Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанская икона Божией Матери из покоев Папы Римского
- Любовь АГЕЕВА
- 21 июля 2010 года
Благодаря изысканиям казанского исследователя Дмитрия Хафизова, дополненными некоторыми материалами, размещенными в Интернете, мы можем проследить историю Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, подаренной в 2005 году Русской православной церкви папой Римским Иоанном Павлом II.
Сразу оговоримся, что у нас нет полной уверенности, что это именно ЕЕ история.
Еще в XVIII веке с явленной в Казани чудотворной иконы были сделаны два или три очень чтимых списка, доказавших за 150 лет свою чудотворность. Один из них находился в Серафимо-Дивеевском монастыре (еще при жизни Серафима Саровского, в XVIII-XIX веках) и был утрачен после 1917 года. Этот список был почти также чтим в царской России, как сам оригинал, и был заключен в очень богатый оклад, украшенный почти тысячью (!) драгоценных камней.
Почти полвека оба чудотворных образа (и явленный в Казани, и монастырский список) считались навсегда утраченным. В 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вейц приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками, по одним данным – по поручению Хэттон-синдиката и с финансовой поддержкой южно-африканского миллионера Джоэля, а по другим – самостоятельно, взяв кредит для покупки и последующей перепродажи российских ценностей (по некоторым данным он взял с собой в Москву кредитовое авизо на миллион английских фунтов).
Так или иначе, ни у него, ни у его хозяев денег для покупки иконы не хватило, видимо, сумму запрашивали баснословную...
В 1928 году икона из России была вывезена. Она оказалась в руках целого ряда коммерсантов, и путь ее проследить нелегко. Возможен и нелегальный вариант. Владельцы иконы довольно часто менялись, по крайней мере, три раза за четверть века. Видимо, первый из них ничего не понимал в иконописании и мало что в ювелирном искусстве. Он мог рассматривать икону, а тем более ее оклад как капиталовложение.
По данным заместителя руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации Александра Кибовского, икона Казанской Божией Матери неожиданно появляется в Англии в 1928 году, в собрании богатого ювелира и скупщика бриллиантов. Возможно, речь идет об одном и том же человеке, это он не сумел купить образ в 1920-м.
По другим сведениям, англичанин Норман Вейц (или Вайс) приобрел ее у польского беженца. По словам самого Вайса, он купил ее приблизительно в 1930-х годах. При этом, по данным Д.Хафизова, владелец иконы, видевший ее ранее, заявлял, что в его руках находится первообраз Казанской Богородицы.
Приобретя чудотворный образ, Вайс сразу выставил его на продажу. Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Несколько лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя, – это было связано с внушительной суммой, которую просил за нее торговец. «Товар» был весьма специфический, а продавать его по цене одних драгоценных камней опытный бизнесмен считал неразумным. Он терпеливо ждал своего покупателя – богатого чудака или фанатичного коллекционера.
Существуют две версии дальнейшей судьбы иконы. По одной из них в 1950 году британский археолог Фредерик Митчелл-Хеджес приобрел у южноамериканского миллионера Солли Джоэла некую древнюю икону Казанской Богоматери.
Владелец иконы - коллекционер, путешественник, исследователь и авантюрист - так назвал Ф.А. Митчелла-Хеджеса автор очерка Е. Липаков
Как она попала к миллионеру – неясно. Сам Солли Джоэл утверждал, что приобрел ее у казанского купца Шевлягина, к которому образ попал после похищения в 1904 году.
По другой версии, до 1950 года икона была у Нормана Вайса. В тот год судьба свела его Фредериком Митчеллом-Хеджесом (F.A.Mitchell-Hedges). Тот жил в английской провинции Berkshire, в замке Farley (Фарлей). Одержимый исследователь, талантливый писатель, неутомимый путешественник, Хеджес был страстным коллекционером произведений искусства. Благодаря его усилиям, о Казанской иконе узнали специалисты крупнейшего музея Великобритании, в первую очередь Cyril G.E.Bunt, который в течение 48 лет был экспертом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории, Лондона.
В том, что этот образ – великое произведение искусства, сомневаться не приходится. Прежде всего это художественная ценность изображения Богородицы, это филигранная ювелирная отделка ризы, огромное богатство украшений. Д.Хафизов приводит такие данные: 663 алмаза высшего качества общим весом приблизительно 80 каратов, 158 восточных рубинов – 53 карата, 32 огромных изумруда – всего 220 карат, 6 больших сапфиров – 30 карат, 150 жемчужин различных форм и размеров. Замысловатый драгоценный дизайн ризы включает посох пастуха из бриллиантов. В узоре, искусно выгравированном на ризе, хорошо различимы греческие и русские письмена, символизирующие Божию Матерь и Иисуса Христа. Каждый из более чем тысячи драгоценных камней – подарок от конкретного человека, верующего, который полагал, что Богородица через святую икону ответила на его молитвы.
Именно в замке Митчелла-Хеджеса образ явил свои первые чудеса за пределами России и стал широко известен среди русских эмигрантов под именем Черная Богородица замка Farley. Потому сначала Митчелл-Хеджес полагал, что икона – оригинал. К иконе, которая, по заключению некоторых осмотревших ее тогда специалистов, «является работой великого иконописца и превосходным примером византийского искусства», потянулись православные верующие, в первую очередь – русские из первой волны эмиграции.
Духовные лица из среды русской эмиграции неоднократно предлагали Митчеллу-Хеджесу купить у него святыню, оставив в его распоряжении оклад с драгоценными камнями. Некоторые интересные факты мы нашли в Интернете, в публикации Бориса Романова.
Владелец иконы не был уверен в информации об ее происхождении, которую ему дал при продаже святого образа в 1950 г. мистер Норман Вайс. Но произошло маленькое чудо: среди первых паломников к вновь обретенному чудотворному образу оказались люди высокого духовного звания и представители высшего сословия ушедшей России (упоминались князья, графини и даже митрополит (?), которые узнали икону и опознали ее как явленную (!). Но это не совсем так. Как часто бывает, народная молва превращает факты в легенды, просто забывая упомянуть какую-либо небольшую деталь. В данном случае эта деталь заключалась в том, что одни эмигранты из России убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, а другие якобы лично видели ее в столице Российской империи – Санкт-Петербурге! Это нонсенс, так как хорошо известно, что эти иконы (а речь шла о двух разных списках чудотворных икон) между собой очень различаются, в том числе и по размерам.
Попыткой разобраться в этом сложном вопросе явилась первая официальная экспертиза святого Казанского образа Богородицы, предпринятая Сирилом Бантом, лучшим специалистом Великобритании по иконографии.
Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. Выводы опубликовал в книге «Русское искусство от скифов до Советов» («Russian Art from Scyths to Soviets»), впервые опубликованной в 1949 году и переизданной в 1956 году: «Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода. Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней: Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России».
Сирил Бант был убежден, что явленная в 1579 году икона все время, вплоть до святотатства 1904 года, продолжала оставаться в Казани. Соответственно, образ, находившийся в Москве и попавший впоследствии, по его мнению, в коллекцию Митчелл-Хеджеса, был хоть и чудотворной, но копией. Исходя из этого, он датирует икону самой ранней датой, какую можно дать копии, то есть концом XVI века.
В начале 1950-х годов Митчелл-Хеджес предложил купить икону советскому посольству, но, по-видимому, получил отказ, возможно, потому, что требовал слишком крупную сумму. Но более вероятна иная причина, так как одним из основных его требований впредь становится категоричное указание, которое он даже прописал в завещании, – не допустить передачи иконы коммунистам.
Именно в эти годы он впервые обращается к Православной церкви с предложением купить у него икону. Не к Московской патриархии, а к епархии Американской православной церкви в Сан-Франциско. Владелец уникального сокровища назначил за него довольно небольшую цену – в 92 000 фунтов стерлингов.
Понимая всю трудность и даже невозможность для себя лично и своей епархии приобрести икону даже по этой цене, архиепископ Иоанн Шаховской тем не менее решил выяснить происхождение образа Казанской Божией Матери из замка Farley. Дважды, в 1954 и 1955 годах, по его просьбе икону осматривал Николай Ефремович Андреев, историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н.П.Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского университета. Ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы.
Кстати, снимки, которыми теперь пользуются эксперты, были доступны и некоторым участникам круглого стола о судьбе Казанской иконы, который прошел в Казани в июне 2002 года. Жаль, что из-за отсутствия технических возможностей видный эксперт по иконам - старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева Н.Чугреева не смогла показать их всем.
Не исключено, что один из снимков Н.Андреева мы получили в виде памятного сувенира. Такие иконки тогда получили все участники дискуссии. Как нам сказали, они были освящены.
Известный исследователь (по мнению А.Кибовского – один из лучших специалистов в мире), Н.Андреев оставил подробное исследование этого памятника культуры, которое наверняка будет принято во внимание в сегодняшних переговорах с Ватиканом и Казанью. По данным Д.Хафизова, знаменитый эксперт, живший тогда в Англии, в письме архиепископу восторженно отозвался об иконе с иконописной точки зрения, но был не в состоянии точно установить, был ли это список или первообраз из Казани.
Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году, за год до своей смерти. Его прямой наследницей стала приемная дочь Анна. Вступив в законное владение иконой, она сделала ее доступной для Русской православной греко-католической церкви Америки. Следуя завещанию, предложила цену, равную стоимости драгоценных камней, – $500 000. Но и на этот раз ей ответили отказом.
В 1958 году икона покинула замок Farley, с его хранилищами, которые обеспечивали ей должную сохранность. Святая икона совершила ряд путешествий. Мы точно знаем об одном из них – летом 1961 года икона была в Гонконге. Интересный факт: в те дни гонконгская англоязычная газета писала, что, по старинному преданию, у этой иконы есть пропавший без вести двойник и когда этот двойник будет найден, в России восстановится монархический строй.
А в 1962-м икона была послана владелицей в Сан-Франциско – для исследования и сохранения. В США почти сразу же она оказалась в подземном сейфе Sutter-Stockton Office, the Bank of California. Почитание этого святого образа было настолько велико, что уже здесь, под землей, началось моление православных людей к Пресвятой Богородице, пред Ее Казанским образом. По Божьему провидению, молебны «под землей» служил именно архиепископ Иоанн Сан-Францисский.
Судьбе вновь было угодно свести святой образ с одним из достойнейших представителей старой интеллигенции, эмигрантом чести из России, известнейшим деятелем русского Православия. Позже по просьбе верующих икона была вынесена на поверхность земли, и пастыри обеих церковных юрисдикций русского Православия в Америке, забыв на время взаимные обиды, при огромном стечении молящихся, до отказа заполнивших Русский центр Сан-Франциско, совместно (что очень важно и символично в свете дальнейшей истории этого святого образа!), служили пред нею молебен.
Сразу после этой памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля, которые предложили организовать святое дело выкупа этой иконы из частных рук для возвращения ее в церковь, а также возвести в Сан-Франциско храм в древнем стиле для ее хранения. В 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован Fund for Our Lady of Kazan Shrine. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский официально и публично принял на себя личную ответственность за начатое дело и получил братскую моральную поддержку Большого Архиерейского Собора в резолюции от 16 мая 1963 года.
В конце мая того года появились грандиозные планы о туре святого образа по США и Канаде, который и был предпринят осенью того же года. Фактически икона была дана взаймы Русской епархии Сан-Франциско, чтобы собрать деньги для ее выкупа. Благодаря отзывчивости прихожан путешествие чудотворной иконы продолжалось несколько месяцев...
Во многих местах ее прибытие привлекало в храмы большое количество молящихся. Нередки были случаи чудесного исцеления безнадежных больных, о чем имеются свидетельства священников из разных мест. В главных американских газетах Нью-Йорка и Вашингтона («Нью-Йорк Таймс», «Херальд Трибюн» и «Вашингтон Пост») и во многих других газетах страны были помещены большие снимки иконы...
Изображение святого образа в цвете было рождественской обложкой для приложений к газетам 1963 года, которые вышли тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.
Но сбор средств на выкуп иконы не оправдал возложенных на него надежд. Не помогла и Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1964 года, где «Леди из Казани» демонстрировалась в специально построенной для этого часовне.
Для показа иконы на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке в 1964 году была изготовлена специальная часовня
Православный русский павильон имел строго миссионерский характер – здесь совершались молитвы, рассказывалось об истории православия в России и о конкретных примерах страданий «за веру» при власти большевиков. Протоиерей Николай Рачковский перевел и издал на английском языке акафист Казанской Божией Матери.
«Итак, мы начали кампанию в Америке, собрали деньги и смогли приобрести икону и вернуть ее.
Это даже не вопрос денег, она выше всех денег. Мы сказали: «Это воля господа, и мы хотим сделать это для России, мы знаем, что Казанская Божия Матерь должна возвратить Россию на путь истинный, принести в Россию свободу вероисповедания, и Россия захочет вернуть свою покровительницу, свою икону». Я считаю, что нам очень повезло, что мы смогли это сделать. Итак, мы привезли икону в Фатиму, но мы не знали, как и когда она вернется в Россию. Мы знали только, что это произойдет, потому, что она была выкуплена именно для этого. Мы не являемся собственниками этой иконы, мы были орудиями в руках Господа, выкупая эту икону для того, чтобы вернуть ее русскому народу».
Из интервью мистера Хэфферта, бывшего высокопоставленного руководителя «BlueArmy», немецкому телевидению, 2000 г.
В те времена в советской прессе появился целый ряд статей негативного содержания, направленных против кампании по сбору денег и ставивших под сомнение подлинность иконы Казанской Божией Матери. Тогда, по мнению Д.Хафизова, и появилась легенда о том, что святой образ не был продан за границу.
Единственное, что удалось сделать по результатам сбора денег, – это построить в Сан-Франциско православный храм Христа Спасителя. Несчастливые обстоятельства вынудили архиепископа Шаховского вернуть икону владелице. После этого она содержалась в банковском сейфе Франка Дорланда, управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. С этого момента дальнейшая судьба святого образа скрыта туманом неизвестности.
Еще одна кампания по сбору средств для выкупа, предпринятая общественной организацией «Blue Army», оказалась более успешной. Икона была куплена за 3 миллиона долларов. 21 июля 1970 года (по юлианскому календарю), в праздник Казанской Богоматери, икона была передана новым владельцам. В течение нескольких лет она находилась в бронированном хранилище банка в Португалии, позднее ее местом обитания стал Византийский центр «Blue Army» в Фатиме (Португалия).
Португалия, Фатима. 70-е год XX века
Выкупленная католиками Казанская икона уже 21 июня 1970 года, в праздник обретения святого образа, была передана в церковь Святой Фатимы. Но еще долго икона хранилась в бронированном сейфе в Лиссабоне. Икона приносилась в святилище Фатимы только в дни больших праздников.
Икона продолжала являть чудеса, ее ризу красило несколько сотен драгоценных камней и более тысячи жемчужин. И все-таки католики понимали, что место иконы - в православном храме.
26 февраля 1993 года Его Преосвященство архиепископ Ньюарка (Newark) Theodore E. McCarrick в своем письме кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него полностью выполнена и он срочно высылает документацию о передаче прав собственности на Казанскую икону Святому Престолу. И уже 1 марта икона была передана папскому нунцию в Португалии в присутствии религиозных официальных лиц.
В 1982 году, после покушения на Папу Римского, святыня была передана в Ватикан Иоанну Павлу II, который связывал свое избавление от верной смерти 13 мая 1981 года именно с покровительством Богородицы. Али Агджа стрелял на площади Св. Петра с расстояния всего нескольких метров, четвертую пулю заклинило в стволе проверенного накануне пистолета.
Действительно чудо, что Иоанн Павел II не был убит тогда. Возможно, его спасло то, что за секунду до выстрела понтифик наклонился, чтобы рассмотреть медальон на шее маленькой девочки. Медальон изображал трех детей-пастушков, которым в 1917 году в Фатиме явилась Богородица!
В истории Казанской иконы - разные страны и религии. Не раз приходилось слышать, почему глава католического престола молился православной иконе. Ответ находим в книге «Иконы. Чудо духовного преображения» Конрада Онаша и Аннемарии Шниппер (Москва, 2001). Оказывается, Матерь Сына человеческого передает весть о Спасении и тем самым является прообразом Церкви. Общим для Католической и Православной церквей является учение, согласно которому Мария, как Матерь Слова Божия, почитается Матерью Церкви, через которую только и осуществляется Спасение.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у Папы Римского, ватиканские чиновники официально заявили только через 7 лет после ее появления. На пресс-конференции во время визита главы Ватиканского престола в Фатиму в 2000 году Дмитрий Хафизов, ныне советник мэра Казани по вопросам религий, который присутствовал среди журналистов, спросил, где находится образ, привезенный из Лиссабона. Ответ был лаконичным - в личных покоях Иоанна Павла II.
Вскоре в Ватикане побывала делегация из Казани, ее принял Папа Римский. Как явствуют некоторые источники, быстрое положительное решение было принято во многом из-за того, что в это время как раз велись трудные переговоры между Ватиканским престолом и Русской православной церковью о личной встрече двух высоких духовных лиц. В ней проявлял большую заинтересованность Папа Римский, однако Его Святейшество Алексий из-за конфессиональных разногласий к такой встрече готов не был.
Тем не менее Москва не стала чинить препятствий в переговорах Казани и Ватикана о времени и условиях передачи святого образа православным верующим. Тогда участники переговоров верили, что в покоях Папы Римского - явленная Казанская икона, то есть оригинал.
В августе 2004 года Папа Римский принял решение расстаться с иконой, которая хранилась у него более 10-ти лет. Путем длительных переговоров договорились, что икона будет передана в Москву, и уже там решат, где она будет находиться дальше.
28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в Успенском соборе Кремля, делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Патриарху Алексию II. В июле 2005 года было объявлено, что икона будет находиться в Казани. Патриарх Алексий II привез ее лично на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июня.
В судьбе Ватиканской иконы приняли участие десятки людей: Патриарх Московский и всея Руси и Папа Римский, президенты США и России, дипломаты России, Германии, Ватикана, духовные и светские лица, люди верующие и атеисты, православные и мусульмане.
Сегодня, когда сделаны все необходимые экспертизы, нет никаких оснований говорить о возвращении в Казань иконы, найденной здесь в 1579 году. В 2005 году об этом не говорили даже лица, запустившие эту идею в свет. Но журналисты, пишущие о событиях в связи с иконой, до сих пор пишут именно так. Что взять с молодых коллег: им история старинной иконы - все равно, что история войны с Наполеоном.
Но то, что Ватиканский список - не явленная Казанская икона Божией Матери, а всего лишь один из ее списков, нисколько не умаляет роль события, которое случилось в 2005 году, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II привез в Казань подарок от Папы Римского.
Равно как наличие Ватиканского списка не умаляет значения иконы Богородицы из церкви Ярославских чудотворцев на Арском погосте. Ученые и эксперты убеждены - они обе написаны в XVIII веке.
Уже в 2002 году гостье из Рима нашли хорошее определение - Новоказанская икона Божией Матери. Вы можете посмотреть на нее, помолиться святому образу в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого мужского монастыря (улица Большая Красная, недалеко от Кремля).
За рубежом это был, конечно, не единственный список Казанской иконы.
Постскриптум
Данная публикация - пятая часть очерка Любови Агеевой. Учитывая нежелание современных молодых читателей читать большие тексты, мы разбили его на небольшие главки. По гиперссылкам вы легко соедините отдельные главки в единый текст.
Публикация обновлена в 2012 году, после выхода в свет книги «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (А.М. Елдашев, Е.В. Липаков, Д.И. Хафизов; под ред. Ю.В. Андреевой. Казань, Центр инновационных технологий). Иллюстрации из этой книги.
1. Казанская Икона Божией Матери: загадка, которой более четырех сотен лет
2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне
3. Казанское святотатство 1904 года
Другие публикации:
Книга о заступнице усердная рода христианского
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген
«Казанская Богородица» все-таки возвращается
Икона Казанской Божией Матери вернется?