Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Трудно определить самых, самых... Пока 12 персон

Совет Татарстанского республиканского отделения ВООПИиК  определил список из 12 исторических захоронений, которые в числе первых будут представлены в Министерство культуры РТ для присвоения статуса объекта культурного наследия республиканского значения.

На предыдущем собрании 18 января 2018 года  были согласованы исторические захоронения Арского кладбища, которые представила руководитель рабочей группы, главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.  Свои предложения внес известный казанский краевед Анатолий Елдашев. Была предварительная договоренность о пяти персонах, но в ходе обсуждения в список по Арскому некрополю было включено шесть:

Николай Виноградов, профессор Императорского Казанского университета, основатель казанской терапевтической школы, реформатор высшего образования в области медицины (Николай Андреевич Виноградов: «вся Казань хоронила и оплакивала невозместимую потерю» ; Или мы забыли, каким врачом был Николай Андреевич Виноградов?)

Николай Катанов, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии (Востоковед Николай Федорович Катанов );

Александр Боратынский, общественный деятель, депутат Государственной Думы от Казанской губернии, расстрелянный в 1918 году, внук известного поэта Евгения Боратынского (Александр Боратынский: «во имя божественных начал, идеалов, добра и красоты…» );

Яков Шамов, купец, глава местной общины старообрядцев, подаривший городу Шамовскую больницу (Жизнь дана на добрые дела — купец Шамов ; Шамовскую больницу знают все. Даже когда ее нет ;

Петр Дульский, искусствовед, один из самых ярких представителей казанской художественной культуры первой половины ХХ века, исследователь культурно-исторического наследия Волжско-Камского края (Петр Дульский: «В плену искусства и старины на всю жизнь…» );

Александр Зайцев, химик, член-корреспондент Петербургской АН (1885), ученик A.M. Бутлерова, один из создателей казанской школы химиков («Правило Зайцева»: нет ни трудного, ни простого, а есть понятое и непонятое).

По Ново-Татарскому некрополю тогда решение принято не было, и в рабочей группе Института истории  был продолжен  анализ исторических захоронений, с тем, чтобы найти, бесспорно, самых выдающихся людей.

В окончательную редакцию списка, утвержденного на собрании 15 февраля, вошли следующие захоронения:

Шигабутдин Марджани, татарский просветитель и ученый-богослов (Шигабутдин Марджани: превыше всего истина);

Галимжан Баруди, просветитель и педагог (Духовный лидер татарской нации Галимджан Баруди);

Ахметзян Сайдашев, благотворитель («Татарский губернатор Казани» Ахметзян Сайдашев);

Ахметбай Хусаинов, благотворитель;

Ибрагим Юнусов,  благотворитель.

Фатыха Аитова, учредитель татарской школы для девочек.

Как считают активисты ТРО ВООПИиК, приверженцы движения «Казанские некрополи», присвоение правового статуса объекта культурного (исторического) наследия поможет спасти захоронения видных деятелей от уничтожения и забвения.

После прохождения процедуры документального оформления, включающей в том числе и экспертизу, захоронения пополнят ныне существующий список могил, отнесенных к объектам культурного наследия.

Любовь Агеева рассказала на собрании, на каком этапе находится работа по созданию казанского реестра исторических захоронений. Пока составлен первичный список, который постоянно находится в стадии расширения. После обнародования информации о работе Института истории имени Марджани в данном направлении уже появились желающие внести дополнения, и, как правило, это существенные уточнения мартиролога.  Много усилий требуется для уточнения биографических сведений, поскольку в открытом доступе (в основном это Интернет) много разночтений и в датах, и в названиях, и даже в деталях каких-то фактов.

После завершения работы по Арскому и Ново-Татарскому кладбищу начнется работа по каталогизации других казанских кладбищ, и прежде всего Архангельского. Активно работает в этом направление местная организация ВООПИиК в Чистополе. Было внесено предложение заслушать на одном из собраний вопрос о том, на какой стадии находится работа по составлению списков на всех территориях республики. По поручению Президента Р.Н. Минниханова эту работу должен возглавить Совет муниципальных образований республики.  

Заместитель председателя Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова рассказала о том, что одновременно с составлением мартиролога идет проработка возможности закрепления за старинными некрополями правового статусы достопримечательных мест. Например, Институт археологии готовит соответствующее предложение для кладбища Бишбалта (или Адмиралтейского). Есть намерения определить границы исторического некрополя на Арском и Старотатарском кладбищах.

Редакция «Казанских историй» начала подготовку печатного альманаха, в котором будет рассказано об акции «Казанские некрополи». Вы можете заранее заказать его, направив заявку по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить