Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Сентябрь 2020 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
  • 1956 – Новой постановкой оперы «Алтынчеч» композитора Назиба Жиганова открылось здание Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля на площади Свободы

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шаляпинский фестиваль в 34 раз

В феврале 2016 года в Казани в 34-й раз прошел фестивальный марафон имени Федора Шаляпина. Оперы Верди составляют половину программы фестиваля — пять названий из десяти: от раннего «Набукко» до поздней «Аиды», а в центре — знаменитая триада «Риголетто» — «Трубадур» — «Травиата».

Своими впечатлениями поделилась Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор Казанского государственного института культуры.

Крупные художественные события в музыкальном мире я предпочитаю оценивать спустя некоторое время, чтобы впечатления откристаллизовались и не были во власти сиюминутного эмоционального порыва.

В созвездии музыкальных форумов, проводимых в Казани, приоритетное место принадлежит оперному фестивалю имени великого русского баса Ф.И. Шаляпина. Благодаря ему Казань со своим национальным оперным театром имени М. Джалиля получила широкое признание в мире. Участие в нем считается престижным, известные певцы, побывав единожды, появляются в Казани вновь и вновь в разных сценических амплуа. Подтвердил свой достойный уровень XXXIV Шаляпинский фестиваль в нынешнем году (01.02.2016 – 20.02.2016).

По оценкам специалистов, этот фестиваль давно достиг европейского уровня, удержать который весьма непросто в нынешней жестокой обстановке кризиса. И в этом, несомненно, заслуга директора театра, блестящего менеджера Рауфаля Сабировича Мухаметзянова и его мобильной команды единомышленников.

Афиша состояла из апробированных и премьерных спектаклей: «Трубадур», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Турандот», «Риголетто», «Аида», «Набукко», «Борис Годунов», «Евгений Онегин». Жанровую палитру фестиваля обогатил синтетический спектакль «DONANOBISPACEM» (Даруй нам мир) в постановке Владимира Васильева, навеянный баховским шедевром – мессой h-moll, а также сольный концерт Альбины Шагимуратовой и гала-концерт солистов Большого театра России «Молодые голоса России».

Сцена из спектакля «Риголетто». Риголетто – Борис Стаценко (Германия)

Такие имена, как Борис Стаценко (Германия), Михаил Светлов-Крутиков (Нью-Йорк), Татьяна Ерастова (Большой театр России), Михаил Казаков (Большой театр, ТАГТОиБ им. М. Джалиля), Василий Ладюк (Новая опера), Оксана Крамарева (Национальная опера Украины), Дина Хамзина (Астана опера), Владимир Мороз и Ольга Пудова (Мариинский театр) неизменно привлекают зрителей и определяют высокий уровень спектакля. Общее число приглашенных солистов составило внушительную цифру – 50 (ведущие и второстепенные партии), а дирижерами были Ренат Салаватов, Стафано Романи, Марко Боэми (Италия), Винсент де Корт (Нидерланды), Анна Москаленко (Украина), Василий Валитов (Новая опера).

Москвич казанского происхождения, солист Большого театра Михаил Казаков на этот раз он выступил в двух спектаклях: в заглавной партии в опере «Борис Годунов» и в роли Гремина в опере «Пиковая дама»

У театра в приоритете классический репертуар, изобилующий мировыми оперными шедеврами, поставленными современно мыслящими режиссёрами Юрием Александровым и Михаилом Панджавидзе. На премьерного «Трубадура» пригласили режиссёра из театра «Метрополитен-опера» Ефима Майзеля, для которого главным в постановочной работе было внимание к авторской партитуре и стремление насытить сценическое действие подлинными страстями.

«Трубадур». Леонора – Мария Пахарь (Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко), Манрико – Георгий Ониани (Германия)

Майзель представил публике мистическую оперу в стиле «инферно», уделив при этом главное внимание сильным характерам драмы Гутьерреса, в основе которой – история с трагическим финалом о непримиримой вражде двух братьев. Режиссер размышляет:

«Почему до сих пор в мире столько жестокости и есть ли другие действенные методы разрешения конфликтов, проблем, желаний, страстей. Мне важно было показать в спектакле, что жестокость, убийство и мщение – это не тот путь, по которому надо идти, чтобы решить свои проблемы».

«Трубадур». Азучена – Дина Хамзина (Астана-Опера)

Опера на поставленные вопросы ответа не даёт, хотя и привлекает внимание к животрепещущим проблемам нашего времени. Традиционная в плане режиссуры постановка вызвала большой интерес широкой публики, среди которой немало меломанов и любителей оперного творчества Верди. Спектакль оказался гармоничен по достижению сценической правды, декорационного решения (художник Виктор Герасименко) и высокого исполнительского мастерства оркестра (дир. В. Валитов), хора (гл. хормейстер Л. Дразнина), солистов.

Титульную партию поручили молодой певице Марии Пахарь, завоевавшей в 2013 году Гран-при международного фестиваля-конкурса «Musica Classica», который проводится в Доме творчества композиторов, расположенном недалеко от старинного города Руза. Её красивое сопрано в партии Леоноры не раскрылось полностью, пока это лишь эскиз к роли, требующий своего совершенства.

Не получилась, к сожалению, ведущая партия Манрико у Георгия Ониани (Германия) по причине болезни тенора. Безудержную силу характера Азучены, тембровое богатство голоса и его подвижность ярко продемонстрировала Дина Хамзина, известная в России и за рубежом. Убедительными в интонационно-сценической трактовке были Сергей Ковнир (Феррандо) из Национальной оперы Украины и Венера Протасова (Инес), солистка Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля.

Следующая премьера – «Пиковая дама» в концертном исполнении солистов российских театров, в том числе и театра имени Джалиля. Гениальная опера Чайковского прозвучала в первоклассном эквиваленте. Оркестр в руках опытнейшего маэстро Р.Салаватова набирает год от года звуковую мощь и гибкость одновременно, богатую тембральную окраску, изысканность звука струнной группы, теплоту и блеск духовых. Все гастролеры, как правило, отмечают высокий уровень оркестра и хора нашего театра. В хоре таятся неисчерпаемые творческие возможности, связанные с точным прочтением авторского стиля, объёмности звучания, богатой динамики и красоты хорового звука.

«Пиковая дама»: Лиза – Ирина Ващенко, Герман – Олег Видеман 

А вот кастинг солистов не оправдал радужных ожиданий. Проблемы остаются в поиске исполнителей главных партий Германа и Лизы. Вместо Елены Неберы из Мариинки на роль Лизы была приглашена Ирина Ващенко (Московский музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко), не сумевшая в полной мере раскрыть глубочайшей драматизм великой роли русской оперы.

Олег Видеман, несмотря на уникальные голосовые возможности своего диапазона, не передал психологическую природу образа Германа. Мощный тенор Видемана ближе к партиям героического плана, таким, как Радамес в «Аиде» и др. И всё же «Пиковая дама» оставила неизгладимое впечатление.

Неожиданным сюрпризом фестиваля стал «DONANOBISPACEM» в постановке В. Васильева. Это спектакль о высоких материях, о земле и космосе, о человеке как отражении вселенной и посланнике великого Создателя. Развивая концепцию спектакля, автор размышлял о судьбах человечества и каждого человека в отдельности, о поисках Бога в себе, об отождествлении с Богом нашей души через выражение любви, добра и света. Автор призывает к прозрению и единению людей, что весьма актуально в наше напряжённое, трагическое время.

Зритель увидел грандиозный многомерный театральный проект мастера, инициированный художественными достижениями разных видов искусств – музыки, балета, живописи, слова, видео инсталляций. Спектакль выстроен в противопоставлении образа смерти и всепобеждающей силы жизни. Драматургию мессы определяет динамика контраста, вносящего зримую театральность в хореографическое действие. Трагические картины скорби сменяются взрывами восторга, вселенской радости света.

Прикоснуться к таким космическим далям и вселенским музыкальным образам Баха мог лишь танцовщик такого фантастического уровня, как Васильев. Слияние музыки и танца ощущалось нерасторжимо, а основой хореографического языка стал классический танец с его эстетической красотой и гармонией пластики.

Владимир Васильев поэтизирует движение, его танец гармоничен и одухотворен красотой музыки Баха. Солисты балета органично влились в эстетику Васильева – это Кристина Андреева, Михаил Тимаев, Антон Полодюк, Аманда Гомес, Мидори Тэрада и Коя Акава. Пластический и танцевальный почерк постановщика уникален, его самобытная хореографическая трактовка мессы – это мощный прорыв в контекст мировой хореографии нового времени.

Остальные восемь спектаклей прочно вошли в репертуар театра, большинство из них стали привлекательным трендом фестивальной афиши. «Борис Годунов», «Травиата» и «Набукко» поставлены на пороге XXI века – возраст, казалось бы, солидный, от 9 до 13 лет. Бытует мнение, что театральные постановки (драматические и оперные) быстро «рассыпаются», отчасти это верно.


«Травиата». Виолетта – Анна Принцева (Германия), Альфред – Андрей Дунаев (Новая Опера)

Но разумно ли исключать из репертуара добротные, окристаллизованные временем, масштабные оперные постановки: «Борис Годунов», «Набукко» или изысканные камерные новеллы («Травиата»), не теряющие со временем своей новизны и индивидуальности режиссёрского почерка. Приглашение новых солистов нередко создаёт неожиданный ракурс действия и потрясающие актёрские ансамбли.

Так произошло в «Травиате», где в роли Виолетты блистала Анна Принцева (Германия) и полюбившийся зрителям с давних пор (2003 г.) Андрей Дунаев (Новая опера) в роли Альфреда.

Гала-концерт. Сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст».  Исполнители: Вакханка – Кристина Андреева, Вакх – Антон Полодюк, Пан – Коя Окава (ТАГТОиБ им.М.Джалиля)

Постоянно приглашается на исполнение ведущей партии в «Борисе Годунове» Михаил Казаков, который постоянно ищет новые краски роли, растворяясь в противоречиях сложной судьбы и психологии царя-ирода.

Год постановки «Набукко» – 2003 год, она осуществлена итальянской командой – режиссёр Дени Криев, дирижёр Марко Боэми. Со дня премьеры этот спектакль становится любимой оперой казанской публики, привлекающей замечательной музыкой Верди и мощными хоровыми фресками в колоритном объёмном исполнении театрального хора.

Сцена из оперы «Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник», «Риголетто», «Турандот», «Евгений Онегин» – постановки, осуществленные в 2009-2014 годах приглашёнными режиссёрами М. Панджавидзе и Ю. Александровым. Это апробированные, драматургически выстроенные спектакли, каждый из которых по театральному хорош и обладает неповторимой аурой. К примеру, обожаемый зрителями искромётный «Севильский цирюльник» выполнен Александровым в лучших традициях оперы буффа с головокружительным действием, каскадом юмора и уморительных сюжетных ситуаций.

Мария Пахарь – дебютантка нынешнего Шаляпинского фестиваля. Зрители увидели ее в роли  Татьяны (опера «Евгений Онегин». Евгений Онегин - Василий Ладюк (Новая Опера)

Исполнительская сторона названных спектаклей выполнена безукоризненно музыкально-театральными коллективами и фонтанирующими солистами российских и зарубежных театров. В «Севильском цирюльнике» утвердился блестящий исполнитель партии Фигаро – Владимир Мороз (Мариинка), которого можно назвать лучшим Фигаро на российской сцене.

В «Турандот» выделилась превосходная певческая пара: Оксана Крамарева (Турандот) – Ахмед Агади (Калаф). Этот дуэт давно покорил сердца публики. Можно спорить о трактовке финала оперы Пуччини, но сама атмосфера и экзотический дух спектакля Панджавидзе неизменно привлекает любителей оперного искусства. Этот же оперный дуэт пленяет и в опере «Аида».

Сцена из оперы «Турандот»

В режиссёрской трактовке Панджавидзе оперы «Риголетто», убедительно раскрывшей авторские посылы и акценты партитуры Верди, изумляет своим актёрским и вокальным мастерством исполнитель партии Риголетто Борис Стаценко.

Сильный состав артистов собран в «Евгении Онегине», лучшими среди них были Василий Ладюк, признанный лучшим Онегиным в Европе, Михаил Казаков (Гремин), Сергей Скороходов (Ленский, Мариинка), Екатерина Сергеева (Ольга, Мариинка).

Исключительный ажиотаж вызвал сольный концерт Альбины Шагимуратовой, поразившей многих безукоризненной чистотой интонации, сценической свободой, пленительным звуком и стремительно возросшим в последние годы мастерством оперной дивы. Сложная программа («Сцена сумасшествия Лючии» из оперы «Лючия ди Ламмермур», болеро Елены из «Сицилийской вечерни», «Соловей» Алябьева и др.), исполненная с блеском, подтвердила факт превращения Альбины в выдающуюся певицу современности.

Свежесть впечатлений доставил и гала-концерт артистов и выпускников молодёжной программы «Большой театр России».

На Шаляпинском фестивале открываются новые имена и год от года совершенствуются традиции шаляпинского пения, связанные с гибкой выразительностью вокала, импровизационной свободы, технического совершенства с артистизмом драматического дарования исполнителя.

Маргарита Файзулаева,

заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор Казанского государственного института культуры

Фото предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского