Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Посвящается Софии Губайдулиной… (о XIV Международном фестивале «Звучащий дом Софии»)

В Казани завершился XIV Международный фестиваль «Звучащий дом Софии», приуроченный ко дню рождения Софии Губайдулиной.

 Он стал продолжением предыдущего фестиваля, поскольку в его насыщенной программе из 10-ти концертов (с 24 октября по 1 декабря) четыре концерта состояли полностью из произведений 24-х молодых композиторов-победителей (из 17 стран), принявших участие в проходившей весной творческой лаборатории-конкурсе «Synesthesia Lab-2023», связав ее начало и достойное завершение.

По словам Лейлы Монасыповой, художественного руководителя Центра современной музыки (ЦСМ) Софии Губайдулиной в Казани, «впервые фестиваль объединил в одно временное пространство современную музыку во всем ее жанровом, стилистическом и исполнительском многообразии». Куратором лаборатории выступил молодой композитор Роман Пархоменко, сумевший благодаря своей энергии и энтузиазму собрать для участия в этом проекте молодых композиторов со всего мира, а также казанских исполнителей.

Фестиваль  традиционно  представляет  основные  сферы  деятельности ЦСМ: научную, образовательно-просветительскую и концертно-исполнительскую. Все они направлены на продвижение современной академической музыки  и творчества Губайдулиной.

В рамках фестиваля, 24 октября, в день рождения композитора, прошла IV Международная научно-практическая конференция «Губайдулинские чтения: Звуковые пространства Софии Губайдулиной». В ней приняли участие исследователи из Москвы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Казани, Уфы и других городов России, а также из Белоруссии. Программа конференции отличалась разнообразием представленных тем: от музыкального языка, инструментального театра и киномузыки до специфики хоровых сочинений, исполнительских проблем и синтеза восточных и западных традиций в творчестве Губайдулиной.

Значение конференции сформулировал в своем приветственном слове ректор Казанской консерватории В.Р. Дулат-Алеев: «Губайдулинские чтения» создают свою традицию изучения творчества Губайдулиной и, одновременно, вокруг этого имени собирают наше культурное пространство». Он также отметил важную роль самого ЦСМ (с его руководителем Л.И. Гарифуллиной и коллективом музыковедов), сохраняющего наследие композитора и сам дом композитора, ставший средоточием концентрации творческой энергии в Казани.

Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Очень трогательными стали слова самой Софии Асгатовны, написавшей в смс-сообщении обращение к участникам конференции:

«Для меня это большой подарок. Я чувствую ваше тепло и любовь. И желаю вам успехов в ваших исследованиях».

Все присутствующие на конференции были благодарны ощущению сопричастности, что в день рождения композитора приобщились к ее жизни, словно каждый получил от нее весточку.

В завершение конференции был показан документальный фильм «Диалог: Я и Ты. Композитор София Губайдулина», снятый по материалам записи беседы с композитором во время посещения Софии Асгатовны сотрудниками ЦСМ в Аппене в 2019 году. На экране Губайдулина рассказывает о себе, о своем детстве, о том моменте, когда она почувствовала связь с Богом, о своей жизни.

Пронзительно звучат ее слова: «Творчество продолжает дело Творения» или «На стержне единения мы не можем быт пессимистами». Соединение ее рассказа с ее музыкой из грандиозной оратории «О любви и ненависти» и Третьего скрипичного концерта «Диалог: Я и Ты» производит сильное впечатление. Кроме того, своеобразным музыкальным приношением ко дню рождения композитора стал небольшой концерт с музыкой Баха, Губайдулиной и Слонимского в исполнении Анастасии Ведяковой (скрипка, Москва) и заслуженного артиста РТ Андрея Каминского (виолончель, Казань). 

Собственно, сам фестиваль начался в Органном зале консерватории концертом, в котором творчество Губайдулиной проходило «красной нитью». В концерте принял участие Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), в очередной раз порадовав казанских слушателей – поклонников новой музыки. Действительно, ансамбль – давний друг Центра современной музыки и, как сказала музыковед Виктория Коршунова, директор МАСМ и ведущая концерта: «Казань – для нас второй родной город, и трудно сказать, где мы чаще выступаем – в Москве или в Казани».

Московский ансамбль современной музыки: Михаил Дубов (фортепиано), Константин Ефимов (флейта), Евгений Субботин (скрипка), Ольга Демина (виолончель), Олег Танцов (кларнет)

 

Наиболее яркое впечатление на слушателей произвело сочинение «Sapiente» Эльмира Низамова для скрипки, виолончели и фортепиано (посвященное Софии Губайдулиной), в котором используется ее тема, – философское размышление о жизни, аскетическими средствами переданное движение от хрупкого чистого начала к мощной кульминации и возврат к истоку.

Впервые казанские слушатели услышали сочинение композитора из Нижнего Новгорода Марка Булошникова для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели «Песня  сторожа», решенное в театральном ключе.  Как некий сон с навязчивым мотивчиком (из баховских интонаций), тихо повторяющимся в разных вариантах много раз на фортепиано, причем другие инструменты большей частью хранили молчание, и лишь два-три раза сыграли пару аккордов.

Впервые в Казани прозвучала и пьеса композитора Дмитрия Капырина «Колыбельная ветру» (для такого же, как в предыдущей пьесе, состава), показавшаяся несколько аморфной, словно масса осколков, которые так и не смогли стать целым. Пронзительным финалом концерта стало произведение ГубайдулинойInCroce для виолончели и органа. Ольга Демина (виолончель) и Михаил Дубов (орган) мастерки исполнили эту пьесу, передав драматизм Евангельской истории. Тронуло звучание виолончели, с напряженной живой интонацией и богатое красками.

Программа следующего концерта – в зале Союза композиторов РТ –  состояла исключительно из произведений шести молодых композиторов –   участников лаборатории.  Среди них: Себастьян Пафундо (Аргентина), Франческо Соттиле (Италия), Джанни Бенчич-Григоре (Перу-Великобритания), Фархад Бахтияри (Казань), Лукас Сухарев (Москва) и Карина Нестерук (Санкт-Петербург). Исполнители – МАСМ.

Особо выразительно прозвучало произведение Фархада Бахтияри «Хабибѐ» для альтовой флейты, бас-кларнета, фортепиано и виолончели. Как прокомментировал сам композитор, эта пьеса была вдохновлена поэзией Кыяма ад-Дина ал-Кадыйри, в которой много раз повторяется слово «хабибѐ» («возлюбленная»). Написанная в духе восточной импровизации, она начинается с прихотливой мелодии (у соло флейты), которая затем варьируется, наслаивается и повторяется у всех инструментов ансамбля. Чувствовалось, что музыкантам и, особенно, Константину Ефимову, исполнителю на флейте, импонирует музыка композитора из Казани. Самым же ярким произведением концерта стала остроумная, динамичная, основанная на полистилистике, пьеса «Run» Лукаса Сухарева  для скрипки, виолончели, бас-кларнета и фортепиано.

 

Этот концерт высветил явный стилистический контраст между сочинениями российских и зарубежных авторов. Сочинения и Бахтияри, и Сухарева написаны в нашей, российской, традиции академической музыки и контрастируют с современной европейской музыкой, тяготеющей к авангардным техникам. Но, несмотря на экспериментальный характер, на разную стилистику музыки молодых композиторов, слушатели с интересом погружались в открытие Нового.

Безусловно, прелесть современной музыки и для исполнителя, и для слушателя заключается в том, что она раздвигает границы устоявшегося, принятого, знакомого; новая музыка ставит и тех, и других, в ситуацию, когда до нее нужно дотянуться, почувствовать ее душу, открыть ее смысл, быть первопроходцем. Радостно, что МАСМ’овцы с полной отдачей следуют этой установке.

На третьем, совместном с Казанской консерваторией, концерте фестиваля (в Органном зале) звучала музыка  молодых композиторов, участников  лаборатории, которым выпала редкая возможность написать сочинения для органа и услышать их в исполнении лауреата международных конкурсов Фариды Нуруллоевой. Программа концерта получилась интересной и разнообразной по стилистике, включая сонорные («Stame» Франческо Мариотти, «Самудра» Валентина Бездетко) и перформативные с использованием голоса («Hold your horses» Нины Перович) сочинения, и традиционные по музыкальному языку («Поэма» Лилии Исхаковой), и написанные в авангардных техниках пьесы («Manifolders» Бенджамина Зервигона).

Фарида Нуруллоева (орган) и Вилетта Ченина (сопрано)

Вот как прокомментировала этот концерт Фарида Нуруллоева:

«Несмотря на то, что я постоянно играю премьеры современных композиторов, но сольная программа, состоящая целиком  из новой музыки, в моей практике впервые. Было не просто, особенно, в эмоциональном плане, пропустить новую музыку через себя, наполнив ее смыслами. Хотя в целом, получился необычный концерт, я бы выделила музыку трех авторов – Валентина Бездетко (Москва, Россия), Нины Перович (Черногория) и Бенжамина Зервигона (США), которым удалось написать интересные по замыслу и звуковому воплощению пьесы для органа.

Рада, что смогла поработать с молодыми композиторами в рамках лаборатории, некоторые из них писали музыку для органа впервые. Надеюсь, что в будущем будут новые подобные проекты». 

Большой удачей для казанских поклонников новой музыки стала возможность стать слушателями и зрителями концерта электроакустической музыки «Под напряжением» – совместного проекта Центра электронно-акустической музыки (ЦЭАМ) при Московской консерватории и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Не случайным было и место проведения концерта – театр «Моᶇ», модная площадка в Казани, со своей зрительской аудиторией и с современным техническим оснащением.

Перформанс Ольги Бочихиной под названием «Акустико-пространственные миражи – Сад» (для виолончели, баяна, фортепиано, двух перформеров и электроники), представляющий собой реконструкцию пространства дрезденского парка Цвингер, заворожил своими звуковыми красками и сложной словесно-музыкальной тканью. Жаль, что визуальная составляющая потонула во мраке, и зрители почти ничего не увидели из того, что было задумано автором.

Перформанс Ольги Бочихиной

Весьма любопытным оказался словесно-музыкальный синтез в сочинении Фархада Бахтияри «Ṻn» («Звук») для скрипки, виолончели, флейты, кларнета, дафа и электроники, основанном на акустических эффектах в интонациях произносимых слов и отдельных фонем азиатских языков разными голосами и на процессе их компьютерных преобразований, дополненном видеорядом (видео-художник – Арам Карси). В итоге, получилась неожиданная картина звукового пространства Москвы. Тема города концептуально и оригинально также была воплощена и в электроакустических композициях Романа Пархоменко и Алины Мухаметрахимовой.

Зачастую в электроакустике роль музыкантов-исполнителей, если можно так сказать, обезличивается, растворяясь в мультимедийном действе. Исключением стали три композиции, в которых центром был баянист (Венедикт Пеунов): в «Новой пьесе» Алексея Наджарова для баяна, электроники и видео и в «Smart allienation» Игоря Сильвы для флейты, баяна, виолончели, ударных, электроники и видео.

Финальным аккордом концерта, приведшим публику в полный восторг, стало исполнение триптиха «Рельсы-Фабрика-Завод» Дешевова-Прокофьева-Мосолова в версии Николая Попова и Александра Хубеева (видео-художник Эндрю Квин).

Музыканты ЦЭАМ и МАСМ на концерте «Под напряжением»

К электроакустическому действу в Моᶇ примыкает необычный по формату концерт «Fixed Media» из музыки молодых композиторов, сочинивших произведения для тубы и электроники. Исполнитель на тубе – лауреат международных и всероссийских конкурсов Никита Петяев, принявший участие в работе композиторской лаборатории. Концерт прошел в Доме-музее В. Аксенова в камерной обстановке.

Как признался Никита в беседе, композиторы по-разному подошли к созданию пьес. Елизавета Лобан (Беларусь) написала ироничный перформанс «VarjatkaKassandra» («Сумасшедшая Кассандра»); Вадим Генин (Самара) – остроумную электроакустическую пьесу «Шуточное задание повышенной сложности». Ивон Парадес (Перу) представила сонорную пьесу «Nebula» («Туманность») со звуками леса, а китайско-американскому композитору Сми Вонгу «Message» («Послание») удалось, как никому другому, в полной мере использовать мелодико-выразительные возможности тубы.   

 Никита Петяев и Аделина Гансвинд

 Никита Петяев – прекрасный музыкант, он не первый раз сотрудничает с молодыми композиторами, и у него есть опыт исполнения современной музыки для тубы соло, поэтому он владеет такими приемами, которые мало кто использует. Любимый его автор – норвежский композитор, виртуоз-исполнитель на тубе Эйстейн Бодсвик, две пьесы которого также прозвучали в концерте, наряду с фортепианными сочинениями Фараджа Караева и Франческо Филидея (в исполнении Аделины Гансвинд).

В рамках фестиваля казанская публика услышала необычный вокальный концерт «Музыка авангарда» в исполнении камерного дуэта «Таῆ». В его программу вошли четыре вокальных цикла: «Фацелия» С. Губайдулиной (на стихи М. Пришвина), «Флоре» Э. Денисова (на стихи Й. Атиллы), 3 стихотворения Марины Цветаевой А. Шнитке и Вокальный цикл М. Таривердиева на стихи Л. Мартынова. Эти циклы были объединены в моноспектакль, который «прожили» и представили на суд слушателей певица Айсылу Нуруллина (сопрано) и пианистка Аделина Гансвинд.

Такую музыку в Казани не услышишь. Айсылу поразила не только вокальным мастерством, но и артистизмом и глубоким проникновением в поэтическое слово. Особенно выразительно был исполнен цветаевский цикл, в нем звучание «подготовленного» фортепиано усилило горечь и драматизм цветаевской поэзии, воплощенной в музыке. Поставил спектакль и оформил в смелом современном стиле Булат Гатауллин.

Айсылу Нуруллина и Аделина Гансвинд. Фото Т. Сергеевой

В концерте также были исполнены фортепианная пьеса В. Сильвестрова «Китч-музыка» и «Fraters» А. Пярта для скрипки и фортепиано (Анна Кашина, скрипка).  

Ярким событием фестиваля стал концерт московского ансамбля Reheard, запомнившийся своим внешним колоритом (четыре красивые девушки в белом), ансамблевым мастерством, концептуальной продуманностью и изяществом программы, выстроенной вокруг темы природы, ее созерцания и взаимодействия исполняемой музыки с традицией. Прозвучавшие впервые в Казани сочинения Ульяны Купровской, Ольги Раевой, Анны Поспеловой, Тору Такемицу, Тристана Мюрая, Паскаля Дюсапина словно сложились в единую картину под знаком импрессионизма XXI века.

Ансамбль Reheard: Алиса Гражевская (скрипка), Алена Таран (флейта), Ульяна Сибиркина (виолончель), Ульяна Ловчикова (фортепиано)

  Небольшой зал в ЦСМ с трудом вместил всех желающих послушать новую музыку, а в процессе концерта публика прониклась теплым чувством благодарности к музыкантам ансамбля, что на концертах современной музыки случается не часто.

Теперь о концертах оркестровой музыки. В этом году впервые оркестр ЦСМ выступил на открытии XIII фестиваля «Concordia» в Большом концертном зале имени С. Сайдашева. Получилось, что это событие как бы вклинилось в фестиваль «Звучащий дом Софии». В программу концерта вошли разные по стилю сочинения: 5 и 6 части из Кончерто гроссо №1 Шнитке (солисты – Анастасия Каткова и Азат Нургаянов), «Поэма-сказка» Губайдулиной (с трогательным видео-комментарием автора), Концерт для камерного оркестра «Dumbarton Oaks» Стравинского и «Риф» Габриэллы Ортиз. Дирижировали – Дмитрий Железнов и Сергей Ферулёв.

Настоящим открытием концерта стала мировая премьера Поэмы для хора и оркестра «Шагыйрь» («Поэт») Миляуши Хайруллиной, написанной в 2023 году специально для Камерного хора республики Татарстан (под управлением народной артистки РТ Миляуши Таминдаровой), капеллы мальчиков Дмитрия Железнова и оркестра Центра современной музыки. Дирижировал премьерным исполнением Дмитрий Железнов. 

В Поэме воплощен образ Поэта как образ Творца и Художника через стихи Габдуллы Тукая, Дэрменда, Мусы Джалиля, Хасана Туфана, Радифа Гаташа и Луизы Янсуар. Причем, хоровое исполнение поэтических строк символизирует принадлежность настоящей поэзии всему народу.

Миляуша Хайруллина, отвечая на вопрос, довольна ли она исполнением своего сочинения, отметила:

«Для первого раза, считаю, что очень хорошо. Все музыканты, и хор и оркестр, исполнили «Поэму» с большим воодушевлением. Несмотря на камерный состав, оркестр звучал ярко и мощно, а Дмитрий Железнов – идеальный дирижер для моего сочинения, потому что он управлял всем процессом с пониманием специфики хора».

Слушатели очень эмоционально восприняли премьеру, устроив композитору и музыкантам овацию.

Последний, заключительный, концерт фестиваля (в Казанской кирхе) был посвящен оркестровой музыке, специально написанной для оркестра Центра современной музыки молодыми композиторами, участниками лаборатории. Дирижировал Роман Пархоменко.

Лаборатория дает редкую возможность молодым композиторам написать оркестровое сочинение, проработать его с наставником и услышать свое произведение на концерте. В то же время лаборатория имеет огромное значение в приобщении музыкантов оркестра к новой музыке, к новым исполнительским техникам. С этой целью во время фестиваля прошли мастер-классы, которые провели музыканты МАСМ специально для отдельных групп оркестра. 

Сложными по языку и по исполнительским техникам оказались сочинения: «Наргин» Туркара Гасимзаде (Азербайджан) и «Псевдо» Амира Халафа (Египет).  А две сонорные пьесы: «Глаза рыбы в слезах» композитора Жан-Патрика Бесенграна (Франция-США) и «Вершина» Романа Пархоменко расположили к себе и исполнителей, и слушателей. В самом интересном сочинении этого концерта – «Забытые песнопения» московского композитора Алины Мухаметрахимовой – тонко соединились и мелодия «из детства» (по словам автора, присутствовавшего на концерте), и новые тембровые средства выразительности.        

Таким образом, фестиваль получился масштабный и разноплановый,  он открыл новые композиторские имена, новые произведения и новых исполнителей.

Лаборатория в рамках фестиваля проводится в таком широком формате впервые. Более того, получилась лаборатория не только для композиторов, но и для казанских музыкантов-исполнителей.

Трудно не согласиться с Романом Пархоменко, который считает, что цель лаборатории заключалась в том, чтобы на фестивале прозвучала самая новая музыка, которую мы редко слышим в Казани, и чтобы ее исполняли не только московские, но и казанские музыканты. Среди них: органистка Фарида Нуруллоева, исполнитель на тубе Никита Петяев, пианистка Аделина Гансвинд, певицы Айсылу Нуруллина и Виолетта Ченина, скрипачи Анна Кашина, Азат Нургаянов. 

Организаторы фестиваля поднимают большое и важное дело, которое со временем должно дать плоды. Хочется пожелать команде ЦСМ, чтобы фестиваль развивался, двигался вперед, был актуальным и интересным, вовлекал в сферу современной музыки все больше и больше казанских музыкантов и композиторов, воспитывал своего слушателя, чтобы оркестр Центра С. Губайдулиной развивался и рос вместе с фестивалем и активно участвовал в продвижении музыки XXI века.  

Татьяна Сергеева, музыковед,

музыкальный журналист, доктор искусствоведения (Казань)

Фотографии предоставлены ЦСМ Софии Губайдулиной

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить