Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
28.04.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+7° / +18°
Ночь / День
.
<< < Апрель 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1898 –   В казанском парке Черное озеро появилось электрическое освещение.

    Подробнее...

Лютеранский некрополь

Составной частью Арского некрополя являются инославные захоронения. Сегодня они уже не воспринимаются как самостоятельные кладбища, как это было в 1800 году, когда император Павел I своим указом повелел «для погребения иноверцев кладбища отводить в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся».

Тогда близ захоронений православных усопших появились конфессиональные участки для инославных: лютеран, католиков, старообрядцев разного толка и для иноверцев (иудеев).

В первой половине XIX века Казань уже была многоликим городом, где кроме русских и татар жили представители многих народов и религий.

Согласно указу императора Павла 1 от 20 февраля 1800 года «Для погребения иноверцев кладбища отводятся в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся». В Казани этот указ был выполнен. Небольшие лютеранское, католическое, иудейское кладбища находились на Арском поле и, фактически, составляли один массив с православным Арским кладбищем, будучи отделены от него лишь легкими заборами.

Очевидно, первым в Казани появилось лютеранское кладбище. Лютеранская церковь действовала в Казани уже с 1770 года. Вероятнее всего, участок лютеранам был выделен одновременно с образованием Арского кладбища. На это указывает и его месторасположение, совсем рядом с православной церковью Ярославских чудотворцев. Скорее всего, лютеранское кладбище появилось раньше, чем в 1796 году была построена церковь, иначе лютеранам выделили бы другой участок.

Еще в первой половине XVI века Великий князь Василий, а затем и царь Иван Грозный стали приглашать иностранцев. Это были ремесленники, мастеровые, торговцы, печатники, аптекари. При Петре I в России появилось множество немецких дворян. При Екатерине II большое число немцев переселилось на специально отведенные им земли на левом берегу Волги, напротив Саратова. После открытия  университета в Казань приехали профессора из Германии – К. Фукс, И. Эрдман, Х. Френ и многие другие.

Подробности – Утвердить благосостояние и славу отечества

Немецкие ученые работали на всех отделениях, кроме богословского. Практически все они имели высшее образование, а некоторые учились в нескольких университетах. Это был костяк профессорско-преподавательского коллектива нового вуза, не зря из 17-ти членов Совета, выбиравшего первого ректора, 14 были выходцами из Германии. Ректором стал немец - профессор Иоганн Баптист (Иван Осипович)  Браун (1814-1819).

Он родился в 1774 (?) году в Австрии. Получил медицинское образование в Венском университете, окончив его в 1802 году со степенью доктора медицины и хирургии и званием окулиста. В 1803 году переселился в Россию. 15 мая 1807 года был назначен в Казанский университет на кафедру анатомии, физиологии и судебной врачебной науки.

Иван Осипович скончался в городе Казани 8 января 1819 года. Упокоился на Арском кладбище, скорее всего на лютеранском погосте (католического тогда еще не было). Об утрате могилы Брауна в начале XX века упоминал в своем исследовании «Казанский некрополь» Н.Я.Агафонов. Он составил перечень захоронений на всех казанских кладбищах в 1794-1894 годах и опубликовал его в 1906 году.

Среди немцев особое место занимал профессор терапии, патологии, клиники, естественной истории Казанского университета, замечательный врач, а также известный краевед Карл Фукс. В отличие от других, живущих достаточно обособленно, он считал своей «нравственной обязанностью» сблизиться с той средой, в которой ему довелось жить. Учил не только русский, но и татарский язык.

Подробности –

Роль Карла Фукса в культурно-общественной жизни Казани; «Светоч Поволжья» Карл Фёдорович Фукс; Карл Фукс: немец с русским отчеством.

В 1823-1827 годах он был ректором Императорского Казанского университета. В день похорон Карла Федоровича 24 апреля 1846 года не было в Казани ни одного человека, который бы не знал, кого хоронят. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, желающие с ним проститься. В траурной процессии шли высшие чиновники, профессора и студенты университета, простой городской люд, толпы татар, снявших шапки. Горожане прощались с человеком, который сорок лет их лечил и учил доброте.

Захоронение Карла Фукса утеряно. Но еще есть люди, которые помнят, что оно было на немецком участке, недалеко от того места, где сегодня находится кенотаф - в начале главной аллеи, с левой стороны церковной аллеи. На кенотафе портрет ученого и надпись:  

KARL

FUCHS

1776

1846

24 апреля 1846 г.

на немецком кладбище

был похоронен

профессор Карл

Фёдорович Фукс

Большинство немецкого населения Казани принадлежало к лютеранскому и другим протестантским вероисповеданиям, немало было и католиков. Часть селившихся в Казани немцев придерживалась реформатского вероисповедания. Например, Карл Фукс приехал в Казань реформатом.

К началу XIX века лютеране и реформаты (последних было мало) объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину. Годом его официального основания считается 1806-й. Кладбище с часовней и сторожкой принадлежало общине.

 Кирха  появилась в Казани в 1863 году. Здание было построено по проекту архитектора Л К. Хрщоновича в стиле эклектики. Каменное здание на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, сохранилось  до наших дней.

Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключила  с Казанским городским Советом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утвержден на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).  Однако уже  6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принял по представлению НКВД постановление: «действие договора прекратить и церковь закрыть, передать здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение».

Общины как таковой в Казани больше не было до 1990 года, когда  шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать в городе Евангелическо-лютеранскую церковную общину, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания кирхи, организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре.

11 декабря 1996 года состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.

Торжества проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе Председателя Государственного Совета РТ – заместителя Председателя Совета Федерации России Василия Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнера Казани из Нижней Саксонии - города Брауншвейга.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. №826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».

Подробности –

Новая жизнь лютеранской общины Казани

Кирха в Казани — возвращаем долги

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов