Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда Иисусу Христу было 12 лет

В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) работала выставка «Мифологические и библейские сюжеты в западноевропейской живописи». Она включала 39 произведений итальянской, французской, немецкой и голландской школ XVI-XIX веков.

Это, пожалуй, наиболее эффектная из тематических выставок последних лет (в 1997 г. экспонировался «Западноевропейский пейзаж из собрания ГМИИ РТ», в 2000 г. – «Западноевропейский портрет»).

Большая часть представленных в экспозиции картин происходит из собрания А.Ф.Лихачева (1832-1890), казанского коллекционера, археолога и нумизмата. В 1848-1853 годах он учился в Казанском университете, получая естественнонаучное образование и собирая свою первую коллекцию (энтомологическую).

С 1858 по 1885 год Андрей Федорович полностью посвятил себя собирательству, причем на первом месте были археология, этнография и нумизматика. Коллекционировать предметы изобразительного искусства он начал, по-видимому, с подачи своих друзей-художников, среди которых были В.Худяков и И.Шишкин. У них он даже брал уроки живописи.

Его картинная галерея и послужила в 1958 году основой для образования в Казани Музея изобразительных искусств. Почти вся коллекция западноевропейской живописи ГМИИ РТ обязана своим происхождением А.Ф.Лихачеву.

Впрочем, произведения западноевропейских мастеров поступали в музей и из других источников. Так, в экспозиции представлены пять картин, поступивших в 1932 году из ГМИИ имени А.С.Пушкина. «Поклонение волхвов» нидерландского мастера XVI века было передано в Казанский городской музей в 1907 году от И.Ф.Лихачева, вице-адмирала Российского флота. Как известно, Иван Федорович выкупил в 1891-м коллекции брата у его вдовы – Р.И.Лихачевой  и передал их городу, для будущего музея.

Произведения, составлявшие картинную галерею А.Ф.Лихачева, неравноценны. Со временем пришлось пересмотреть атрибуцию некоторых работ. Картины, которые значились в каталоге 1895 года как творения Рембрандта, Рубенса, Тициана, оказались или копиями с них, или работами неизвестных мастеров. И тем не менее, очень многое из собранного Андреем Федоровичем представляет истинную художественную ценность.

Достаточно назвать «Мадонну с младенцем» замечательного мастера Высокого Возрождения Доменико Пулиго. Это произведение считалось жемчужиной коллекции и семейной реликвией Лихачевых, оно было передано Раисой Ивановной в дар музею уже после революции.

Экспозиция состоит из двух больших разделов – античной мифологии, включающего поздние литературные сюжеты («Пирам и Фисба» Яна Брейгеля-старшего и «Амур и Психея» итальянского мастера XVII века), и библейской тематики, включающего картины, которые изображают католических святых. Античный раздел – меньше, что обусловлено особенностями музейной коллекции.

Экспонируются, главным образом, голландцы и французы. В живописном отношении наибольший интерес представляют «Венера и Марс» французского мастера XVII века, а также «Борей и Орифия» голландского мастера XVII века.

Картина «Борей и Орифия»

Сюжеты этих картин получили правильную расшифровку непосредственно перед выставкой (ранее они назывались «Венера в кузнице Вулкана», что неверно уже в силу присутствия Купидона, и «Гений, похищающий женщину»).

Жестокий и агрессивный характер бога войны Марса внушал ненависть даже его родителям – Юпитеру и Юноне. Одна лишь Венера была влюблена в него. Марс – не слишком популярная фигура в искусстве, за исключением сюжетов, в которых воинственный дух смиряется любовью. Ренессанс перевел взаимоотношения Венеры и Марса в аллегорию, отражавшую рыцарский кодекс того времени (соединять в себе качества воина и любовника), – Купидон разоружает Марса, сидящего у ног своей возлюбленной.

Библейский раздел состоит из небольших циклов. Это сюжеты из Ветхого завета, рождественский цикл и ряд эпизодов из земной жизни Иисуса Христа.

Наиболее загадочной долгое время оставалась картина неизвестного неаполитанского караваджиста XVII века (круг Джованни Баттисты Караччоло), ныне расшифрованная как «Диспут в храме». Ранее она экспонировалась под названием «Христос и Иуда», однако возраст персонажа, изображенного в центре композиции, никак не дотягивает до 33 лет.

Из Евангелия мы знаем, что когда Иисусу было 12 лет, он отправился вместе со своими родителями на праздник Пасхи в Иерусалим. На обратном пути Мария и Иосиф вдруг обнаружили, что Иисус отстал. Возвратившись в город, они нашли его в храме, беседующим с иудейскими книжниками.

Еще один пример нового прочтения сюжета на выставке – «Пейзаж с  Танкредом и Клориндой» Гюбера Робера. Ранее это был просто «Пейзаж», стаффажные фигурки не привлекали внимания. Между тем, известный эпизод из «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо вполне узнаваем.

«Пейзаж с  Танкредом и Клориндой» Гюбера Робера

Крестоносец Танкред полюбил воинственную Клоринду, сражавшуюся на стороне сарацинов. Не узнав любимую в доспехах, Танкред в поединке ранил ее. Умирающая Клоринда пожелала принять крещение. Танкред, набрав воды из ручья, снял с нее шлем и узнал свою возлюбленную.

Остается добавить, что экспонируемая в ГМИИ РТ выставка уникальна уже потому, что многие картины зрители (не только посетители, но и сотрудники музея) смогли увидеть впервые. И в этом большая заслуга наших реставраторов.

"Казанские истории", №5-6 2004 года

Наша справка:

Андрей Федорович Лихачев (1832-1890) – археолог, нумизмат и коллекционер. Один из основателей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878). Ему принадлежат труды по культуре Волжской Булгарии, статьи о монетных кладах.

  Его брат – адмирал Иван Федорович Лихачев в 1891 г. пожертвовал городу 30 000 рублей на приобретение для будущего музея коллекций исторических и художественных ценностей, собранных братом.

Картинную галерею А.Лихачева составляли шедевры скульптуры  и живописи –  произведения почти всех классических европейских школ: итальянской, испанской, голландской, фламандской, немецкой, французской, а также работы русских художников.

Переданная музею лихачевская коллекция (только картин в ней было 425) долгие годы оставалась единственным общедоступным художественным музеем города.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить