Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Время, зафиксированное на снимках Андрея Черенкова

Сегодня последний день работы фотовыставки Андрея Черенкова.

Она работала в выставочном зале Культурного центра имени А.С. Пушкина. Выставочный зал небольшой, но экспозиция получилась довольно представительной, хорошо срежессированной, чтобы посетитель быстро понял ее логику. 

По стенам ― фотоснимки храмов, в середине ― развалины дореволюционных пригородных усадеб, на особых стойках ― снимки, к которым стоит подойти особо. Лучше в конце осмотра, когда будет полное впечатление о выставке. 

Каждый объект - церковь, мечеть, бывший барский дом, сопровождается пояснительной запиской, в которой история здания, оценка его сегодняшнего состояния. На большинстве планшетов два снимка. Посмотрев экспозицию, нетрудно убедиться, что он почти везде был, как минимум, дважды. Потому что каждый храм представлен двумя фотографиями: одна сделана в первый приезд, вторая позднее.

И по снимкам можно проследить, что в промежутке с церковью происходило. Где-то она восстановлена или восстанавливается, а где-то всё осталось по-прежнему.  И сравнительный анализ по итогам осмотра всей экспозиции показывает, как много сделано за эти годы. 

Стало лучше

Стало хуже

К сожалению, я не смогла быть на открытии выставки, посмотрела ее уже ближе к закрытию. Экскурсовода мне не предложили, да и не было у меня такой необходимости. За творчеством Андрея Черенкова я наблюдаю давно, была на всех его выставках, а их было уже немало. В начале экспозиции можно найти их афиши: 2010, 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017, 2020 годы. Выставка 2023 года называется «Культурное наследие Татарстана. Возрождение». Она открылась 2 ноября.

Жаль, если вы не посмотрели эту экспозицию. Поскольку это не просто фотовыставка и не столько фотовыставка, сколько отчет о проделанной работе. Черенков с одной стороны – летописец православной архитектуры нашего края, оставляющий для потомков изображения сельских храмов (столичные церкви и соборы снимают другие фотографы), с другой стороны – бессловесный судия нашего беспамятства, фиксирующий руины некогда важных для верующих и намоленных церквей.

Помню, на первой выставке меня очень сильно удивили образцы подлинного архитектурного искусства, и это в сельской глубинке. Столь же сильным было впечатление от того, что от них осталось. Без дверей и полов, без колоколен, кое-где одни стены, как после бомбежки.

Да, клубы и зернохранилища в церквях закрыли, кое-где даже передали их местным общинам. Но где в деревне найдется столько богатых людей. Правда, кое-где они все-таки нашлись. Где-то руководство епархии подсобляет, где-то государство. На выставке Черенкова можно было узнать, где конкретно.

Но прежде чем я расскажу о выставке, несколько слов о подвижнической деятельности Андрея. Коротко ― потому, что я уже писала и об этом, и о самом Андрее.

Почитайте ― Какие мы наследники? (О судьбе православных храмов в Татарстане) – 2010, Новая выставка Андрея Черенкова – 2011, Сохраним хотя бы на фотографиях (2012_,  Сохранение культурного наследия – завещание Николая Рериха – 2014,  «Архитектурное наследие Татарстана» - 2015, Не суетитесь – думайте о вечном – 2016.

Поскольку не все читатели пользуются ссылками, приведу цитату из материала о первой выставке. В экспозиции, работавшей в Музее современного искусства на улице Карла Маркса, было представлено более двухсот фотографий с изображением 166 храмов, построенных в нашем крае в XIII – XIX веках.

«Андрей Черенков начал снимать православные памятники нашей республики без какой-то особой цели. По его словам, свидание с храмами помогало хотя бы на время избавиться от суетности современного мира. Со временем он сформировал для себя творческую задачу ― успеть оставить на фотопленке следы былой красоты. Ведь порой фотомастер видел одни руины.

Он исколесил всю республику на самых разных видах транспорта ― на машинах, на велосипеде. До многих храмов можно было дойти только пешком, и Андрей не жалел ног. На выставке мы увидели храмы, расположенные в 21-м районе Татарстана. Она была посвящена сельским церквям Татарстана. Им везет на внимание властей и спонсоров меньше, чем городским храмам».

На выставке в Центре имени Пушкина Андрей представил карту своих путешествий за эти годы. И без моего комментария вы увидите, что он побывал почти во всех районах республики. Цвет флажков укажет, где в каком году. 

Несколько слов из биографии Андрея Черенкова, которая начинает экспозицию. На сегодняшний день в архиве автора более тысячи фоторабот, на которых запечатлены сельские храмы, мечети, земские учреждения, усадьбы и дома, построенные до 1916 года и рас­положенные в 44-х районах Татарстана. Многие из запечатленных на фото зданий являются уникальными памятниками архитектуры.

Почему я, оценивая выставку в Центре имени Пушкина, применила слово «отчет»?

Да потому, во-первых, она дает возможность увидеть, как большие позитивные изменения произошли в республике за эти годы, и, надо полагать, не без влияния выставок Черенкова. Какому же руководителю района хочется попасть в разряд людей, не ценящих культурное наследие наших предков.

Замечу, что на выставках Черенкова появились и мечети. Их пока немного, но те, которые можно видеть в экспозиции, вызывают у него тревогу. Эти снимки выделены особо. Как и руинированные дворянские дома, о печальной судьбе которых уже давно пишут краеведы, в частности, Леонид Абрамов.

Во-вторых, Андрей Вячеславович представил на выставке свою работу в цифрах, указав, сколько в каком году у него было выездов в районы. Приведу несколько цифр: 2010 (начало работы) – 31, 2011 – 16, 2012 – 28, 2021 – 9, 2023 – 8. Но не эти цифры вызывают восхищение, а километры дорог, по которым он проехал за эти годы: 2010-2011 – 8 000, 2015-2013 – 10 400.

На отдельных планшетах - памятники старины, вызывающие особые опасения

Андрей Вячеславович Черенков ―  истинный подвижник, который по своей личной инициативе осуществляет масштабный проект, посвященный архитектурному наследию нашей республики. Не будучи профессиональным фотографом, он является автором нескольких персональных фотовыставок. Организованные Государ­ственным музеем изобразительных искусств РТ, Государственным Советом РТ, Культурным центром имени А.С. Пушкина, Домом-музеем Василия Аксенова, вы­ставки неизменно вызывали интерес посетителей и имели широкий резонанс в республиканских СМИ.

Наиболее интересные фотороботы Черенкова представлены в книгах: «Православные храмы-памятники Татарстана» (2012), «Православ­ные храмы-памятники Казанского кроя» (2015) н «Храмы нашей памяти. Духовно-архитектур­ное наследие династий меценатов и благотвори­телей в Казанском крое» (2016).

С 2013 года в высших учебных заведениях Казани экспонируется передвижная фотовыставка Черенкова, призванная привлечь внима­ние студенческой молодежи к проблеме со­хранения исторического наследия нашего края. По его инициативе в воскресных школах при храмах для прихожан проводятся лекции с демонстрацией фоторобот автора.

О Черенкове рассказывают два документальных фильма, снятых Зуфаром Хай­рутдиновым (ГТРК «Татарстан»): «Хранитель Казанского края» (2013) и «Архитектурное на­следие Татарстана» (2015). Оба фильма отме­чены дипломами всероссийских фестивалей телерадиопрограмм и фильмов.

Его работа не могла быть незамеченной. В 2011 году Черенков  был награжден знаком отличия Казан­ской епархии ППЦ «За церковные заслуги», в 2020-м ― еще одной епархиальной наградой,  медалью святи­теля Казанского Гурия, первого архиепископа Казанского (III степени). В 2014 году «во внимание к трудам по раз­витию православной культуры в Республике Татарстан» он получил медаль Святителя Мака­рия, митрополита Московского.

Есть у него и светские награды: Диплом респу­бликанского конкурса «Благотворитель 2011 года», звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан» (2014), медаль РТ «За доблестный труд».

Цель проекта Андрея Черенкова ― обратить внимание государственных и муниципальных органов республики, обще­ственности на то, что в современном Татарстане помимо восстановленных и отреставрированных памятников русской архитектуры XVI ― начала  XX века,  немалое их количество и по сей день нуждаются в реставрации.

Замечу, ему это удается. И на последней выставке это особенно очевидно.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить