Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2021 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
  • 2011 – После продолжительной болезни в Казани скончался Рафаэль Мустафин, татарский писатель, литературовед, литературный критик, исследователь жизни и творчества Мусы Джалиля

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда жизнь каждого становится музейным экспонатом

Радостное и долгожданное событие состоялось 28 мая 2014 года в Доме журналистов на улице Декабристов – здесь торжественно открылся Музей татарстанской журналистики.

На праздник собрались те, кто принимал самое активное участие в создании экспозиции, – ветераны республиканской журналистики, руководители средств массовой информации республики, сотрудники Национального музея, которые консультировали организаторов музея, журналисты разных поколений.

Наша газета уже писала о планах создания такого музея. Последний шаг на финише был сделан 10 октября 2012 года, когда в Дом журналистов РТ пригласили ветеранов казанской журналистики, чтобы не просто известить их о том, что процесс, начавшийся еще два года назад, вошел в завершающую стадию, но и попросить их принять в нем самое активное участие. И ветераны не подкачали. Многие пришли с подарками.

Тем, что сохранилось, поделились более сорока журналистов из разных СМИ Татарстана.

Жемчужиной собранной в день дарения коллекции стало огромное, подаренное редакцией газеты «Республика Татарстан», бордовое знамя, на котором золотом вышиты лозунги, привычные для эпохи развитого социализма. Сейчас таких знамен редакциям не дарят и социалистического соревнования между ними нет. А вот обычное соревнование есть, да еще какое! Идет острая борьба за каждого читателя, слушателя, зрителя и в ней соперниками казанских журналистов являются журналисты Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны.

Представители редакции газеты «Ватаным Татарстан» тоже пришли со знаменем. Римма Ратникова отметила, что оба экземпляра отлично впишутся в разрабатываемый дизайн музейного интерьера.

Главные редактора двух главных газет республики (слева направо): "Ватаным Татарстан" - Минназым Сепперов, "Республика Татарстан" - Александр Латышев

Редчайший экспонат – знаменитая черная тарелка-репродуктор, оказался в музее благодаря депутату Государственного Совета РТ Исламу Ахметзянову. Найти ее, по признанию дарителя, было не так-то просто. Подключил всех кого мог. Лишь бы музей не остался без этой реликвии.

День дарений 10 октября 2013 года. Фото Фарита Муратова

Ислам Ахметзянов долгие годы был генеральным директором полиграфического комплекса «Идел-Пресс», а до этого работал Министром печати. Было такое должностное лицо в структуре власти республики.

– Музей надо было создавать гораздо раньше – в семидесятые-восьмидесятые годы... Но и сейчас еще не поздно! – уверенно заявил Ислам Галиахметович, передавая свой дар в руки Риммы Ратниковой.

Это, действительно, так. Многие коллеги повыбрасывали многие документальные свидетельства своей журналистской деятельности. И я не исключение. Сегодня не найдешь типографские литеры для линотипов и тем более для ручного набора. До реконструкции здания бывшего Татарского газетно-журнального издательства в фойе первого этажа стоял последний линотип, который на фоне компьютерных цехов в редакциях смотрится динозавром. Я приводила сюда студентов, чтобы посмотрели.

Где сейчас тот линотип, не знаю. И в музее журналистики мы его не увидим. В конечном итоге под него отвели одну из комнат Дома журналистики. Экспозиционные площади сильно сокращают большие окна.

День дарений 10 октября 2013 года. Фото Фарита Муратова

– Вы не поверите, к кому только ни обращались, но до сих пор не нашли строкомера! Нынешние ответсекретари, наверное, и не знают, что это такое! Очень хотелось бы, чтобы была представлена чернильница-непроливайка. Ищем перьевую ручку, но не с пластиковым корпусом – такая уже есть, а с деревянным.

Поэтому убедительная просьба: если у ветеранов имеются ценные исторические материалы – фото, документы, книги, награды, рукописи, рабочие блокноты, диктофоны, чернильницы и ручки или что-то другое, связанное с нашей профессией, то просим передать их в дар или во временное пользование будущему музею истории журналистики.

Посмотрите, нам принесли печатную машинку «Ятрань». Я сама просидела за такой клавиатурой не один десяток часов. После обычной механической такая электрическая машинка казалась нам тогда, лет тридцать назад, чуть ли не чудом техники. А для нынешней молодежи – это раритет. Вот микрофон, которым пользовались корреспонденты радио в 60-ых годах прошлого века, вот повидавший виды в бесконечных выездах кофр с фотоаппаратом «ФЭД». Думаю, будущим посетителям музея небезыинтересно будет посмотреть на значки и медали, которыми поощряли корреспондентов в советские времена, увидеть, как выглядел вначале приз в ставшем теперь традиционным конкурсе «Хрустальное перо».

Ралия Фатхутдинова

Из интервью

http://sj-rt.ru/muzej/u-iskatelej-novostej-poyavitsya-sobstvennyj-muzej/

Создание музея началось не на пустом месте. К моменту начала реализации этого проекта в Доме журналистов уже имелись кое-какие экспонаты. Кроме того, в Татарстане были отдельные попытки создания исторических уголков непосредственно в редакциях газет, например, в Чистополе, Альметьевске. Существовали хорошие коллекции исторических раритетов в редакциях газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан».

К исследовательской работе подключились будущие журналисты и Совет ветеранов татарстанской журналистики.

Уже в декабре 2013 года, на Дне дарений, было ясно, что экспонатов будет много. Союз журналистов республики принял архивные номера и даже подшивки газет и журналов разных лет, печатные машинки, старинную аппаратуру, с которой начинались радио– и телестудия, кстати, это случилось раньше, чем в других регионах СССР, журналистские удостоверения, которые раньше открывали любую дверь. Больше всего – фотографий и документов, а также «орудий труда» – карандаши, ручки. И это не просто письменные принадлежности, но и раритеты, принадлежащие известным журналистам республики.

– На одном из съездов Союза журналистов, еще десять лет назад, мы уже говорили о создании музея истории журналистики. Но на некоторое время об этом было забыто. В 2012 году благодаря ответственному секретарю СЖ РТ Ралие Фатхутдиновой эта идея начала реализовываться, – рассказала коллегам председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова. – Она сделала заявку на грант Правительства РТ. Была выделена небольшая сумма, и мы начали работать.

Собрали немало материалов и предложений по оформлению музея. Поработали с консультантами из Национального музея, преподавателями Института массовых коммуникаций и социальных наук Казанского федерального университета. Была разработана концепция будущей экспозиции, учитывающая не только исторический путь журналистики нашего края, но и скромные экспозиционные площади. Были определены партнеры, среди которых Национальный музей РТ, художественно-производственная мастерская, Национальный архив РТ, Научная библиотека имени Лобачевского и, естественно, «Татмедиа», как агентство по печати и массовым коммуникациям, так и открытое акционерное общество.

«Наша мечта – чтобы Музей журналистики стал открытым информационным пространством. Мы не собираемся располагать его в изолированных комнатах, он будет как бы «внедрен» в действующие помещения Союза журналистов. Первая часть будет размещаться прямо на входной зоне. В будущем составными частями музея могут стать сайт, электронный киоск.

Программа развития музея предусматривает комплекс мероприятий, направленных на освещение важнейших исторических событий, пропаганду передового журналистского опыта, рассказ о судьбах выдающихся журналистов прошлого и современности. В дальнейшем на базе музея хотим организовать встречи журналистов разных поколений, юбилейные, творческие вечера именитых журналистов, вечера памяти ушедших из жизни профессионалов, мастер-классы, посвящение в журналисты первокурсников вузов. Планируется возрождение постоянно действующей Школы молодого журналиста при Союзе журналистов.

Ралия Фатхутдинова

Из интервью

http://sj-rt.ru/muzej/u-iskatelej-novostej-poyavitsya-sobstvennyj-muzej/

Потихоньку начали складываться тематические разделы экспозиции. Было с самого начала ясно, что большого и цельного рассказа о журналистике не получится. Пока это скорее мозаика отдельных фактов о редакциях и самых известных журналистах.

Это объясняется не только тем, что редакций и журналистов много, что есть еще история Союза журналистов республики, но и тем, что устроители музея значительно расширили временные рамки повествования.

Оказывается, журналисты Казани решили объединиться еще в 1918 году. Союз журналистов Казанской губернии был официально основан 26 декабря 1918 года на принципах совместной деятельности работников печати для защиты их общих профессиональных, социальных и экономических интересов. Тогда он назывался Казанский губернский профессиональный союз советских журналистов.

26 декабря собрались представители тогдашних газет, чтобы, объединившись, бороться с «чинодержавием».

Среди экспонатов будущего музея экспонатом номер 1 будет протокол того самого заседания. Видимо, борьба была неравной – и первый союз журналистов просуществовал недолго. 12 июля 1919 года этот Союз был переименован в Коммунистический союз журналистов Казани и Казанской губернии.

Потом следы союза в истории, как нам показалось, потерялись. И только в 1959 году был образован Союз журналистов СССР. До января 1990 года в нашей республике существовало Татарское отделение этого Союза. Российского в ту пору не было. В 1991 году, после распада СССР, все творческие организации объединились в Международную конфедерацию Союзов журналистов, в которую наравне с Союзом журналистов Российской Федерации вошел и Союз журналистов Татарстана.

Позднее были оформлены правовые отношения с Союзом журналистов России – республиканский Союз стал коллективным ассоциативным членом. С октября 2006 по сей день это общественная организация называется так – «Творческий союз – Союз журналистов Республики Татарстан».

Собственно, отправной точкой для создания музея стал тот факт, что в 2013 году у Союза журналистов РТ намечался – 95-летие со дня образования первой журналистской организации.

На сегодняшний день СЖ РТ насчитывает в своих рядах 1200 членов. В Казани и муниципальных районах активно действуют более 50 крупных территориальных отделений и журналистских организаций Союза.

Начало музейной экспозиции – это дореволюционная казанская печать, прежде всего татарская. Соответственно в центре внимания такие знаменитые фигуры, как Муса Джалиль и Габдулла Тукай.

В запасе еще значительный пласт казанской журналистики и легендарные журналисты, авторы и издатели. Мало кто знает, что в Казани была создана первая провинциальная газета в России. Интересная страница казанской журналистики – газеты, которые издавал профессор Императорского Казанского университета Николай Загоскин. Н.П.Загоскин – один из создателей, секретарей и редакторов «Известий общества археологии, истории и этнографии Казанского университета» (1878-1884), основатель и редактор газеты «Волжский вестник» (1883-1891), одной из лучших среди провинциальных изданий. В 1896-1898 годах он издавал газету «Камско-Волжский край», продолжавшую традиции «Волжского вестника», являясь автором многочисленных статей и очерков в периодической печати.

Современная журналистика представлена очень скупо. Например, газета «Вечерняя Казань» – одной табличкой и фамилией ее редактора Андрея Петровича Гаврилова. Многие издания в экспозиции даже не называются. В этом есть и несомненный плюс. Легко работать с историческим материалом – у наших предшественников нет личных амбиций. Они целиком зависят от нас, от того, насколько честны мы будем в написании истории журналистики нашего края. А вот современные журналисты, приглашенные на открытие музея, с пристрастием разглядывали экспозицию, чтобы найти себя, сравнить с другими.

Так что к тому времени, как экспозиционные площади удастся расширить, создатели музея успеют придать экспозиции объективный характер. А такая перспектива есть. Руководитель агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов, поздравляя журналистов с открытием музея, сообщил, что в новом казанском медиацентре обязательно найдется более просторное место для музея.

Шамиль Хамматов у стенда, который рассказывает о его отце - Шамси Хабибулловиче Хамматове, главном редакторе газеты «Социалистик Татарстан» (несколько лет до этого он возглавлял объединенную редакцию двух основных республиканских газет – «Советская Татария» и «Социалистик Татарстан»), председателе правления Союза журналистов с 1959 по 1983 год

Фото, текстовые документы, предметы собирались у ветеранов журналистики, в редакциях СМИ. В ходе акции «День дарителя» фонд будущего музея пополнился на 500 экспонатов, представляющих историческую ценность. Центральный, партийный архивы, Национальная библиотека оказали Союзу неоценимую помощь при подборке исторических материалов.

Научной разработкой концепции занималась старший научный сотрудник Национального музея РТ М. Хайруллина, художественное оформление и дизайн интерьера осуществил опытный музейный работник, заслуженный деятель искусств РТ С. Матвеев. Материалы разместились на 11-ти настенных планшетах, а на горизонтальных витринах собраны раритеты журналистского труда. В экспозиции представлены образцы техники, с которой работали наши коллеги с радио и телевидения.

На церемонии открытия озвучили список первых дарителей. Среди них – радио ГТРК «Татарстан», редакции журналов «Чаян», «Магариф», «Сююмбике», редакции газет «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», «Шахри Казан», «Маяк» (Азнакаевский муниципальный район РТ), «Мензеля» (Мензелинский муниципальный район РТ), «Байрак» (Буинский муниципальный район РТ), «Нократ» (Мамадышский муниципальный район РТ), «Агрызские вести», «Чистопольские известия», ТК «Эфир», отделение журналистики КФУ и другие.

Нет сомнения, что список дарителей будет постоянно пополняться. Например, меня попросили принести документы, связанные с созданием газеты «Казанские ведомости». Ее первый номер вышел 15 марта 1991 года. Есть экземпляр, на котором поставили свои подписи все, кто тогда работал в редакции.

Это издание многое делало впервые. Впервые нам пришлось зарабатывать деньги, хотя газета была официальным изданием Казанского Совета народных депутатом – и мы пригласили продавать газету школьников и пенсионеров. «Казанские ведомости» благодаря инициативе коммерческого директора Игоря Котова ввела второй индекс для «толстушки», которая выходила с телепрограммой. В лучшие времена ее тираж составлял до 75 тысяч экземпляров.

Впервые в Казани именно наша газета стала верстаться на компьютере. Сначала выпускались таким образом отдельные полосы, а уже в летом – вся газета.

Редакция заключила первый в истории современной журналистики учредительный договор. Его подписал со стороны учредителя председатель городского Совета Геннадий Иванович Зерцалов.

Я бы предложила поместить в экспозицию один из номеров «Казанских ведомостей», с портретом Президента Минтимера Шариповича Шаймиева. Это была публикация о выставке Михаила Козловского. Снимок был замечательный – Президент с внучкой. Но тот номер отпечатали так безобразно, что его было просто не узнать.

Помнится, я написала Минтимеру Шариповичу письмо, в котором в очередной раз попросила поменять оборудование в типографии. Офсет – в соседних, не суверенных республиках, а у нас, как в древние времена – глубокая печать.

Не знаю, как получилось, что это не было сделано еще при Советском Союзе, ведь газеты и журналы Татарской АССР всегда были рентабельными и приносили партийной казне большие доходы. Помню, перечисления «Вечерней Казани» составлял 1 миллион рублей.

Однако ждать офсета пришлось еще долго. Современные машины покупали уже за счет республиканского бюджета.

Есть документальные свидетельства и моей работы в «Вечерней Казани», в «Казанских историях», а еще раньше – в многотиражных газетах «На стройке», «Бауманец», «Приборостроитель». В те времена тем, кто хотел работать в республиканской газете, надо было начать творческий путь в многотиражке.

«Вечеркинцы» сохраняют большой архив редакции гавриловского созыва. Эта газета заслуживает того, чтобы о ней было рассказано в музее более подробно, поскольку на излете советского строя это была самая популярная газета в Казани. Ее приносили практически в каждый дом.

Представляю, как сложно вычленять из богатой истории редакций и журналистов отдельные факты, но музей – это еще и рассказ о нашей журналистике в целом, о путях ее развития, о проблемах и путях их решения.

 Снимки любительские, сделаны автором

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского