Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«В гости» – к художнику Рафикову

У художников есть прекрасная возможность подводить итоги собственной деятельности, причем делать это публично. Известному татарскому живописцу Искандеру Рафикову понадобились два зала, чтобы представить свои произведения.

Так что посетители могли проследить и его художественные пристрастия (чаще всего рисует деревенские пейзажи, море и рыбаков, из времен года предпочитает зиму), и адреса командировок (альметьевские нефтяники, серия берлинских зарисовок), а самое главное – этапы творческого роста живописца.

Будучи выпускником Академии художеств Латвии (мастерская Я.Тильберга), Рафиков проявил свой талант прежде всего в области сюжетной живописи. Наибольшую популярность завоевали его полотна «В дни войны», «Девчата», «Габдулла Тукай», «Туган тел». Картина из серии «Джалиловцы» – центральное полотно на юбилейной выставке.

Пожалуй, самая известная картина – «В гости»

Она была написана в 1964 году. Год знаменательный для живописца: он стал членом Союза художников СССР. Картина была издана в виде репродукции, воспроизведена в книге Аркадия Файнберга «Художники Татарии». В годы, когда многие его коллеги тяготели к героическим сюжетам эпохи строительства коммунизма, Искандер Валиуллович сделал героями своего полотна деревенских стариков, спешащих с подарками в гости, возможно, к своим детям.

Картина трогательна своей безыскусностью и добротой. Художник, как никто другой, умеет передать языком живописи своеобразие национального татарского характера. Он любит рисовать именно татар, чаще стариков. И это пристрастие воспринимается так же естественно, как внимание к рыбацкому суденышку на балтийском рейде.

Художник рисует мир вокруг себя, живой и реальный. Не менее известны портреты Рафикова. Он представляет натуру столь естественно, что создается ощущение – перед тобой сам человек. Художник рисовал многих известных людей нашей республики, но более всего хотелось постоять возле портретов его близких – отца, матери, сестер. С такой любовью и нежностью они написаны...

На одном из последних портретов – художественный руководитель Татарского театра оперы и балета, талантливый певец, режиссер и педагог Ниаз Даутов. Посетители выставки увидели его второй вариант. Художник начал рисовать Ниаза Курамшевича, когда тот был в полном здравии – Рафиков относился к его творчеству с большим почтением. Картину Даутов увидел, но после его смерти следов портрета отыскать не удалось. Тогда художник решил восстановить работу, проверяя себя по фотографиям и воспоминаниях тех, кто был близко знаком с Ниязом Курамше-вичем. Впервые художник представил новый портрет на торжественном вечере в честь 90-летнего юбилея Ниаза Даутова.

Как пишет доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова, полотна Рафикова отличает высокая живописная культура, ясность композиции, свежесть палитры и национальная образность. Творческое кредо художника привлекает кропотливым поиском образной концепции полотна, емкостью художественного языка.

Искандер Валиуллович принимал участие в крупных художественных выставках как в нашей стране, так и за рубежом. Без анализа его творчества не обходится ни одна серьезная монография по изобразительному искусству Татарстана и России в целом. Имя Искандера Рафикова вошло в Большую советскую энциклопедию. Его работы представлены в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств РТ. Он удостоен званий народного художника Татарстана, заслуженного деятеля искусств России, в прошлом году за серию женских образов получил Государственную премию имени Г.Тукая.

Искандер Рафиков – один из ведущих мастеров живописи республики. Он щедро передает свои знания и свой опыт ученикам, открывая им мир профессионального искусства через собственное восприятие. Сначала преподавал в художественном училище, уже около сорока лет учит будущих архитекторов – сегодня он профессор кафедры изобразительного искусства Института архитектуры и дизайна Казанской архитектурно-строительной академии.

Пройдя по выставке, с достаточной полнотой представляющей не только Рафикова-художника, но и Рафикова-человека, нельзя не пожалеть, что к 75-летию известного мастера не издан юбилейный каталог. Выставки имеют обыкновение закрываться, и только каталог может сохранить память о них так долго, как захочет благодарная публика. Но не все потеряно.

Как сообщил Искандер Рафиков, скоро выйдет из печати его книга, в которой он рассказал о своей жизни и творчестве, и там обязательно будут иллюстрации.

 «Казанские истории», №21, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить