Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Нетипичные пенсионеры из Университета третьего возраста

В нынешнем году в Университете третьего возраста, где учатся пенсионеры, впервые была организована группа на новом факультете «Журналистика».

Вести эту группу Любовь Мишина, председатель правления регионального отделения Союза пенсионеров России, попросила меня. И вот позади почти шесть месяцев  учебы, впереди церемония вручения сертификата. Можно подводить итоги. Помогут мне в этом мои слушатели, которые в зачетных работах поделились своими впечатлениями об учебе.

 Я ранее слышала хорошие отзывы об Университете третьего возраста, об активности пенсионеров, которые записываются в самые разные группы. Но впечатления превзошли все мои ожидания.

Стоит рассказать об этом университете подробнее. Процитирую зачетную работу Татьяны Токрановой:

«Девиз университета – «Через обучение к повышению качества жизни пожилых людей». Действительно, здесь каждый желающий сможет найти курсы по своим интересам. Их тематика очень разнообразна: это история мировой культуры и Казани, основы компьютерной грамотности, здоровое долголетие, школа правовых знаний… Есть даже курсы «Сбербанк старшему поколению». Есть и занятия по творческому самовыражению: хоровое пение, танцевальные занятия. Что очень ценно, занятия ведут преподаватели казанских вузов: Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного медицинского университета, Казанского государственного университета культуры. Они умеют заинтересовать слушателей своими предметами. К сожалению, второй год из-за пандемии занятия проводятся в режиме онлайн. Конечно, живое общение дает нам больше».

Если бы со многой посоветовались перед принятием решения о создании такой группы, я бы точно отговорила. Трудно было представить, что среди казанских пенсионеров найдутся желающие получить знания в области, далекой от пенсионерских забот и интересов. Но группу создали без меня, и желающие нашлись – 24 человека.

Я не сразу согласилась на предложение Любови Николаевны Мишиной, и потому информация о том, что учеба все-таки будет, дошла, видимо, не до всех. Так что четверо в учебной аудитории так и не появились. Осталось 20 человек. Трое ушли после двух занятий, наверное, убедившись, что записались зря. К сожалению, что-то не смог посетить все занятия по объективным причинам, в том числе из-за занятости на работе. Ведь у некоторых трудовая биография продолжается. Сертификат получат 13 слушателей.

Как оказалось, костяк группы составили несколько человек, активно посещающие занятия на других факультетах Университета третьего возраста. Они и предложили в старосты нашей группы Ларису Ивановну Ходунову, и это был правильный выбор. Как человек очень организованный и ответственный, она помогала нам ничего не забыть, создала чат в ватсапе, где предлагала нам и другую полезную информацию – анонсы на лекции, концерты, экскурсии. Я не раз встречалась со своими слушателями на культурных площадках города. Например, мы вместе ходили на встречу с Александром Михайловичем Девятаевым, сыном Героя Советского Союза  Михаила Девятаева, в музей Горького и Шаляпина, в Национальный музей РТ.

Фото на память с Александром Михайловичем Девятаевым

Первое занятие новой группы состоялось 18 ноября 2021 года. Я попросила слушателей сообщить, где они работали, и поразилась – больше «технарей»: инженеры, математик, программист. Еще три экономиста, один юрист, один библиотекарь.

«Конечно, у каждого из моих новых учеников был свой мотив заинтересоваться нашей профессией, но я вижу свою задачу в том, чтобы научить их быть хорошими читателями, зрителями, слушателями. Думаю, я сумела убедить их, что в наше время это не такое простое дело», – написала я после первого занятия на своей страничке в соцсети.

Сразу выяснилось, что у некоторых слушателей есть небольшой опыт написания текстов. Например, Ясмина Мухамедгалеева уже печатается в газете «Казанские ведомости», а у Ирины Васильевой (по профессии она экономист-программист) есть опыт работы в жанре интервью – в 2013 году в течение двух недель она работала в качестве волонтера-интервьюера на студенческой летней Универсиаде. Но большинство имело о моей профессии самые смутные представления, хотя очень хотели в ней разобраться. Как я поняла, не очень им нравятся современные СМИ.

У меня, конечно, был хороший задел для работы в такой группе, поскольку имею почти 30 лет педстажа на кафедрах журналистики КГУ, истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ. Но тут по многим вопросам пришлось сначала учиться самой.

Пришлось сразу подкорректировать учебную программу – я предполагала часть занятий посвятить технологиям творческой работы, но увидела, что не получится. Да и жизнь продиктовала новые темы. К 24 февраля, когда началась боевая спецоперация в Украине и мы увидели пик информационной войны,  мои слушатели пришли подготовленными. Я уже познакомила их к восприятию фейковых новостей, они узнали, что такое постправда, научились работать в интернете, не позволяя манипулировать собой.

Кстати, на одном из занятий, когда мы сравнивали плюсы и минусы советской и современной журналистики, я очень пожалела, что не включила диктофон – такой интересный получился разговор.

Я проводила такое занятие со студентами КНИТУ-КАИ. До этого целый семестр рассказывали им об истории журналистики, в том числе советской. Но у них не было личных впечатлений, а потому я слышала лишь пропагандистские штампы, запущенные в общество в 90-е годы. Про то, что журналисты были «винтиками» партии, что писали только то, что им велят. Но у меня был личный опыт работы в «Вечерней Казани», где я «винтиком» не была. Мы с коллегами рассказали об этом в альманахе «Казанские истории», который я не раз поминала на занятиях.

Совсем другой состоялся разговор в 2022 году. Мои слушатели довольно точно определили плюсы и минусы журналистики двух исторических эпох. И мы вместе погоревали о том, что СМИ теперь  не всегда отражают интересы народа, что редакции не считают себя обязанными просвещать своих читателей, как это делали когда-то мы в «Вечерке». Когда помогали им решать их проблемы, когда учили воспитывать детей, слушать музыку…  

Очень острой получилась дискуссия по теме «Редакционная политика СМИ». Повод для анализа взяли наиактуальнейший – ковид-19. Рассматривали примеры освещения СМИ ситуации с коронавирусом в Казани, сравнивая публикации в газетах «Вечерняя Казань» и «БИЗНЕС Online», а также фильм о нашем городе известного российского тележурналиста Алексея Пивоварова (канал «Редакция» в YouTube).Дискуссия показала, что у моих слушателей претензии и к СМИ, и к соцсетям, где так много фейков, что не понять, где истина. Слова в наше время часто теряют свой смысл.

Мы попытались ответить на вопрос, почему так много народу не хочет вакцинироваться, почему так непримиримы позиции людей. Могу отметить несколько выводов, которые были сделаны на занятии. Во-первых, потеряны механизмы открытой связи общества с властью, которые надежно действовали в конце 80-х – начале 90-х годов, и как следствие – нет доверия ни к власти, ни к журналистам, ни даже к экспертам. Да и сами эксперты, в данном случае – врачи, немало этому способствовали. Во-вторых, мы не умеем вести дискуссии по сложным проблемам: не хотим слушать друг друга, бездоказательны в спорах, в которых мало логики, но слишком много эмоций. Как тут снова не вспомнить опыт редакции «Вечерней Казани» времен Андрея Гаврилова, например, опыт дискуссии на сложные межнациональные темы, например?

Показательно мнение Александра Костина, который не раз был инициатором дискуссий в чате ватсапа:

«Группа показала себя, как срез общества, где происходят те же процессы, что и в обществе в целом. Почему-то, несмотря на то, что мы пришли учиться выстраиванию эффективных коммуникаций и созданию новых взаимоотношений, мы не смогли избежать разногласий и противоречий».

На занятиях со студентами я такого удовлетворения после занятия не испытывала. Эти две дискуссии позволили мне посмотреть на журналистику как бы со стороны, и оценки работы СМИ порой бывали не очень лицеприятными.

Поход в Литературный музей Максима Горького и Федора Шаляпина перед практическим занятием по репортажу

Вот как определила ценность учебы в группе Лариса Ходунова:

«Для пенсионеров эти занятия – как глоток свежего воздуха. Во-первых, все занятия бесплатны. Во-вторых,пенсионеры получают новые знания, адаптированные к современности по всем аспектам их жизнедеятельности. Каждый может найти для себя что-то интересное и полезное. В-третьих, пенсионер включается в активный процесс жизнедеятельности, не чувствует себя одиноким, брошенным обществом, начинает заниматься пополнением своих знаний, в том числе по здоровому образу жизни. Есть еще и четвертое, и пятое и десятое. Одно то, что у нас в этот период начинает активно пополняться круг друзей и единомышленников, появляются новые интересы (мы вместе ходим на выставки, посещаем музеи, выезжаем в другие города на экскурсии или ходим на пешеходные экскурсии по Казани), дает большой стимул для продления качественной и полноценной жизни. Я много раз слышала фразу: «Я никогда за свою жизнь столько не посещала различных интересных мероприятий, как в этом году». Или: «Я всю жизнь прожила в Казани и не знала, что у нас есть так много интересных музеев».

На курс «Журналистика» я попала случайно, хотя о нем даже не думала. Позвонила моя знакомая и чуть ли не в приказном порядке сказала: «Давай быстрее записывайся на курс «Журналистика», пока там есть места. Там замечательный преподаватель, очень интересный человек, не пожалеешь». Так я сходу и записалась. И не пожалела. Но не сразу.

Сначала лекции напрягали объемом непривычного материала, было много незнакомых терминов. Иногда думала: «А мне это зачем?». Но отступать ведь не привыкли. Тем более, с первых же лекций у нас в группе вацапа шли активные дебаты на различные, в том числе и политические, темы. И это было интересно. Это было необычно, такого в других группах не было. Я тогда поразилась, насколько разные подобрались в группе люди. Пожар тушила, конечно, Любовь Владимировна. Думаю, ей с нами было нелегко. На вопрос, интересно ли ей с нами, всегда был положительный ответ. Это здорово! Нам тоже интересно!

Не думала, что будет так сложно! С первой же лекции поняла, как мало знаю, хотя перешла 60-летний рубеж. Еще я поняла, что настоящему журналисту нужно знать больше, чем специалистам. Ему нужно не только разбираться практически во всех областях жизнедеятельности человека, не только ориентироваться в текущих событиях, но и каким то непостижимым способом предугадывать последующие события.

На сегодняшний день, когда позади уже пять месяцев учебы, я вынесла для себя несколько положительных моментов от курса «Журналистика». Я перестала напрягаться от сложных, не всегда понятных текстов лекций, которые Любовь Владимировна присылала после каждой онлайн-лекции. Теперь знаю много журналистских терминов. С подсказки преподавателя начала смотреть «правильные» телевизионные передачи и находить «правильную» информацию в интернет-пространстве. Думаю, что именно это дает мне некоторую стабильность, спокойствие и большую уверенность в завтрашнем дне».

Еще две цитаты:

«Если вы хотите получить базовые теоретические знания по журналистике и практические навыки по написанию крутых текстов от классного преподавателя, ветерана татарстанской прессы, то вам сюда! А вишенкой на торте станет творческое общение в группе единомышленников»

Лилия Ищерская

«Практические занятия предполагают применение полученных теоретических знаний, и у нас была возможность использовать собственный житейский опыт и собственные наблюдения. Наши домашние задания мы обсуждали в группе. Дискуссии порой разгорались нешуточные. Любовь Владимировна умело «разруливала» горячие споры, и в итоге мы получали профессиональную оценку мастера. Время занятий пролетало очень быстро и незаметно. Народ не хотел расходиться. Потом разговоры продолжались в коридоре, на улице»

Ясмина Мухамедгалеева

Приятно было читать зачетные работы слушателей. Это были не только слова благодарности людям, организовавшим учебу, но и размышления о мире, в котором живут пенсионеры, родившиеся и получившие образование еще в СССР. Примечательно мнение Марины Паткуль, заголовок которой я позаимствовала:

«Многие люди страшатся пенсионного возраста, особенно те, детство и юность которых проходила во времена Советского Союза. В то время вовлеченность в общественную жизнь начиналась практически с детского сада. Октябрята, пионеры, комсомол и т.д. по жизни… Но времена изменились. Ощущение принадлежности и нужности обществу в новых условиях как-то замылилось, потускнело. Были у нас и другие важные дела и заботы, у каждого свои – карьера, семья, дети. На первый план вышло достижение целей, в основном, материальных, удовлетворение потребностей, в основном навязанных. В этом безостановочном процессе «бега по кругу» невозможно было остановиться, чтобы увидеть, как изменился мир.

С наступлением пенсионного возраста появилось время для осмысления прожитых лет, произошла переоценка ценностей. Я с удивлением заметила, что всё изменилось: и мир, и общество, нас окружающее, и отношения между людьми, каждого из нас в этом обществе, и значимость лично меня как человека. Прежние ценности рассыпались в прах. Многое было непонятно и пугало. Более всего угнетало то, что я сама обесценилась, как личность, утратилась вера в значимость прожитых тобою лет.

Совершенно случайно узнала про Университет третьего возраста, созданный Региональным отделением Союза пенсионеров России для таких, как я, растерянных и разочарованных в жизни, пенсионеров. Ознакомилась с программой и была приятно удивлена многообразием предлагаемых тем для саморазвития и самосовершенствования. Записалась на лекции и практические занятия. После первых занятий поняла, что это полноценное образование для полноценных людей, а не сироп для престарелых маразматиков.

После посещения занятий и многочисленных интереснейших экскурсий, концертов и мероприятий появились уверенность в себе и интерес к жизни, пришло осознание собственной значимости. Все больше стали интересовать политические события, происходящие в стране и мире, которые раньше практически меня не интересовали. Явными стали противоречия между тем, что происходит, и тем, как об этом сообщают СМИ, которые раньше я чувствовала интуитивно. Мы сильно изменились, общаясь с замечательным педагогом Любовью Владимировной Агеевой».

Занималась группа раз в неделю как в онлайн режиме – лекции, которые, кстати, есть на канале Университета третьего возраста в YouTube), так и офлайн – практические занятия в одной из аудиторий Казанского агрономического университета. Дополнительно я посылала слушателям тексты лекций по электронной почте, что было очень удобно для тех, кто не смог подключиться в зуме. Но многие и слышали, и читали, поскольку лекции отличались.

Не могу не отметить огромную помощь, которую нам оказывала при дистанте Юлия Владимировна Михайлова, администратор зума от Казанского федерального университета. Я впервые читала лекции в таком режиме. Было непривычно, но уже к третьему занятию пришла уверенность. Но очень напрягало то, что я не вижу и не чувствую слушателей, не могу, где надо, усилить акцент, привести дополнительные доказательства, как это случалось в студенческой аудитории.

И еще – я преподаватель с большим стажем, но всё время готовлюсь к каждой лекции, учитывая, что называется, погоду за окном. Тем более это было необходимо сегодня, когда и аудитория другая, и жизнь другая.

Причем лекции я обязательно печатаю, чтобы перед занятием перечитать. Студентов учила писать шпаргалки  – так легче структурировать информацию (правда, на экзамене за них строго наказывала).

При дистанте инстинктивно заглядываешь в текст  – ситуации прямого общения не возникает, импровизационности не получается.

Думаю, теперь нам всех не будет хватать общения в группе. Мы сдружились и даже сроднились. Сегодня, когда люди круто разошлись во мнениях, происходит своего рода консолидация по взглядам, которые сегодня уже не назовешь чисто политическими. При всем разнобое позиций в группе, мы все-таки были едины в понимании происходящего, в представлении будущего нашей страны.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить