Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Пассаж: история ошибок. Работа над их исправлением еще ведется
- Сергей АФАНАСЬЕВ, студент
- 25 августа 2004 года
Реконструкция Александровского пассажа (ул.Кремлевская, 17), одного из архитектурных шедевров Казани, идет полным ходом. Обещано, что они завершатся к 1000-летию Казани.
Наш корреспондент решил проследить нелегкую историю одного из самых красивейших зданий дореволюционной Казани.
«Главный вход акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором, с преобладанием барочно-ренессансных элементов…».
За этим скупым описанием из специального справочника о памятниках старины Казани, ничего не говорящим непосвященному, скрывается вековая история здания, оказавшаяся во многом трагичной. Оно еще в проекте было обречено на противостояние судьбе.
Пассаж. Фото 2023 года
Удивительно поэтому не то, что здесь обвалилась часть стены, а то, что Пассаж все-таки не умер окончательно. Причиной катастрофического состояния здания (оно простояло с огромной дырой на боку 27 лет), как часто бывает в России, оказался «человеческий фактор».
Пассаж был построен купцом Александром Сергеевичем Александровым (1844-1883), вложившим в это здание 800 000 рублей. Он потратил на строительство почти десятую часть своего состояния. Открытие Пассажа состоялось 8 ноября 1883 года.
Пассаж – прямоугольное в плане здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Закругленные углы здания, напоминающие башни, завершаются куполами. В люкарны купола со стороны улицы Воскресенской (ныне Кремлевская) были установлены часы с боем. В оформлении фасадов здания использовались элементы ренессанса, барокко и классицизма. Здание отличалось обилием лепных украшений растительного характера.
Как пишет в своей книге «Казанский калейдоскоп» Борис Ерунов, в конкурсе проектов победили молодые выпускники Петербургской академии художеств во главе с В.Сусловым (ему тогда едва исполнилось 22 года). Им и доверили стройку. Повел ее сокурсник Суслова – Якоб Генрих (Генрих Бернардович) Руш.
К счастью, многие детали архитектурного убранства сохранились. Главный вход был акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя скульптурными фигурами кариатид. Он имел резной деревянный тамбур. Основное пространство двора отделялось от вестибюльной части колоннами. Между колоннами вестибюля стояла скульптура рыцаря в латах. Простенки вестибюльной части завершались позолоченными фигурами русалок, служившими своеобразными кронштейнами. Интерьеры здания украшали фигуры людей, изображения масок лиц, лепные украшения.
По периметру двора на 1-м этаже находились магазины, фасады которых оформлены в виде аркады. Арочные проемы аркады украшали массивные остекленные двери, украшенные резьбой. Простенки были украшены зеркалами, заключенными в затейливые филенки. В нишах, окружавших центральное пространство двора, размещались 4 белокаменные скульптуры-аллегории, олицетворявшие четыре времени года. В конце двора была парадная лестница, спускавшаяся к выходу на Черное озеро.
Изящный чугунный мостик над лестницей вел в помещения ресторана, пышно отделанные зеркалами и лепным декором. Часть здания, обращенная к Черному озеру, отделялась от основного объема пространством двора-колодца, служившего для хозяйственных целей. В здании имелись лифты. На верхних этажах размещались жилье и учреждения.
Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенской, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульваром (современные улицы Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержинского). Позднее часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенской и Почтамтской, была утрачена.
По планам, здание строилось как доходное место. Кроме своей архитектурной изысканности, Пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств. Парадный двор имел стеклянные купол и пол, сквозь который освещался двор-проезд цокольного этажа, где размещались склады (двор-проезд служил для загрузки товаров). Воздушное отопление, лифт, бывший тогда в диковину…
Многие жители Казани приходили сюда, чтобы посмотреть невиданное зрелище – «свет без свеч». Электрическое освещение здания стало возможным благодаря электрогенератору, привезенному из Германии.
Александровский пассаж на старинной фотографии. Фото из коллекции Абдуллы Дубина
Здание оказалось совсем не выгодным предприятием. Его содержание обходилось недешево, а потому с мечтой восполнить затраты быстро пришлось расстаться. Архитектурный шедевр превратился для его владельцев в головную боль. По сведениям Б. Ерунова, купец Александров быстро продал Пассаж своей сестре – генеральше Ольге Сергеевне Александровой-Гейнц.
Когда члены специальной комиссии под руководством главы города С. Дьяченко стали искать деньги для открытия городского научно-промышленного музея, они обратились к известной казанской благотворительнице, уговорили ее сделать крупное денежное пожертвование в пользу музея. Она выделила на эти цели 500 тысяч рублей, но с одним условием: здание должно быть выбрано обязательно на Воскресенской улице и с ее согласия. Вскоре она сама предложила для музея здание Пассажа. Однако оно оказалось непригодным «по расположению и величине квартир». Коллекции Андрея Лихачева и другие собранные для научно-промышленного музея экспонаты поселились в Гостином дворе, тоже на Воскресенской улице.
Пассаж так и остался доходным домом. Помещения в нем арендовали магазины, мастерские, конторы. Одно время на третьем этаже по Воскресенской улице (ныне Кремлевская) работала типография Ивана Николаевича Харитонова (свой дом он купил в 1907 г.), а с 6 декабря 1908 года в этом помещении вятский гражданин Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр «Пассаж».
По изяществу обстановки его называли «жемчужиной Казани». «Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали местные газеты. С 1930 года в Пассаже работал детский кинотеатр «Пионер». Здание в 1977 году обрушилось как раз в этом месте. По счастью, это случилось, когда никого там не было.
В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль». Пишут, что там было три ресторана. Наши современники помнят кафе «Отдых» – вход в него был со стороны улицы Ленина. До отселения здесь был офис телефонной компании МТС.
В здании были и жилые помещения. Во время войны Пассаж принял под свои стеклянные своды сотни эвакуированных.
То есть жизнь здесь всегда била ключом. Но факт остается фактом – Пассажу во все времена жилось тяжело. Арендаторы всегда относились к зданию варварски: ломали, разбивали, портили…
Казань приобрела свой оригинальный архитектурный облик не в последнюю очередь благодаря тщеславию и богатству казанских купцов. Они будто соревнование устраивали: кто лучше (красивее, технологичнее, грандиознее) построит? Вот почему мы имеем на Кремлевской два пассажа – так назывались раньше торговые галереи. Купец А.Д.Чернояров построил свой пассаж в 1900 году. Но его здание получилось меньше, чем у А.С.Александрова: земли не хватило.
Можно понять Александра Сергеевича, который упрямо желал строить Пассаж, невзирая ни на какие советы. А, между тем, советники предупреждали, что место выбрано крайне неудачно. Здание возводилось на берегу Черного и Чистого озер (последнее высохло еще в XVII веке), на насыпном грунте, на карстовых пустотах. Предупреждали: сооружение не вынесет такой нагрузки… И напрасно Александров отмахивался от советчиков. Первые деформации здания появились еще при постройке, а потом через год после ее окончания.
Но, как оказалось, упрямство и тщеславие купцов – ничто по сравнению с безалаберностью советских времен.
Пассаж советского времени. Вид с улицы Ленина
Отсутствие нормального хозяйствования и другие советские «прелести» в конце концов привели к тому, что однажды летом рухнула северо-восточная часть здания, так называемый черноозерский блок.
Существует немало версий, почему это произошло. Кто-то винит карстовые породы, кто-то – подземный ход из Кремля, который якобы обвалился. Есть мнение о том, что виноваты подземные реки, которые после того, как засыпали Черное озеро, стали искать новые пути. Однако специалисты Московского института оснований и подземных сооружений, Казанского треста инженерно-строительных изысканий и КИСИ, исследовавшие объект, особое внимание обратили на подвальные помещения здания, которые, как оказалось, постоянно затапливались с 1950-х годов.
«Возникновение провалов в 1977-1978 годах прямо связано с постоянным затоплением подвальных помещений «Пассажа» – это цитата из итогового документа обследования, приведенная в 1982 году в газете «Советская Татария» журналисткой М.Агафоновой.
И Пассаж обвалился. В ночь на 28 апреля 1977 года (по уточненным данным - 21 июня - Ред.) жители услышали скрип, треск, появились трещины. Людей тут же эвакуировали. А через несколько дней ушла под землю часть стены черноозерского блока.
Еще в 1890 году черноозерский блок здания Пассажа осел на 6 см. Положение стало еще более опасным в 1934 году, когда из-за Куйбышевского водохранилища поднялся уровень Волги. В середине 50-х годов в здании были проведены ремонтные работы. Было пробурено несколько скважин под фундаменты, через которые закачали бетонный раствор. Здание было передано на баланс горжилуправления, которому и поручили следить за его состоянием. Незадолго до обрушения Пассаж был отремонтирован.
Провал в стене был такой огромный, что не сразу нашлись технологии, позволившие его заделать. Первая попытка была сделана через 10 лет, 28 октября 1987 года. Газета «Вечерняя Казань» сообщила некоторые сведения о тех, кто взялся до 1990 года привести Пассаж в прежнее состояние: РСУ-6 Казжилуправления, трест «Гидроспецстрой, который сделал очередную бетонную инъекцию, кооператив «Комплекс», получивший карт бланш и соответствующие ресурсы от городской власти.
В 1981 году, когда у города еще было все в порядке с деньгами, на укрепление фундамента Пассажа выделили из бюджета 100 тысяч рублей, было освоено 30 тысяч. Все с завидным спокойствием наблюдали, как здание разрушается: заказчик – управление жилищно-коммунального хозяйства горисполкома, подрядчик – трест «Казремстрой», проектант – «Татгражданпроект».
А потом случилась перестройка. Денег стало меньше. Но вдруг нашлась совместная советстко-финская фирма «Поинт», которая в 1991 году взялась этот архитектурный шедевр восстановить. Как сообщил в «Вечерней Казани» генеральный директор предприятия С. Салимзянов, решение было необычным: горисполком впервые продавал здание – памятник архитектуры – предпринимателям. Износ здания в это время, согласно официальным данным, составлял 70 процентов.
За Пассаж было заплачено около полумиллиона рублей, которые потом перешли в фонд жилищного треста Бауманского района и израсходованы на ликвидацию казанских трущоб. Еще дороже предприятию мог обойтись ремонт. Восстановив здание, «Поинт» планировал сдавать часть его помещений в аренду, в том числе и под представительства иностранных фирм, и уже нашлись желающие бизнесмены из Китая, ФРГ, и Японии.
На первых порах были полностью расчищены от различных обломков и строительного мусора подвалы и внутренние помещения. В публикации «Вечерки» от 16 августа сообщалось, что в здании начались восстановительные работы, которые на договорных началах вели кооперативы при строительных трестах Казани. На 70 процентов выполнен ремонт комнат первого этажа, где раньше были торговые ряды. Завозится оборудование, в скором времени начнется ремонт крыши. В следующем месяце специалисты из Москвы и Набережных Челнов должны начать укрепление фундаментов.
Одновременно архитекторы из Главказархитектуры и группа из «Архпроекта» вели проектные работы, ведь объект был необычный. Законодательство об охране памятников истории и культуры РСФСР предписывало серьезные ограничения при эксплуатации памятника архитектурного наследия.
Была отремонтирована часть здания, которая потом благополучно сдавалась в аренду. Как утверждают специалисты, был сделан именно ремонт, а не реконструкция. Провал в стене заделан не был. Объясняли это отсутствием надежных технологий, плохими грунтами. Может, и так.
А, может, дело вовсе не в этом. «Поинт» во всех смыслах выиграл, а вместе с ним его учредители под названием АОЗТ «Александровский пассаж»: физическое лицо – Султан Салимзянов и юридическое лицо – Комитет по управлению коммунальным имуществом Казани (КУКИ). А город во всех смыслах проиграл.
Здание продолжало разрушаться. Как признался один крупный министерский чиновник, было даже предложение его вообще снести, а на этом месте построить нечто современное, модных очертаний.
Но в 2002 году город вдруг повернулся к Пассажу лицом. Здание, с легкостью проданное в частную собственность, городская власть выкупила, видимо, в надежде получить на объект, включенный в федеральную программу сохранения и развития исторического центра Казани, принятую в преддверии тысячелетия Казани, бюджетные деньги.
И вот с тех пор в Пассаже идут восстановительные работы. Ныне заказчик – Управление реконструкции городской администрации. Ошибки, наконец, начали исправлять.
С 2003 года идут восстановительные работы, которые ведет польская фирма «Будимэкс» из Варшавы, которая выиграла тендер с участием казанских и турецких строителей. У этой фирмы – огромный опыт в реставрации, множество объектов по всей Европе. Руководитель стройки – Богдан Дондзило.
Прежде всего, строители очистили мусорные завалы, накопившиеся за многие годы. Карстовые пустоты через трубы, опущенные на разную глубину, заполнили специальным цементным раствором. Фундамент, не нарушая культурно-исторического своеобразия здания, заменили на аналогичный, но из керамического кирпича. Под фундаментом положили грунтоцементную армированную плиту толщиной 6 метров. Внутренние этажи посадили на отдельный каркас, а сам каркас хитро спрятали внутри стены, благо ее толщина (90-120 см) позволила это сделать без особого труда. Таким образом, сразу убивалось два зайца: нагрузку теперь несет каркас, а не стена, и облик Пассажа не уродуют металлические конструкции.
Провала теперь нет. Тот, кто не видел этой рваной раны, может даже не догадываться о том, что здесь было совсем недавно.
Фото 2012 года
Будут восстановлены все оригинальные чугунные лестницы. Даже стеклянный пол, который в ходе «реконструкции» времен фирмы «Поинт» залили бетоном, планируется восстановить. Конечно, будет много «новоделов», потому что многие элементы богатого декора, уникальные зеркала из кинотеатра утрачены навсегда.
Сегодня Пассаж представляет собой, прямо скажем, оригинальное зрелище. И внешний вид здания, и внутренняя галерея потеряли свое былое великолепие. Стены обезображены. Части декора валяются на полу. Но это нисколько не мешает арендаторам, которых тут немало: магазины, кафе, туристические фирмы. Отдельный вход с улицы – у отдела по спорту и туризму городской администрации и управления кинематографии Министерства культуры РТ. Они тут давние постояльцы. Наверняка скоро всех попросят съехать. Окончание работ – в 2005 году, но до этого еще предстоит сделать огромный объем работ. И внутри здания, и на фасаде.
Теперь уже с уверенностью можно сказать, что один из главных архитектурных памятников Казани удалось сохранить. Как и в прежние времена, Пассаж будет многофункциональным сооружением. На первом этаже планируются магазины, будут тут и кафе, ресторан, казино, ночной клуб и даже фитнес-центр. На втором этаже предполагается фешенебельная пятизвездная гостиница, часть помещений пойдет под офисы.
В управлении реконструкции понимают, что при сохранении культурно-исторического облика Пассаж должен жить нормальной современной жизнью. Здесь приводят в пример Прагу, где облик исторического города сохраняется в фасадах домов, а за ними – вполне современные сооружения с пристройками, парковками.
Кстати, возле Пассажа, а точнее под ним, тоже собираются сделать подземный гараж. Это будет лучшая приманка для будущих посетителей здания. Специалисты утверждают, что Пассажу это не помешает. Правда, у этой идеи есть оппоненты…
Эстетам, воротящим нос от любого упоминания об экономической функциональности, надо хоть раз побывать в сегодняшнем Пассаже. Пыль, спертый воздух, пугающее эхо внутреннего двора… Уникальность фасада – это, можно сказать, лишь декорация к центральной улице города.
Пассаж должен сохранить свой архитектурный облик. С этим никто не спорит. Но он должен нормально жить, иметь определенную функцию – торговой галереи, офисного центра, музея. Иначе мы рискуем повторить ошибки XIX и XX веков.
Как сказал Бисмарк, только дурак учится на своих ошибках. Умный предпочитает учиться на ошибках других.
Читайте в «Казанских историях»:
Трудная судьба культурного наследия – 2023
Александровский пассаж: оптимизм пока сдержанный - 2012
Александровский пассаж: на объекте тишина 2011
Пассаж: надежда на новую жизнь - 2003
Страницы истории Александровского пассажа в Казани