Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1921 – Историко-филологический факультет Казанского университета, созданный в 1863 году, распоряжением Главпрофобра от 5 мая упразднялся
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Был Ниаз Даутов. И был его театр
- Любовь Агеева
- 23 сентября 2023 года
23 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Ниаза Даутова, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая (1913-1986).
Долгие годы он был главным режиссером Татарского государственного театра оперы и балета имени Джалиля и готовил оперных певцов в Казанской консерватории.
«Даутов не только готовил певцов, а воспитывал нас как личностей, к каждому находил ключик, да и в самих постановках был очень интересен. Это были индивидуальные постановки под конкретных певцов, а не то, что режиссер разрабатывал схему и потом всех под одну гребенку. Костюмы, даже грим, — все было индивидуально, догримировывал даже во время спектакля. Даутов ни один показ собственного спектакля не пропускал, сидел всегда в зале и говорил: «Зилечка, сегодня у тебя успех. Если во втором акте «Травиаты» в зале люди плачут, то это большой успех». Я и сама тоже плакала.
Вся молодежь, которая состоялась в оперном театре в то время, сделала это благодаря Даутову. Появились татарские национальные кадры, соответствующие европейскому уровню, которые достойно могли петь зарубежные, русские оперы, а также татарские», - так вспоминает Нияза Курамшевича выдающаяся певица, профессор Казанской консерватории, народная артистка РФ Зиля Сунгатуллина (https://www.business-gazeta.ru/article/608025).
Благодаря Даутову мы увидели многие шедевры русской и зарубежной оперы. Ему удавалось сделать серьезным музыкальным событием «несерьезную» оперетту. Это не было средством привлечения зрителя – это было открытие еще одной музыкальной планеты.
Он был первым постановщиком многих опер татарских композиторов: «Алтынчеч» и «Джалиль» Назиба Жиганова, «Кара за любовь» Бату Мулюкова и других. Творческий взлет многих ведущих солистов казанской оперы пришелся на годы работы в театре Ниаза Курамшевича: Зиля Сунгатуллина, Хайдар Бигичев, Эдуард Трескин, Галина Ластовка, Руслан Даминов… Список можно продолжить.
В «Казанских историях можно найти несколько материалов, посвященных Ниазу Даутову. О нем много писал народный артист Татарстана Эдуард Трескин, который почитал Ниаза Курамшевича как Учителя. Когда жил в Казани, по случаю юбилейных дат организовывал концерты его памяти.
ПРИМЕЧАНИЕ
Имя Даутова пишут по-разному - Нияз и Ниаз
Читайте в «Казанских историях»:
Ниаз Даутов: человек, который любил всех
Нияз Даутов обладал особым даром духовной столичности
«Сильва» в память о Ниазе Даутове
Даутов Ниаз – певец, режиссер, педагог, человек (1913-1986)