сохранить для всех последующих поколений и мирового сообщества. Совет народных депутатов дал поручение администрации Казани - не позднее 1 октября этого года представить документацию в российскую национальную комиссию по делам ЮНЕСКО и секретариат ЮНЕСКО. 

Олимпийские игры по-татарски

Вот что такое Сабантуй

Список шедевров устного и нематериального наследия человече­ства был создан по инициативе Генерального дирек­тора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры. По решению ЮНЕСКО странам предложено вносить в него свои предложения. Это могут быть песни, историчес­кие эпосы, национальные праздники, народные традиции, уходящие в глубокое прошлое и требующие сохранения. К такому наследию, безусловно, отно­сится и наш татарский национальный праз­дник   Сабантуй.

Как вспоминает заместитель председателя Казанского Совета народных депутатов Л.Андреева, впервые предложение о включении    Сабантуя в Список шедевров   было высказано заместителем Генерального директора ЮНЕСКО  М. Бушенаки в ходе его визита в Казань в июне 2001 года. Тогда он прибыл сюда для вручения сер­тификата и флага Всемирного центра на­следия и ООН Казанскому кремлю.  

Побывав на национальном празднике, он   выразил свое восхи­щение массовостью и красочностью древ­него торжества, заявив, что   Сабантуй имеет полное право занять достойное мес­то в списке подобного рода шедевров. Эта идея получила активную поддержку со сто­роны руководства  Казани.

В Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО было направлено письмо  с просьбой включить предложение Татарстана  в специ­альный лист ожидания. В Казань уже поступили необходимые официальные доку­менты, а теперь есть и решение городского Совета. Есть надежда, что  к 1000-летию ос­нования Казани решение ЮНЕСКО по   Сабантую будет принято, и это станет одним из ярких событий в юбилейных ме­роприятиях  города.

 Предлагаем вашему вниманию публикацию, подготовленную на основе статьи Дамира ШАРАФУТДИНОВА об истории    Сабантуя, опубликованной в журнале «Эхо веков» (№1-2, 2002).

Лингвистический анализ составляю­щих название праздника и имеющих древнетюркское происхождение слов «сабан» и «туй», сравнение с анало­гичными календарными праздниками дру­гих тюркских народов дают основание по­лагать, что слово «Сабантуй» с самого своего зарож­дения означало весенний праздник в честь пробуждения природы и начала весеннего цикла работ. Его происхождение связано с бытовавшим у ряда племен древних тюр­ков – как и других народов мира – кален­дарных обрядов ритуального вступления в брак с природой.

Следует предположить, что первоначально игры и состязания Сабантуя также носили сакральный характер. Курэш, скачки, стрельба из лука и другие составляющие содержания Сабантуя присущи подобным праздникам всех тюр­кских народов. С переходом наших пред­ков к оседлой жизни, к занятиям земле­делием праздник – в силу своей универ­сальности – стал земледельческим.

Обна­руженная Ф. С. Хакимзяновым в деревне Иске Салман Алькеевского района РТ в июле 1979 года эпитафия булгарского пе­риода, содержащая надпись «День  Сабантуя» и датируемая 15 июнем 1292 года, сви­детельствует о не менее чем 710-летней истории праздника на территории Татар­стана.

Сабантуй традиционно проводился после схода снега, за 2-3 недели до начала весенней пахоты, но с начала 20-х годов XX века, под влиянием советских и партий­ных органов его начали справлять после завершения весенних полевых работ.

Пре­терпел некоторые изменения и традицион­ный сценарий праздника. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов, почетными подарками для по­бедителей являлись преподношения снох, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя, что подчеркивало планетарную оптимистическую идею о продолжении рода, непрерывности человеческой жизни.

По неписаным правилам, майдан – открытый, никто не должен уйти без подарка. Обяза­тельно награждали повредившего ногу бе­гуна, коня, пересекшего финишную черту последним. Неотъемлемым элементом Сабантуя были вечерние молодежные игрища. Указанных традиций придерживаются и на современном Сабантуе. После Октябрьской революции наме­тилась тенденция придания Сабантую идей­но-политического характера. Именно этим продиктованы организация в начале праз­дника политических митингов, перегрузка его содержания чисто спортивными эле­ментами,  имеющими военно-при­кладную направленность, что противоре­чило природе праздника. В результате со­здавалась угроза утраты  Сабантуем многих присущих традиционному торжеству черт, но, тем не менее, он оставался веселым и жизнерадостным праздником.

Сабантуй праздновал­ся даже в годы Великой Отечественной вой­ны. В послевоенные годы стала склады­ваться современная форма праздника. С этого времени начинается интен­сивный процесс его идентификации, едиными стали сроки проведения. В 70 - первой половине 80-х годов прошлого столетия сложилась практика  его организации в крупных населенных пунктах.

Другая черта  Сабантуя застойных лет – его заорганизованность, излишняя регламентация. Но вместе с тем за годы советской власти зародились и продолжают существовать как важнейшие части праздника новые ри­туалы, утверждающие общественную зна­чимость труда. Праздник открывается подъемом флага  Сабантуя передовиками производства аграрного сектора; парадом спортсменов и победителей смотра художественной самодеятельности, награждением по итогам посевной подар­ками лучших механизаторов, что прирав­нивало их к батырам Сабантуя.

Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. По­этому отнюдь не случайно  Сабантуй сразу после провозглашения Декларации о госу­дарственном суверенитете Республики Та­тарстан был включен в список законода­тельно утвержденных обще­республиканс­ких праздников.

Примечательной чертой современного  Сабантуя, начиная с конца 80-х годов XX века, является возрождение праздника в малых аулах - главных хранителях народ­ных обычаев, возвращение его традицион­ных ритуалов. Практика районных и город­ских  праздников последних десятилетий показала, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и об­щенациональных видов спорта. Основным из них является поясная борьба курэш, ко­торая издревле приобрела основные черты спортивных состязаний. Благодаря курэшу заняли свое место в большом спорте многие мастера греко-римской борьбы, среди которых есть чемпионы СССР, Европы, мира и Олим­пийских игр.

В настоящее время актуальными являются проблемы сохранения самобытности курэша, его развития и обогащения, выведения на международную арену, как сумо, дзю-до, самбо и др.

В этой связи факт придания Сабантую международного статуса трудно переоценить. Нельзя представить современный  Сабантуй без музыки, песен и плясок. Для него характерно органическое сочетание профессионального и самодеятельного ис­кусства. Предмет гордости древнего  Сабантуя – непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Эту черту праздника, наряду с самобытными обрядами, отмечают в своих трудах, относящихся еще к началу XV века, первые исследователи, сравнивая его с древнегреческими олимпийскими играми. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный  Сабантуй стал праздником людей всех национальностей, проживающих в Татарстане.

В 30-е годы XX века география  Сабантуя значительно расширилась: он проводится теперь в Москве, Ленинграде и других городах России, где есть татарские диаспоры, в США, Финляндии, Канаде, Польше – везде, где живут татары. В нынешнем году Сабантуй праздновался особенно широко. Практически все крупные татарские диаспоры принимали гостей из Татарстана.

Грандиозным получился праздник и в Казани. Его участниками стали посланцы многих российских регионов, собравшиеся в Казани в преддверии Всемирного конгресса татар, а также участники научного симпозиума «Многообразие культур в исторических городах – ключ к устойчивому будущему» – представители разных стран мира.

«Казанские истории». №13-14, 2002 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить