Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.03.2017

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
-2° / +2°
Ночь / День
.
<< < Март 2017 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1917  – Состоялось первое общее собрание социал-демократов города. На собрании избран Казанский комитет РСДРП(б) в составе 16 человек во главе с Виктором Александровичем Тихомирновым.

    Подробнее...

Католический некрополь

Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года было предписано произвести отвод участка на Арском поле около лютеранских захоронений для римско-католического кладбища.

Время образования католического кладбища известно точно. Постоянный католический приход в Казани появился еще в 1835 году. Помещения, где совершалась литургия и где проживали священники, поначалу были размещены в здании городского магистрата (в настоящее время дом 3 по улице Баумана), в 1847 году приход был перенесен в Лебедевский дом (в настоящее время дом №19 по улице Карла Маркса), затем в дом Киселевского (в настоящее время дом 68/25 по улице Большой Красной), позже – в дом Яновского (в настоящее время не сохранился).

Каменное здание костела для казанских католиков было построено по проекту Александра Ивановича Песке. В настоящее время в нем находится одно из зданий КНИТУ-КАИ по улице Карла Маркса.

После указа Николая II от 17 апреля 1905 года «О терпимости вероисповеданий» были отменены ограничения на внешний облик церквей христианских исповеданий. Теперь они могли строиться в виде храмов. Также могла вводиться католическая символика храма, можно было строить колокольни.

Приход решил расширить храм. Проект перестройки безвозмездно составил губернский инженер Лев Казимирович Хрщонович, и внешний облик здания изменился до неузнаваемости. 14 сентября 1908 года костел был освящен и открыт для богослужения.

В первые десятилетия католиков хоронили на лютеранском кладбище. В 1858 году тогдашний настоятель Казанского костела ксендз Остиан Галимский начал ходатайствовать об отводе католикам места под свое собственное кладбище. Он просит место у входных ворот напротив лютеранского кладбища. Но православная Духовная консистория выступила против.

В качестве причин отказа приводились следующие доводы. Во-первых, это место составляло церковный погост, на котором стояли дома церковнослужителей, которые при устройстве здесь кладбища оказывались среди могил. Указывалось также, что экипажи будут останавливаться далеко от кладбища, и это создаст определенные неудобства для посетителей. Кроме того, здесь предполагалось построить богадельню для призрения престарелых священников и церковнослужителей.

 После долгой переписки разрешение на открытие кладбища, все же, было получено. Указом Духовной консистории от 30 декабря 1858 года этого же года было предписано произвести отвод участка для римско-католического кладбища на Арском поле около лютеранского.

В указе это место описывалось так:

 «от второго воротного столба на протяжении 20 1/2 сажени со входа на православное кладбище параллельно немецкому в расстоянии от него к востоку на 16 сажень, далее за углом, поворот направо в 29 сажень параллельно домам священно-церковных служителей,...с южной стороны место для римско-католического кладбища ограждается каменной оградой».

Таким образом, с правой стороны от главной аллеи, ведущей на православное кладбище, напротив лютеранского, появилось римско-католическое кладбище. Оно было отгорожено оградой, представлявшей собой деревянную решетку между каменными столбами. Распланировано в 1881 году, были устроены дорожки, подходы к могилам, посажены молодые клены. Ежегодно община выделяла специальные средства для ухода за кладбищем. Ограда ремонтировалась, старые деревья укреплялись кольями, могилы ежегодно чистились, дорожки посыпались песком.

В 1856 году вопрос с размещением был официально решен.

В 1885 году у южной ограды кладбища для отпевания покойных была построена каплица. Проект для нее составил, как и для остальных церковных построек, архитектор Л.К.Хрщонович. Выполненная в технике открытой кирпичной кладки, она представляла собой прямоугольный в плане объем, перекрытый двускатной крышей, к которому с восточной стороны примыкал более низкий прямоугольный алтарь.

Заботились прихожане о об украшении интерьера часовни. Так, известно, что специально из Парижа были выписаны 14 майоликовых изображений страданий Христа. В 1990-е годы эта часовня была перестроена в действующую католическую церковь.

В конце XIX века на католическом кладбище появилась римско-католическая часовня. Она была построена в 1885 году по проекту архитектора Льва Хрщоновича. По сути, это был небольшой храм, приписанный к костелу, который тогда располагался на Грузинской улице. Заупокойные службы совершались здесь до 1923 года, а затем часовня разделила судьбу большинства казанских храмов.

Католический приход в Казани был восстановлен и зарегистрирован в 1995 году. В 1996 году часовня была передана вновь образованной в 1995 году католической общине, и до постройки костела Воздвижения Креста Господня на пересечении улиц Островского и Айдинова это был единственный храм для католиков.

18 октября 1997 года в Казань приехал архиепископ Тадеуш Кондрусевич, апостольcкий администратор для католиков латинского обряда Европейской части России. На встрече с Председателем Государственного Совета РТ В.Лихачевым, кроме него, присутствовали Жан Франсуа Тери, директор духовной библиотеки апостольской администрации, которая находится в Москве, Евгений Маццео, преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии, которых сопровождали настоятель казанского прихода «Воздвижение Святого Креста» Диогенис Валентин Уркиза, председатель приходского совета Леонид Пшенка и председатель Совета по делам религий при Правительстве РТ Ринат Набиев.

Его Преосвященство поблагодарил руководство республики за помощь, оказываемую в деле возрождения духовных традиций, за терпимое отношение ко всем религиозным конфессиям.

Среди вопросов, который высокий гость обсудил в Казани, самым главным был вопрос о возвращении костела. К его приезду специалисты уже оценили эту возможность и дали отрицательное заключение: во-первых, здание перестроено, и его трудно будет использовать  как храм, во-вторых, демонтаж аэродинамической трубы, которая находится в здании, потребует много сил и средств.

Как бывший механик, архиепископ Тадеуш Кондрусевич принял эти возражения и перевел разговор на другую тему. Архиепископ высказал надежду на то, что в городе найдется другое помещение для храма.

К этому времени католической общине уже была передана католическая часовня на Арском кладбище, где начались богослужения.

В 1999 году мэрия Казани выделила казанским католикам участок в центре города, на пересечении улиц Островского и Айдинова, для строительства нового костела. Строительство началось в 2005 году. Торжественное открытие состоялось 29 августа 2008 года (Католический храм Воздвижения Святого Креста в Казани).

Особый интерес для верующих представляют христианские святыни, хранящиеся в костеле, – чудотворная статуя Фатимской Божьей Матери и частица Креста Господня.

Зная историю католической общины, можно предположить, как складывалась история католического кладбища.

Управлялось кладбище общиной. По данным Леонида Абрамова, сначала здесь хоронили в основном поляков. Их в Казани, как известно, было много, и они приехали сюда раньше немцев.

Императрица Екатерина II вела активную внешнюю политику. Покровительствуя польским православным, она пыталась уравнять их в правах с католиками. Русский посланник в Варшаве Репнин интригами, подкупом и угрозами, введением русских войск в предместья Варшавы и арестом наиболее упрямых противников добился того, что 20 (9) февраля 1768 года Сейм согласился со свободой вероисповедания для диссидентов и политически уравнял их с католической шляхтой. В ответ по всей Польше прошли выступления несогласных.

В результате боевых действий в Казань в ссылку были отправлены плененный полковник конфедератов Мориц-Август (Маурыций – так звучит его имя по-польски) Беньовски (Беневский) и офицер Адольф Винбланд, швед по национальности.

Подробности – Поляки в Казани

В течение XIX века в Казань и Казанскую губернию были сосланы тысячи поляков, боровшихся с царским режимом.

Одно из польских захоронений. Пани Анна Снитко умерла в Казани 15 июня 1896 года. Надмогильный памятник был сделан из гранита, привезенного из Польши. Об этом сообщается на его нижней части.  За могилой ухаживают педагоги и учащиеся пятой гимназии

В ряде источников указывается, что профессор Александр Фрезе, упокоившийся в феврале 1884 года, был похоронен на лютеранском кладбище. Но там его захоронения нет. И это дало основание для известного казанского ученого-историка Е. Липакова, одного из авторов книги «История казанских кладбищ», посчитать, что оно утеряно. Однако место последнего упокоения выдающегося психиатра, основателя казанской психиатрической клиники, не утеряно. Могила с красивым памятником из темного гранита находится с левой стороны первой аллеи, в районе кладбищенской церкви, в глубине.

Александр Устинович (Александр Юстус) Фрезе (3 апреля (15 апреля) 1826 – 4 февраля (16 февраля) 1884) родился в городе Ревель, где его отец, Фрезе Юстус Бенедикт (Frese Justus Benedict), был обер-пастором. Значит, Александр Фрезе был католиком.

Когда он умер, в Казани уже было католическое кладбище, и его похоронили там.

Путешествуя по католическому кладбищу, мы порой видели памятники с надписями на немецком языке. 

На католическом кладбище наверняка хоронили и профессоров Императорского Казанского университета, приехавших в Казань из Германии. На этом участке Арского кладбища практически не сохранилось старых захоронений, а если они и есть, то их невозможно идентифицировать. Так, не удалось выяснить, кто такой – физик Константин О. Краузе, чей памятник недалеко от захоронения Карла Фукса не может не броситься в глаза. Не помогает даже Интернет. Возможно, кому-то это известно.

Среди известных наших современников на этой территории Арского кладбища похоронен профессор Карл Генрихович Боль, (1871-1959), ветеринар-патологоанатом, доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССР, и РСФСР. Был директором Казанского ветеринарного института в 1931-1937 годах.

Карл Генрихович Боль родился 1 июля 1871 года в Петербурге. Среднее и высшее образование получил в Казани, где окончил реальное училище и ветеринарный институт. Врачебную деятельность начал в 1895 году в Елабужском уезде Вятской губернии, однако, имея желание совершенствовать свои знания, в том же году возвратился в Казанский ветеринарный институт и начал работать сверхштатным научным сотрудником на кафедре нормальной гистологии, руководимой профессором Гумилевским. Через год (1896) его зачислили помощником прозектора на кафедру патологической анатомии. С 1896 года начинается и научно-педагогическая деятельность Карла Генриховича как патологоанатома.

Возглавив ветеринарный институт,  Карл Генрихович сумел превратить его в один из крупнейших научных центров страны. Одновременно, в течение ряда лет К.Г. Боль руководил кафедрами патанатомии Казанского ГИДУВа (с 1922 по 1930), медицинского факультета Казанского университета (1921-1924), Ленинградского ветеринарного института. 

В католической части немецкого кладбища стоит несколько памятников в виде дерева с усеченными ветками и стволом. Говорят, такой же стоял и на могиле Карла Фукса.

Специалисты свидетельствуют, что подобные формы свойственны немецким захоронениям. По одной версии, это символизирует угасание рода (например, человек имел много дочерей и ни одного сына), по другой – земную жизнь, стремление души вверх, которое прервалось со смертью.Сегодня на католическом кладбище много захоронений, никак не связанных с католической общиной. Скорее всего исчезновение границ между могилами усопших разных конфессий началось в 20-30-х годах прошлого столетия и продолжается до сих пор. 

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов