Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Смешная комедия, которая называется жизнью
- Л. Климова
- 15 января 2017 года
25 декабря 2016 года, за несколько дней до Нового года, Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова пригласил на «Женитьбу» Н.В. Гоголя.
Новый спектакль, поставленный Ильей Славутским (это его третий режиссерский опыт) показывали на малой сцене, когда от зрителей до артистов – несколько шагов. Попадая в зал, зрители уже входили в спектакль. На кресле-качалке под газетой дремал мужчина, наверняка Иван Кузьмич Полколесин.
На заднике узнаваемый пейзаж Санкт-Петербурга, но почему-то перевернутый (художник-постановщик Игорь Четвертков). Интрига, однако…
«Совершенно невероятное событие» началось под бой часов. Человек в домашнем халате, накинутым на обычную одежду франтоватого молодого человека (впрочем, не совсем молодого) и впрямь оказался Подколесиным (Илья Петров). А в груде подушек на полу «почивал» его слуга Степан (Владимир Леонтьев).
Через какое-то время в «квартиру» надворного советника, как из-под земли (разве такое могло случиться до капитального переустройства театра?!), появился друг хозяина – Илья Фомич Кочкарев (Марат Толубеев). Он вырвал Подколесина из его дремотных рассуждений о жизни, о себе и довольно быстро уговорил друга… жениться. И пару предложил хорошую – Агафью Тихоновну Купертягину.
Да вот незадача: приехав к ней в дом, друзья увидели целую очередь из женихов, которые претендовали не столько на сердце невесты, сколько на ее богатый кошелек.
Женихи оказались персонажами презанятными. Один на другого не похож.
Очень потешным получился Никанор Иванович Анучкин в исполнении Алексея Захарова.
Молодой, впечатлительный и увлекающийся офицер в отставке (на снимке слева) то и дело зачитывал нелепые стихотворения (как оказалось, написанные самим Гоголем). Он был самым романтичным из женихов. И самым нелепым.
Зажиточный купец Алексей Дмитриевич Стариков практически лишен голоса, но его широких жестов и угловатых движений в непривычной обстановке хватило, чтобы понять, что это за птица. Едва познакомившись с невестой, он признается, что не может похвастаться образованием или манерами, зато тверд в своем решении – надо жениться!
Да, богат, но не пара невесте, мечтающей о светской жизни. Даже букет от Анучкина способен ее растрогать больше, чем комплименты купца. Что ей советы свахи (Надежда Ешкилева) и тетки Арины Пантелеймоновны (Татьяна Бушуева)?
Бывалый моряк Балтазар Балтазарович Жевакин в исполнении Виктора Шестакова (на фото в середине) – необыкновенно шумный, перетягивающий в сценах с его участием все внимание зрителей на себя. Немного хамоват, зато искренен.
Гипертрофированно строгий коллежский асессор Иван Павлович Яичница (Александр Малинин) все время ведет подсчет «движимого и недвижимого» (на фото слева). Для него главные достоинства невесты – каменный двухэтажный дом, флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный... Умен. Не зря асессор. Даже нелепая фамилия для Яичницы – повод для рассуждений. Если другие женихи точно решили жениться, то он еще в раздумьи. Вроде надо, но так не хочется отказываться от холостяцкой жизни.
Режиссер наделил каждого жениха оригинальными манерами, они ни в чем не повторяются. У них костюмы настолько разные, будто пришли они не только из разных социальных слоев, но и из разных эпох.
Одежда всех персонажей, созданная петербуржской художницей Еленой Четвертковой, пошита из одного материала – металлизированной рогожки. Более чем сдержанная цветовая гамма (песочные, коричневые, болотные и грязно-голубые тона), мастерски стилизованная под наряды согласно социальному статусу, сделала постановку удивительно стильной.
Будущая невеста Агафья Тихоновна Купердягина в исполнении Елены Ряшиной симпатий особых поначалу не вызывает. С помощью свахи Феклы Ивановны она ищет мужа с дворянским титулом. Актриса не боится показаться некрасивой и невоспитанной. Но чем больше мы знакомимся с женихами, тем симпатичнее она становится. Явно не глупа, мечтательна не по годам.
А как трогательно беспомощна, когда Подколесин сбегает от нее в самую счастливую для нее минуту, перед свадьбой.
Сюжет гоголевской пьесы Илья Славутский оставил практически без изменений. Одним из немногих исключений стал образ Кочкарева, который у Гоголя решил женить друга в отместку свахе. Профессиональная сводница, по оригинальному тексту, она когда-то неудачно женила его самого, за что он был на нее страшно зол.
По режиссерскому замыслу, в «Женитьбе» Качаловского театра это, пожалуй, самый реальный персонаж, который твердо стоит на земле и знает, чего он хочет. У него даже костюм без всяких там фентифлюшек – строгий, черный. Правда, Кочкарев местами чем-то смахивает на злого волшебника, и довольно трудно поверить, что он хочет своему другу добра.
Слуги – отнюдь не второстепенные персонажи, хотя слов у них немного. Они слаженно и точно формируют собой заданное режиссером пространство. В меру фривольны с гостями, предупредительны с хозяйкой, жизнерадостны и довольны жизнью…
У спектакля нет хеппи-энда. Свадьба не состоялась. Подвенечное платье не пригодилось. Но и беды в том особой нет. Подколесин снова в своем любимом халате восседает в любимом кресле. Агафья Тихоновна наверняка ищет нового жениха...
Любая классическая пьеса многозначна, как и режиссерский взгляд на нее. Все равно у каждого зрителя будет свое представление об этой «совершенно невероятной истории». Во время спектакля зрители дружно смеялись над нелепостью ситуаций, над странноватостью женихов и невесты. Но выйдя из театра, наверняка подумали о чем-то серьезном.
Нельзя не отметить, что в спектакле нет зубоскальства над персонажами. Да, они смешны и нелепы, но так же, как все, хотят быть счастливыми. Просто представление о счастье у каждого из них – разное.
И все, что происходит на сцене, не напоминает выставку человеческих пороков, как в спектаклях, которые видела прежде. Хотя образцов добродетелей мы тоже не видим. Режиссер-постановщик Илья Славутский как бы приглашает зрителей посмотреть на себя – нет ли у кого сходства с гоголевскими персонажами?
Интересно сказал о «Женитьбе» Гоголя Виссарион Белинский: «Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью».
Фото предоставлены пресс-службой театра