Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
28.04.2017

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
+7° / +18°
Ночь / День
.
<< < Апрель 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1898 –   В казанском парке Черное озеро появилось электрическое освещение.

    Подробнее...

Католический некрополь

Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года было предписано произвести отвод участка на Арском поле около лютеранских захоронений для римско-католического кладбища.

Время образования католического кладбища известно точно. Постоянный католический приход в Казани появился еще в 1835 году. Помещения, где совершалась литургия и где проживали священники, поначалу были размещены в здании городского магистрата (в настоящее время дом 3 по улице Баумана), в 1847 году приход был перенесен в Лебедевский дом (в настоящее время дом №19 по улице Карла Маркса), затем в дом Киселевского (в настоящее время дом 68/25 по улице Большой Красной), позже – в дом Яновского (в настоящее время не сохранился).

Каменное здание костела для казанских католиков было построено по проекту Александра Ивановича Песке. В настоящее время в нем находится одно из зданий КНИТУ-КАИ по улице Карла Маркса.

После указа Николая II от 17 апреля 1905 года «О терпимости вероисповеданий» были отменены ограничения на внешний облик церквей христианских исповеданий. Теперь они могли строиться в виде храмов. Также могла вводиться католическая символика храма, можно было строить колокольни.

Приход решил расширить храм. Проект перестройки безвозмездно составил губернский инженер Лев Казимирович Хрщонович, и внешний облик здания изменился до неузнаваемости. 14 сентября 1908 года костел был освящен и открыт для богослужения.

В первые десятилетия католиков хоронили на лютеранском кладбище. В 1858 году тогдашний настоятель Казанского костела ксендз Остиан Галимский начал ходатайствовать об отводе католикам места под свое собственное кладбище. Он просит место у входных ворот напротив лютеранского кладбища. Но православная Духовная консистория выступила против.

В качестве причин отказа приводились следующие доводы. Во-первых, это место составляло церковный погост, на котором стояли дома церковнослужителей, которые при устройстве здесь кладбища оказывались среди могил. Указывалось также, что экипажи будут останавливаться далеко от кладбища, и это создаст определенные неудобства для посетителей. Кроме того, здесь предполагалось построить богадельню для призрения престарелых священников и церковнослужителей.

 После долгой переписки разрешение на открытие кладбища, все же, было получено. Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года этого же года было предписано произвести отвод участка для римско-католического кладбища на Арском поле около лютеранского.

В указе это место описывалось так:

 «от второго воротного столба на протяжении 20 1/2 сажени со входа на православное кладбище параллельно немецкому в расстоянии от него к востоку на 16 сажень, далее за углом, поворот направо в 29 сажень параллельно домам священно-церковных служителей,...с южной стороны место для римско-католического кладбища ограждается каменной оградой».

Таким образом, с правой стороны от главной аллеи, ведущей на православное кладбище, напротив лютеранского, появилось римско-католическое кладбище. Оно было отгорожено оградой, представлявшей собой деревянную решетку между каменными столбами. Распланировано в 1881 году, были устроены дорожки, подходы к могилам, посажены молодые клены. Ежегодно община выделяла специальные средства для ухода за кладбищем. Ограда ремонтировалась, старые деревья укреплялись кольями, могилы ежегодно чистились, дорожки посыпались песком.

В 1856 году вопрос с размещением был официально решен.

В 1885 году у южной ограды кладбища для отпевания покойных была построена каплица. Проект для нее составил, как и для остальных церковных построек, архитектор Л.К.Хрщонович. Выполненная в технике открытой кирпичной кладки, она представляла собой прямоугольный в плане объем, перекрытый двускатной крышей, к которому с восточной стороны примыкал более низкий прямоугольный алтарь.

Заботились прихожане о об украшении интерьера часовни. Так, известно, что специально из Парижа были выписаны 14 майоликовых изображений страданий Христа. В 1990-е годы эта часовня была перестроена в действующую католическую церковь.

В конце XIX века на католическом кладбище появилась римско-католическая часовня. Она была построена в 1885 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича. По сути, это был небольшой храм, приписанный к костелу, который тогда располагался на Грузинской улице. Заупокойные службы совершались здесь до 1923 года, а затем часовня разделила судьбу большинства казанских храмов.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. В 1996 году часовня была передана вновь образованной в 1995 году католической общине, и до постройки костела Воздвижения Креста Господня на пересечении улиц Островского и Айдинова это был единственный храм для католиков.

18 октября 1997 года в Казань приехал архиепископ Тадеуш Кондрусевич, апостольcкий администратор для католиков латинского обряда Европейской части России. На встрече с Председателем Государственного Совета РТ В.Лихачевым, кроме него, присутствовали Жан Франсуа Тери, директор духовной библиотеки апостольской администрации, которая находится в Москве, Евгений Маццео, преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии, которых сопровождали настоятель казанского прихода «Воздвижение Святого Креста» Диогенис Валентин Уркиза, председатель приходского совета Леонид Пшенка и председатель Совета по делам религий при Правительстве РТ Ринат Набиев.

Его Преосвященство поблагодарил руководство республики за помощь, оказываемую в деле возрождения духовных традиций, за терпимое отношение ко всем религиозным конфессиям.

Среди вопросов, который высокий гость обсудил в Казани, самым главным был вопрос о возвращении костела. К его приезду специалисты уже оценили эту возможность и дали отрицательное заключение: во-первых, здание перестроено, и его трудно будет использовать  как храм, во-вторых, демонтаж аэродинамической трубы, которая находится в здании, потребует много сил и средств.

Как бывший механик, архиепископ Тадеуш Кондрусевич принял эти возражения и перевел разговор на другую тему. Архиепископ высказал надежду на то, что в городе найдется другое помещение для храма.

К этому времени католической общине уже была передана католическая часовня на Арском кладбище, где начались богослужения.

В 1999 году мэрия Казани выделила казанским католикам участок в центре города, на пересечении улиц Островского и Айдинова, для строительства нового костела. Строительство началось в 2005 году. Торжественное открытие состоялось 29 августа 2008 года (Католический храм Воздвижения Святого Креста в Казани).

Особый интерес для верующих представляют христианские святыни, хранящиеся в костеле, – чудотворная статуя Фатимской Божьей Матери и частица Креста Господня.

Зная историю католической общины, можно предположить, как складывалась история католического кладбища.

Управлялось кладбище общиной. По данным Леонида Абрамова, сначала здесь хоронили в основном поляков. Их в Казани, как известно, было много, и они приехали сюда раньше немцев.

Императрица Екатерина II вела активную внешнюю политику. Покровительствуя польским православным, она пыталась уравнять их в правах с католиками. Русский посланник в Варшаве Репнин интригами, подкупом и угрозами, введением русских войск в предместья Варшавы и арестом наиболее упрямых противников добился того, что 20 (9) февраля 1768 года Сейм согласился со свободой вероисповедания для диссидентов и политически уравнял их с католической шляхтой. В ответ по всей Польше прошли выступления несогласных.

В результате боевых действий в Казань в ссылку были отправлены плененный полковник конфедератов Мориц-Август (Маурыций – так звучит его имя по-польски) Беньовски (Беневский) и офицер Адольф Винбланд, швед по национальности.

Подробности – Поляки в Казани

В течение XIX века в Казань и Казанскую губернию были сосланы тысячи поляков, боровшихся с царским режимом.

Одно из польских захоронений. Пани Анна Снитко умерла в Казани 15 июня 1896 года. Надмогильный памятник был сделан из гранита, привезенного из Польши. Об этом сообщается на его нижней части.  За могилой ухаживают педагоги и учащиеся пятой гимназии

В ряде источников указывается, что профессор Александр Фрезе, упокоившийся в феврале 1884 года, был похоронен на лютеранском кладбище. Но там его захоронения нет. И это дало основание для известного казанского ученого-историка Е. Липакова, одного из авторов книги «История казанских кладбищ», посчитать, что оно утеряно. Однако место последнего упокоения выдающегося психиатра, основателя казанской психиатрической клиники, не утеряно. Могила с красивым памятником из темного гранита находится с левой стороны первой аллеи, в районе кладбищенской церкви, в глубине.

Александр Устинович (Александр Юстус) Фрезе (3 апреля (15 апреля) 1826 – 4 февраля (16 февраля) 1884) родился в городе Ревель, где его отец, Фрезе Юстус Бенедикт (Frese Justus Benedict), был обер-пастором. Значит, Александр Фрезе был католиком.

Когда он умер, в Казани уже было католическое кладбище, и его похоронили там.

Путешествуя по католическому кладбищу, мы порой видели памятники с надписями на немецком языке. 

На католическом кладбище наверняка хоронили и профессоров Императорского Казанского университета, приехавших в Казань из Германии. На этом участке Арского кладбища практически не сохранилось старых захоронений, а если они и есть, то их невозможно идентифицировать. Так, не удалось выяснить, кто такой – физик Константин О. Краузе, чей памятник недалеко от захоронения Карла Фукса не может не броситься в глаза. Не помогает даже Интернет. Возможно, кому-то это известно.

Среди известных наших современников на этой территории Арского кладбища похоронен профессор Карл Генрихович Боль, (1871-1959), ветеринар-патологоанатом, доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССР, и РСФСР. Был директором Казанского ветеринарного института в 1931-1937 годах.

Карл Генрихович Боль родился 1 июля 1871 года в Петербурге. Среднее и высшее образование получил в Казани, где окончил реальное училище и ветеринарный институт. Врачебную деятельность начал в 1895 году в Елабужском уезде Вятской губернии, однако, имея желание совершенствовать свои знания, в том же году возвратился в Казанский ветеринарный институт и начал работать сверхштатным научным сотрудником на кафедре нормальной гистологии, руководимой профессором Гумилевским. Через год (1896) его зачислили помощником прозектора на кафедру патологической анатомии. С 1896 года начинается и научно-педагогическая деятельность Карла Генриховича как патологоанатома.

Возглавив ветеринарный институт,  Карл Генрихович сумел превратить его в один из крупнейших научных центров страны. Одновременно, в течение ряда лет К.Г. Боль руководил кафедрами патанатомии Казанского ГИДУВа (с 1922 по 1930), медицинского факультета Казанского университета (1921-1924), Ленинградского ветеринарного института. 

В католической части немецкого кладбища стоит несколько памятников в виде дерева с усеченными ветками и стволом. Говорят, такой же стоял и на могиле Карла Фукса.

Специалисты свидетельствуют, что подобные формы свойственны немецким захоронениям. По одной версии, это символизирует угасание рода (например, человек имел много дочерей и ни одного сына), по другой – земную жизнь, стремление души вверх, которое прервалось со смертью.Сегодня на католическом кладбище много захоронений, никак не связанных с католической общиной. Скорее всего исчезновение границ между могилами усопших разных конфессий началось в 20-30-х годах прошлого столетия и продолжается до сих пор. 

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов