Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Хор Сретенского мужского монастыря: когда поет душа

21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Казани, в парке «Чёрное озеро»,  состоялся концерт хора Сретенского мужского монастыря.

На концерте среди зрителей была Любовь Агеева.

Выступление известного хорового коллектива под открытым небом состоялось в рамках празднования 443-летия обретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Настроение после концерта было такое, что хотелось с кем-то поделиться своей радостью. Написала пост на свою страничку ВКонтакте:

«Пришла с концерта в парке «Черное озеро», где выступал хор Сретенского мужского монастыря. Духоподъемный был концерт. Никогда не употребляю это слово, но тут в самый раз. Хор потрясающий. Начали с сочинений религиозного характера, а закончили песней А. Пахмутовой «Надежда», которую пели с хором все зрители. Были замечательные казачьи песни, звучала «Калинка»...

Хоровой коллектив под управлением Никона Жилы вначале исполнил несколько духовных песнопений (их оказалось много меньше, чем я ожидала). Потом звучали народные песни, песни военных лет, романсы и вальсы в уникальных хоровых аранжировках. Едва Никон Степанович, который был и за ведущего, объявлял следующий номер, как «зрительный зал» взрывался аплодисментами. Особенно дружными они были после казацких песен, прозвучавших с необыкновенной эмоциональной силой.

Если надо составить программу из самых любимых в народе песен, то надо просто взять программу казанского концерта: «Ах ты, степь широкая»,  «Не для меня придет весна», «Выйду ночью в поле с конем…», «Любо, братцы, любо», «На сопках Маньчжурии»,  «Амурские волны»…

Если верить регенту хора, в Казани впервые в исполнении хора прозвучала знаменитая песня Булата Окуджавы «Молитва» («Виноградную косточку в землю зарою...»). Это было так ново, так интересно…

Я стояла в толпе довольно далеко от сцены. Зрители прибывали до самого конца концерта. Сначала публика заполнила сидячие места, но их на Черном озере не там много. Потом стали рассаживаться прямо на помосте, который служит здесь тротуаром. А когда я выходила с концерта, видела, как много людей сидело за сценой и позади «зрительного зала» прямо на траве.

Поскольку я пришла поздно, пришлось стоять, но концерт пролетел так быстро, а настроение было таким приподнятым, что ногам, видно, было стыдно напоминать о себе.

Хор порой звучал, как орган. Кажется, у каждого певца была своя партия, но, по-моему, октав меньше, чем певцов в хоре. А какие у певцов голоса! Я не собиралась писать о концерте, пришла, как простой зритель. О том, что надо было записывать имена солистов, подумала уже выходя из парка. Так что впечатления самые общие.

Солистов было несколько. Но, по-моему, в этом хоре каждый может быть солистом. Мне понравился бас. Еще подумалось, как хорошо его голос звучит в храме. А потом певец вдруг  перешел на баритон, затем снова запел басом… Потрясающе филигранное обращение с голосом.

Публике очень понравился тенор, который впервые вышел с «Калинкой». Голос у него, действительно, великолепный. Он пел, общаясь с публикой. Заводил ее, звал поддержать. И зрители это оценили.

За мной какая-то женщина начала подпевать сразу, с первых песен. На нее отовсюду шикали, но она ни на кого не обращала внимания. Слава богу, не фальшивила. Довольно быстро запели еще несколько человек. А когда дирижер показал, что можно присоединяться к хору, призыв услышали все, наверное, даже те, кто поет мимо нот. Очень тяжело было удержаться…

Уже на песне «Надежда», которую хор исполнил на бис, певцы вдруг замолчали, и песню продолжили зрители, которые в этот момент уже все стояли. «Как вы хорошо поете», – заметил дирижер.

Регент хора Сретенского мужского монастыря Никон Жила, прощаясь с казанскими зрителями, не мог не сказать несколько слов:

 «Мы очень рады, что нам представилась возможность приобщиться к празднику Казанской земли и принять непосредственное участие в этом празднике. Мы спели Литургию в храме, построенном на месте явления Казанской иконы Божией Матери, а потом представили концертную программу в парке, где собралось так много слушателей. И на богослужении в храме, и на концерте чувствовалось единение людей, их стремление участвовать в жизни Церкви.

Огромная благодарность владыке митрополиту Кириллу за приглашение посетить Казань и принять участие в торжествах. Спасибо всем жителям Казани! Мы были счастливы разделить с вами радость праздника, и мы тронуты, что нас так тепло встречали».

Это был мощный заключительный аккорд в престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери.

Это настроение сохранялось еще долго. Память воспроизводила песни, картинки «зрительного зала». На сайте Татарстанской митрополии я прочитала, что концерт посетило около 2000 человек. В числе слушателей были священнослужители, прихожане татарстанских храмов, паломники из других городов и регионов России, приехавшие на праздник в честь явления Казанской иконы Божией Матери.

Перед началом концертной программы гостей поприветствовал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. «Господь дал нам сегодня прекрасную теплую погоду. Поблагодарим Бога, утешимся все вместе, порадуемся нашей Казанской Пасхе», — сказал владыка.

Он остался до конца выступления, как обычно не делают в миру большие начальники на подобных мероприятиях, и потом еще долго общался с верующими.

Концерт прошел при поддержке Министерства культуры РТ и отдела по культуре Казанской епархии. На портале «Православие в Татарстане» была организована его трансляция. В настоящее время его можно просмотреть в записи.

Снимки  я позаимствовала с сайта Татарстанской митрополии. У фотографа пресс-службы они получились лучше. У моей «мыльницы» ракурс был ограниченный, покинуть с трудом отвоеванное место в первом ряду «галерки» не хотелось. Так что ни хор, ни зрителей я толком сфотографировать не могла.

А когда смотрела фоторепортаж на сайте метрополии, еще раз поразилась, как много было на концерте зрителей. И какие счастливые лица порой попадали в объектив фотографа пресс-службы.

Захотелось узнать о хоре побольше. И вот какую информацию выдал мне интернет.

В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери – в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение.

Если не отцом-основателем, то праотцем-дедушкой современного ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) – главного регента Троице-Сергиевой Лавры. У него учился и тот, кто по поручению отца наместника собирал первый состав хора возрожденной обители, – сейчас архиепископ Верейский, а тогда еще игумен Амвросий (Ермаков). 

В хоре отца Матфея на лаврских клиросах с детства возрастал и ставший с 2005 года бессменным художественным руководителем и регентом хора Никон Степанович Жила – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России.

Хор неизменно поет за всеми праздничными богослужениями Сретенской обители, будь то престольные, двунадесятые или какие-либо еще церковные торжества. Как минимум дважды в неделю хористы поют на клиросе: за всенощным бдением в субботу вечером и на Божественной литургии в воскресенье утром. «Богослужения – единственное, что по-настоящему может спасти человека от обыденности, которая давит на нас», – говорит Никон Степанович, выросший в семье священника и матушки-певчей.

С 2005 года монастырский хор под руководством Никона Жилы принимает участие в патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в соборах Московского Кремля, сопровождает Предстоятеля в миссионерских поездках, поёт на освящении вновь построенных и восстановленных храмов.

По сложившейся традиции часть песнопений некоторых богослужений исполняют прихожане, присутствующие в храме. На концертах Сретенского хора также традиционно поет весь зал.

Сейчас в составе хора собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов (исполняющий также обязанности директора коллектива), Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Леонов, Иван Скрыльников, Владислав Чижов, Никита Волков, Вадим Зарипов, Илья Татаков.

В 2007 году хор предпринял всемирное кругосветное турне, посвященное воссоединению РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Выступления хора прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Торонто, Мельбурне, Сиднее, Берлине, Лондоне; в 2008 году хор участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки»: выступал в Сан-Хосе, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Асунсьоне. И как-то после выступления хора, расчувствовавшись от прослушанного, к хористам подошел один из эмигрантов, уже пожилой человек, со словами: «Россия пришла к нам».

«После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!» – признался как-то слушатель одного из концертов в Америке Джордж Саттэн.

Прочитав эти слова, могу сказать то, о чем думаю все эти дни после концерта. Какие у нас замечательные песни! Не зря говорят, что в песнях душа народа. Мы росли на этих песнях, они формировали наш характер, западали в душу, где уже не могло быть нечисти. Так что загадочная русская душа, о которой так много говорили на западе, пока не сделали нас исчадием ада на земле, она – в наших песнях.

Не могу не вспомнить один разговор с немецким журналистом, приезжавшим в Казань на излете перестройки. Я спросила, почему так мало его соотечественников приезжают в Россию. Вспомнила, сколько в советское время туристических пароходов швартовалось в нашем порту, сколько немцев летом бродило по казанским улицам. Ответ меня поразил:

– Люди ехали к вам за тем, чего не было у нас – за сердечностью, за теплотой, за искренностью отношений. Познакомившись с вами, они верили, что человек человеку может быть братом. И их не смущало, что у вас плохие туалеты.

Зачем ехать сегодня, если у вас теперь всё так, как у нас? Когда у вас тоже человек человеку волк. И к тому же туалеты у вас по-прежнему плохие… 

И еще одна цитата с сайта Сретенского мужского монастыря – характеристика хора от владыки Тихона (Шевкунова), не раз наблюдавшего реакцию на его выступления и за рубежом, и в России:

«Да, после выступлений хора многие люди – и русские, и американцы – подходят совершенно пораженные и спрашивают: а где православный храм, как узнать что-то об этой культуре и той духовности, что несут эти молодые люди со сцены?».

Так что слово ДУХОПОДЪЕМНЫЙ, появившееся в моем посте после концерта наших гостей, не было преувеличением.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить