Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
14.11.2018

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
-8° / -2°
Ночь / День
.
<< < Ноябрь 2018 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Если вам интересна история вашей семьи

В наше время наблюдается всплеск интереса к генеалогии – истории отдельных семей. Независимо от того, чья это семья – профессора или рабочего, музыканта или фермера, в родословной так или иначе отражена история страны.

Без воспитания историей сложно построить достойное будущее. Такой подход характерен для большинства стран, которые принято считать цивилизованными.

Председатель Союза краеведов, академик Сигурд Шмидт как-то заметил, что во всем мире любовь к родной местности реально выражается не в декларации патриотических лозунгов, а в изучении людьми своей родословной, генеалогии.

В годы Советской власти исследования по родословным могли стать небезобидным занятием: вдруг бы выяснилось, например, что кто-то из родственников служил в царской армии или был муллой …

Однако генеалогия возникла отнюдь не сегодня. Сам термин греческого происхождения и переводится как «родословная». Родословия царей, правителей, мифических героев существовали уже в глубокой древности.

В России первые указания по генеалогии относятся к ХV в., а в ХVI в. появляются первые родословцы, или родословные росписи.

Даже если вы не являетесь потомком какого-то знатного рода, можно составить свою родословную, опираясь на сохранившиеся семейные архивы. Любая, казалось бы, незначительная деталь – надпись на обороте фотографии, пожелтевшие от времени письма помогают реконструировать прошлое семьи.

Но не стоит огорчаться, если семейный архив не сохранился. Восстановить родословное древо можно благодаря архивным документам. Крупнейшим хранилищем документов, в том числе и генеалогического характера, является в нашей республике Национальный архив РТ. Здесь сконцентрированы сведения о наших предках, живших в Казани и губернии даже более 250 лет назад!

Наиболее полную информацию о прошлом семьи можно извлечь из метрических книг. Прежде они являлись формой регистрации актов гражданского состояния и выполняли функции, аналогичные сегодняшним органам ЗАГСа. Метрические книги велись по приходам священнослужителями и делились на три части, повторявшие важнейшие вехи жизни – рождение, брак, смерть. Так в старину и говорили: родился, женился, помер.

Самые ранние православные метрические книги по городу Казани сохранились за 1725 год. Массу интереснейших сведений можно почерпнуть в таких книгах, узнать, например, какие имена были популярны у наших земляков, кем были их родители, каков был их социальный статус и др.

Не только для демографов и социологов – метрические книги интересны и для обывателя. Чего стоят одни фамилии казанцев! Так, нередко встречались фамилии Безшапошнов, Дуболазов, Ерундов, Самохвалов, Одноглазов.

Или еще: как и сейчас, далеко не все дети рождались в законном браке. Было много и подкидышей. Таким младенцам давались фамилии приемных родителей.

Привлекает внимание раздел книг, посвященных заключению браков. В каком возрасте предпочитали вступать в брак казанцы? Документы Национального архива РТ позволяют заключить, что все зависело от того, из каких социальных слоев происходили новобрачные. Если это выходцы из крестьянской среды, то юноши, как правило, женились в 18-20 лет, а девушки выходили замуж в 16-18; студенты выбирали спутницу жизни где-то на 3-4 курсах, при этом для женитьбы студенту Императорского Казанского университета требовалось персональное разрешение ректора!

Чиновники же не торопились со вступлением в брак, откладывая это радостное событие до 28-45 лет.

А вот оставаться девицей и в 34, и в 76 лет не считалось зазорным. С другой стороны, браки, когда женщина старше мужчины, были не столь популярны. Заключались, конечно, и мезальянсы, заведомо неравные браки, скажем, 22-летний студент-медик женится на 47-летней купчихе!

Особенностью метрических книг Казани является то, что в них не так много сведений о дворянах. В них фигурируют, главным образом, мелкие чиновники, купцы, мещане, крестьяне, осевшие в городе. Казанцы же предпочитали ходить ближайшую к месту жительства церковь или мечеть.

Как и сегодня, до революции Казань была поликонфессиональным городом. Здесь, помимо православных церквей, мусульманских мечетей, действовали лютеранская кирха, католический костел, еврейская синагога. Раскатистый перезвон колоколов, звучные голоса муэдзинов, призывавших правоверных на молитву, создавали неповторимую атмосферу жизни нашей старой столицы.

«Спутник по Казани» Н.П.Загоскина, изданный в 1895 году, сообщал о существовании в городе 59 православных церквей, 13 мусульманских мечетей, при каждой из которых действовала приходская начальная школа – медресе.

При составлении родословных сотрудники архива опираются, конечно, не только на метрические книги и ревизские сказки (по переписи податного населения), исповедные росписи и др. Комплексный подход позволяет шаг за шагом восстанавливать прошлое.

По такому принципу была составлена родословная роспись рода Айтугановых, осуществленная архивом по запросу внучки одного из представителей рода. Исходные данные для поиска были невелики: было известно, что Исхак (по другим данным Искак) Айтуганов являлся до революции купцом и потомственным почетным гражданином Казани. По документам архива удалось реконструировать три поколения казанских купцов Айтугановых.

Таким образом, восстановили одну из страниц истории нашего города.

Л. Кузнецова, начальник отдела Национального архива РТ

«Казанские истории», №7-8, 2003 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов