Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.03.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
-2° / +2°
Ночь / День
.
<< < Март 2017 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1917  – Состоялось первое общее собрание социал-демократов города. На собрании избран Казанский комитет РСДРП(б) в составе 16 человек во главе с Виктором Александровичем Тихомирновым.

    Подробнее...

Город, которого нет на карте страны

Редакция «Казанских историй» подготовила цикл материалов о кладбищах Казани.  Со временем они будут размещаться в рубрике «Казанский некрополь», где уже появились специальные рубрики:

Любовь к отеческим гробам...  общая рубрика об истории казанских погостов, о краеведческих исследованиях и проблемах.

Арское кладбище конкретные захоронения.

Старо-Татарское кладбище конкретные захоронения.

Планируем издать путеводители по казанским кладбищам и призываем казанцев помочь нам в сборе фактического материала. Нас интересуют прежде всего захоронения выдающихся личностей, но на сайте опубликуем любое сообщение, если оно представляет интерес для всех читателей нашего издания. Особо будем благодарны за снимки из семейных архивов, если на них изображены уже не существующие памятники.

А начинаем этот важный социальный проект с очерка об истории казанских погостов. Он написан на основе публикаций из открытых источников Интернета и книг казанских краеведов. Поскольку сбор фактического материала начался в 2009 году, до формирования идеи, сегодня не везде можем указать авторство и источник. Если обнаружите фактические ошибки, пожалуйста, сообщите, мы перепроверим и внесем исправления.

Большую помощь в реализации проекта нам оказывают известные казанские краеведы: Леонид Абрамов, Анатолий Елдашев, Сергей Саначин, готовы к сотрудничеству Борис Гришанин, Лев Жаржевский, Галина Соколова, Андрей Фролов. В наполнении содержательной части используются книги практически всех казанских ученых-историков и краеведов, прежде всего Анатолия Елдашева: «Казанский некрополь» и «Утраченные монастырские некрополи Казани. XVI – начало XX вв.», фрагменты которых уже опубликованы в «Казанских историях». 

Нас поддерживают Гильдия экскурсоводов Татарстана и Туристско-информационный центр Казани, а также руководство Управления по организации ритуальных услуг города Казани.

Мы не претендуем на роль первоисточника. «Казанские истории» – издание культурно-просветительское. Наша задача  – просвещать. Как оказалось, понадобилось много времени для сбора фактического материала, разбросанного по самым разным источникам. И этот процесс еще не завершился.

Древние кладбища Казани

Выражение «Казань стоит на людских костях», увы, имеет под собой основания. Впрочем, как и любой древний город. Старых кладбищ в городе было много, все они были небольших размеров, и когда город по мере своего развития наступал на погост, захоронениями жертвовали.Так было и во времена Казанского ханства, и во времена Казанской губернии.

В древней Казани было несколько кладбищ. Об истории древних захоронений рассказали в книге «История казанских кладбищ» Е. Липаков и Е. Афонина.

С середины XV века Казань стала столицей ханства и уже скоро превратилась в один из крупнейших городов Восточной Европы. Старое кладбище оказалось внутри крепости и его территория была застроена. Вблизи ханского дворца хоронили теперь только казанских ханов и высокопоставленных вельмож. Остатки двух ханских мавзолеев открыты в 1974 году, в одном из них был похоронен хан Мухаммед-Эмин, правивший в 1505-1521 годах.

Главное кладбище города времен Казанского ханства находилось в самом центре города, там, где позже был построен Гостиный двор (ныне главное здание Национального музея на улице Кремлевской). В 1778 году при рытье фундамента одного из зданий Гостиного двора, в районе пересечения улиц Воскресенской (Кремлевской) и Поперечно-Воскресенской (Чернышевского), был обнаружен надгробный камень, датированный 1530 годом. На боковых сторонах камня приведены традиционные стихи из Корана. На лицевой стороне надпись: «В году девятьсот тридцать шестом Шах-Мухаммеда-бика сын Мухаммед-Али-бик в (месяце) Зулькаде от руки неверного мучеником (стал)».

Эта дата по хиджре соответствует июлю 1530 года, когда произошла очередная война Казанского ханства с Российским государством. На обратной стороне: «Памятник этот поставил сын (убитого) Тенгри-Кулы-бик».

Камень так и хранился в Гостином дворе, позже, по инициативе знаменитого татарского ученого и просветителя Шигабутдина Марджани был перенесен в мечеть, где и находится сейчас.

При строительстве пятиэтажного жилого дома (ул. Кремлевская, 2а) в конце 1950-х годов здесь были обнаружены многочисленные захоронения. Память об этом кладбище сохранилась у жителей Татарской слободы. Шигабутдин Марджани писал, что кладбище занимало огромную площадь, начиная от того места, где сейчас стоит Спасская башня и кремлевская стена, выходящая на площадь Первого мая, до здания Казанской духовной семинарии (ныне Институт геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета).

«Почему же кладбище находилось в самом центре города, на месте удобном для застройки и торговли? Ведь не случайно в русской Казани на его месте уже в 1560-е годы расположился Гостиный двор с сотнями лавок, а ханская Казань тоже была крупнейшим торговым центром?» - задались вопросом авторы книги «История казанских кладбищ».

И ответили так:

«Скорее всего, кладбище начало функционировать тогда, когда Казань была совсем маленьким городком».

В ханской Казани было еще одно мусульманское кладбище, располагавшееся на территории университетского двора и прилегающих частях улиц Кремлевской, Лобачевского и Университетской. Впоследствии, уже при русских, через это кладбище прошла деревянная стена укреплений Казанского Посада, в Писцовой книге 1565 года читаем:

«на остроге же на старом татарском кладбище ворота малые на заразе, по обе стороны оврага к Бунаку, даны стрельцам для воды».

На территории кремля, помимо отмеченных выше могил татарских ханов,  зафиксировано кладбище XV века. В верхнем посаде, на южном краю бывшего Гостиного двора, в 1798 году был обнаружен надгробный памятник казанского князя Мухаммед-Али-бека, погибшего 10 июля 1530 года «от руки неверного», то есть во время штурма Казани, когда был взят ее посад.

Более обширное кладбище располагалось значительно южнее, в районе скверика на углу улиц Кремлевской и Лобачевского, кладбище нижнего посада — за Булаком, в районе пересечения современных улиц Татарстан и Гражданская.

В татарской Казани жило немало русских людей, это были захваченные пленные, оказавшиеся в рабстве, приезжие торговцы и ремесленники. Естественно имелось и русское кладбище. Об этом совершенно определенно говорит Житие мученика Иоанна Казанского. Уроженец Нижнего Новгорода, он был в 1505 году захвачен в плен, в Казани служил при дворе знатного вельможи. В 1520 году его стали принуждать принять ислам, причем привели на русское кладбище, угрожая убить в случае отказа. Иоанн оказался тверд в вере, ему нанесли несколько ударов мечом и оставили на кладбище. Но Иоанн сумел перед смертью добраться до города и умер у русских, находящихся в Казани.

К сожалению, место, где находилось русское кладбище точно не известно. По бытовавшим в Казани в XIX веке легендам оно находилось на Зилантовой горе, но подтверждения этому нет.

При строительстве мечети Кул Шариф в Казанском Кремле были найдены захоронения Троицкого монастыря, упраздненного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II, которая провела секуляризацию церковных земель. Часть захоронений, по-видимому, была перенесена в Успенский Зилантов монастырь и часовню Всемилостивого Спаса при церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Троице-Сергиев монастырь был основан в 1553 году иноками Троице-Сергиевой лавры и просуществовал до конца XVIII века. Монастырь располагался севернее Спасо-Преображенского монастыря, между Преображенской и Глухой четвероугольной башнями, на том месте, где впоследствии было построено здание Юнкерского училища (1840). Археологи выявили Троицкий погост XVI – XVII площадью до 4500 кв.м.

В 1764 были закрыты сотни монастырей по всей России, в том числе в Казани, кроме Троицкого, Успенский (крупнейший в епархии, храм снесен в 1970-х годах, на его месте сейчас КРЦ «Пирамида»), Никольский (при Николо-Ляпуновской церкви, храм снесен после 1917 года, на этом месте сейчас Академия наук Республики Татарстан), Новоиерусалимский под Казанью.

Как пишет А. Елдашев в книге «Утраченные монастырские некрополи Казани. XVI - начало XX вв.», на территории кремля с XVI века до 1920-х годов было три православных кладбища: Спасо-Преображенского монастыря, Троице-Сергиевской обители и Введенской церкви. В раскопе 2004-2005 годов было вскрыто около трехсот погребений.

Многие казанцы считают самым старым кладбищем для массового захоронения Арское. Однако это не так. Оно, разумеется, старейшее, но лишь среди сохранившихся мест массового захоронения. Вот что мы узнали из статьи М. Ильиной и  Е. Газизовой.

Древнейшие известные захоронения в Казани  – мусульманские, их называли магометанскими. Ученым известно самое древнее – времен Булгарского государства. Это было кладбище булгарской знати. Оно располагалось на территории, на которой в 1665 году был создан Казанский Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь (ныне Приволжский район).

По мнению специалистов, это кладбище относится к XIII–XIV векам. О том, что в на территории монастыря имеются следы мусульманского кладбища Болгарской эпохи, писал Константин Худяков в книге «Очерки по истории Казанского ханства». Цитата из этой известной книги:

«Болгарскую эпоху значительное поселение находилось на берегу озера Дальний Кабан, верстах в 6 от современной Казани. В настоящее время здесь расположен упраздненный Воскресенский монастырь (Архиерейская дача). При постройке монастыря (1780 г.) часть каменных плит, уцелевших от кладбища, была положена в фундаменты зданий. Марджани сообщает: «При начале озера (Кабана), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий, который был в то время казанским епископом, а впоследствии сделался митрополитом, остановил рабочих и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости».

В настоящее время в Воскресенском монастыре имеются два надгробных камня с арабскими надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой – в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни; возле последнего камня лежит осколок третьей такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда помолиться.

Две надгробные плиты были найдены в середине XIX века при строительстве нового архиерейского дома.  Это были захоронения "чтимого повелителя" Хасан-бека, сына Мир-Махмуда (вторая половина XIV столетия), и булгарской принцессы Алтын-Бэрте (Золотая Крупица), умершей в 1297 году. Эпитафия  на ее каберташе (надмогильном камне) является древнейшей надписью, найденной на территории Казани. В настоящее время эти надгробия хранятся в Национальном музее Татарстана.

Во времена Казанского ханства городской мазар (мусульманское кладбище) находился в Кураишевой слободе, в районе Сенного базара. После образования Татарской слободы ее жители продолжали хоронить там умерших. Кладбище начиналось от нынешней Сенной мечети и заканчивалось в районе сквера по улице Московской. По мере развития Татарской слободы эти земли использовали под жилую застройку.

После указа Екатерины II от 24 декабря 1771 года «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей» магометанское кладбище было перенесено на территорию нынешней 5-й городской больницы (ул. Ш. Камала, 10). Этим указом запрещалось «хоронить умерших в городах при церквях» и предписывалось «отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей».

В начале XX века при строительстве железной дороги зират был рассечен железнодорожной дамбой. Восточная его часть постепенно отмирала и застраивалась частными домами, а западная продолжала расширяться.

Подробнее о мусульманских кладбищах будет рассказано в специальном очерке.

К позднему периоду Казанского ханства относится самое старое христианское кладбище Казани – армянское. В это время в Казани жило много армянских купцов с семьями. У них была даже своя церковь, на ее месте позднее была построена Георгиевская церковь, ныне не существующая.

Первые армянские поселения появились в Поволжье в XI веке. Знаменитый арабский путешественник и ученый Ахмед ибн-Фадлан, путешествовавший по Волге в 922 году, писал, что юрта булгарского царя была устлана армянскими коврами.

Культурные и экономические связи Волжской Булгарии и Армении достигли расцвета в XIII–XIV веках. Чуть позже в Казани обосновалась большая колония армян. Здесь жили армянские купцы, проводившие большую торговлю с Казанью, а через нее - и с северными народами. Их дома находились в районе нынешней улицы Петербургской, между гостиницей Татарстан и старообрядческой церковью. В Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского университета хранится рукописное армянское Евангелие, переписанное в Казани в 1503 году.

Подробности: сайт газеты Ноев Ковчег http://noev-kovcheg.ru/mag/2007-01/522.html#ixzz4GTsRVNCc
 
В 1880 году профессор Казанского университета Николай Федорович Высоцкий нашел остатки армянского кладбища, расположенного на Третьей горе (ныне улица Калинина), над обрывом возвышенности к Духосошественской церкви. Это урочище имело название «Немецкая Куртина». Были  произведены раскопки четырех  одиночных и одной  довольно большой общей могилы, обнаружены 4 надгробных камня с армянскими надписями. Тексты не содержат имен и дат, это фрагменты из Священного Писания, но специалисты по шрифту датируют эти камни XIV-XVI веками.

Когда усопших хоронили на церковных погостах возле церквей и на территории монастырей, управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиального ведомства и попечительства о бедных духовного звания. В отличие от приходских погостов, принадлежавших религиозной общине, два общегородских кладбища  - Арское и Магометанское, созданные по велению Екатерины Великой, считались уже учреждениями гражданскими. Более подробно об этом в отдельной публикации об Арском кладбище (Наше прошлое – это прежде всего люди).

Декретом Совнаркома от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» конфессии, церковные власти и дореволюционные органы местного самоуправления были полностью отстранены от похоронного дела, а вся организация похорон была передана в ведение местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов. Кончина человека стала именоваться «актом гражданского состояния».

Монастырские погосты

Издавна на Руси покойников хоронили  на территории монастырей или приходских церквей. До XIV века территории храмов были единственным местом, где усопшие находили последний приют.

Во второй половине XVI века в Казани и ее окрестностях появляется несколько монастырей с погостами, в том числе – Спасо-Преображенский (в кремле), Зилантов, Казанско-Богородицкий. Самыми значительными монастырскими кладбищами в Казани  были Зилантово и Кизическое.

Историю монастырских погостов изучает историк-краевед Анатоий Елдашев. В 2008 году он издал книгу «Утраченные монастрыские некрополи Казани (XVI - начало XX вв.)», в которой рассказал о семи монастырских кладбищах, а также о погостах Свияжской Макарьевской  пустыни, Седмиозерной Богородичной пустыне и некрополе кафедрального Благовещенского собора. Книга богато иллюстрирована старинными снимками, а также снимками автора, и некоторые из них сегодня - уже раритеты, поскольку какие-то объекты сегодня утрачены.

Здесь мы дадим краткую характеристику самых больших монастырских погостов. О некоторых уже рассказали, о других получили от автора книги разрешение на перепечатку.

Аристократическим считался Спасо-Преображенский  погост в кремле. Самой первой на погосте была могила святого  Гурия, первого епископа Казанской епархии, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного пред алтарем Преображенского собора. Над могилой его была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть». В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры - святого Варсонофия (умер  11 апреля 1576 года).

В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей святых Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их были оставлены наверху, а для останков иноков Ионы и Нектария была сооружена пред алтарем каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в нее был углублен в землю на четыре ступени.

«Пещерка» не позже 1606 года приняла останки благочестивого архиепископа греческого Епифания. В 1614 году здесь же был погребен митрополит Казанский  и Свияжский Ефрем (умер 26 декабря 1613 года), короновавший первого царя из дома Романовых - Михаила Федоровича. Здесь же упокоились настоятели святой обители архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629). В 1706 году в «пещерке» удостоился погребения греческий епископ Арсений, живший в Макарьевской пустыне. За какие-то прегрешения он был отлучен от служения в Иерусалиме.

В пещерке были удостоены погребения боярин Застолбский, нареченный в иночестве Ионою, и его сын Нестор.

По левую сторону от «пещерки» в 1740 году в специально сооруженной часовне был похоронен ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь И.Е Багратион-Давидов, который проживал в Казани по велению императрицы Анны Иоановны.

Над погребенными в «пещерке» были положены надгробные плиты с надписями, сделанными вязью.

К сожалению, монастырь вместе с кладбищем был уничтожен в конце двадцатых годов прошлого столетия. В сентябре-октябре 1995 года «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря была вскрыта раскопками археологической экспедиции под руководством Ж. Алфеевой, и сохранившиеся останки святых были перезахоронены в Петропавловском соборе и Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. В «пещерке» было обнаружено 12 погребений.

Были выявлены две целые и несколько разбитых намогильных плит. Это были известковые плиты со славянской вязью и рисунком (двойной круг с плавно расходящимися в разные стороны «дугами»), жгутовым орнаментом и розетками. Края плит были обработаны «зубчиками». По результатам анализа плиты были датированы концом XVI - серединой XVII века.

Мощи преподобных Ионы и Нектария, сподвижников святителя Гурия, были перенесены в Петропавловский собор. Они находятся в верхнем храме (с северной стороны). В нижнем храме на левом клиросе почивают мощи митрополита Казанского  Ефрема, а в алтаре –  архиепископа Иерусалимского Епифания.

Самые поздние захоронения этого монастырского некрополя, по свидетельству Анатолия Елдашева, – профессоров Казанской духовной академии: П.В. Знаменского (умер 2 мая 1917 года) и Н.Ф. Катанова (9 марта 1922 года). Кетанаф известного ученого-востоковеда Н. Катанова в настоящее время находится на Арском кладбище, напротив церкви Ярославских Чудотворцев.

Мощи Святителя Гурия с начала 30-х годов XX века находятся в кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев. Как пишет А. Елдашев, мощи святого  Варсонофия, переданные в Государственный музей ТАССР, в 70-х годах XX века были утеряны.

Краевед, хорошо осведомленный в истории Казанской епархии (он уже много лет преподает в Казанской духовной семинарии), по имеющимся источникам, в том числе по некрологам в старинных газетах установил 84 захоронения на период с 1863 по 1922 год, в том числе профессора Императорского Казанского университета Н.Ф. Катанова. Оно было перенесено на Арское кладбище.  Захоронение находится напротив церкви.

Судя по воспоминаниям современников и редким фотографиям, кладбище Кизического Введенского монастыря напоминало некрополь Донского монастыря в Москве и поражало обилием высокохудожественных произведений мемориальной скульптуры. Поначалу возле монастыря хоронили иноков, а затем кладбище значительно разрослось и превратилось в одно из почитаемых в городе.

Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. Свое место имел, например,  Казанско-Богородицкий девичий общежительный монастырь I класса. В книге епископа Никанора А. Елдашев насчитал до 137 захоронений насельниц этой обители.   Упокоились здесь и насельники Спасо-Преображенского монастыря.

Читайте подробности в «Казанских историях» -

Некрополь Кизического Введенского мужского монастыря

История Кизического монастыря от епископа Никанора

А вот монашествующие самого Кизического Введенского монастыря, по мнению епископа Никанора, исследователя монастырского погоста, как ни странно, своего уголка не имели, и  хоронили их на разных участках погоста.

На монастырском кладбище погребали титулованную знать, статских советников, именитых казанских граждан. Здесь нашли последнее упокоение многие известные люди города - губернаторы и градоначальники, профессора Казанского университета и ученые, просветители и духовенство, купцы, а также  офицерство и лекари, цеховые и крестьяне. На кладбище было немало семейных захоронений дворянских и купеческих фамилий, среди которых – Дрябловы, Каменевы, Баратаевы, Желтухины, Хворовы, Котеловы, Мергасовы, Вениаминовы, Башарины, Апехтины, Осокины, Чертовы, Горталовы, Чемесовы, Поспеловы. Среди упокоившихся на погосте наместники – Казанского наместничества Семен Михайлович Баратаев (Бараташвили)  и Вятского наместничества Федор Федорович Желтухин, два гражданских губернатора - Борис Александрович Мансуров и Илья Андреевич Толстой; четыре городские головы (так называлось высшее должностное лицо в городе): Иван Федорович Дряблов, Петр Григорьевич Каменев, Федор Иванович Хворов, Герасим Семенович Мельников.

Как утверждает А. Елдашев, кладбище Зилантова монастыря – самое древнее в Казани военное кладбище. На его территории еще в 1529 году был погребен святой мученик Иоанн. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», - как писал о мученике святой Гермоген в 1592 году. Это убедительное доказательство существования русских поселений в столице Казанского ханства.

В огромной братской могиле на территории монастыря упокоились воины, павшие в 1552 году при взятии Казани. Как известно, это были люди многих национальностей, прежде всего русские и татары.  Более двухсот лет над могилой стояла простая часовенка, в которой священники Зилантова монастыря время от времени совершали панихиды.

Свято-Успенская поминальная обитель, созданная по повелению Ивана Грозного, первые 7 лет находилась на том месте, где ныне расположен памятник русским воинам, окруженный водами Казанки. Чуть ли не каждый год деревянные постройки при весеннем паводке подмывались, и в 1560 году монастырь был переведен на гору напротив Кремлевского холма. Возле его стен стало обновляться и старое православное кладбище. Кладбище было совсем небольших размеров, как и большинство русских монастырских некрополей, но при этом считалось одним из самых святых мест не только Казани, но и всей епархии.

Над братской могилой 30 августа 1823 года состоялось освящение памятника с храмом Нерукотворенного Образа Спасителя, который сохранился до наших дней. Он был передан в военное ведомство, хотя церковь регулярно проводила к памятнику крестные ходы. Это святое место посетил 20 августа 1836 года император Николай I, а 1 и 17 августа  1861 года - наследник престола цесаревич Николай Александрович, старший сын Александра II.  

Читайте подробности в «Казанских историях» -  Памятник павшим на реке Казанке  

Как пишет А. Елдашев, в Зилантовой обители вели Синодик для поминовения всех усопших и убиенных. Многие жители Казани изъявляли желание быть погребенными на «святой горе при доме Пресвятой Богородицы» и еще при жизни составляли завещания в пользу Успенской обители.

Простолюдинов хоронили к юго-западу от обители (напротив железнодорожного полотна). Эта часть погоста была разрушена в 30-40-е годы XX века. Большая часть Зилантовой горы была срезана землеройной техникой, так как песок, грунт, щебенка были необходимы для строительных работ. Другая –  элитная часть кладбища, где хоронили именитых горожан и лиц, сделавших вклады в монастырь, располагалась либо на территории обители,  либо к северо-востоку от монастыря.

Там же, в фамильном склепе был похоронен почетный потомственный гражданин Казани Иван Иванович Алафузов. На монастырском кладбище имелись семейные усыпальницы известных казанских купцов Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, маркизов де Траверсе. Тут же упокоилась известная казанская благотворительница Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, всеми забытая и умершая в нищете в 1927 году.

Как отмечал известный казанский исследователь П.М. Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества».

Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната из «Монастырского некрополя» в Государственный музей (ныне Национальный музей Республики Татарстан). Там он находится и поныне. Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фотографии этого замечательного надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.

Читайте подробности в «Казанских историях» - Некрополь Зилантова монастыря

Запретить «хоронить умерших в городах при церквях»

Считается, что городские кладбища на Руси стали создаваться только при Екатерине II. Однако в исторической литературе есть сведения о том, что указ, который запрещал хоронить в пределах города всех, кроме знати, был издан еще Петром I. Увеличение количества городских жителей привело к тому, что для кладбищ стали выделять место на окраине.

Упорядочила порядок захоронений в городах, действительно, Екатерина II. Жизнь ее заставила.

В 1760-1772 годах страну охватила вспышка эпидемии чумы, которая унесла жизни более шестидесяти тысяч человек. Произошли массовые волнения, и был убит московский митрополит Амвросий. Последовали два императорских указа. В книге А. Елдашева есть тексты этих указов.

В соответствии с указом от 24 декабря 1771 года (№13.724) «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей» запрещалось «хоронить умерших в городах при церквях» и предписывалось «отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей».

За этим последовал указ от 19 мая 1772 года (№13.803) «Об учреждении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажень», по которому ещё раз предписывалось «учреждать кладбища в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажень, а если место дозволяет, то и за 300 сажень». При этом оговаривалось, что «городские кладбища огораживаются плетнём или забором, а то и земляным валом, но токмо оный вал был бы не выше двух аршин для удержания скотины, чтобы оная не могла заходить на кладбище».

В Казани первым городским кладбищем стала часть территории Арского поля. Так называлась широкая равнина, изрезанная глубокими оврагами, которая занимала площадь к востоку от кремля. В разные времена Арское поле начиналось от соврменной улицы Гоголя, потом - Варваринской церкви. По Арскому полю шел  Военно-торговый Арский тракт, который связывал Арск с Казанью.

Город постепенно сокращал территорию Арского поля. От  Варваринской церкви шли Сибирская застава и перекидной мост через глубокий овраг. Часть этих оврагов сохранились на территории Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и Арского кладбища.

В интернет-публикациях  сообщается, что самым ранним документом, где упоминается Арское кладбище, является план Казани, составленный в 1766 году губернским архитектором Василием Кафтыревым.  Но его генеральный план Казани появился только в 1768 году, и, по некоторым данным, на схеме города Арского кладбища еще не было. Хотя, возможно, территория  в то время уже начала «заселяться».

Впервые Арское кладбище появилось на плане Казани 1780 года, а также на рукописной геометрической карте, составленной в 1796 году и городском плане 1842 года.

Широко использоваться кладбище стало только в середине 1770-х годов, после указов Екатерины II.  Как известно, первое большое захоронение появилось тут в июле 1774 года, после сражения за Казань с войсками Емельяна Пугачева. 12 и 13 июля здесь были погребены 300 человек, воины, защищавшие Казань, а также пугачевцы и мирные жители.

По свидетельству Леонида Абрамова, кладбище начиналось сразу за оврагом, отделяющим Русскую Швейцарию от Арского поля. То есть территория погоста начиналась на месте современной транспортной магистрали, ведущей к мосту Миллениум. С годами и веками она увеличивалась, и сегодня кладбище занимает площадь около 50 гектаров.

На территории Арского кладбища располагается сразу десять погостов: русское, два еврейских, два старообрядческих, католическое, лютеранское, немецкое, польское, военное. По сведениям А. Елдашева,  за 240 лет здесь похоронено не менее 250 тысяч человек: «Целый город. Причем, если можно так выразиться, многоуровневый. Могилы идут в 3-4 слоя».

Долгое время вход на кладбище был со стороны, обращенной к Центральному парку культуры и отдыха имени Горького. К 1000-летию Казани появился новый забор и новый центральный вход – со стороны Сибирского тракта. Еще один вход – с транспортной остановки «Абжалилова».

12 сентября 2014 года «в целях достойного отношения к телам умерших или погибших, обеспечения санитарно-эпидемиологического и социального благополучия населения, регулирования отношений, связанных с погребением тел, останков, праха умерших или погибших» утвержден порядок деятельности кладбищ города Казани, разработанный в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и федеральным законом от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле».

Ответственность за его исполнение возложена на муниципальное казенное учреждение «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (МУП «Ритуал») и на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В границах города Казани сегодня располагается 33 муниципальных кладбища, одно – на землях Высокогорского района (кладбище «Киндери). Общая площадь мест захоронения на начало 2016 года составляет 319,6 га.

Самое маленькое кладбище в Казани – старообрядческое, оно имеет площадь 0,12 га и расположено на окраине города, южнее жилого массива Салмачи. Самые крупные городские погосты – Арское, Самосырово, «Сухая река», мусульманское кладбище площадью порядка 40 га каждое.

Продолжение следует

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов