Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Василий Аксёнов: «Прогулки по этим местам напомнили мне мою юность»

Детство и юность Василия Аксёнова прошли в центре Казани. На пресс-конференции в агентстве «Татар-информ» 4 октября 2007 года он назвал «своими» Лядской и Ленинский садики, улицы Карла Маркса и Горького.

«Прогулки по этим местам напомнили мне мою юность, когда я был студентом», – сказал он.

Аксёновские места в Казани – это дом его родителей на улице Муштари (Комлева), 22, дом №55/29 на перекрестке улиц Карла Маркса и Муштари, где он жил в семье Котельниковых, и здание бывшей школы №19 на улице Горького.

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани. Он жил с родителями в двухэтажном кирпичном доме на улице Комлева. Во время пребывания в Казани Василий Павлович побывал в этом доме.

В бывшей квартире Аксеновых сегодня работают сотрудники отдела образования Вахитовского района

На одном из снимков видно, как он рукой показывает Ильсуру Метшину, мэру города, сопровождавшему писателя во время экскурсии по его родным местам, каким мальчиком жил здесь.

Его отец – Павел Васильевич Аксёнов (род. 1899 г.) был известным в городе человеком: в 1928 г. – секретарь райкома партии в Заречье; в 1930-1935 гг. – председатель Татарского областного совета профсоюзов, в 1935-1937 гг. – председатель Казанского городского Совета.

Павел Аксёнов по тем временам был довольно крупным функционером – членом бюро Казанского горкома, Татарского обкома партии, членом ВЦИК ТАССР, РСФСР и СССР. Мать писателя – Евгения Соломоновна Гинзбург (род в 1904 г., в Казань приехала из Москвы в 1909 г.) – преподавала в казанских вузах общественные науки, работала в редакции  газеты «Красная Татария».

Как и многие подобные семьи, в 1937 г. Аксеновы попали в жернова карательной системы. Мать будущего писателя приговорили к 10 годам тюремного заключения, на поселение она жила в Магадане. О «вине» жены Павел Васильевич рассказал в своих воспоминаниях "Последняя вера", опубликованных в журнале "Казань", так: она была острой на язык, говорила, что думает. Это не могло нравиться новым хозяевам жизни. Незадолго до ее ареста ему предложили для самосохранения отречься от «чуждого элемента», но он на это не пошел, что не могло не отразиться на его собственной судьбе.

В преддверии заключения под стражу, 29 июня 1937 г., Аксёнова исключили из партии. Он уже не сомневался, что его ждет. В этой ситуации сделал для детей все, что мог. В предчувствии ареста (это случилось 11 июля) съездил в Москву и Ленинград, и вскоре его первая жена забрала из Казани их дочь Майю, а отец Алеши, первый муж Гинзбург, увез мальчика в Ленинград. Остался с ними лишь пятилетний Вася.

Сначала Павла Аксёнова обвинили в строительстве дач для «сплочения элементов» (так назывались крупные партийные и советские чиновники, для которых построили дачи в «Ливадии»), в конечном итоге – в создании правотроцкистской организации в Казанском Совете «в целях более планомерного проведения вредительской работы». Следствие шло долго, обвинительное заключение было предъявлено только 15 апреля 1939 г. Приговор был жесток и неумолим – смертная казнь. В одиночке для смертников он узнал, что расстрел заменили на 15 лет каторги и 5 лет поражения в правах.

Разбросанная семья Аксёновых больше не соединилась. Евгения Гинзбург вышла замуж за врача А.Я. Вальтера. Она думала, что ее муж расстрелян. О страданиях репрессированного изгоя Евгения Гинзбург написала роман  «Крутой маршрут», которая сделала ее известной писательницей.

Сначала он был опубликована за рубежом, а в конце 80-х годов прошлого века профессор КГУ Альтер Литвин предложил ее для публикации газете «Вечерняя Казань», с которой активно сотрудничал. Главный редактор «Вечерки» Андрей Гаврилов позволял такие «вольности» – роман был опубликован в нескольких номерах. Позднее он стал основой спектакля Казанского Большого драматического театра имени В.И.Качалова. Когда в 1991 г. Василий Аксёнов приезжал в Казань, шла работа над этим спектаклем. Он тогда побывал в театре.

Павел Васильевич Аксёнов после возвращения из заключения вернулся в Казань. В августе 1956 г. женился на Анне Ивановне, свекрови Надежды Сальтиной, известной журналистки газеты «Комсомолец Татарии». Надежда Андреевна рассказала о знакомстве с ним в журнале «Казань», в первом номере, который вышел в декабре 1993 г. Вместе с очерком известного казанского историка Булата Султанбекова ее заметки предваряли первую публикацию воспоминаний Павла Аксёнова.

Органы не оставили Аксёнова-старшего вниманием и после возвращения в Казань. Сам он вел жизнь тихую, беспокоил власть сын – уже известный писатель. В 1979 г., накануне «роковой» поездки Аксёнова-младшего за границу, когда его лишили советского гражданства, в доме отца побывали люди с «Черного озера» и унесли с собой рукопись воспоминаний. Позднее Павел Васильевич пришел к выводу, что эти два события: изъятие рукописи и отъезд сына – связаны друг с другом. К счастью, в семье Сальтиных оставался машинописный вариант, о котором никто не знал.

Как вспоминает Н. Сальтина, ему пришлось восстанавливать часть текста, поскольку машинописный вариант был неполный. Рукопись заканчивалась возвращением Аксёнова в Казань. Он планировал продолжить работу, рассказать о новом периоде жизни. Но в 1982 г. внезапно скончалась Анна Ивановна, которая, как вспоминает Н. Сальтина, «была по существу вдохновительницей этого произведения. Она постоянно подталкивала мужа к письменному столу, была первым читателем. С этого момента работа над рукописью не возобновлялась».

Желающие больше узнать о семье Аксёновых могут прочитать одну из книг Альтера Литвина. Когда были открыты архивы КГБ, он изучил «дела» супругов и написал книгу «Два следственных дела Евгении Гинзбург».

В пятилетнем возрасте Василий Аксёнов остался сиротой при живых родителях. Маленького мальчика силой отобрали у родственников, отвезли в Костромской сиротский дом для детей «врагов народа», где через полгода его нашел дядя – Адриан Васильевич Аксёнов. До 16 лет Василий жил у тети – Ксении Васильевны, в семье Котельниковых. Деревянный дом, известный краеведам как дом О.Апехтиной – И.Котелова, сохранился. Аксёнов прожил здесь 9 лет.

В этом доме Василий Аксенов жил после ареста родителей

«Мы с гордостью храним имя Василия Аксёнова, который провел свое детство в Казани. Побывав в доме, где он жил, я пришел к решению восстановить его и к следующему фестивалю передать дом в дар нашему выдающемуся земляку», – сказал, открывая вечер в театре, мэр Казани Ильсур Метшин.

Василий Павлович побывал в этом доме, который уже давно пустует. А потом заглянул в здание бывшей школы №19 им. В.Г.Белинского, в которой закончил 9 классов (об этой школе можно прочитать в газете «Казанские истории».

В «Белинке» одновременно с Аксёновым учились будущий литератор Рустем Кутуй и будущий академик Роальд Сагдеев. Очень жаль, что эту школу расформировали.

Организаторы фестиваля приготовили сюрприз для гостя – он встретился с некоторыми своими сверстниками – одноклассниками и товарищами по Казанскому медицинскому институту.

Родителей Василий Аксёнов увидел через много лет. Мать – после 12-летней разлуки: в 16 лет он уехал к ней в Магадан. Отца – когда ему исполнилось 23 года.

Василий Аксенов с отцом и матерью. 19050-е годы

Десятый класс Аксёнов закончил в Магадане. В 1950 г. вернулся в Казань, стал студентом медицинского института. По воспоминаниям писателя, студенты жили студенческой коммуной на задворках улицы Баумана – снимали комнату. Тогда, в начале 50-х годов, в Казани обосновался джазовый оркестр репатриантов из Китая. По тем временам существование такой музыки, как джаз, в Казани было чудом. Аксёнов с товарищами ходили слушать оркестр Олега Лундстрема в Дом офицеров, в кинотеатры, рестораны.

«Вся моя юность была слегка озарена этими «шанхайцами», как огнями далекого ночного мира», – вспоминает он. Именно этому обстоятельству мы обязаны решением Павла Аксёнова проводить в Казани литературно-джазовый фестиваль.

По данным архива Казанского медицинского университета, в 1954 г. Аксёнов перевелся в Ленинградский медицинский институт имени И.П. Павлова, который закончил в 1956 г. Врачом Василий Аксёнов работал недолго, всего 4 года.

Первый литературный опыт будущего писателя относится к студенческой поре. «Комсомолец Татарии» объявил конкурс на стихи о студенческой жизни. Аксёнов послал туда свое первое стихотворение о том, как два студента, окончив университет, уезжают на комсомольскую стройку. Аксёнов назвал его «совершенно дурацким», но стихотворение получило приз. Невероятно щедрый гонорар друзья потратили в одном из ресторанов Казани.

Он начал писать в годы «оттепели», стал известным писателем, даже вступил в Союз писателей СССР. Его нашумевшие романы конца 50-х – 60-х годов стали приметой времени, названного «оттепелью». Герои «Коллег» и «Звездного билета», а вместе с ними и вполне реальные, живые кумиры Политехнического Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Василий Аксёнов явились на свет божий детьми XX съезда, у которых не оказалось внуков. А в 1979 г., когда «оттепельная эйфория» спала, Аксёнов вместе с Е.Поповым, В.Ерофеевым и другими организовал выпуск альманаха «Метрополь», в котором были напечатаны тексты, написанные без оглядки на цензуру.

Вокруг издания разгорелся политический скандал. Последовали гонения. В результате Аксёнова исключили из Союза писателей. В 1980 г. он уехал в США, где узнал о лишении его советского гражданства. Только в 1989 г. писатель приехал в Россию. Заехал в Казань, чтобы повидаться с отцом, это было незадолго до его смерти. Евгения Гинзбург умерла еще в 1977 г.

Василий Аксенов на Арском кладбище, у могилы своего отца. Фото Владимира Зотова

Павел Аксенов похоронен на второй пешеходной аллее. Вместе с ним упокоились его мать - Евдокия Васильевна, Матильда (Мотя) и Евгений Котельниковы

В начале 1990-х годов Аксёнов вновь приехал в Казань, чтобы снять биографический фильм. Тогда он и познакомился с уголовным делом своей матери. В папке материалов были фотографии отца, матери и его самого:

«Чего стоят только профильные и анфас фотографии матери, сделанные фотографом «Черного озера» после вынесения обвинительного заключения. Чего стоят только инвентарные списки реквизированных предметов домашнего обихода: костюм старый хорошего качества, белье постельное, игрушки детские, Эммануил Кант, собрание сочинений...». «Иные, выявлявшиеся из грязно-мышинного цвета папочек «материалы» опрокидывали меня, прожитые десятилетия, казалось, исчезали, и я по-сиротски останавливался на краю той юдоли, на пороге разгромленного семейного очага, возле Лядского садика моего детства».

Аксёнов – известный писатель. Его стихия – роман. Но сегодня он вернулся к юношескому опыту и снова пишет стихи. Несколько своих стихотворений прочитал на вечере в театре имени Джалиля. Есть стихи есть и в специальном выпуске журнала «Октябрь», посвященном 75-летию Аксёнова.

Сегодня писатель живет с семьей в Биаррице (Франция) и Москве. Он не скрывал, что, прожив столько лет за границей, стал терять «ощущение живой страны». «Перед отъездом я пытался вспомнить Казань, и я все помнил, но мне казалось, что это не со мной было. Как это может быть, что я был тем студентиком в Казани или мальчиком среди военного убожества... И только теперь начинаю ощущать, что я тот же самый человек, которого помню».

Аксёновская тема продолжилась в СМИ и после фестиваля. 17 октября корреспондент агентства «Татар-информ» Сергей Семёркин после беседы с советником мэра Казани по архитектуре и градостроительству Татьяной Прокопьевой сообщил о том, каким будет будущее дома №55/29 по улице Карла Маркса.

«Мэрия Казани заинтересована в том, чтобы вернуть облик старого города в историческом центре. Один из подобных проектов – реставрация дома по адресу: улица Карла Маркса, 55/29, с которым связаны такие известные имена, как Александра Апехтина, жена профессора Императорского Казанского университета, известного врача-диагноста, краеведа и коллекционера Карла Фукса; Елена Дьяконова, или Гала, жена Сальвадора Дали; здесь провел детские годы Василий Аксёнов»,– сказала она.

Разработчиком проекта реконструкции станет архитектурная мастерская Новикова и Евсеева. Это будет не только воссоздание дома, в котором когда-то проживало 12 семей. Здесь планируется создать своеобразный культурный центр, в котором возродится дух старой Казани. По предварительной концепции, в цокольном этаже здания после реставрации будет располагаться джазовое кафе в стиле 60-х годов XX века. На первом этаже будут комнаты, посвященные семье Аксёновых, знаменитой Гале, а также туристический центр. В этом доме можно будет проводить литературные вечера, встречи с писателями, художниками, музыкантами.

Заметим, что известный казанский краевед Ренат Бикбулатов, опираясь на документальные источники, доказал, что знаменитая Гала не является уроженкой Казани, связь ее семьи с домом №55/29 по улице Карла Маркса не доказана, но это ничуть не мешает нам помнить эту удивительную женщину. Ведь она сама указала в автобиографии местом своего рождения Казань (подробнее – «Казанские истории», №7, 2006).

«Город был бы благодарен казанцам за помощь в наполнении экспозиции будущего мемориального дома. Если кто-то помнит Аксёнова, обладает фотографиями, артефактами тех лет (пластинками, вещами, документами) и готов помочь, может позвонить по телефону 264-59-61», – обратилась к землякам писателя Татьяна Прокопьева.

При подготовке публикации использованы материалы журналов

«Казань» (№1, 1993) и «Октябрь» (спецвыпуск 2007 г.), пресс-релизы пресс-службы мэрии.

Любовь АГЕЕВА, журнал «Лидер Поволжья», октябрь 2007 года

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить