Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Страницы истории Александровского пассажа в Казани
- Борис ЕРУНОВ, казанский краевед
- 16 августа 2004 года
Об Александровском пассаже в Казани можно написать толстенную книгу, и книга эта будет интересна каждому.
Интрига жизни этого дома закручена туго, с ней связаны десятки людей, многие из которых сыграли выдающиеся роли в истории нашего города.
Этот первый в городе пассаж открылся в ноябре 1883 года. Казанский купец Александров, приобретя участок земли в центре, возжелал иметь здесь самое современное, в европейском стиле торговое заведение. Был объявлен конкурс проектов. Победили в нем молодые выпускники Петербургской Академии художеств («академики», как звали их горожане, то ли в уважение, то ли в насмешку над «столичными штучками») во главе с В.Сусловым (ему едва исполнилось тогда 22 года!). Девизом проекта своего парни взяли «И нам пора!»
Победителям и доверили стройку дома. Повел ее сокурсник Суслова Якоб Генрих Руш (более известный в русифицированной версии, как Генрих Бернардович). Авторы вложили в свой пассаж и систему подъемников, и собственную электростанцию, и воздушное отопление, да и материалы использовали мало еще известные в Казани – стекло, бетон, металл.
Обошлось купцу это все «благо» в 800 тысяч рублей. Однако, счастья дом ему не принес, не заладилось его «дело» – и он продал его сестре своей – генеральше О.С. Гейнс, да с убытком в 300 тысяч. Но и ей не «пофартило». Дом вскоре передан был городу.
Поначалу здесь вознамерились открыть городской музей (идея его возникла еще в «недрах» Ремесленной выставки 1886 года, работавшей возле кремля). Галерейная планировка здания была прямо-таки идеальна для этой цели. Часть экспонатов для нового музея уже завезли в пассаж и разместили в одном из «номеров» первого этажа. Но в городском бюджете казанском, по вечному обыкновению, денег не было – и открытие не состоялось. К тому же здание оказалось не совсем приспособлено для музея.
Так что поначалу пассаж стоял темной глыбой, возносясь над городом. Потом потихоньку помещения стали обживаться и торговцами, и жильцами. Появились конторы, мастерские. Словом, возник настоящий «доходный дом».
Все изначальное совершенство быстро привели в негодность – отопление заменили на печное, в печатной мастерской Харитонова (на третьем этаже вдоль Воскресенской улицы) заработали машины с ударным действием. Потом в эти помещения вселился разудалый ресторан «Пале де Кристаль».
Так что проживавший здесь некоторое время сам Генрих Руш, видя все порчи, ощущая тряски, предсказал дому скорые обрушения – и съехал с квартиры. И был прав, ибо арендаторов здание само по себе не интересовало, потому и сыпались стекла со светового, во всю длину пассажа кровельного фонаря, ломалось и портилось все подряд.
Не верящие словам этим могут открыть газеты тех лет – они подлинно полны такой информацией. Не надо идеализировать предков – они были люди, не более. А каждое упавшее стекло – «хлеб репортеру» в раздела «Происшествия».
Словом, жизнь дома выходила невзрачной. Требовался человек, способный вдохнуть энергию в стены эти. Таким и стал Гирш Мордухович Розенберг. Он, пожалуй, одним из первых в городе понял, что «из всех искусств... важнейшим является кино» – и начал ставить свое «кинодело», открывая один зал за другим.
Начало списку положил кинотеатр «Пате» (1908 год, находился он в доме Меркулова на Б.Проломной, это нынешняя Баумана, дом 48, здесь театр им. Качалова.
Именно г.Розенбергу обязан этот театр доведением маленького поначалу зальчика, мест на 100, до уровня нынешнего театрального на более чем 1000 мест).
Далее г.Розенберг проигрывает аукционный торг на «место в Державинском саду» под кинозал (он давал 1520 рублей за то место, всех, вроде бы, «дожал», но в конверте запечатанном оказалось обещание г.Бахтеева на 1670), но буквально через неделю берет в аренду помещения бывшей типографии Харитонова, дает 3000 рублей аренды в год – и 6 декабря 1908 года в 2 часа дня открывает кино «Пассаж».
Три фото Ильи Шалмана сделаны в 2012 году
«Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, роскошные гроты, собственный симфонический оркестр во время сеансов...» Галерея пассажа открыта до 11 ночи – чего желать-то горожанину еще в самом центре города-то?! («До кино» вход на галерею ежедневно запирали в 8).
Зал на 300 мест разместился вдоль западной стены пассажа, в «круглой» части, выходившей на Воскресенскую. Били фонтаны, в помещениях вдоль улицы были фойе с буфетными. Кино сие стало одним из популярнейших в городе, в месяц его посещало более 15000 зрителей, этой цифре завидовали владельцы самого «Аполло», внизу, на Б.Проломной (в советское время – кинотеатр «Татарстан»).
Учтем, что г.Розенберг далеко не всех зрителей вносил в налоговые реестры, так что «дело» его было совсем-таки не убыточно. Картины в «Пассаже» шли «первым экраном», для детей и учащихся устраивали «детские утра», хоть так обходя запреты на посещение юными этих «злачных мест»...И смеялись дети 1908 года над комедией «Футболист», не зная еще, что всего три года спустя эта игра захватит всех казанцев от мала до велика уже наяву...
Впервые в Казани в «Пассаже» прозвучал и призыв городского брандмейстера г.Вейканена к дамам – снимать свои широченные и высоченные, по моде тех лет (1912 год), шляпы во время сеансов. Естественно, дамы отвергли притязания «пожарника», высмеяли его в обществах своих – да и в газетах заодно...
Для рекламы картин г.Розенберг не использовал, как правило, городские витрины, экономил. О программах узнавали и из газет, и в кассе, но автомобиль свой он увешивал афишами – и пускал по городу... В апреле 1911 года под эту грохочущую повозку попал сеттер-гордон самого аптековладельца г.Кешнера, собачка стоила 150 рублей, так что и до полицейского протокола дело дошло. И это тоже было «кино»...
Дожил тот зал и до 1917 года в числе немногих уже кинозалов Казани. К этому времени г.Розенберг владел и кинозалом в доме Стадлер на Б.Проломной (между «Аполло» и «Уранией», названия тот зал менял куда как часто – «Иван», «Олимп», «Общедоступный»...), да и театр в Меркуловском доме работал во всю, и кино в нем тоже было...
Пожалуй, кинотеатр – самая яркая картина из дореволюционной жизни первого казанского Пассажа.
Из книги «Казанский калейдоскоп»
Читайте в «Казанских историях»:
Трудная судьба культурного наследия – 2023
Александровский пассаж: оптимизм пока сдержанный - 2012
Александровский пассаж: на объекте тишина 2011
Пассаж: история ошибок – 2004
Пассаж: надежда на новую жизнь - 2003