Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
22.08.2017

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
+20° / +26°
Ночь / День
.
<< < Август 2017 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1937 – Образована Татарская государственная филармония. Ее создание ознаменовало собой новую эпоху в развитии национальной музыкальной культуры.

    Подробнее...

Мертвые сраму не имут. А живые?

«Народ – это не только ныне живущие, но и умершие люди». Эти слова принадлежат русскому философу Николаю Бердяеву. Видимо, в наше время они потеряли актуальность, поскольку погосты стали всего лишь одной из сфер коммунального хозяйства, потеряв некий сакральный смысл места встречи разных поколений.

Известный казанский краевед Анатолий Елдашев написал как-то:

«Некрополь – важнейшая и очень уязвимая часть культурного наследия. Упадок некрополей свидетельствует о духовной болезни общества. Постреволюционный вандализм, разрушение традиций, советский агрессивный атеизм, корысть и безразличие эксплуатационных служб – все это привело к гибели многих сотен памятников в исторических некрополях и ликвидации старых кладбищ».

О памяти и беспамятстве размышляет инициатор и главный организатор акции «Казанские некрополи» Любовь Агеева.

За лето прошлого года я обошла Арское кладбище несколько раз, и в моем фотоархиве десятки снимков, которые свидетельствуют о том, что связь поколений местами разорвана в клочья.

Впрочем, нельзя относить на наше беспамятство все разрушения на погосте. Арскому кладбищу слишком много лет, чтобы надгробные памятники не пострадали от времени, чтобы здесь не было брошенных могил – когда в городе не остается ни родственников, ни знакомых. В этом смысле выигрывают знаменитые казанцы, имена которых остались в истории города, а значит – и в памяти людской.

Как известно, первое большое захоронение появилось на Арском поле в июле 1774 года, после сражения за Казань с войсками Емельяна Пугачева. 12 и 13 июля здесь были погребены 300 человек, воины, защищавшие Казань, а также пугачевцы и мирные жители. Сколько поколений сменилось за это время?! И наверняка уже не однажды полностью обновлялись кладбищенские захоронения.

Анатолий Елдашев, казанский краевед, уже многие годы изучающий казанские некрополи, считает самым древним захоронением на Арском кладбище могилу городского головы Осипа Петрова, упокоившегося в апреле 1818 года. Его надгробный памятник можно видеть с левой стороны от кладбищенской церкви («Не суетностию мирскою блестел, но пользу общества всегда в виду имел»).

Возможно, есть и более ранние захоронения, ведь на некоторых памятниках уже нет надписей или они плохо читаются. Нужны специальные исследования, чтобы датировать эти погребения – и тогда картина будет ясна окончательно.

Но и с 1818 года прошло слишком много времени (на будущий год будет два века), чтобы донести до наших дней следы былых эпох без искажения.

Памятники сохраняются в трех случаях.

Если они построены, что называется, на века, как на могиле Александра Фрезе, профессора Императорского Казанского университета, основателя и первого директора Казанского окружного дома умалишенных, которая находится с левой стороны первой, церковной, аллеи (Александр Фрезе, психиатр).

Он вошел в историю российской медицины как один из первых профессоров психиатрии в стране. Александр Устинович (Александр Юстус) Фрезе скончался 4 (16 февраля) 1884 года. Массивный крест из черного гранита укреплен на массивном гранитном подножии. Время не оставило на памятнике ни одной отметины.

Второй случай, когда памятник охраняет почтение потомков, как в случае с профессором математики, ректором Императорского Казанского университета Николаем Лобачевским (Великий математик Николай Лобачевский.

И, наконец, случай третий – когда не прерывается связь времен в истории одной семьи. На таких захоронениях обычно соседствуют старинные и новые памятники, а в последнее время появились поминальные плиты со многими именами – усопшие разных лет и даже веков.

Каждую родительскую субботу на кладбищенские погосты города приходят тысячи семей, и порой они ухаживают не только за своими захоронениями, но и за могилами одиноких родственников и друзей, иногда – соседними захоронениями.

Но сотни могил, а, может, даже тысячи остаются бесхозными. Помню, какое смятение посетило мое душу, когда однажды во время своего путешествия у стены, выходящей на Сибирский тракт, я увидела густые заросли, словно непроходимые джунгли. Точно здесь за лето не появилась ни одна душа.

Время от времени натыкаешься на обломки памятников, на старые скособоченные кресты без надписей. Со временем не поспоришь…

По некоторым могилам протоптаны тропки. И это не всегда дело ног людей, не знакомых ни с религиозными верованиями, ни с правилами культуры. В условиях всеобщих ограждений только так порой можно добраться до своих.

Правила поведения на кладбище сформулированы в специальном документе. Когда его читаешь, недоумеваешь: разве не ясно, что нельзя портить намогильные сооружения и кощунствовать на кладбище?

А когда встречаешься с откровенным вандализмом, понимаешь, что никакие слова не могут быть лишними.

6.3. На территории кладбища запрещается:
а) оскорблять чувства участников похорон и память умершего;
б) портить намогильные сооружения, мемориальные доски, оборудование кладбища, засорять территорию;
в) распивать спиртные напитки, курить, принимать психотропные средства и наркотики, находиться в состоянии алкогольного и иного опьянения;
г) водить собак, за исключением собак-поводырей, пасти домашних животных, ловить птиц;
д) захоронение животных и жертвоприношение;
е) разводить костры, производить копку ям для добывания грунта, песка или глины, резать дерн;
ж) высаживать на местах захоронения деревья и кусты;
и) присваивать чужое имущество, производить его перемещение и другие самоуправные действия;
к) оставлять собранный мусор на других могилах и аллеях.

Из постановления главы муниципального образования «Город Казань»

 Жаль, что чаще всего не найти людей, которые ни Бога, ни черта не боятся. Время от времени в СМИ сообщается об актах вандализма на городских кладбищах. Самое громкое беспамятство на Арском кладбище, которое я помню, - это разгром на могиле авиаконструктора Владимира Петлякова (Вот такая у нас вечная память). Когда вандалы срезали не только металлическую надпись, но и голову с памятника. Позарились на дорогой цветной металл.

Теперь подстраховались - никакого металла...

Кстати, сегодня в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».

К сожалению, порой и не узнать, результатом чего является надругательство над памятью умершего. На центральной аллее есть захоронение Павла Николаевича Тузова. Попытки что-то узнать о нем успехом не увенчались.

Судя по всему, богатый был человек. На массивном камне высокий стержень, на конце которого портрет в траурном венке. Вокруг могилы невысокое ограждение, в которое по бокам напротив основного памятника вписаны два скульптурных элемента, в том числе женская фигура.

Когда я впервые увидела этот памятник, никак не могла подумать, что это именно фигура. Приглядевшись, увидела - действительно, женские очертания. Но вместо головы почему-то букет цветов. Еще подумалось - какими недобрыми руками это сделано.

А оказалось, кто-то просто берег нервы людей, проходящих мимо, поскольку вместо головы у фигуры - железные прутья. Я увидела это во время последнего путешествия по кладбищу, в ноябре.

 

Жаль, что нет наказания за вандализм другого порядка. Когда люди, убирая свои захоронения, устраивают свалки на соседних могилах.

Правда, доказать вину здесь не так-то просто. Да и трудно обвинить человека, если он со своей совестью не в ладу, если не живет по законам человеческим. Он твердокожий, укор других ему не указ. Таких сограждан сегодня куда больше, чем прежде.

Стоит отметить, что люди сами постоянно призывают друг друга к порядку.

Этот снимок сделала на католическом участке у центрального входа на Арское кладбище.

А этот призыв увидела недалеко от стены, выходящей на Сибирский тракт.

А этот снимок сделан на нулевой аллее. Из кучи мусора торчат два памятника. Не смущают вандалов (а как их еще назвать?!) даже лица на старых фотографиях.

Видя людское непотребство на погосте, мы обычно бросаем гневные слова в адрес кладбищенских работников. Коллеги-журналисты пишут о них в основном по критическим поводам. Не убирают мусор, не обрезают деревья, разрушают старые могилы, делая на их месте новые захоронения…

После близкого знакомства с руководством Управления по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета Казани и специализированной службы похоронных услуг на Арском кладбище оказалось, что нарисованные в общественном мнении образы не всегда соответствуют тому, что есть на самом деле.

Во-первых, в последние годы на кладбище стало намного чище. Правда, только на ближайших могилах к аллеям. Чем дальше от аллей, порядка меньше. Видимо, туда кладбищенские работники не доходят. Да и вряд ли поддержание порядка на конкретных могилах – их обязанность. Если нет на то договора об оплате.

Их задача – помочь в этом родственникам и друзьям усопших. Везде есть контейнеры с мусором. Они вовремя опорожняются. Для желающих на центральном входе – бесплатные мешки для мусора. По словам администратора кладбища Тимура Биктагирова, после родительских суббот мусор приходится вывозить большими грузовиками.

В разговоре со мной работники похоронной службы Арского кладбища не раз помянули  недобрым словом родственников усопших за то, что не доносят мусор до ближайших контейнеров, а бросают где попало. При механизированном способе сбора мусора до каждой могилы грузовичок не доедет.

Во-вторых, потому, что и на кладбище теперь цивилизованный сервис. Теперь житель любого города, как и казанцы, разумеется, может заказать регулярную уборку конкретного захоронения. Объявления об этой услуге – на видных местах на кладбище, а также на сайте муниципального предприятия «Ритуал».

Именно это предприятие поможет вам провести траурную церемонию достойно, как сказано на сайте, «усопшему будут отданы последние почести». Могилы теперь роют аккуратно, закрывая соседние захоронения пленкой.

Совет от «Казанских историй»

Компания «Ритуал» предоставит квалифицированного сотрудника для выезда на дом, в морг или на кладбище. Услуги нашего ритуального бюро включают организацию похорон согласно вероисповеданию усопшего и соблюдение общепринятых правил траурного ритуала. Ритуальный агент поможет с оформлением документов, выбором места на кладбище, подберёт катафальный транспорт.

Предприятие оказывает полный спектр ритуальных услуг круглосуточно: захоронение, эвакуация тел в морги города, оказание транспортных услуг, изготовление и установка намогильных сооружений и даже кремация в Москве. В Казани, как известно, крематория нет.

Адрес сайта «Ритуала»  в Интернете – http://kzn-ritual.ru/

К сожалению, мы не воспитываем культуру почтения к усопшим. Для некоторых наших сограждан кладбище – как общий подъезд в жилом доме, когда рачительная хозяйка вылизывает до блеска свое жилище, но без зазрения совести выбрасывает мусор мимо мусоропровода даже на своем этаже. Квартира – свое, а подъезд – чужое!

Вроде бы должен испытывать человек какое-то внутреннее неудобство. Ведь на погосте мы ближе всего к потустороннему миру. Даже если в него не верим.

Вызывает недоумение, когда родственники, меняя надгробный памятник, бросают рядом старый крест. Делать это категорически нельзя! Не по-божески это…

Даже к старому поврежденному кресту необходимо относиться с почтением.

Совет от «Казанских историй»

Что же делать с крестом, который подлежал замене? Если крест был выполнен из дерева, то его целесообразнее сжечь, развеяв пепел на надгробие. Если же он был выполнен из металла, или какого другого негорючего материала, его можно разобрать и закопать в надгробие могилы. На кладбище наверняка есть услуга по утилизации старых памятников.

Даже гипсовые распятия, какие бывают в домах и пришедшие в негодность выбрасывать нельзя, а когда пойдёте на кладбище, возьмите с собой и закопайте в надгробие.

Но более всего вызывают недобрые чувства многочисленные ограждения, которые сделали некоторые части кладбища просто недоступными. Испытала это на себе, когда хоронили моего мужа. Гроб пришлось передавать на вытянутых руках, поскольку прямого прохода к могиле нет. Есть узкая тропочка, по которой полный человек уже не пройдет.

Вспоминаются варшавские кладбища, ухоженные, ровно расчерченные на небольшие семейные участки… Там приняты захоронения в одну могилу, ведь земле предаются урны с прахом. У православных с этим сложнее. В одну и ту же могилу хоронят только через 15 лет.

Зачем ездить в Варшаву? Теперь у нас в Казани есть такие кладбища – Самосыровские, новое Татарское, Царицынское. Да и на Арском появились два участка, которые спланированы по европейскому принципу.

Предприятие «Ритуал» предлагает родственникам усопших аккуратные надгробные сооружения, включающие памятную стелу и невысокую ограду. Таких надгробий на кладбище уже много. Не предусматривают ограждений и новые мемориальные комплексы из гранита и мрамора.

Я спросила у руководителей похоронной службы города, нет ли у них желания снести все старые ограждения? Мне ответили: желание есть, но нет возможности. Это можно сделать только при согласии родственников, которое получить практически невозможно. На новое надгробие деньги есть не у всех, а старое – какая-никакая гарантия, что могилу никто чужой не тронет.

Увы, специальная регистрация, проведенная в 1997-2001 годах, когда у большинства захоронений появились номера и конкретные уполномоченные лица, гарантией люди не считают. Не буду с ними спорить, поскольку о подзахоронениях слышала. Правда, начальник управления по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета Казани Марат Ишкин категорически отверг такие обвинения. А уже упоминавшийся администратор Арского кладбища заявил, что они не хоронят даже в бесхозные могилы. Иначе их на кладбище уже не было бы.

Сложные чувства рождает неспешное путешествие по кладбищу. Там людское несовершенство предстает как бы в обнаженном виде. Не уважая живых, как человек будет уважать мертвых?!

Как говорится, мертвые сраму не имут. Но живым-то должно быть стыдно!

Поневоле задумаешься, как сделать так, чтобы защитники у мертвых были не только среди родственников. Удалось же Казанскому медицинскому университету найти способ не только привести в порядок захоронения медиков на Арском кладбище, но и постоянно следить за ними.

Может, стоит подумать о создании специального волонтерского отряда из числа студентов города? Опыт работы таких отрядов уже есть. Волонтеры занимаются многими добрыми делами. Будет еще одно такое доброе дело. Можно сказать - богоугодное дело.

Это предложение организаторы акции "Казанские некрополи" в ближайшее время обсудят в Лиге студентов республики и советах студентов и аспирантов казанских вузов. Для начала направим им текст этой статьи.

Надеемся получить поддержку...

 

Читайте в "Казанских историях":

Любовь к отеческим гробам...  общая рубрика об истории казанских погостов, о краеведческих исследованиях и проблемах.

Арское кладбище конкретные захоронения.

Город, которого нет на карте страны

Сберечь историческую часть Арского кладбища

Наше прошлое – это прежде всего люди

Лютеранский некрополь

Католический некрополь

Мир праху твоему, Служитель Господа

«Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов