Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
24.06.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+13° / +19°
Ночь / День
.
<< < Июнь 2017 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
  • 1897 – В Казани на улице Большой Проломной (ныне ул.Баумана) состоялось пробное освещение от первой городской электростанции.

    Подробнее...

Католический некрополь

Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года было предписано произвести отвод участка на Арском поле около лютеранских захоронений для римско-католического кладбища.

Время образования католического кладбища известно точно. Постоянный католический приход в Казани появился еще в 1835 году. Помещения, где совершалась литургия и где проживали священники, поначалу были размещены в здании городского магистрата (в настоящее время дом 3 по улице Баумана), в 1847 году приход был перенесен в Лебедевский дом (в настоящее время дом №19 по улице Карла Маркса), затем в дом Киселевского (в настоящее время дом 68/25 по улице Большой Красной), позже – в дом Яновского (в настоящее время не сохранился).

Каменное здание костела для казанских католиков было построено по проекту Александра Ивановича Песке. В настоящее время в нем находится одно из зданий КНИТУ-КАИ по улице Карла Маркса.

После указа Николая II от 17 апреля 1905 года «О терпимости вероисповеданий» были отменены ограничения на внешний облик церквей христианских исповеданий. Теперь они могли строиться в виде храмов. Также могла вводиться католическая символика храма, можно было строить колокольни.

Приход решил расширить храм. Проект перестройки безвозмездно составил губернский инженер Лев Казимирович Хрщонович, и внешний облик здания изменился до неузнаваемости. 14 сентября 1908 года костел был освящен и открыт для богослужения.

В первые десятилетия католиков хоронили на лютеранском кладбище. В 1858 году тогдашний настоятель Казанского костела ксендз Остиан Галимский начал ходатайствовать об отводе католикам места под свое собственное кладбище. Он просит место у входных ворот напротив лютеранского кладбища. Но православная Духовная консистория выступила против.

В качестве причин отказа приводились следующие доводы. Во-первых, это место составляло церковный погост, на котором стояли дома церковнослужителей, которые при устройстве здесь кладбища оказывались среди могил. Указывалось также, что экипажи будут останавливаться далеко от кладбища, и это создаст определенные неудобства для посетителей. Кроме того, здесь предполагалось построить богадельню для призрения престарелых священников и церковнослужителей.

 После долгой переписки разрешение на открытие кладбища, все же, было получено. Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года этого же года было предписано произвести отвод участка для римско-католического кладбища на Арском поле около лютеранского.

В указе это место описывалось так:

 «от второго воротного столба на протяжении 20 1/2 сажени со входа на православное кладбище параллельно немецкому в расстоянии от него к востоку на 16 сажень, далее за углом, поворот направо в 29 сажень параллельно домам священно-церковных служителей,...с южной стороны место для римско-католического кладбища ограждается каменной оградой».

Таким образом, напротив лютеранского, появилось римско-католическое кладбище. Оно было отгорожено оградой, представлявшей собой деревянную решетку между каменными столбами. Распланировано в 1881 году, были устроены дорожки, подходы к могилам, посажены молодые клены. Ежегодно община выделяла специальные средства для ухода за кладбищем. Ограда ремонтировалась, старые деревья укреплялись кольями, могилы ежегодно чистились, дорожки посыпались песком.

В конце XIX века на католическом кладбище появилась римско-католическая каплица. Она была построена в 1885 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича. Выполненная в технике открытой кирпичной кладки, она представляла собой прямоугольный в плане объем, перекрытый двускатной крышей, к которому с восточной стороны примыкал более низкий прямоугольный алтарь.

По сути, это был небольшой храм, приписанный к костелу, который тогда располагался на Грузинской улице. Заботились прихожане о об украшении интерьера часовни. Так, известно, что специально из Парижа были выписаны 14 майоликовых изображений страданий Христа. В 1990-е годы эта часовня была перестроена в действующую католическую церковь.

 

Заупокойные службы совершались здесь до 1923 года, а затем часовня разделила судьбу большинства казанских храмов.

Зная историю католической общины, можно предположить, как складывалась история католического кладбища. Управлялось кладбище общиной. По данным Леонида Абрамова, сначала здесь хоронили в основном поляков. Их в Казани, как известно, было много. В 60-е годы XVIII века, когда в Поволжье поселились приглашенные Екатериной II немецкие колонисты, она позаботилась и об их религиозных потребностях. В 1769 году по ее указу были учреждены две должности католических священников для немецких колонистов. В Покровской слободе (ныне Энгельс – город на Волге, напротив Саратова) появился костел, который также могли посещать казанцы.

Католическое население Казани, окружающих уездов и губерний стало быстро расти после присоединения к России Царства Польского. Это случилось в 1815 году. Теперь немцы составляли лишь очень небольшую часть католиков, преобладали поляки. Были и литовцы. Поляки появились среди военнослужащих, в том числе и солдат и офицеров Казанского гарнизона, среди чиновников и преподавателей. Однако вряд ли столь большое количество поляков оказалось бы в глубине России, так далеко от Польши, если бы не мощное освободительное движение и преследование его участников российскими властями.

После Польского восстания 1830-1831 годов в России, в том числе и в Казани, появились ссыльные из Польши. Трое его активных участников – выпускники отделения классической филологии О.М. Ковалевский, Ф. Кулаковский и И.А. Верниковский в 1824 году были по личному указанию Николая I высланы в Казань и в принудительном порядке под надзором полиции учились на Восточном разряде университета. Осип Михайлович Ковалевский (1801-1878) стал блестящим ученым-востоковедом, основателем монголоведения и научного изучения буддизма в России. В 1834-1860 годах он был профессором Казанского университета, в 1858-1860 годах – его ректором.

Николай I отменил данную Александром I Царству Польскому конституцию и распространил на его территорию почти все законы Российской империи, в том числе и рекрутские наборы. Больше того, солдат-поляков намеренно направляли на службу в отдаленные от Польши регионы России. В результате количество солдат-католиков в воинских частях Поволжья резко возросло. К 1833 году в Казани было около четырехсот католиков, в основном солдат и офицеров. Были и католики-чиновники.

В воинских частях Четвертого корпуса внутренней стражи (в современном значении – военного округа) было около двух тысяч католиков. Корпус включал территорию Казанской, Вятской, Нижегородской, Пермской, Симбирской губерний, где жило около двух тысяч гражданских, в основном, ссыльных католиков. Между тем, на этой огромной территории не было ни одного католического храма. Николай I с подозрением относился к католической церкви, но считал своим долгом обеспечить верующим всех терпимых конфессий возможности религиозной жизни. Кроме того, католические священники необходимы были во внутренних районах России по чисто формальным требованиям – для приведения к присяге солдат и свидетелей в судах.

В 1833 году Николай I учредил при штабах военных округов внутренней стражи должности римско-католических священников. К началу XIX века лютеране и реформаты объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину. В феврале 1835 года в Казань прибыл первый римско-католический священник – монах-бернардинец Виктор Усаковский (Ушанский). Так что Казанский католический приход был создан не по инициативе местных католиков, а по царскому указу от 20 июня 1833 года.

В 1855 году в Казани проживало около 550 католиков (по исповедным спискам), в том числе 6 военных и статских генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат действительной службы и отставных, 20 студентов и гимназистов, 10 иностранцев, работавших или торговавших в городе (все цифры – «с женами и детьми). Среди офицеров и чиновников – профессора университета, врачи, учителя гимназий.

Положение Казанского католического прихода резко изменилось с началом Первой мировой войны. Количество католиков в губернии стало резко увеличиваться. Казанский гарнизон в годы войны составлял до 80000 человек. Это были солдаты запасных полков и формируемых маршевых батальонов, юнкера четырех военных школ и т.д. Не менее пяти или шести тысяч из них были римско-католического вероисповедания.

В госпиталях Казани лечились до 3-4 тысяч раненых. Уже в 1914 году в Казанской губернии были поселены более 2000 интернированных германских и австрийских поданых, более половины из них составляли католики. Казанская губерния стала местом размещения военнопленных. Уже летом 1915 года их было более 20000, из них не менее 2/3 составляли католики.

Беженцы из Польши, ставшей театром военных действий появились в губернии уже в первые месяцы войны, но их поток особенно усилился после поражения русской армии летом 1915 года, когда была оставлена почти вся Польша и большая часть Литвы. Одних студентов-медиков из Варшавского университета оказалось в Казани более 200, а общее число беженцев составляло не менее 30000 человек. Активные военные действия на Кавказе привели к тому, что в Казани появились униаты – армяно-католики и сиро-католики (ассирийцы).

Если до войны большинство католиков жило в Казани, то теперь беженцы, пленные, интернированные находились, в основном, в деревнях и уездных городах.

Известно, что религиозная община католиков была зарегистрирована в Казани органами Советской власти. Здание и имущество костела в соответствии с советским законодательством о культах было национализировано и передавалось в бесплатное пользование верующим. В 1921 г. костел подвергся той же участи, что и все православные храмы России – были конфискованы, якобы в помощь голодающим, ценные вещи.

В 1923 году деятельность католического духовенства в Советском Союзе была фактически прекращена по политическим мотивам и прихожане по всей стране остались совсем без священников. В 1927 году у верующих был отобран костел.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. В 1996 году часовня была передана вновь образованной в 1995 году католической общине, и до постройки костела Воздвижения Креста Господня на пересечении улиц Островского и Айдинова это был единственный храм для католиков.

18 октября 1997 года в Казань приехал архиепископ Тадеуш Кондрусевич, апостольcкий администратор для католиков латинского обряда Европейской части России. На встрече с Председателем Государственного Совета РТ В.Лихачевым, кроме него, присутствовали Жан Франсуа Тери, директор духовной библиотеки апостольской администрации, которая находится в Москве, Евгений Маццео, преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии, которых сопровождали настоятель казанского прихода «Воздвижение Святого Креста» Диогенис Валентин Уркиза, председатель приходского совета Леонид Пшенка и председатель Совета по делам религий при Правительстве РТ Ринат Набиев.

Его Преосвященство поблагодарил руководство республики за помощь, оказываемую в деле возрождения духовных традиций, за терпимое отношение ко всем религиозным конфессиям.

Среди вопросов, который высокий гость обсудил в Казани, самым главным был вопрос о возвращении костела. К его приезду специалисты уже оценили эту возможность и дали отрицательное заключение: во-первых, здание перестроено, и его трудно будет использовать  как храм, во-вторых, демонтаж аэродинамической трубы, которая находится в здании, потребует много сил и средств.

Как бывший механик, архиепископ Тадеуш Кондрусевич принял эти возражения и перевел разговор на другую тему. Архиепископ высказал надежду на то, что в городе найдется другое помещение для храма.

К этому времени католической общине уже была передана католическая часовня на Арском кладбище, где начались богослужения.

В 1999 году мэрия Казани выделила казанским католикам участок в центре города, на пересечении улиц Островского и Айдинова, для строительства нового костела. Строительство началось в 2005 году. Торжественное открытие состоялось 29 августа 2008 года (Католический храм Воздвижения Святого Креста в Казани).

Особый интерес для верующих представляют христианские святыни, хранящиеся в костеле, – чудотворная статуя Фатимской Божьей Матери и частица Креста Господня.

 

Императрица Екатерина II вела активную внешнюю политику. Покровительствуя польским православным, она пыталась уравнять их в правах с католиками. Русский посланник в Варшаве Репнин интригами, подкупом и угрозами, введением русских войск в предместья Варшавы и арестом наиболее упрямых противников добился того, что 20 (9) февраля 1768 года Сейм согласился со свободой вероисповедания для диссидентов и политически уравнял их с католической шляхтой. В ответ по всей Польше прошли выступления несогласных.

В результате боевых действий в Казань в ссылку были отправлены плененный полковник конфедератов Мориц-Август (Маурыций – так звучит его имя по-польски) Беньовски (Беневский) и офицер Адольф Винбланд, швед по национальности.

Подробности – Поляки в Казани

В течение XIX века в Казань и Казанскую губернию были сосланы тысячи поляков, боровшихся с царским режимом.

На казанском католическом кладбище похоронены выдающиеся ученые своего времени, работавшие в Императорском Казанском университете: Ромуальд Осипович Блажеевский (1849-1916), в 1849-1896 годах – профессор кафедры чистой математики; Иосиф Федорович Готвальд (1813-1898), известный ученый-арабист; Иван Михайлович Догель, (1830-1916), ученый-фармаколог, в 1869-1916 годах профессор Казанского университета; Франц Осипович Елачич, профессор по кафедре хирургии (умер в 1888 г.), Мариан Альбертович Ковальский (1821-1884), в 1852-1912 годах – профессор астрономии, с 1863 года – член-корреспондент Академии наук; Николай Вячеславович Крушевский (1851-1887), работавший в Казанском университете в 1878-1886 годах, с 1883 года – профессор классической филологии.

Утеряна могила Льва Казимировича Хрщоновича (1838-1907). В 1874-1882 годах он был казанским губернским архитектором, в 1883-1907 годах – губернским инженером. По его проектам в Казани возведены: лютеранская кирха, Алафузовский театр, каменный арочный мост через Булак. В 1907 году по его проекту реконструирован казанский костёл (сейчас в нем 4-й учебный корпус КНИТУ-КАИ). Лев Казимирович сыграл выдающуюся роль в формировании архитектурного облика Казани. Проек­тировал и строил здание Бактериологического института (1898, ныне Большая Крас­ная, 67), здание Александринского приюта (1886 (ныне Бут­лерова, 30), комплекс Апександро-Чемесовской богадельни (1886, ныне Театральное училище), здание училища слепых (1898, здание снесено во время строительства гостиничного и торгово-развлекательного комплекса «Корстон», более десятка православных церквей в селах и городах Казанской губернии.

На католическом кладбище был захоронен еще один известный архитектор - Генрих-Якоб Бернгардович Руш (1855-1905), известный архитек­тор, по проектам которого построены Дом Кекина и номера «Волга» (ныне оба здания на улице Горь­кого).

В советское время дореволюционное католическое кладбище было сильно разрушено. Подавляющее большинство захоронений утрачено. Сохранились лишь отдельные захоронения с характерными памятниками и надписями на польском языках. Старейшие из них относятся к 1880-м годам.

Одно из польских захоронений. Пани Анна Снитко умерла в Казани 15 июня 1896 года. Надмогильный памятник был сделан из гранита, привезенного из Польши. Об этом сообщается на его нижней части.  За могилой ухаживают педагоги и учащиеся пятой гимназии

В Вильнюс был перенесён прах братьев Юшкевичей, видных литовских ученых, литераторов, фольклористов, этнографов. Их могила находилась у здания часовни. Антанас Юшки (1819-1880) и Ионас Юшки (1815-1886) были избраны членами Российской Академии наук. Над их общей могилой было установлено два надгробия в виде стел: у И. Юшки – из белого, у А. Юшки – из черного мрамора.

Сегодня на католическом кладбище много могил, не связанных с католической общиной. Как утверждают знатоки Казани, исчезновение границ между могилами усопших разных конфессий началось в 20-30-х годах прошлого столетия. Особое место среди таких могил  занимают три захоронения  Три крупных советских ученых оказались в Казани в годы Великой Отечественной войны в эвакуации. Да так тут и остались.

Доктор исторических наук Глеб Анатольевич БОНЧ-ОСМОЛОВСКИЙ (1890-1943) –  видный ученый в области антропологии, специалист по раннему палеолиту). Как этнограф изучал народы Крыма и Кавказа.

Профессор Московского университета, академик Академии наук СССР Михаил Михайлович ПОКРОВСКИЙ (1868-1942). Он известен научными трудами в области филологии, лингвистики и литературоведения.

Их захоронения являются памятниками культурного наследия: Г.А. Осмоловского – федерального, М.М. Покровского – регионального значения.

Попав в Казань во время войны, остался здесь навечно и российский физикохимик, член-корреспондент Академии наук СССР Адольф Иосифович РАБИНОВИЧ (1893-1942). Памятник на его могиле  разрушился, и на средства муниципального предприятия «Ритуал» его заменили.

Сегодня на польском участке захоронено много евреев. Назовем самых известных.

Мойше Зельманович, более известный как Михаил Семёнович СИГАЛ (1920-1990) – доктор медицинских наук, профессор, основатель казанской хирургической школы онкологов. С 1967 по 1990 год заведовал кафедрой хирургии и онкологии №2 Казанского медицинского института. Долгие годы возглавлял Общество онкологов Татарстана. Его могила рядом с часовней. Недалеко от брата – Иосиф Зельманович СИГАЛ, профессор кафедры фтизиатрии КГМУ, заслуженный врач РТ (1923-2001).

Семья Ратнеров отдала медицине более 200 лет. На польском участке похоронен Александр Юрьевич РАТНЕР (1934-1994), заслуженный деятель РТ и РФ, детский невропатолог, который оставил после себя всемирно известные научные исследования, детскую клинику в Советском районе Казани, десятки учеников, которых учил в Казанском ГИДУВе. Александр Юрьевич Ратнер и его ученики создали новое направление в детской неврологии, связанное с родовыми повреждениями центральной нервной системы, разработали пути профилактики, предложили оригинальные методики лечения. В 2004 году по случаю 70-летия учёного городской детской клинической больнице №8 было присвоено имя профессора А.Ю. Ратнера.

На семейной могиле он рядом с матерью – Евой Александровной РАТНЕР (1907-1978), невропатологом, и отцом – Юрием Александровичем РАТНЕРОМ, хирургом, одним из основателей казанской школы онкологов (1895-1972). 50 лет Юрий Александрович оперировал в городской больнице №5. Был главным хирургом госпиталей Поволжья, а после войны основал в Казани первые кафедры онкологии и проктологии.

На польском участке захоронена Валентина Михайловна ПАВЛОВА (1909-1978), актриса, в 1962-1978 годах – директор Казанского Большого русского драматического театра имени В.И. Качалова. Она работала в Качаловском театре с 1948 года.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Город, которого нет на карте республики

Наше прошлое – это прежде всего люди

Кладбище – это портрет живущих

Помним. Скорбим. Благодарим (воинское кладбище)

Лютеранский, или немецкий некрополь

Когда памятник на могиле – произведение искусства

Мертвые сраму не имут. А живые?

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов