Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Картины, которые превращают homo sapiens в человека духовного

26 июня 2013 года в Казани появился Музей Константина Васильева. Этот тот случай, когда хочется сказать – наконец-то. На церемонии открытия побывала наш корреспондент Любовь АГЕЕВА.

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) – русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Среди известных работ – циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника – «Человек с филином».

 Константин Васильев. Автопортрет. 1970 год

Художнику Константину Васильеву (он называл себя Константин Великоросс) тяжело было при жизни. В Казани его не признавали, картин не покупали. Имея специальное образование (он учился в Московской художественной школе-интернате при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР, закончил декоративно-театральное отделение Казанского художественного училища), успешно работая и в живописи, и в графике, он не был членом Союза художников республики. При жизни у него прошли лишь две незаметные выставки в Казани.

Васильев жил в поселке Васильево Зеленодольского района, что недалеко от Казани. Там же трагически погиб, когда ему было всего 34 года. 

Константин был человеком скромным и себя, говоря современным языком, не пиарил. Быть бы ему безвестным, если бы не друзья. Они старались познакомить с работами Васильева не только казанскую, но и московскую публику. Их увидел сам Глазунов, который предложил художнику поработать в Москве, но ничего из этого не получилось. Как писал Рафаэль Миргазизов в газете «Республика Татарстан», он «три месяца пробегал по первопрестольной, но ничего не добился: дело мастера творить, а не обивать пороги чиновников».

Домой художник вернулся без двух картин. Одну он успел воссоздать заново, а до «Князя Игоря» руки не дошли… По сведениям журналиста, эта работа всплыла в Москве, ее, говорят, продавали за бешеные деньги…

Это сегодня талант Константина Васильева признан и простыми любителями живописи, и эстетами, которые раньше не принимали его необычную живопись.

Васильева отвергали по принципиальным соображениям. Чего только не довелось о нем слышать, в чем только его не обвиняли! Увлечение художника старинными былинами и мифами, его полотна на религиозные темы приводили к обвинениям в русском национализме. В Интернете до сих пор встречаются восторженные отзывы о нем, написанные теми, кто исповедует шовинистические идеи. Трудно понять, как полотна с сильными, мужественными лицами могут вызвать такие бредовые идеи.

Присутствие в его творчестве сюжетов, рожденных скандинавскими и ирландскими сагами, вызывало еще более кощунственные ассоциации. Однажды пришлось читать о том, что Васильеву близок национал-социализм Гитлера.

Его трагическая гибель (29 октября 1976 года вместе с другом он был сбит поездом на железнодорожном переезде) вызвало очередную волну пересудов. До сих пор есть люди, уверенные, что обстоятельства этой трагедии – «странные и загадочные». Приходилось читать прозрачные намеки на то, что это был не просто несчастный случай.

 Вход в музей в Казани. Фото автора

 Фото с сайта газеты «БИЗНЕС Online»

Чем гуще был туман вокруг имени Васильева, тем упорнее друзья художника хотели сделать его творчество узнаваемым. В 1980-90-е годы прошли персональные выставки Васильева в Болгарии, Югославии, Испании. В том, что его картины в основном сохранились и время от времени их видели любители живописи, – большая заслуга и его семьи – матери Клавдии Парфеновны и сестры Валентины Алексеевны.

 Константин Васильев с сестрой. Это фото — в экспозиции музея

Возможностей проводить выставки у казанских друзей художника стало значительно меньше, когда в 1984 году семья Васильевых вместе с работами художника переехала в сначала в Коломну, а потом и в Москву. По данным некоторых источников, они увезли с собой 100 работ.

Всем было ясно, что нужно постоянное место, где можно было бы собрать всё творческое наследие художника и где время от времени можно было бы показывать картины из частных коллекций. Но в Казани в ту пору такого места не нашли.

Тем не менее удалось кое-что сделать. В поселке Васильево 10 января 1996 года был открыт мемориальный музей (с 1997 г. филиал Государственного объединенного (Национального) музея Республики Татарстан). Музей занял часть деревянного четырехквартирного дома, восстановленного в 1990 году, с мемориальной квартирой площадью чуть более 50 кв. метров (ул. Ленина, д. 61, кв. 4). В его экспозицию вошли 9 картин художника.

 Открытие музея в 1996 году. Фото Владимира Зотова

Среди первых посетителей музея был Премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин

Музей художника в поселке Васильево

Музей художника в поселке Васильево

Комната матери художника в музее поселка Васильево

В 1998 году по инициативе бывшего военного журналиста Анатолия Ивановича Доронина в Москве открылся Музей Константина Васильева с постоянной экспозицией его работ. При музее был создан Клуб любителей живописи. Здесь не место рассказывать о непростой судьбе музея: здание музея сгорело, картины чуть не пропали… Желающие могут посмотреть в Интернете публикацию от 21 ноября 2009 года.

Словно злой рок навис над памятью художника.

 Константин Васильев. Гадание

Единственное, что могло утешить, – это существование Галереи Константина Васильева в Казани, которая была открыта 25 октября 1996 года. Ее директором стал друг художника Геннадий Пронин, выпускник Казанского авиационного института. Здесь постоянно экспонировалось около ста работ художника.

 Константин Васильев. Жница

 Константин Васильев. Маршал Жуков

Когда Галерея открылась, радости друзей Васильева и любителей живописи не было предела. Однако довольно быстро восторг сменился разочарованием. Галерею открыли далеко от центра города, на улице Гвардейской. Надо ли удивляться, что ее посещали в основном экскурсанты в группах.

События 2011 года подтверждают справедливость присказки – не было бы счастья, да несчастье помогло. Картины художника в Казани тоже попали в трудную ситуацию. Руководство ЖБИ-3, собственника пристроя к дому №61 по улице Гвардейской, заявили, что закроют галерею из-за долгов по аренде. После ряда громких публикаций в СМИ в ситуацию вмешались городские власти, и галерея знаменитого художника сохранила крышу над головой.

Но встреча Геннадия Пронина с мэром Казани Ильсуром Метшиным имела  и другие последствия. Было принято решение предоставить галерее более удобное помещение. Она получила новый адрес: улица Баумана, дом 29, известный старожилам и краеведам как дом известного пивовара позапрошлого века Петцольда. В здании проведена масштабная реконструкция: заменена кровля, смонтированы новые системы коммуникаций, установлены антивандальные оконные блоки и отремонтирован фасад.

 Церемония открытия музея: его директор Геннадий Пронин,  сестра художника Валентина Алексеевна и мэр Казани Ильсур Метшин

Картинам Васильева отдали помещения на двух этажах общей площадью около 800 метров, почти втрое больше прежнего. Теперь это уже не картинная галерея, а музей художника, в котором нашлось место не только для экспозиции его живописных и графических работ, но и для фондо-хранилища, библиотеки, учебной аудитории, где могут заниматься юные художники. Работа по созданию современного музейного комплекса, который объединит рекреационную, социально-адаптационную и образовательную функции, после торжественного открытия будет продолжена.

 Мемориальный уголок. Фото автора

Комнаты в музее в основном небольшие, но есть парадный зал с высоченным потолком, где и состоялась церемония торжественного открытия. Несмотря на летнее время и сильную жару собралось много народу, в том числе те, кто был знаком с художником. Известный казанский краевед Юрий Благов сокрушался, что познакомился с Васильевым накануне смерти.

Среди собравшихся были как люди известные, как председатель Комитета по культуре Государственного Совета РТ, поэт Разиль Валеев, руководители творческих союзов Зуфар Гимаев (художников) и Рашид Калимуллин (композиторов), так и простые любители живописи, почитатели таланта нашего земляка.

 

Фото с сайта газеты «БИЗНЕС Online»

В пяти залах музея Константина Васильева можно разместить до 160 работ художника. В парадном зале находятся самые известные картины Васильева, в том числе те, которые передала для постоянного экспонирования сестра художника Валентина Алексеевна. Всего из Москвы привезено 50 работ. Валентина Алексеевна присутствовала на торжественной церемонии открытия музея и не могла скрыть радости. Наконец-то работы Константина Васильева обрели свой дом!

Экскурсия по залам музея напомнила мне путешествие по знакомым местам, поскольку большинство картин хорошо известны. Среди них такие полотна, как «Старик с филином», «Северный орел», «Жница», «Ожидание», «Гадание, «Рождение Дуная», автопортрет художника, написанный в 1970 году, портреты Маршала Жукова и Федора Достоевского.

Размеры помещения позволили разместить картины свободно, так что даже при большом скоплении посетителей никто никого теснить не будет. А то, что гостей в музее будет много, сомнений нет. Дом Петцольда находится на пешеходной улице Баумана, где всегда полно туристов, да и казанцы любят бродить по центру города. Без сомнения, теперь число тех, кто не только слышал, но и видел картины Константина Васильева, наверняка возрастет.

Сегодня в сети есть несколько сайтов с доброкачественными иллюстрациями картин Константина Васильева, но встреча с подлинниками не идет ни в какое сравнение с интернет-знакомством.

Есть в музее и мемориальная зона с личными вещами Васильева, где можно видеть его мольберт. Она, конечно, очень маленькая, но директор музея заверил, что экспонаты будут постепенно пополняться, благо теперь есть место, где их можно показывать.

Здесь меня более всего поразила незаконченная картина. Холст, готовый к работе, чья-то женская головка… Новая картина – как и жизнь художника, что называется, оборвалась на полуслове. По эмоциональному воздействию, как мне кажется, это самый сильный экспонат нового музея.

 Фото автора

На церемонии открытия Геннадий Пронин заявил, что в знак признательности передает городу 40 картин Васильева, которые находятся в его личной коллекции. Собравшиеся встретили это сообщение продолжительными аплодисментами.

– Наконец-то спустя сорок лет картины Васильева нашли настоящее пристанище, – сказал директор музея. – Надеюсь, в этом здании мы останемся навсегда. Я постоянно задавался вопросом, почему Васильева так любят? И только теперь сформулировал ответ: он показывал душу российского народа.

Если у американцев мечта «быть богатым и свободным», то у нашего человека, мне кажется, – «жить по правде и по воле». А для этого требуются мужество и героизм. Вот их-то и воспевал в своих работах Васильев. Его картины возвышают душу. Они превращают homo sapiens в человека духовного.

По мнению Михаила Задорнова, которое я прочитала в Интернете, Константин Васильев – знаковая фигура:

«Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал».

На открытие музея приехал мэр Казани Ильсур Метшин. Можно предположить, как он сегодня занят, ведь на носу Универсиада. Он не только формально почтил память нашего знаменитого земляка, но и осмотрел экспозицию, пообщался с людьми, сделал первую запись в Книге почетных гостей.

– Семнадцать лет назад, когда галерея на Гвардейской открывалась, это были достойные условия, но требования изменились. Очевидно, что такой музей должен быть в центре, он должен быть доступен и горожанам, и туристам», – сказал мэр.

На одном из совещаний в мэрии Ильсур Метшин сказал, что имя Константина Васильева может быть таким же брендом Казани, как и имя Федора Шаляпина. И в этом нельзя с ним не согласиться.

Хотя очень хочется, чтобы люди приходили сюда не по расчетливой воле маркетологов и туристических агентств, а по зову сердца.

Постскриптум:

На церемонии открытия музея здесь играл интересный музыкальный коллектив, который исполнял оригинальные, непривычные уху сочинения. В пресс-релизе, как всегда, не сообщили, что это был за коллектив.

Совершенно случайно в Интернете наткнулась на сообщение Максима Платонова. Он написал на своей страничке «ВКонтакте», что с Радиком Салимовым (Клуб любителей современной академической музыки) выступали музыканты из оркестра «Новая музыка».

Этот коллектив стоит того, чтобы побывать на его концерте.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского