Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кто более всего Отечеству ценен

В декабре на финишную прямую вышла работа по созданию в республике Экспертного совета по памятным захоронениям.

О том, что сделано и еще предстоит сделать, рассказывает Любовь Агеева, руководитель акции ТРО ВООПИиК «Казанские некрополи».

Для газеты «Казанские истории» тема сохранения культурного и исторического наследия – одна из главных. В этом легко убедиться по количеству публикаций на нашем сайте (Мы получили от предков богатое наследство. Надо его сохранить. Библиография).

Тема – как эстафета

Я уже писала об Экспертном совете в одной из августовских публикаций (Трудная это задача – сравнивать заслуги заслуженных людей), когда идею разработки механизма включения захоронений выдающихся людей в федеральный реестр памятников культурного наследия поддержала Межведомственная комиссия по вопросам увековечения памяти выдающихся деятелей республики. Идея родилась после того, как Министерство культуры РТ, а потом и Комитет РТ по охране объектов культурного наследия, которому были переданы полномочия главного защитника, не приняли во внимание ходатайство Татарстанской организации ВООПИиК о включении в этот реестр 12-ти захоронений двух старейших кладбищ Казани. Такое решение Совет ТРО принял еще в 2018 году (Трудно определить самых, самых... Пока 12 персон).

Это, так сказать, предыстория.

Очень важно, что мы завершаем с этой новостью 2022 год, объявленный Президентом страны Владимиром Путиным  30 декабря 2021 года Годом культурного наследия народов России (Сабантуй в 2022-м будет особенный). Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, говорилось в его указе. Из комментариев к указу в январе 2022 года было понятно, что особое внимание будет обращено на нематериальное культурное наследие, на то, что не имеет материального измерения и сохраняется в истории только потому, что передается из поколения в поколение через память людей.

Напомню, что Год материального культурного наследия: домов, сооружений, памятников в честь исторических событий и выдающихся личностей и других важных свидетельств нашего прошлого, был в Татарстане в 2012-м.

Акция по сохранению нематериального культурного наследия в нашей республике будет продолжена и в следующем году. 2023 год в Татарстане  объявлен Годом национальных культур и традиций. Об этом  объявил в своем послании Государственному Совету РТ Рустам Минниханов. Народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием. Его сохранение, изучение и приумножение остается одной из важнейших задач, отметил Президент.

Иваны, не помнящие родства?..

Захоронения не отнесешь к материальному наследию, хотя речь идет о вполне материальных объектах. Но когда принимается решение о том, какую могилу включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, во внимание принимаются факторы нематериальные. Мы обращаемся к памяти, которая оставляет людей, ушедших в мир иной, в мире живых. Их зримый след на земле бывает столь значителен, что было бы несправедливо о них забыть.

Есть разные формы увековечения памяти. Например, в Татарстане это установка памятников (бюстов), стел, обелисков, мемориальных досок, других мемориальных сооружений, присвоение имен выдающихся деятелей республики улицам и площадям, другим градостроительным объектам, а также мероприятиям: фестивалям, конкурсам, спортивным состязаниям, проводимым в Татарстане, создание мемориальных музеев, организация выставок, посвященных выдающимся деятелям.

В ходе работы двух исследовательских групп Института имени Ш. Марджани, изучающих памятные захоронения Арского и Ново-Татарского кладбищ, возникла идея еще об одной форме увековечения памяти. В принципе она не нами придумана и даже отражена в федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.06.2002, №73-ФЗ). Согласно этому закону, отдельное захоронение, а также мавзолей, часовня и даже некрополь могут иметь статус объекта культурного наследия федерального, республиканского и муниципального значения (ОКН). Среди официально зарегистрированных ОКН России есть немало захоронений, в том числе в  Татарстане. И это не только знак уважения и почитания, но и гарантия того, что заботится о захоронении будут не только родственники и друзья, но и государство.

К сожалению, не всегда такая забота проявляется. К памятникам материального наследия внимания больше. Они на виду – на улицах и площадях. А могилы – в местах уединенных.

В какой-то степени это связано с тем, что федеральный закон, предусмотрев такой памятник культурного наследия, как захоронение, не определил его специфику, что сделано, например, для объектов археологии. Пример тут показывает Министерство обороны РФ, которое сделало заботу о захоронениях защитников Отечества делом государственно важным.  

Не скрою, не все защитники культурного наследия разделяют мои надежды на то, что юридический статус ОКН гарантирует хорошее состояние захоронения и его сохранность. Что уж тут тогда говорить о захоронениях без такого статуса. 

Я надеюсь, что при поддержке Межведомственной комиссии по вопросам увековечения памяти выдающихся деятелей РТ, которой руководит вице-премьер Лейла Фазлеева, нам удастся обострить внимание к этой проблеме.

Думаю, что в 2023 году мы завершим начатое в 2022-м – не только сформируем Экспертный совет, но и подготовим по поручению Президента РТ реестр памятных захоронений Казани. Это будет довольно сложная работа, потому что предстоит обследовать все казанские кладбища.

Экспертный совет: роль и полномочия

Но еще сложнее определить заслуги людей, имеющих особые заслуги перед обществом и государством. Важно четко сформулировать критерии оценки, которые помогут сделать это максимально объективно. Мы планировали провести в Институте истории имени Ш. Марджани круглый стол для согласования позиций, но сроки сильно сдвинулись - ждали результатов цифровизации кладбищ.

Экспертному совету, в который войдут авторитетные люди – ученые-историки, специалисты по культурному наследию, представители органов власти и общественности, предстоит рассмотреть два каталога-справочника, составленные по результатам изучения Арского и Ново-Татарского кладбищ. В них около двух тысяч имен. Это не только известные соотечественники нашего времени, но и жители дореволюционной Казани.  Кроме того, в нашем городе нашли упокоение жители других российских регионов – как умершие от ран в казанских госпиталях, так и эвакуированные из оккупированных регионов, Москвы и Ленинграда, чаще всего известные ученые. Если участники Великой Отечественной войны уже давно в зоне заботы республиканского молодежного объединения «Отечество», то список захоронений эвакуированных пришлось составлять с нуля. К сожалению, не все могилы сохранились, а, может, пока просто не найдены. Надеемся на результаты цифровизации кладбищ.

Опыт других регионов помог нам точнее определить полномочия нашего Экспертного совета, регламент его работы. Приведу несколько суждений, из которых мы исходили.

Совет является постоянно действующим консультативным органом по рассмотрению ходатайств об увековечении памяти выдающихся деятелей Республики Татарстан и работает на общественных началах.

Совет рассматривает ходатайства об увековечении персоналий и дает рекомендации по поручениям Межведомственной комиссии по вопросам увековечения памяти выдающихся деятелей Республики Татарстан и Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия. Совет вправе рассмотреть предложения исследовательских групп Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по изучению памятных захоронений на кладбищах Казани, а также ходатайства физических лиц, в том числе родственников и коллег. 

Ходатайства рассматриваются не ранее чем через два года после кончины увековечиваемого персоналия.

Экспертиза ходатайств, поступивших в Совет, осуществляется в целях: а) отнесения захоронения к объектам с признаками культурного наследия и дальнейшего его включения в Республиканский реестр памятных захоронений; б) отнесения захоронения к объектам культурного наследия с последующим включением в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Признание заслуг перед государством и обществом предполагает широкую общественную известность персоналия и результатов его деятельности, высокую оценку значимости заслуг со стороны общества и государства, закрепленную государственными или общественными наградами. При этом принимаются во внимание следующие критерии оценки:

– Выдающиеся достижения – создание произведений архитектуры, культуры, литературы и искусства, конструкторских и иных проектов, методов и технологий, научные открытия и изобретения, плодотворная деятельность по созданию и развитию научных школ, промышленного и сельскохозяйственного производства, а также высокие спортивные результаты. Как выдающиеся достижения государство признает мужество, самоотверженность и отвагу, проявленные в военных и экстремальных условиях;

– Выдающиеся или особые заслуги – признание государственной и общественной значимости заслуг персоналия, внесшего значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации (СССР, РСФСР, Российской империи) и Республики Татарстан (Татарской АССР, Казанской губернии) – в сфере государственного строительства и государственной службы, экономики, науки, образования, здравоохранения, защиты прав и свобод граждан, культуры, искусства, просвещения, воспитания, спорта, благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и иной сфере общественной деятельности.

Начинать с нуля всегда трудно

Разрабатывая проект положения Экспертного совета по памятным захоронениям, мы обнаружили, что идем по целине. Во многих субъектах РФ есть комиссии по увековечению памяти соотечественников, их полномочия определены либо в положениях, либо в региональных законах. Однако нигде нет такой формы увековечения, как особый статус захоронения личности в соответствии с ее заслугами перед Отечеством.

Пришлось погрузиться в тонкости права, результатом чего стали несколько моих статей в «Казанских историях»: Когда объект культурного наследия – могилаПохоронную отрасль снова намерены сделать открытой. Получится ли на этот раз?Похоронная сфера с точки зрения права

Порядок отнесения выявленных объектов с признаками культурного наследия к ОКН точно расписан в федеральном законе, но как определить, какое захоронение  – в нашем представлении памятное захоронение – имеет такие признаки? Такой нормы в законе нет. Зато в статье 16_1 есть такая норма:  

«Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Можем только догадываться, что такое захоронение должно представлять историко-культурную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Но какое захоронение можно рекомендовать включить в федеральный реестр ОКН, а какое оставить в республиканском реестре памятных захоронений? Ясности долго не было.

Единственный явный критерий - это заслуги защитника Отечества. Правда, при этом захоронения  одних Героев Советского Союза имеют статус ОКН, а вот могила легендарного летчика Михаила Девятаева, тоже Героя Советского Союза, его не имеет.

Вот так и возникла идея Экспертного совета по памятным захоронением, который должен руководствоваться в своей работе четко определенными критериями. Но чтобы его деятельность была успешной, нужно внести изменения в нормативно-правовые акты республиканского  уровня. В проекте положения мы предусмотрели право Совета выходить с такими предложениями в органы исполнительной и законодательной власти.  

Убеждены, такая необходимость есть. Например, требуется будет внести изменения в республиканский закон «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» (01.04. 2005, №60-ЗРТ), а заодно проанализировать его соответствие тем нормам, которые были внесены с 2005 года в аналогичный федеральный закон.

В пору приведения республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством требования центра были сверхжесткие и не всегда разумные. В моем архиве много примеров, когда Государственный Совет РТ заставляли отказываться от норм, которые специальная комиссия Приволжского округа и даже некоторые федеральные законодатели признавали как образцы, достойные подражания. Дело доходило до судов.

Однако  в случае с республиканским законом  «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей», принятом Государственным Советом РТ в 1996 году, Госсовет спорить не стал - и отказался от него. Когда первый закон принимали, я работала в пресс-центре республиканского парламента и могу засвидетельствовать, сколь тщательно над ним  работала депутатская комиссия под руководством Разиля Валеева. В частности, республиканский закон учитывал специфику татарстанского подхода к культурному наследию. Новый закон, принятый в 2005 году, в основном копировал нормы федерального аналога. В нем не нашли отражения даже механизмы реализации полномочий, которые закреплены за органами власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство РТ вправе на основании статьи 9_2 (Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия) определить порядок принятия органом государственной власти субъекта решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также порядок  определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, обязательной при оценке выявленного объекта с признаками культурного наследия, если речь идет об ОКН республиканского или муниципального значения.

Мне не удалось найти и нормативный документ, который содержал бы регламент принятия подобных решений.

Нужны механизмы для реализации еще двух статей, где речь идет о полномочиях субъектов федерации: номер 16 (Порядок выявления объектов культурного наследия) и номер 18 (Порядок включения объектов культурного наследия в реестр). 

Когда забота выражается в рублях

Исследовательским группам было поручено составить каталог исторических захоронений, но обследуя кладбища, мы не могли не заметить, в каком критическом состоянии находятся довольно много могил. Вначале я полагала, что проблемы с сохранностью культурного наследия вызваны несовершенством правовых норм, но умные люди подсказали, что объяснение другое – закон в Татарстане не исполняется должным образом.

Не могу судить о состоянии всех ОКН, поскольку изучаю лишь проблемы в мемориальных делах. А тут есть факты, которым нет оправдания. В Казани давно нуждаются в обновлении два объекта культурного наследия на Арском кладбище: революционера и государственного деятеля Виктора Тихомирнова и жертв революции 1905 года. Утрачены два захоронения со статусом ОКН республиканского значения: известного татарского языковеда Г.П. Нугайбека на Ново-Татарском и В.А. Богородицкого, члена-корреспондента АН СССР, на Арском кладбищах. И не найдешь концов, выясняя, кто несет за это ответственность.

В моих статьях не раз назывались конкретные имена людей поистине выдающихся.  Например, находится в ужасном состоянии склеп основоположника казанской терапевтической школы Николая Андреевича Виноградова. Нуждаются в элементарном обновлении надгробия ректоров Казанского университета Андрея Ивановича Луньяка и Михаила Николаевича Чебоксарова, ректора Казанского ветеринарного института Василия Георгиевича Мухина.

Проблема осложняется тем, что за некоторыми могилами выдающихся людей некому заботится – умерли или уехали в другой город родственники, забыли друзья и коллеги…

Выяснилось, что средств на ремонт захоронений, тем более, реставрацию, нет. И кто их должен найти, узнать не удалось. Мало того, в Положении о городском Управлении по организации ритуальных услуг нет даже такого функционала – заботиться о захоронениях, которым гарантирована защита государства. Управление помогает нам в каких-то вопросах, можно сказать, по доброте душевной.

Наши предложения по конкретным могилам, замечу, очень скромные, не были восприняты ни Мэрией Казани, ни Комитетом РТ по охране объектов культурного наследия.  Правда, Комитет в прошлом году обеспечил ремонт захоронения московского музыкального критика Николая Дмитриевича Кашкина – ОКН федерального значения.

Поэтому мы сочли необходимым указать в полномочиях Экспертного совета на право Совета обращаться в органы власти и управления по вопросам сохранности памятных захоронений на кладбищах Республики Татарстан.