Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Возраст... Мы о нем говорить не будем

6 сентября в кинотеатре «Мир» любителей кино ждали встречи с двумя известными актерами: Алексеем Баталовым и Светланой Тома.

Алексея Владимировича мы могли увидеть только на экране, в фильме «Зонтик для новобрачных» (единственная картина из фильмографии актера, которой я не видела), а Светлану Андреевну ―  на сцене. Актриса была героиней творческой встречи из фестивальной серии «Особое событие».

Светлана Тома разделила время своего выступления на две части, начав с воспоминаний об Алексее Баталове, а потом говорила о себе.

Хотя трудно назвать ее монолог рассказом о себе. Она больше говорила о своих ролях, прежде всего в фильмах Эмиля Лотяну, оставив за кадром не только личную жизнь, но и некоторые подробности творческой биографии, известные из публикаций в интернете.

 Светлана Тома и Эмиль Лотяну: любовь не всегда кончается браком

Кроме того, она исполнила попурри из известных русских романсов, спела песню Вертинского, а в завершение прочитала стихи Зинаиды Гиппиус и Валентина Гафта. Вот так надо читать стихи, чтобы они вновь вернулись в нашу жизнь, как это было во времена Евтушенко, Вознесенского и Ахмадуллиной…  

Но начну все-таки с Алексея Баталова, которому в нынешнем году, 20 ноября, исполнится 95 лет. Он родился в городе Владимире.  Его отец Владимир Баталов и мама Нина Ольшевская в то время были актерами МХАТа. Там же работали его дядя и тетя: знаменитые Николай Баталов и народная артистка СССР Ольга Андровская. С 5-летнего возраста, когда отец ушел из семьи, его отчимом стал писатель и сценарист Виктор Ардов.

Алексей Баталов вспоминал:

«У нас в доме побывали многие известные люди. Когда мне было семь лет, к нам впервые пришла Анна Андреевна Ахматова. Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было шесть метров, и когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены. А она выглядела в этом закутке, как королева... Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Иосиф Бродский ― я знал этих людей, видел их жизнь...».

Интересно, что Светлана Тома обозначала этапы биографии Алексея Баталова лишь пунктирно. Это была скорее эмпатия по поводу каких-то фактов из жизни знаменитого артиста, фотографию которого, как многие молодые особы того времени, влюбленные в него, она хранила.

Не предполагая, что однажды ей придется встретиться с ним на съемочной площадке. Семнадцатилетняя девушка, правда, уже успевшая сняться в одной картине, в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» оказалась партнершей актера первой величины ― Алексея Баталова.   

Несомненно, зрители, выбравшие из программы Фестиваля мусульманского кино встречу со Светланой Тома и фильм с Алексеем Баталовым, знали их биографии. Но не уверена, что всем известно, что во время Великой Отечественной войны Алексей Владимирович с матерью жил в Бугульме. Нина Ольшевская оставила в этом городке заметный след, не дав умереть театру, который в начале войны чуть не закрыли – все артисты-мужчины ушли на войну.

Именно в Бугульме Алексей Баталов впервые вышел на сцену. Правда, сначала в роли помощника машиниста сцены. Как сказала Светлана Тома, у него не было большого желания стать актером, несмотря на артистическое окружение его семьи, личное знакомство со многими деятелями советской культуры, в том числе Анной Ахматовой. И неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы не война, не эвакуация, не театр в Бугульме…

2008 год. Алексей Баталов в Бугульме

Кстати, к юбилею актера в Бугульминском государственном русском драматическом театре, который еще при жизни Алексея Владимировича, в 2008 году, получил его имя, планируется открыть пространственную композицию памяти Баталова. Такие планы вынашиваются давно. Есть оригинальное художественное решение: не бюст, не статуя артиста, а театральная тумба возле старинного здания театра (эскизный проект скульптора Андрея Маера). В нишах шестигранной композиции, достигающей почти четырех метров в высоту, ― шесть изображений афиш в виде барельефов. По замыслу авторов идеи, это должны быть сюжеты наиболее известных фильмов и спектаклей с участием Алексея Баталова: «Москва слезам не верит», «Дама с собачкой», «Три толстяка», «Дорогой мой человек», «Летят журавли»…

Светлана Андреевна сообщила нам, что в Бугульме планируется большой юбилейный вечер памяти Баталова. Поедет ли она на него, не уточнила.

Такого же принципа – не факты, а эмоции по их поводу, Светлана Тома придерживалась и во второй части своего выступления, когда говорила о себе.

Она сыграла в фильме «Табор уходит в небо» цыганку Раду. И сразу стала знаменитой. Как призналась, объездила с ним почти все страны мира. Эмиль Лотяну нашел ее случайно на автобусной остановке Кишинева. Она в то время уже училась в Ленинграде и приехала домой, к родителям, на летние каникулы. Потом была цыганкой еще в трех картинах.

Цыганка Рада из фильма "Табор уходит в небо"

«Хотя я не цыганка», ― уточнила актриса. Но увидев ее фото в молодости, нетрудно понять, почему ее выбрал режиссер. В ее лице есть что-то, если не цыганское, то необычное. Такое бывает, когда в истории семьи есть представители разных национальностей.

Светлана появилась на свет в семье зоотехника Андрея Фомичева и секретаря сельскохозяйственного института Идес Сухой. По маминой линии у артистки были предки из Венгрии и Австрии. Псевдоним «ТомА» она позаимствовала у прабабушки-француженки, когда Лотяну посоветовал ей взять другую, более звучную, запоминающуюся фамилию с молдавским колоритом.

На фото вверху - свадьба с  Олегом Лачиным, внизу - три актрисы: бабушка Светлана Тома, дочь Ирина Лачина, внучка Мария Будрина 

Не хочется повторять факты из жизни артистки. Встреча с ней ― это не познание ее биографии. Это подзарядка из мощного источника энергии, излучающего столько позитива, доброжелательности и теплоты, что мы на какое-то время забыли всё, что есть вокруг – шумный город за стенами кинотеатра, свои проблемы и заботы. Хотелось слушать и слушать, как она говорит, как поет, как читает стихи.

«Вы не устали?» ― участливо спрашивала она зрителей. «Нет», ― неслось из зала. «Но у меня регламент…».

Она была столь естественна и искренна, что взяла в полон сразу, как только появилась на сцене, в длинном красивом платье, с лучезарной улыбкой на лице. На предложенный стул за небольшим столиком не села. Присела однажды ― и опять встала. Все время ходила по сцене, поправляя платье ― видимо, боялась запнуться о длинный подол.

Она ничего не рассказывала – она всё время с залом разговаривала. А в конце поблагодарила зрителей за то, чем увлекла сама – за мощную энергетику, которую чувствовала во время встречи.

«Интересно, сколько ей лет?» – спросила женщина за моей спиной свою спутницу.

Знала актриса, что зрителям интересен этот вопрос. Предполагала, что кто-то знает ответ на него. Но кокетливо прошла мимо – мол, догадайтесь сами. Ее не испугало, что в зрительном зале в основном были женщины ее возраста, приглашенные на встречу районными советами ветеранов, которые видели многие ее фильмы и могли соотнести их с фактами своих биографий.

Мы видели красивую, стройную, даже изящную особу, с лицом, которое не знает, что такое морщины. Кто же в таком случае поверит, что актрисе в прошлом году исполнилось 75 лет!

Я бывала на многих творческих встречах. Актеры и актрисы выстраивают их по-разному, но всегда это монолог о прошлом. Светлана Тома, увлекая нас то в биографию Алексея Баталова, то в свою собственную судьбу, всегда оставалась в настоящем. Видимо, в нашем возрасте лучше понимаешь цену этому настоящему.  

Светлана Тома на красной дорожке  Казанского фестиваля 

Несколько слов о фильме «Зонтик для новобрачных». Он снят в 1986 году Родионом Нахапетовым.

Кроме Алексея Баталова, мы видим  Нийоле Ожелите, играющую его якобы жену (озвучила Инна Чурикова), еще совсем молодых Веру Глаголеву и Никиту Михайловского.

Вроде бы семейная история, каких много, но эта не только о двух конкретных парах, но и о многом другом, о том, что такое счастье, например.

К сожалению, сегодня таких фильмов почти не ставят. Нет в картине динамики, спецэффектов. Короче, нечего смотреть. Надо думать… А думать мы уже разучились.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить