Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Путешествие во времени – год 1994
- Любовь Агеева
- 10 июля 2006 года
Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин и журналист Любовь Агеева работают над вторым томом книги «Республика Татарстан: новейшая история». Она расскажет о событиях 1993-1996 годов.
Как и в первом томе, читатели смогут познакомиться с огромным фактическим материалом: документами, стенограммами сессий Верховного Совета, фрагментами материалов СМИ.
Предлагаем фрагмент очерка Любови Агеевой "Путешествие во времени. Год 1994".
Это был тяжелое для республики время. Эйфория от принятия Декларации о государственном суверенитете у многих закончилась, начались экономические трудности, вызванные не только осложнением отношений с Москвой, но и масштабными экономическими преобразованиями. Республика настойчиво искала свое новое место под солнцем. Это был тяжелый поиск компромиссов, попытки найти новых деловых партнеров, и не только в России, но и за ее рубежами. И уверенные шаги по социальной защите граждан республики, когда каждый мог по себе судить о том, что такое суверенитет и как важно быть хозяином своего дома.
Путь один – договариваться
1994 год вошел в историю Российской Федерации и Республики Татарстан как год подписания исторического двустороннего Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти России и Татарстана.
Работа над проектом договора, конкретными межправительственными соглашениями шла очень трудно. Документы рождались в спорах, в поиске компромиссов, через согласование интересов и выдержали не одну редакцию. Благодаря совместным усилиям сторон удалось найти цивилизованную форму решения сложнейших политических вопросов. Но до 15 февраля в республике и России произошло немало примечательных событий, о которых нельзя не упомянуть.
Президент Минтимер Шаймиев не раз общался с людьми на площадях
Январь 1994 года начинался тревожно. Перевыборы депутатского корпуса не принесли успокоения на российский олимп власти. Президенту Борису Ельцину новая Дума тоже не понравилась. Еще бы: парламентарии усомнились в легитимности принятой в декабре Конституции Российской Федерации! Основания для этого были, и серьезные. В журнале «Панорама-форум» (№4, 1996) была опубликована статья Раиса Тузмухаммада, хорошо знакомого с «кухней» московской политики, в которой были приведены такие данные: в 14 регионах на избирательные участки пришло менее 50% избирателей, в 16 регионах проект не получил большинства голосов.
Возникли сложности и в отношениях главы государства с Правительством, лично с Премьер-министром Виктором Черномырдиным. Как писал в газете «Республика Татарстан» политический обозреватель Олег Морозов, пущены часы очередного политического кризиса.
Однако на взаимоотношениях первых руководителей Татарстана и России это, к счастью, не отражалось. Представители делегаций встречались, можно сказать, еженедельно. Естественно, в Московском Кремле не могли не обратить внимания на то, что выборы в Татарстане не состоялись. Борис Ельцин предпочел не стучать кулаком по столу, как сделал бы, будучи секретарем Свердловского обкома КПСС и живя в семидесятые годы. Он решил договариваться.
К этому времени большинство позиций по двустороннему договору рабочие группы согласовали, однако были в Москве силы, которые пытались противостоять его подписанию. В Казани эти силы расценивали как политические, в Москве же не меньше политических принимались во внимание экономические факторы. В частности, возражало против договора Министерство оборонной промышленности, ведь Казань была важным стратегическим военным объектом и ее суверенность сильно осложняла позиции оборонного ведомства. Но то, что тревожило московских высших чиновников, воодушевляло казанцев.
В специальном номере российско-американского журнал «Паспорт в новый мир» Президент РТ М.Шаймиев заверял россиян в том, что стремление Татарстана к самостоятельности не несет никакой угрозы для Российской Федерации. В одном из интервью («Независимая газета», 6 февраля 1994) он сетовал, что всеми забыт Федеративный договор, подписанный с таким трудом. «К сожалению, мы не используем момент и опять пошли по пути легких решений, потому что построить империю и унитарное государство в меньших масштабах на месте бывшего Союза кажется намного проще, чем строить демократическую федерацию, – сказал Президент корреспонденту «Независимой газеты». – Конечно, сегодня любой народ в пределах бывшего Союза и России еще можно «загнать» в любой режим, ведь люди жили столько десятилетий «в режиме», но тогда надо перестать говорить о демократии».
Минтимер Шаймиев, как и Ельцин, знал только один путь к достижению поставленной цели – «надо договариваться». Но при одном условии – «никто не должен искать кажущиеся выгоды для себя, ни одна сторона». И когда договариваешься, нельзя не искать компромисса.
И такой шаг Татарстан сделал: на 13 марта 1994 года были назначены повторные выборы в палаты Федерального Собрания. Однако многие в республике расценили этот шаг как капитуляцию, ведь совсем недавно сверху поощрялись любые, самые радикальные высказывания против выборов в федеральный парламент.
Средства массовой информации республики в большинстве заняли умеренные позиции, хотя в татарских газетах время от времени появлялись публикации о том, что жителям республики не стоит принимать участие в выборах другого государства. Зато началась радикализация требований «националов».
Президент Минтимер Шаймиев и Премьер-министр Мухаммат Сабиров
Националы относились к переговорам сдержанно, а некоторые общественные организации выступали против договора. 12 января в Казани состоялось так называемое Народное собрание, которое было проведено под эгидой Всетатарского общественного центра и Милли меджлиса татарского народа. Собрание приняло решение провести в Татарстане референдум. Жителям республики предлагалось ответить на три вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы Татарстан был объявлен нейтральным государством?»; «Согласны ли Вы, чтобы в Татарстане было приоритетным гражданство Республики Татарстан с оформлением паспорта гражданина Республики Татарстан?»; «Согласны ли Вы, чтобы население Республики Татарстан исполняло воинскую службу на территории Республики Татарстан?». Для того чтобы Верховный Совет принял постановление о проведении такого референдума, необходимо было собрать не менее 180 тысяч подписей. Организаторы референдума собрать их не смогли. Это был определенный индикатор настроений среди татар: большинство вполне удовлетворял ход переговоров в Москве.
Руководители республики (М.Шаймиев и Ф.Мухаметшин баллотировались в Совет Федерации) предпочли высказать свою точку зрения без переводчиков и посредников – во время встреч с избирателями, которых было множество. Они агитировали не столько за себя, сколько за выборы вообще.
И все-таки у нас лучше
С 7 по 9 февраля работала ХIX сессия Верховного Совета РТ. Она была посвящена экономическим вопросам, однако в прениях по повестке дня без политики не обошлось. Ф.Байрамова предложила заслушать информацию о работе над договором с Российской Федерацией. Премьер-министр М.Сабиров попросил депутатов воздержаться от обсуждения этого вопроса. Во-первых, потому, что об этом будет говорить в своем докладе Президент, во-вторых, говорить пока не о чем: «Есть несколько вариантов проектов соглашений, которые разрабатываются с Правительством Российской Федерации. Работа идет очень интенсивная, но еще договоренностей по статьям нет. Сейчас не нужно какое-то вмешательство в этот процесс. Надо просто терпение».
Против выборов и договора выступали не только депутаты Ф.Байрамова и М.Мулюков. У других просто формулировки были помягче. Так, народный депутат Н.Моржин из Нижнекамска спрашивал Президента, что конкретно изменилось в политической и экономической ситуации между Татарстаном и Россией с декабря 1993 года? Президент ответил так:
«Изменилось очень многое. Появилась Конституция Российской Федерации. Да, мы в референдуме не принимали участие, но Россия живет по этой Конституции. Она принята ее народом. Для продолжения переговоров сейчас появились две Конституции: Конституция Республики Татаpстан и Конституция Российской Федерации. <…> Сейчас, когда возобновился переговорный процесс, абсолютное большинство населения высказывается за то, чтобы Татарстан, идя на подписание договора, был представлен в органах государственной власти Российской Федерации. <…> Люди, которые считают себя политиками, прежде всего, к сожалению, спотыкаются на незнании экономики. Почему? Потому что сейчас без экономики нет политики. <…> Я считаю, что органы государственной власти найдут поддержку со стороны многонационального народа нашей республики».
На этой сессии М.Шаймиев выступил с большим докладом о социально-экономическом и политическом положении республики. Это было первое послание Президента парламенту, предусмотренное новой Конституцией РТ. Рассматривая итоги 1993 года в области экономики, М.Шаймиев отметил, что, к сожалению, стабильность не наступила. Финансовое положение практически всех крупных товаропроизводителей остается критическим. Тем не менее, жизнь в Татарстане легче, чем в других регионах России. В декабре 1993 года среднедушевой доход жителей республики почти в 3 раза превысил стоимость прожиточного минимума (по Татарстану среднедушевой доход в декабре – 72771 рублей, прожиточный минимум – 25 тыс., по Российской Федерации среднедушевой доход – 84 тыс., прожиточный минимум – 44 тыс.). Однако средняя зарплата у нас отставала: по показателям декабря 128 тыс. рублей против 130 тысяч в Российской Федерации. Республика компенсировала этот разрыв дотациями: по состоянию на февраль каждый городской житель получал 39 тыс. рублей: 18% – на питание, 58% – на жилищно-коммунальные услуги, 23% – на транспорт, остальное – на льготное лекарственное обеспечение.
В газете "Советская Татария" в 1994 году печаталось много карикатур. Одна из них, на злобу дня
Министр финансов республики Дмитрий Нагуманов, представляя проект закона «О финансировании государственных расходов из бюджета Республики Татарстан в I квартале 1994 года», заметил:
«До сегодняшнего дня мы у себя не решили ряд крупных вопросов экономического и социального развития. По объективным различным причинам. Но это неглавное. Главное и самое важное, нравится это кому-то или нет – это взаимоотношения с Российской Федерацией. Бюджетного послания России, как известно уважаемым народным депутатам, до сегодняшнего дня нет. Соответственно нет и самого бюджета. Какова будет кредитно-эмиссионная политика? Какие планируются в целом по России темпы инфляции? Какие меры предприняты в России по сокращению неплатежей предприятий? Без ответа на эти вопросы, находясь в едином экономическом пространстве, невозможно определить конкретные цифры наших доходов и расходов. Работа по данным позициям продолжается. Мы встретили хорошее взаимопонимание у нового министра финансов Дубинина Сергея Константиновича, мы с ним парафировали проект соглашения, который, я думаю, в ближайшее время будет подписан двумя премьер-министрами».
Ряд депутатов продолжало говорить о России как о другом государстве, однако в официальных документах все чаще речь шла о необходимости согласовывать позиции. Так, на сессии были внесены изменения в действующий республиканский закон «О пожарной безопасности». В связи с тем, что Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу, Правительство вышло с предложением в Верховный Совет учесть это переименование в тексте республиканского закона. Мотив был понятен: служба находится в двойном подчинении: МВД Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан. Никто из депутатов не возразил.
Долгая дорога к Договору
15 февраля состоялось событие, которого ждали с 1991 года, – в Московском Кремле был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Слово «Договор» в Татарстане всегда писали с большой буквы – это лишний раз показывает, сколь почтительно к нему здесь относились.
Двусторонний договор был подписан в Москве 15 февраля 1994 года. Фото Михаила Козловского
Долгие годы подробности переговорного процесса не разглашались, многочисленные проекты документа не видели даже народные депутаты, за редким исключением. И только в 1999 году появился сборник «Белая книга Татарстана». Составитель и ответственный редактор Рафаэль Хакимов собрал в нем официальные документы договорного процесса: персональные составы официальных делегаций, варианты текста договора, протоколы и коммюнике по результатам встреч участников переговоров, тексты соглашений.
Воспроизведем хронологию переговоров. Члены первой официальной делегации со стороны Татарстана были определены Президентом М.Шаймиевым 30 июля 1991 года. Это были вице-премьер В.Лихачев, заместитель Премьер-министра Ф.Газизуллин, член Комитета конституционного надзора Б.Железнов, председатель Комиссии Верховного Совета ТАССР Р.Хафизов и декан исторического факультета КГУ И.Тагиров.
Распоряжение о составе делегации со стороны Российской Федерации Президента Б.Ельцина последовало 9 августа 1991 года. Руководителем делегации «для проведения консультаций и согласования позиций» был назначен государственный секретарь РСФСР, Секретарь Государственного Совета при Президенте России Геннадий Бурбулис. В делегацию входили Юрий Воронин, наш земляк – председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам Совета Республики Верховного Совета РСФСР, первый заместитель Председателя Совета Министров РСФСР Олег Лобов, государственный советник РСФСР по взаимодействию с общественными объединениями Сергей Станкевич, министр юстиции РСФСР Николай Федоров, государственный советник РСФСР по правовой политике Сергей Шахрай, председатель подкомитета по межреспубликанским отношениям Комитета по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству Верховного Совета РСФСР Федор Шелов-Коведяев.
Первый протокол по итогам двусторонних консультаций был подписан после встречи, состоявшейся 12-15 августа 1991 года, вторая встреча проходила также в Москве – 3-4 октября того же года, третья – весной 1992 года. Результатом переговоров стало первое соглашение правительств об экономическом сотрудничестве, подписанное 22 января 1992 года. Это были два равнозначных документа: один – на русском, второй – на татарском языках.
Уже летом 1992 года Татарстан предложил российской стороне проект договора. Намеревались подписать его июле-августе того же года. Переговоры российская делегация продолжала уже в новом составе: 14 июля вместо Олега Сосковца Правительство представлял Юрий Яров, добавились председатель Государственного комитета РФ по национальной политике в ранге министра Валерий Тишков, Председатель Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР Рамазан Абдулатипов и еще несколько должностных лиц, в том числе со стороны МВД, министерств экономики, финансов и обороны. Была утверждена также группа советников-экспертов: Рашид Саликов, Игорь Косиков, Любовь Болтенкова, Евгений Данилов и Александр Мукаед.
Днем раньше М.Шаймиев также расширил официальную делегацию Татарстана, в которую вошли представители Верховного Совета: Зиля Валеева, Гелий Кобелев, Алексей Колесник, Фандас Сафиуллин, а также советник Президента Рафаэль Хакимов, министр внешнеэкономических связей Шаукат Арсланов, министр финансов Дмитрий Нагуманов, министр юстиции Альберт Салабаев. Ф.Газизуллина заменил вице-премьер Фильзя Хамидуллин. В переговорах принимал участие и Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин.
Третий состав делегации был определен Б.Ельциным 15 января 1993 года. Возглавил ее сам Президент России. Кроме того, в переговорах участвовали Премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, его заместители Сергей Шахрай и Юрий Яров. На 21 января 1994 года были назначены переговоры с участием первых лиц. Президенты обсуждали вопросы, по которым делегации не нашли компромисса. Разногласия остались, в частности, по вопросам о собственности и внешнего долга бывшего СССР.
Следующий документ, свидетельствующий о ходе переговоров, датирован 1 февраля 1994 года. Это очередной текст договора, в котором несовпадение позиций отмечается только в одной норме преамбулы и двум положениям статьи 2.
15 февраля Договор подписали Президент РФ Борис Ельцин, председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин, Президент РТ Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров. Предварительно документ был парафирован Юрием Яровым, Сергеем Шахраем, в то время федеральным министром по делам национальной и региональной политике, а также Василием Лихачевым, вице-президентом РТ. Поддерживая текст Договора, поставили свои визы первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Рамазан Абдулатипов, заместитель Председателя Государственной Думы РФ Михаил Митюков и Председатель Верховного Совета РТ Фарид Мухаметшин. Договор вступил в силу через 7 дней после подписания. Составной частью Договора стали 12 межправительственных соглашений.
В Татарстане документ оценили неоднозначно. Лидеры национального движения выразили свое несогласие с позицией руководства Татарстана. Коллективное неприятие было высказано 19 и 20 февраля, на втором курултае, который работал в Казани. Партия «Иттифак» открыто перешла на сторону «непримиримой оппозиции».
Зато приветствовали договор иностранные партнеры Татарстана – никому не хотелось ссориться из-за Казани с Москвой. Спокойно вздохнули работники правоохранительных органов, судьи и адвокаты – договор закреплял единое правовое пространство, делая четкое различие между федеральным и республиканским законодательством – у каждой стороны своя правовая компетенция.
Однако уже в мае Председатель Верховного Совета РТ Фарид Мухаметшин говорил о том, что есть серьезные сложности в реализации Договора. О том, как их преодолеть, М.Шаймиев вел разговор с Б.Ельциным. Как в Москве, так и в Казани. Визит российского Президента в Казань состоялся в конце мая.
Любовь АГЕЕВА
"Казанские истории", №7, 2006 год
Просим при использовании ссылаться на книгу "Республика Татарстан: новейшая история. События. Комментарии. Оценки". Т. 2.
Ф. Мухаметшин, Л. Агеева. Казань, 2007
Читайте в «Казанских историях»:
30 августа 1990 года: так делалась история
Путешествие во времени: год 1991
Путешествие во времени – год 1992
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя не искать компромисса. Часть 1
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя не искать компромисса. Часть 2
Путешествие во времени – год 1994
Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 1
Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 2
Нет будущего у народа, который предает забвению свою историю