Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Сентябрь 2019 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1930 – Введено обязательное изучение татарского языка для всех студентов 1, 2 и 3 курсов Казанского университета,  на факультетах медицинском, экономическом, советского строительства и права.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Похоронная сфера с точки зрения права

Изучая состояние дел на казанских кладбищах, я не раз попадала, в,  казалось бы, безвыходные ситуации. Слушаешь одну сторону, например, защитников культурного наследия – они правы, предъявляя претензии работникам похоронного дела. Выслушаешь другую сторону по этому же факту – появляются нюансы, которые заставляют смотреть на него более объективно. Понадобилось много времени, чтобы во всем разобралась.

Не так давно брала интервью у генерального директора муниципального унитарного предприятия (МУП) «Ритуал» г.Казани Константина Владимировича Винникова, и он несколько раз повторял: «Мы работаем в правовом поле». И оно есть, это правовое поле. Не учитывать его правил – значит попадать впросак как в публичных дискуссиях, так и при принятии решений, касающихся работы городских кладбищ.

Правовое поле, даже если мы о нем не знает

Начну с того, что не раз видела – мои собеседники среди непосвященных не понимают разницы в правовом статусе организаций, которые вовлечены в скорбные похоронные дела. Поэтому для начала небольшой юридический ликбез, который будет полезен и защитникам старины, и всем гражданам. Увы, никого из нас не минет чаша сия – бывать на кладбище рано или поздно приходиться практически всем.

Обычно что бы нам ни понравилось на кладбище, мы ругаем «Ритуал». Именно его работников иногда обвиняют в том, что они хоронят, естественно, за мзду, в старые могилы. Но ведь место на кладбище предоставляет родственникам усопшего вовсе не «Ритуал». Муниципальное предприятие с таким названием занимается более прозаичным делом, среди его многочисленных функций – погребение. Если у вас случится такая беда, вы пойдете с заявлением в Управление по организации похоронных услуг Исполкома Казани, которым руководит Марат Адгамович Ишкин. Или по вашей просьбе это сделает похоронный агент МУП «Ритуал» Казани, если вы заключите с ним специальный договор на комплексное обслуживание.

Правовой статус Управления – муниципальное казенное учреждение. Учредитель – муниципальное образование «Город Казань» в лице городской Думы. Структурными подразделениями Управления являются администрации кладбищ.

Как известно, казанцев хоронят на 34-х кладбищах, готовится к открытию 35-е в районе села Званка.

Учредитель МУП «Ритуал»  – Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома. Надо обязательно добавлять – «Ритуал» города Казани, поскольку так называются десятки предприятий, в том числе казанские. Это главная специализированная служба по вопросам похоронного дела в Казани. Могильщики (в «Ритуале» их называют ЗЕМЛЕКОПЫ) – штатные работники предприятия. Кроме того, в штате похоронные менеджеры, специалисты по изготовлению надгробных памятников.

Оба ведомства решают во многом одни и те же задачи по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, только Управление Марата Ишкина выполняет в рамках своей компетенции управленческие функции, а «Ритуал» во главе с Константином Винниковым реализует эти задачи практически.

С января 2007 года «Ритуалу» была передана Служба по эвакуации тел умерших или погибших. Значит, у предприятия добавилась еще одна компетенция. А вот отдел регистрации смерти – это подразделение другого ведомства, Управления ЗАГС Казани. Просто для удобства граждан  с ноября 2006 года он работает на Арском кладбище.

Отдельные работы на кладбище исполняют по договорам другие службы. Это, например, уборка, обрезка деревьев.

Думаю, немаловажно отметить, что Управление финансируется из городского (муниципального) бюджета, а МУП «Ритуал» живет на то, что зарабатывает само.  Это самоокупаемая коммерческая организация, а потому не может удовлетворить все наши пожелания. И не только потому, что его руководство должно считать каждую копейку, но и потому, что какие-то финансовые затраты предприятие согласовывает с учредителем.

И еще одна важная подробность – в системе похоронного бизнеса в Казани работает много коммерческих предприятий, кроме МУП «Ритуал» г.Казани, но они так же взаимодействуют с Управлением по организации похоронных услуг Исполкома Казани, который отвечает за соблюдение Порядка деятельности кладбищ города Казани.  

В Казани нет острой конкурентной борьбы, о которой мы порой читает в СМИ. Полномочия четко разделены: часть своих функций МУП «Ритуал» Казани исполняет по специальному муниципальному контракту,  на остальных направлениях оказания ритуальных услуг он работает на конкурентном рынке. Так, гроб или надгробный памятник вы можете заказать в любой фирме.   

Закон, который никак не могут принять

  Формирование правового поля похоронного дела в Российской Федерации началось в 1992 году, когда Президент Борис Ельцин подписал федеральный закон «О ритуальном пособии». Сфера регулирования точно определена названием закона. В нем были определены ритуальные услуги, за оказание которых полагается пособие.

Другие стороны похоронного дела были отрегулированы  в 1996 году, когда Президент подписал федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года (полный текст – http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12011996-n-8-fz-o/). В нем были определены основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Закон "О ритуальном пособии" с 1 марта уже не действовал, поскольку  нормы о ритуальном пособии были включены в новый закон. Нормативно-правовые нормы существуют в  правовом поле до сих пор, как на федеральном, та и на региональном уровне. Размер пособия определяется раз в год на федеральном уровне.

Существует масса подзаконных актов – постановления органов государственной власти, федеральных и региональных, решения органов муниципальной власти, документы органов управления ритуальной отрасли, и прежде всего Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Так, первое постановление «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в Республике Татарстан», которым определялся порядок выплаты социального пособия по случаю похорон, Кабинет Министров РТ принял 18 мая 2007 года (№196), нормы пересматривались в 2009, 2010, 2013, 2017 и 2018 годах. Последние изменения были внесены 21 мая 2019 года.

Со временем для уточнения некоторых норм закона, перераспределения  полномочий органов власти – государственной и муниципальной, необходимости регулирования коммерческих отношений в похоронном деле потребовалось действующий закон менять. Начиная с 2008 года было принято 15 федеральных законов, вносящих изменения в действующий. В 2012 году появился первый проект, который предусматривал, по сути, новую редакцию, но документ так и остался проектом. В 2013-2014 годах было сделано 5 попыток внести изменения в закон и другие законодательные акты, регулирующие похоронную отрасль. В интернете можно найти проект федерального закона, который предусматривал эксперимент по отработке норм правового регулирования («О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела в субъектах Российской Федерации – городе федерального значения Москве и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В 2014 году федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработало новый проект закона, в 2015 году он получил новое название – «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». С тех пор идет непростой процесс его обсуждения.

В 2001 году были отменены лицензии на ритуальные услуги - заниматься услугами может  сегодня каждый. В 2015 году появился проект постановления Кабинета министров РФ, которым вводилось лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг, но и этот проект документом не стал. В 2016 году  обсуждались два варианта проекта, но ни один из них не нашел полной поддержки. Так что пока действует федеральный закон «О погребении и похоронном деле», хотя он уже давно перестал соответствовать тенденциям современного развития похоронного бизнеса. Многие спорные ситуации на рынке ритуальных услуг вызываются  несовершенством правового регулирования.

Закон, который действует

Как человек, активно изучающий исторические захоронения, я прежде всего интересовалась нормами действующего законодательства, которые обеспечивают их сохранность. Например, в законе «О погребении и похоронном деле» есть статья  4 – «Места погребения». Закон предусматривает, что места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение, статус которых закреплен в федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятом 25 июня 2002 года (№73-ФЗ). В перечень объектов культурного наследия этим законом включены как отдельные захоронения; так и целые ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений (некрополи). В этом законе есть понятие о  достопримечательных местах (творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы), в числе которых названы памятные места, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей.

Первый известный мне документ, определивший объекты, имеющие статус объектов культурного наследия. Это было постановление Совета Министров РСФСР, принятое в августе 1960 года. Оно предусматривал ответственность органов государственной исполнительной власти всех уровней за сохранность памятников культуры. За сохранность объектов культурного наследия, находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций, ответственность была возложена на их руководителей.

Этим постановлением были определены объекты культурного наследия всех территорий РСФСР, в том числе Татарской АССР. В перечне были и исторические захоронения. Сегодня к таковым в Татарстане относится 38 могил выдающихся личностей, в основном на Арском и Новотатарском кладбищах. В Казани, все, кроме одной могилы на Ново-Татарском некрополе, сохранились.

Захоронение великого математика Николая Лобачевского - объект культурного (исторического) наследия федерального значения

Перечень могил – памятников культурного наследия давно не пополнялся. За это время, кроме федерального и регионального уровня охраны, появился муниципальный. Дело это хлопотное и дорогое. Экспертиза о ценности захоронения стоит, если не ошибаюсь, 50 тысяч рублей. Кто возьмет на себя такие расходы?  

На казанских кладбищах много могил, которые могут претендовать на этот статус. Назову лишь две самые известные, которые должны быть в федеральном списке – в силу особых заслуг усопших перед страной: Герой Советского Союза Михаил Девятаев и знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков. Но знающие люди нам посоветовали – список уже давно не пополнялся, и обращение республиканского отделения ВООПИиК вряд ли будет поддержано.

ТРО ВООПИиК не так давно вышло с инициативой добавить в республиканский  перечень 12 персон. Каким-то образом нашли деньги на экспертизу. Но до сих пор из-за перераспределения полномочий между Министерством культуры РТ и Комитетом РТ по охране объектов культурного наследия.  

Будем надеяться, что гарантию сохранности даст включение могил в республиканский реестр исторических захоронений, над которыми по заданию Президента РТ сейчас работают две рабочие группы Института истории.

Существующие места погребения (имеются в виду кладбища), согласно закону «О погребении и похоронном деле», не подлежат сносу и могут быть перенесены на другое место только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В этой связи не могу не вспомнить события 1979 года, когда, как известно, стихийного бедствия в Казани не было, тем не менее, было принято решение о закрытии Арского кладбища. В 90-е годы похоронный бизнес стал одним из самых криминализированных занятий. «Братки» даже процедуру распределения мест захоронения подмяли под себя.  И родственники смиренно давали «на лапу», чтобы положить родственников в семейную могилу. Несмотря на то, что хоронить приходилось ночью, гроб передавать через забор. Я знаю несколько конкретных случаев с моими знакомыми.

Правовое регулирование похоронной сферы предусматривает не только закон «О погребении и похоронном деле», но и Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, где есть статья 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Она большая, но приведу ее полностью, учитывая ее важность: 

1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Общественная опасность данного преступления заключается в оскорблении памяти об усопшем, чувств живых к умершему, народным обычаям почитать умерших. Преступления, предусмотренные часть этой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные частью 2, — к категории преступлений средней тяжести.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере нравственности, связанные с обычаями, традициями, религиозными обрядами погребения, честью умерших, памятью о них, покоем тел и мест захоронения. Факультативные объекты – нематериальные блага родственников умерших, в том числе собственность.

Вандалы украли бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора Владимира Петлякова, выломали бронзовые буквы надписи на памятнике. Фото Владимира Зотова

Увы, такие преступления фиксируются и в Казани. Последнее по времени надругательство было совершено над могилами Новотатарского кладбища в сентябре 2016 года, когда вандалы не пощадили даже надгробный памятник классика татарской музыки Салиха Сайдашева. Пострадали около 100 надгробий, из них около двух десятков восстановлению не подлежали.

СМИ в подробностях написали о том, что произошло, к сожалению, узнать, были ли найдены лица, оскорбившие могилы, и как они наказаны, узнать не удалось. То ли пресс-служба мэрии не выполнила свое обещание дать журналистам соответствующую информацию, то ли редакции оставили ее без внимания. Последнее сообщение в моем личном архиве датировано февралем 2017 года, когда министр МВД по РТ признался, что виновные до сих пор не наказаны.

Стоит иметь в виду

Чаще всего нам приходится иметь дело не с законами, а с подзаконными актами. Они определяют правила, которые помогут не попасть в неприятную ситуацию, которая вполне может завершиться, как минимум, конфузом, максимум, судебным разбирательством. Поэтому дам несколько  советов.

Внимательно изучите постановление Исполнительного комитета Казани от 12 сентября 2014 года (№5420) «Об утверждении порядка деятельности кладбищ города Казани», которым обязаны руководствоваться все субъекты похоронной отрасли и их клиенты – родственники умерших или те, кто взял на себя обязанности по захоронению. 

Выбирая ритуальную службу, обязательно изучите ее правовой статус. В этом смысле более надежной является МУП «Ритуал», которое, как утверждает руководство службы, работает строго по прейскурантам. Их утверждает Исполком города. Частные фирмы устанавливают цены сами. Не мешает заранее узнать, какая у них репутация.

Обязательно запросите документы об оплате – квитанции об оказании каждой услуги. Это требование может обезопасить вас от лишних расходов, не предусмотренных заранее оговоренной сметой. Кстати, фирмы с хорошей репутацией размещают прайсы на своих сайтах.

Погребения могут производиться как на свободных землях кладбища, на свободных местах имеющихся родственных мест захоронений, так и непосредственно в существующие могилы. Погребение в существующие могилы (подзахоронение) осуществляется только по истечении периода минерализации, но не ранее 15 лет с момента последнего погребения и строго в ранее предоставленных границах.
Не производятся погребения умерших на свободных местах имеющихся родственных мест захоронений, не зарегистрированных должным образом, или в случае отсутствия у Уполномоченного органа учетных данных об ответственном за место захоронения в Книге регистрации захоронений.

Размер участка земли для погребения умершего (место захоронения) определен  Управлением по оказанию ритуальных услуг Исполкома Казани, исходя из статуса кладбища и наличия свободных мест на нем. Рекомендуемый размер –
1,2 на 2,2 метра для захоронения одного умершего;  2,5  на 2,2 метра для захоронения двух умерших либо при предоставлении дополнительного места для погребения близкого родственника. Рекомендуемая глубина могилы - не менее 1,5 метра. При предоставлении нового (свободного) участка для погребения умершего должен обеспечиваться свободный доступ к могиле с одной из четырех сторон по всей длине места захоронения, при этом  ширина прохода не может быть менее 0,5 метра.

Лицо, взявшее на себя обязанность по погребению умершего (ответственный за место захоронения), обязано завершить все вопросы, связанные с регистрацией и учетом места захоронения, в том числе оформить соответствующие документы, внести учетные записи непосредственно после завершения процедуры погребения. При регистрации выдается удостоверение о захоронении установленного образца, а также намогильный регистрационный номерок, соответствующий номеру записи в Книге регистрации захоронений.

Уполномоченный орган, в случае необходимости, но не реже одного раза в 25 лет производит обязательную плановую перерегистрацию захоронений. В процессе перерегистрации устанавливаются ответственные за места захоронения, обновляются регистрационные данные, фиксируется состояние намогильных сооружений, выдается новое удостоверение о захоронении и присваивается новый регистрационный номер.

Намогильные сооружения (памятники, могильные ограды, цветники и др.) на могилах устанавливаются или заменяются на другие с разрешения Уполномоченного органа при предъявлении документов на их изготовление (приобретение) по заявлению ответственного за место захоронения, после чего регистрируются Уполномоченным органом. Установка намогильных сооружений на кладбищах производится силами специализированной службы по вопросам похоронного дела или по разрешению Уполномоченного органа другими лицами с осуществлением контроля за технологией проведения работ по их установке специалистами Уполномоченного органа перед началом производства работ и после их окончания.

Следует иметь в виду, что рекомендуемая высота устанавливаемых намогильных сооружений должна быть не более двух метров, могильных оград - не более 80 сантиметров. Если вы превысили этот размер, скорее всего вам установить ограду или памятник не разрешат.

Как известно, уже объявлена очередная перерегистрация мест захоронения на кладбищах Казани. Рабочие группы Института истории Академии наук имени Марджани Академии наук РТ, которые составляют реестр исторических захоронений, выявили ограды, которые превышают разрешенный уровень, и намерены просить руководство Управления по оказанию ритуальных услуг рекомендовать ответственным лицам устранить все несоответствия  Правилам, обеспечив тем самым свободный доступ хотя бы к таким могилам.

Длительное наблюдение за поведением людей на кладбище заставляет процитировать правила, которые обязаны  соблюдать все. Но соблюдают не все.

На территории кладбища запрещается:

а) оскорблять чувства участников похорон и память умершего;
б) портить намогильные сооружения, мемориальные доски, оборудование кладбища, засорять территорию;

в) распивать спиртные напитки, курить, принимать психотропные средства и наркотики, находиться в состоянии алкогольного и иного опьянения;
г) водить собак, за исключением собак-поводырей, пасти домашних животных, ловить птиц;
д) захоронение животных и жертвоприношение;

е) разводить костры, производить копку ям для добывания грунта, песка или глины, резать дерн;

ж) высаживать на местах захоронения деревья и кусты;
и) присваивать чужое имущество, производить его перемещение и другие самоуправные действия;
к) оставлять собранный мусор на других могилах и аллеях.

К сожалению, нормы об ответственности в случае нарушений не указаны. Да и весьма трудно найти того, кто первым положил свой мусор на соседнее захоронение, из которого со временем получилась мусорная свалка. Я написала об этом отдельную статью (Мертвые сраму не имут. А живые?).

 Если могила историческая

В статье 27 федерального закона закреплена норма о создании попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела:

«Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Правительство Татарстана, в свою очередь, 9 сентября 2004 года приняло постановление о создании такого совета республиканского уровня, утвердив Положение о нем. В Положении были названы функции совета, в том числе общественный контроль за деятельностью в сфере похоронного дела; рассмотрение вопросов формирования и реализации государственной политики в сфере ритуальных услуг; общественный контроль за соблюдением прав граждан и предоставлением им гарантий, предусмотренных законодательством о погребении и похоронном деле, содействие созданию целевого внебюджетного инвестиционного фонда для развития материально-технической базы ритуального обслуживания населения и дотирования ритуальных услуг.

Не припомню, чтобы такой совет был создан. В 2006 году это постановление Кабинета министров РТ было объявлено недействующим. В 2017-м Президент РТ Рустам Минниханов, по инициативе казанских краеведов определяя пути решения некоторых кладбищенских проблем, поставил задачу создания таких советов на главных кладбищах республики – Арском и Новотатарском. Мне известно, что эта работа в Казани началась, но пока каких-то конкретных шагов в этом направлении не сделано.

Многие годы похоронное дело развивалось без всякого контроля со стороны общественности. За это время у общественников накопилось столько претензий и обвинений в адрес соответствующих служб, что, казалось, диалог  между ними уже невозможен. В ходе акции «Казанские некрополи» пришлось по крупицам восстанавливать недоверие, но полноценной совместной работы пока не получается.  Попечительские советы могли бы стать хорошей площадкой для диалога.

Одним из направлений их взаимодействия могла бы стать выработка процедуры по отношению к бесхозным могилам. Беда старых некрополей – старые могилы, которые никто не посещает. Порой на надгробиях уже нет надписей. Они постепенно разрушаются. Как утверждают некоторые мои коллеги-журналисты, именно в такие могилы делаются незаконные подзахоронения.     

Между общественными активистами по охране культурного наследия и работниками  похоронного дела идет постоянная позиционная борьба на этот счет: одни обвиняют, другие требуют доказательств.

По сути, правового регулирования бесхозных могил нет. Ни в федеральном законе, ни в ведомственном документе муниципального уровня.

Между тем, в Казани есть опыт работы в этом направлении. Еще в 1997 году была выработана четкая процедура, позволявшая решать эту довольно щекотливую проблему в правовом поле. В постановлении главы администрации Казани Камиля Исхакова от 22 февраля 1997 года она описана подробно.

Стоит отметить, что Камиль Шамильевич был суров, определяя, что можно и чего нельзя делать на казанских кладбищах. Например, он запретил установку оград на могилах без специального разрешения, оговорив, что ее высота не должна превышать 40 сантиметров. Установленные до 1997 года металлические ограды сохранялись. Лица, на которых были зарегистрированы могилы, обязаны были привести их в надлежащее состояние и соблюдать размеры ограды, соответствующие границам отведенных под захоронение участков.

Есть смысл процитировать эти нормы:

4.2. При отсутствии сведений о захоронениях, а также надлежащего ухода за захоронениями они признаются бесхозными.

Для признания захоронения бесхозным (если на могиле отсутствуют какие-либо надмогильные сооружения: памятники, цоколи, ограда, трафарет с указанием данных о захоронении, крест и т.д.), администрация кладбища обязана:

а) вызвать комиссию "Специализированной службы" с участием представителей Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Казани и Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации г.Казани для составления акта о бесхозности захоронения и надмогильных сооружений;

б) выставить на могильном холме табличку с предупреждением ответственному за захоронение о необходимости приведения захоронения в порядок и обращения в администрацию кладбища;

в) зафиксировать данное захоронение в специальной Книге №3;

г) в случае установления историко-культурной ценности бесхозного захоронения или надмогильного сооружения обеспечить его сохранность в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры;

д) при отсутствии заинтересованных лиц более одного года и историко-культурной ценности захоронения передать материалы в Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г.Казани для подачи заявления в суд о признании имущества бесхозным;

е) после вступления судебного решения в законную силу бесхозные надмогильные сооружения подлежат сносу, а земельный участок используется на общих основаниях.

Не уверена, что нормы, регулирующие работу с бесхозными могилами,  работали. Во всяком случае, мне не известен ни один случай признания захоронения ветхим, и число бесхозных могил с годами  росло. Хаотично разбросанные ограды на Арском кладбище со временем сделали некоторые места недоступными для посещения. Только родственники знают потаенные тропы, по которым можно дойти до цели. Члены рабочих, составляющих реестр исторических захоронений, убеждались в этом не раз.

Документ под названием  «Порядок деятельности кладбищ города Казани»,  разработанный новым руководством Управления по оказанию ритуальных услуг и утвержденный постановлением Исполнительного комитета г. Казани 12 сентября 2014 года (N 5420), процедуры признания могил бесхозными не предусматривает.   

Комментируя это исключение из Правил, руководитель Управления М. Ишкин сказал, что сделано оно по принципиальным соображениям. Эта процедура потребует огромных денег, поскольку она требует эксгумации и кремирования останков. Я специально привела статью 4.2 Правил – никакой кремации она не предусматривает. Правда, в одной из редакций закона о похоронном деле я нашла нормы, похожие на те, что уже приводила. И там есть требование эксгумации. Правда, мне не совсем ясно, зачем она  нужна. Как человек, близко знакомый с работой судебных экспертов, знаю эту процедуру, и похожих ситуаций не припомню. Эксгумация дает много ценных сведений, но она вряд ли поможет определить фамилию погребенного. Даже если удастся выявить ДНК, то нет материала для сопоставления. Ведь бесхозные могилы порой не только без хозяина, но и без какой-либо информации об усопшем.

  В Правилах все-таки есть понятие о заброшенном захоронении, но норма не предусматривает ее снова и использования земли для нового погребения:

Управление в случае невозможности установить лицо, ответственное за заброшенное место захоронения, на котором установлена ограда, препятствующая доступу к другим могилам, вправе по результатам комиссионного осмотра с участием заинтересованных граждан принять решение о частичном демонтаже (смещении) ограды заброшенного места захоронения с целью обеспечения доступа к иным могилам.

В 2015 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ внесло на рассмотрение в Правительство России новый вариант закона о похоронном деле. В этом законопроекте есть статья 37 – «Повторное использование места захоронения», которая перекликается с постановлением главы администрации Казани 1997 года. В проектах закона более поздних эти нормы уже не встречаются.

Нет сомнения: новый закон о правовом регулировании похоронной сферы – не предмет первой необходимости. Однако его длительное обсуждение наводит на мысль о том, что не все гладко в «королевском семействе». В русском языке есть такая поговорка: в мутной водице проще рыбу ловить.

Может, кому-то выгодна правовая неопределенность? 

 

  Издательский дом Маковского