Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
22.08.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+20° / +26°
Ночь / День
.
<< < Август 2017 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1937 – Образована Татарская государственная филармония. Ее создание ознаменовало собой новую эпоху в развитии национальной музыкальной культуры.

    Подробнее...

Лютеранский, или немецкий некрополь

Лютеранский, или немецкий участок Арского кладбища занимает территорию от старого входа до Первой аллеи. Заметное место - памятный крест, установленный в 2014 году.

Сегодня инославные захоронения уже не воспринимаются как самостоятельные кладбища, как это было в 1800 году, когда император Павел I своим указом от 20 февраля повелел «для погребения иноверцев кладбища отводить в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся». Тогда близ захоронений православных усопших на Арском кладбище и появились конфессиональные участки для лютеран, католиков, старообрядцев и иудеев. Они составляли один массив с православным кладбищем, от которого были отделены от  лишь легкими заборами.

В первой половине XIX века Казань уже была многоликим городом, где кроме русских и татар жили представители многих народов и религий.

Очевидно, первым в Казани появилось лютеранское кладбище. Лютеранская церковь действовала в Казани уже с 1770 года. Вероятнее всего, участок лютеранам был выделен одновременно с образованием Арского кладбища. На это указывает и его месторасположение, совсем рядом с православной церковью Ярославских чудотворцев. Скорее всего, лютеранское кладбище появилось раньше, чем в 1796 году была построена церковь, иначе лютеранам выделили бы другой участок.

В Казани немцы обосновались уже в XVI веке: взятые в плен во время Ливонской войны, они и шотландцы целыми тысячами были расселены в России с правом свободного исповедания своей веры, попали и на берега Волги. Это были ремесленники, торговцы, аптекари. Много немцев появилось в России при Пет­ре I.

После открытия в Казани университета сюда приехало много профессоров из Германии – Карл Фукс, Иоганн Эрдман, Христиан Френ и многие другие.

Подробности – Утвердить благосостояние и славу отечества

Немецкие ученые работали на всех отделениях, кроме богословского. Практически все они имели высшее образование, а некоторые учились в нескольких университетах. Это был костяк профессорско-преподавательского коллектива нового вуза, не зря из 17-ти членов Совета, выбиравшего первого ректора, 14 были выходцами из Германии. Ректором стал немец - профессор Иоганн Баптист (Иван Осипович)  Браун (1774 (1775?) - 1819).

Он родился в Австрии. Получил медицинское образование в Венском университете, окончив его в 1802 году со степенью доктора медицины и хирургии и званием окулиста. В 1803 году по приглашению С.Я. Румовского переселился в Россию. 15 мая 1807 года был назначен в Казанский университет на кафедру анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. В 1813-1819 годах был ректором Казанского университета, по сути, первым избранным ректором вуза.

Иван Осипович скончался в городе Казани 8 января 1819 года. Упокоился на Арском кладбище. Об утрате могилы Брауна в начале XX века упоминал в своем исследовании «Казанский некрополь» Н.Я. Агафонов. Он составил перечень захоронений на всех казанских кладбищах в 1794-1894 годах и опубликовал его в 1906 году.

В первые в 5 лет существования медицинского факультета все его кафедры возглавляли выходцы из Германии. Можно назвать профессоров права Генриха Бюнемана и Иоганна Неймана, ординарный профессор Иоганн Финке, первый декан нравственно-политического отделения – будущего юридического факультета.

Среди немцев особое место занимал профессор терапии, патологии, клиники, естественной истории Казанского университета, замечательный врач, а также известный краевед Карл Фукс. В отличие от других, живущих достаточно обособленно, он считал своей «нравственной обязанностью» сблизиться с той средой, в которой ему довелось жить. Учил не только русский, но и татарский язык.

Подробности –

Роль Карла Фукса в культурно-общественной жизни Казани; «Светоч Поволжья» Карл Фёдорович Фукс; Карл Фукс: немец с русским отчеством.

В 1823-1827 годах он был ректором Императорского Казанского университета. В день похорон Карла Федоровича 24 апреля 1846 года не было в Казани ни одного человека, который бы не знал, кого хоронят. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, желающие с ним проститься. В траурной процессии шли высшие чиновники, профессора и студенты университета, простой городской люд, толпы татар, снявших шапки. Горожане прощались с человеком, который сорок лет их лечил и учил доброте.

Захоронение Карла Фукса утеряно. Но еще есть люди, которые помнят, что оно было на немецком участке, недалеко от того места, где сегодня находится кенотаф - в начале главной аллеи, с левой стороны церковной аллеи. На кенотафе портрет ученого и надпись:  

KARL FUCHS

1776 1846 24 апреля 1846 г. на немецком кладбище был похоронен  профессор Карл Фёдорович Фукс

Немцы вписали славные страницы в историю дореволюционной Казани. Архитекторы Амлонг, Гартман, Крамп, Ломан, Мальте, Мюфке, Ней, Песке, Руш, Тон, Шмидт, отец и сын Спориусы создали историческую часть города. Скульптор Самуил Гальберг стал автором барельефов к памятнику поэта Гавриила Державина. Обессмертили свои имена химик-неорганик и фармацевт Карл Клаус, выдающийся юрист и талантливый педагог, родоначальник российской цивилистики Дитрих Мейер, фотограф Герман Локке, директор первой Казанской музыкальной школы Рудольф Гуммерт, аптекари Кешнер и Бренинг. Доподлинно известно, что некоторые упокоились на Арском кладбище. К сожалению, значительная часть дореволюционных могил не сохранилась.

По свидетельству исследователя казанских некрополей К. Липакова, утрачены могилы Михаила Петровича ВЕСКЕ (1843-1890), ученого-языковеда; Христиана Вильгельма КРАМПА (1814-1821), архитектора, который сыграл важную роль в восстановлении Казани после пожара 1842 года; Федора Ивановича ЭРДМАНА (1793-1863), профессора терапии Казанского университета; Генриха Ивановича КРЕЛЛЕНБЕРГА (1829-1898), директора пер­вой Казанской гимназии.

Большинство немецкого населения Казани принадлежало к лютеранскому и другим протестантским вероисповеданиям, немало было и католиков. Часть селившихся в Казани немцев придерживалась реформатского вероисповедания. Например, Карл Фукс приехал в Казань реформатом.

К началу XIX века лютеране и реформаты (последних было мало) объединились в одну евангелическо-лютеранскую церковную общину. Годом его официального основания считается 1806-й. Кладбище с часовней и сторожкой принадлежало общине.

 Кирха  появилась в Казани в 1863 году. Здание было построено по проекту архитектора Л К. Хрщоновича в стиле эклектики. Каменное здание на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, сохранилось  до наших дней.

Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключила  с Казанским городским Советом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утвержден на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).  Однако уже  6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принял по представлению НКВД постановление: «действие договора прекратить и церковь закрыть, передать здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение».

Общины как таковой в Казани больше не было до 1990 года, когда  шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать в городе Евангелическо-лютеранскую церковную общину, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания кирхи, организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре.

11 декабря 1996 года состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.

Торжества проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе Председателя Государственного Совета РТ – заместителя Председателя Совета Федерации России Василия Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнера Казани из Нижней Саксонии - города Брауншвейга.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. №826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».

Подробности –

Новая жизнь лютеранской общины Казани

Кирха в Казани — возвращаем долги

На немецком участке сохранились захоронения Александра Иустиновича ФРЕЗЕ (1826-1884), ученого-психиатра, про­фессора Казанского университета, основателя и первого директора Казанского окружного дома умалишенных (большой гранитный крест из мрамора-лабрадора на массивном гранитном камне); провизора, хозяина «Покровской аптеки» на Почтамтской улице (ныне угол улиц Лобачевского и Карла Маркса) и профессора Казанского университета Карла Владимировича БЕНИНГА (мраморное полотно в виде старинного свитка); оригинальный памятник Артура-Фердинанда-Эдуарда ПЕТЦОЛЬДА, старший брат которого Оскар Петцольд  был известен в  Казани  как пивовар, хозяин  сада «Аркадия» и прогулочных пароходиков, которые ходили по озеру Кабан, двое детей которого были пасынками Федора Шаляпина.

И сегодня можно видеть скромное семейное захоронение Альберта Альбертовича ВИЛЬДЕ, основателя Казанской фармацевтической   школы (1863-1943). Благодаря потомкам не утрачены могилы купцов Александра Генриха Фердинанда КЕШНЕРА и Кондратия Яковлевича ГЕЙСТА.

В списке, предоставленном редакции «Казанских историй» руководителем Немецкого общества имени Карла Фукса В. Дицем, свыше 20 неизвестных захоронений. Всего на попечении общества 176 могил.

На лютеранском участке – захоронение Владимира Андреевича фон НАБЕЛЯ (1818-1876),  генерал-лейтенанта. Он закончил Пажеский корпус, служил в лейб-гвардии Московском полку. Был начальником 2-й и 18 пехотных дивизий. Кавалер ордена Святого Георгия IV класса.

Более о нем ничего не известно. Как он попал в Казань, тоже тайна. На оригинальном памятнике указывается, что он родился 13 декабря 1818 года, скончался 28 марта 1876 года. Краеведы могли бы изучить казанские газеты того времени, чтобы узнать хоть какие-то подробности об этом военачальнике.

В Интернете есть объявление о московском аукционе, на котором продаются две фотографии Владимира Набеля. Благодаря этому мы можем увидеть, каким он был.

Уже в советское время на немецком кладбище похоронены профессора Казанского ветеринарного института: ректоры Карл Генрихович БОЛЬ (1871-1959), заведующий кафедрой патологоанатомии Казанского ветеринарного, Казанского медицинского институтов и ГИДУВа, создатель казанской школы патологоанатомов, основоположник ветеринарной патологоанатомии СССР, заслуженный деятель науки Татарской АССР и РСФСР, и Евгений Никандрович ПАВЛОВСКИЙ (1904-1975), ветеринарный физиолог и  эпизоотолог; Леонид Степанович САПОЖНИКОВ (1878-1937), заведующий кафедрой оперативной хирургии; Михаил Николаевич ВЕРЕЩАГИН (1891-1970), заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР, заведующий кафедрой эпизоотологии, основоположник казанской школы эпизоотологов; Михаил Григорьевич ЗАЙЦЕВ (1891-1970), доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССР; Алексей Петрович СТУДЕНЦОВ (1903-1967), заведующий кафедрой акушерства, заслуженный деятель науки РСФСР и ТАССР, член-корреспондент ВАСХНИИЛ.

В Казани есть улица Миславского. Она названа в честь выпускника медицинского отделения Императорского Казанского университета Николая Александровича МИСЛАВСКОГО (1854-1928), основателя Казанской школы физиологов, заслуженного деятеля науки РСФСР, члена-корреспондента Академии наук СССР. 5 декабря 1928 года Николай Александрович скончался и был похоронен на лютеранском участке. Там же упокоился его сын Александр Николаевич МИСЛАВСКИЙ, крупнейший нейрогистолог СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1880-1958).

Отец и сын Миславские захоронены в разных могилах, а имена Инны Николаевны (до замужества Миславской) и ее муж Дмитрия Ивановича Адо, преподавателя гимназии, – на памятнике Миславского-старшего. Это родители двух выдающихся казанских ученых – Игоря Дмитриевича Адо, математика, доктора физико-математических наук, заслуженного деятеля науки и техники ТАССР (1910-1983), и патофизиолога Андрея Дмитриевича Адо, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки РФ и РТ (1909-1997).

На красной линии немецкого кладбища находятся несколько кенотафов, в том числе Дмитрия Александровича БУЛЫГИНА, генерал-майора артиллерии, начальника Казанского и Вятского ополчения, созданного в 1812 году. В 2014 году здесь же был установлен Памятный крест в честь 100-летия Первой мировой войны.

Вдоль западной стены Арского кладбища идет довольно широкая дорожка, которую назвали Аросевой тропой. Дело в том, что на нулевой аллее захоронена бабушка знаменитой артистки Ольги Аросевой – Мария Августовна АРОСЕВА, эсерка по убеждениям, мама Александра Яковлевича Аросева, профессионального революционера, ставшего после победы революции дипломатом. Обоих убили. Мария Августовна погибла от рук белогвардейцев 18 сентября 1918 года. На её теле насчитали 17 штыковых ран. Сын был расстрелян как враг народа 10 февраля 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.

Влево от немецкого участка похоронено много известных казанцев, наших современников. Отец и сын Медведевы: создатель казанской школы кардиохирургии Николай Николаевич МЕДВЕДЕВ (1916-1995), заслуженный деятель науки РФ и РТ, заслуженный врач РТ, и его сын, Вячеслав Николаевич МЕДВЕДЕВ, кардиолог, заслуженный  врач России (1940-1999), захоронены в одной могиле. Рядом захоронения Сергея  Владимировича АБУЛАДЗЕ (1949-1995), первого главного врача Республиканской клинической больницы (РКБ); физика Семёна Александровича АЛЬТШУЛЕРА (1911-1983), открывшего явление акустического парамагнитного резонанса, член-корреспондента АН СССР; химика-неорганика Льва Германовича БЕРГА (1896-1974), Маргариты Ильиничны БЕЛЯЕВОЙ (1912-2004), профессора Казанского университета, заслуженного деятеля науки РФ и РТ, создателя Казанской микробиологической школы в ее современном виде; химика Андрея Ивановича ЛУНЬЯКА (1881-1957), одного из ректоров Казанского университета; юриста Давида Исааковича ФЕЛЬДМАНА (1922-1994), доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РТ и РФ.  

Здесь захоронены большая семья Бренингов и три художника: Николай Иванович ФЕШИН (1881-1955), действительный член Императорской Академии художеств; Кондрат Евдокимович МАКСИМОВ (1894-1981), народный художник Татарской АССР, заслуженный художник РСФСР, и Вера Эммануиловна ВИЛЬКОВИСКАЯ, первая среди казанских ксилографов своего времени, двоюродная сестра академика А.Е. Арбузова.

Справа на красной линии немецкого кладбища захоронены: Николай Владимирович ОЛДРИНСКИЙ (1937-1997),проректор двух вузов – КГУ и ГИДУВа; заслуженный врач РФ и РТ, участник Великой Отечественной войны Борис Львович  ЯКОБСОН (1923-1997); Николай Тимофеевич КОЛЧИН (1927-1998), как написано на памятнике – историк, журналист, спортсмен, заслуженный работник физической культуры, двукратный чемпион России по атлетике, десятиборью, доцент; доктор медицинских наук, профессор Габдулхак Гилмуллович НАСИБУЛЛИН (1923-2007);  Юнер Фасхетдинович ЕМАЛЕТДИНОВ (1927-2000), генеральный директор ТПО «Радиоприбор» с 1966 по 1994 год, кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и «Знак Почета»; Николай Федорович КАПУСТИН (1936-2006), генеральный директор завода «Вакууммаш».  Оба – заслуженные машиностроители РФ.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Город, которого нет на карте республики

Наше прошлое – это прежде всего люди

Кладбище – это портрет живущих

Помним. Скорбим. Благодарим (воинское кладбище)

Католический некрополь

Когда памятник на могиле – произведение искусства

Мертвые сраму не имут. А живые?

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов