Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вадим Кешнер - народное достояние Татарстана

В марте в Казанском академическом русском большом драматическом театре имени В.И. Качалова отмечают 80-летний юбилей народного артиста России и Татарстана Вадима  Кешнера.

19 марта на творческой встрече со зрителями в малом зале Качаловского театра он рассказал много того, чего не знают даже его молодые коллеги. А 22 марта ему пришлось больше молчать – слушать других.

О том, что было в театре 19 марта, читайте в другой публикации (Вадим Кешнер: «Моя природа – это всегда то, что НАД...»). Здесь – репортаж о торжественном вечере в честь Вадима Кешнера, который прошел в театре 22 марта. На нем побывала Любовь Агеева, главный редактор «Казанских историй».

Народный артист России и Татарстана, почетный академик Российской академии гуманитарных наук Вадим Кешнер родился в Казани в 1937 году. В 1958 году пришел в студию при театре имени В.И. Качалова, после его окончания в 1961 году стал актером Качаловского театра.

Награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан» и медалью «За доблестный труд» (награда Республики Татарстан). Лауреат республиканской профессиональной премии «Тантана» («Триумф») в номинации «Честь и достоинство» 2011 года.

Жена – Татьяна Кешнер – кандидат химических наук. Сын – Александр Кешнер – майор полиции.

Вадим Кешнер – это Баба-яга («Два клена»), Александр Адуев («Обыкновенная история») Гончарова, Илларион («Я, бабушка, Илико и Илларион»), поэт Пушкин («Всего тринадцать месяцев»), молодой Шекспир в «Быть или не быть» Уильяма Гибсона, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» и профессор Персиков в спектакле «Роковые яйца» по одноименным романам Михаила Булгакова, роли в спектаклях «Забыть Герострата», «Валентин и Валентина», «Коллеги»... Назвать все спектакли с его участием невозможно…

На  творческом веку Вадима Кешнера сменилось три поколения актеров. Был театр Бейбутова, театр Простова, театр Портнова, Театр Орлова – это тоже длинный список. Александр Славутский – 13-й главный режиссер за время работы Кешнера в Качаловском театре.

Мой рассказ об этом вечере будет сильно субъективным. Иначе не получится… У меня в труппе Качаловского театра было несколько актеров, с которыми связывали не только профессиональные, но и личные отношения. Даже среди них Вадим Кешнер занимает особое место. Мы общаемся уже многие годы. И когда у нас все в порядке, и когда надо поплакаться в жилетку, и когда надо помочь. Общаемся, что называется, семьями. Как оказалось, Вадим учился вместе с моим мужем Рудольфом Климовым.

Сына Вадима Сашу, которого точно не узнала бы, если бы встретила на улице, помню еще маленьким мальчиком. Он был в театре вместе с мамой (Татьяна в белом меховом манто была обворожительна) и двумя детьми.

Третьего внука, точнее – внучку пока «в свет» выводить нельзя – она только что родилась, и это наверняка самый дорогой подарок для Вадима Валентиновича к юбилею. (Назову по имени – отчеству, для солидности. Хотя и артисты, и журналисты обходятся в общении именами).

Поздравление от внучки

Организаторы юбилейного вечера придумали красивое начало: на сцене медленно танцевали молодые актеры в костюмах из «Пиковой дамы»; ведущие вечера – Светлана Романова и Михаил Галицкий – вспоминали некоторые события из биографии Вадима Кешнера. Начали, как и пять лет назад издалека, напомнив присутствующим о казанском аптекаре Александре Федоровиче Кешнере, который однажды встретился в театре с Василием Качаловым, не подозревая, что его будущий внук будет в нем работать.

Дед был не просто купцом, но и известным благотворителем, за что его удостоили звания почетного потомственного гражданина Казани. Он имел аптекарский магазин и первый в губернии завод по изготовлению белковых препаратов, заменявших кровь.

Работы прадеда – скульптора и архитектора – по сей день украшают дворцы и центральные улицы Санкт-Петербурга. Этот факт из своей жизни Вадим не особо афиширует, так что расскажу подробности позднее. О прадеде Вадима на вечере рассказала  Марина Подольская, хорошо известная и как врач, и как постоянный автор журнала «Казань». Она вышла на сцену вместе с главным редактором Юрием Балашовым, и они презентовали юбиляру журнал с юбилейной публикацией.

Отец Вадима был фармацевтом, но в годы политических репрессий разделил судьбу многих сограждан. Реабилитирован посмертно в 1956 году.

Наблюдая за происходящим на сцене и удивляясь самоотверженности юбиляра, который почти весь вечер простоял на больных ногах, умудрился два раза пуститься в пляс, я сделала для себя несколько выводов.

То, что сцена творит с артистами чудеса, я знаю. Пришлось не однажды в этом убеждаться. Тем более что эта сцена, с которой связана вся жизнь. Сегодня Вадим занят всего в одном спектакле текущего репертуара. И хотя у него много другой работы – в Казанском театральном училище, в театральной студии Константина Хабенского, в наших разговорах порой чувствуется ностальгия по прошлому, по тем временам, когда он был занят почти во всех спектаклях Качаловского театра, когда его боготворили зрители, особенно зрительницы.

Впрочем, почему боготворили?.. Теплый прием, который ему устроили зрители 22 марта, – тому свидетельство. В этом смысле юбилей человека почтенного возраста – как бальзам ему на душу. И нельзя не поблагодарить театр за эти два вечера. На личном опыте знаю, как противно на душе, когда тебя пытаются вычеркнуть из списка, даже если ты еще, что называется, в седле. Сама в прошлом году отметила юбилей, и до сих пор в офисе Союза журналистов РТ лежит подарок для меня, за которым мне предложили зайти (?).

Замечательно, что есть смысл продолжить активную творческую жизнь и после объективного ограничения наших возможностей. У нас с Вадимом это педагогическая деятельность.

В юбилейные дни принято говорить комплименты, но ни один из них 22 марта мне не показался преувеличением. Даже самый, по моим представлениям, возвышенный. Кто-то назвал его достоянием Республики Татарстан. И это правда!

Заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова начала свое выступление с красивой метафоры:

«На Руси в древности говорили, что в день весеннего солнцеворота на землю прибывают посланники рая. И я не сомневаюсь, что вы один из них, прибывший сюда с великой актерской миссией».

Она поздравила юбиляра от имени руководства республики, зачитала указ Президента Татарстана Рустама Минниханова о награждении Вадима Кешнера республиканской медалью «За доблестный труд», вручила ему Благодарственное письмо Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина.

«Для нас Вадим Кешнер и есть Качаловский театр», – сказала первый заместитель министра культуры Татарстана Эльвира Камалова. И в это юбилейное преувеличение  хотелось верить.

Эльвира Камалова зачитала поздравление от Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева. Признавшись, и уже не в первый раз, в том, что он является преданным поклонником таланта Кешнера, Минтимер Шарипович напомнил, что они с Вадимом Валентиновичем ровесники, заметив при этом: «Это замечательно, когда сам присутствуешь на своем восьмидесятилетии».

Добавлю к этому: важно, чтобы подобные слова человек услышал при жизни. 

Когда в начале вечера на экран проецировались фотографии из спектаклей с его участием, я с удовлетворением заметила, что видела его практически во всех ролях. Это поразительно, но по снимкам, по мгновениям, которые попали в кадр, можно легко определить, кого он играл в каждом конкретном случае.

Приглашая любителей театра на творческую встречу с ним 19 марта, я разместила на своей страничке в Фейсбуке фото из спектакля «Всего тринадцать месяцев», и один из моих друзей восхищенно написал: «Похож!». Действительно, Вадим был очень похож на Пушкина. И не только внешне.

Кому-то он запомнился по другим ролям… Нет необходимости рассказывать здесь его творческую биографию, поскольку в «Казанских историях» можно найти другие публикации, посвященные Вадиму Кешнеру.

В ходе юбилейных поздравлений ему пришлось дважды вносить поправки в свою биографию, что вызывало одобрительный гул зрительного зала. Не 59, а 60 лет он выходит на сцену Качаловского театра. За это время сыграл не 120, а 200 ролей. Он лучше знает, сколько было ролей, ведь в его послужном списке не только спектакли Качаловского театра, но и композитор Петр Чайковский в легендарном литературно-музыкальном спектакле Татарской государственной филармонии «Жизнь для вечности», и роли в спектаклях «Театра 99». Это была такая яркая страница в жизни актера, что на посиделках после официального торжества среди множества гостей он выделил Артема Карапетяна, ныне более известного как Ян Арт. Впрочем, вполне возможно, что он выделил его и по другой причине, поскольку сына Ирины Чернавиной знает с его раннего детства…

Вадим Кешнер – один из трех ныне живущих выпускников студии при Качаловском театре. С Ириной Чернавиной всю жизнь проработал в Качаловском театре, а с коллегой из Татарского академического театра имени Г. Камала Наилей Гараевой поддерживает теплые дружеские отношения. Ирека Багманова, Людмилы Маклаковой, Евгения Кузина, Юрия Федотова, к большому сожалению, с нами уже нет…

Вадим Кешнер и Наиля Гараева

Поразительно, но кто бы не выходил в этот вечер на сцену с поздравлениями, все начинали с личных воспоминаний о его ролях. Даже официальные лица.

Председатель Союза театральных деятелей РТ и главный режиссер Камаловского театра Фарит Бикчантаев признался, что на всю жизнь запомнил слова Кешнера, которые услышал от него, будучи первокурсником Казанского театрального училища: «Настоящий актер должен быть голодным и спать на раскладушке». «Про «голодного» я помню, а про «раскладушку» – нет», – сказал Кешнер под хохот зала.

Бикчантаев зачитал поздравление юбиляру от Александра Калягина, председателя российского СТД, и в нем были удивительно теплые слова – будто служили они в одном театре…

Главный режиссер Татарского театра драмы и комедии имени К. Тинчурина Рашид Загидуллин учился в мастерской Кешнера и Каревой. Вспомнила первую встречу с Кешнером проректор по творческой и воспитательной работе Казанского государственного института культуры, профессор, доктор педагогических наук Ольга Калимуллина – тогда ей было 4 года.

Бизнес-леди Мария Горшунова назвала Кешнера самым красивым мужчиной в Татарстане. По ее мнению, Бог поцеловал Вадима Валентиновича при рождении во все места, и эти слова вызвали в зале заметное оживление. А когда на сцену вышла знаменитая «Симха», зал уже смеялся в голос. На мотив «Тум-балалайки» Эдуард Туманский спел целый спич о юбиляре. В восторг зрителей привели такие слова из него:

«Мы собрались в историческом зале на замечательный ваш юбилей. Как хорошо, что есть Кешнер в Казани, хоть он по нации и не еврей!..»

Эдуард Туманский зачитал стихотворение, которое написал для Кешнера Борис Львович, актер и режиссер, который уже много лет живет в Москве. Там были такие строки:

«Скажу сегодня правды ради – здесь преувеличенья нет: наш друг любимый Кешнер Вадик – любовь Казани много лет. Качалов – гений, несомненно, но три сезона – и привет! А Кешнер топчет эту сцену почти что шесть десятков лет...

Я за тебя определенно сегодня выпью триста грамм, и пусть прекрасная Юнона оттуда улыбнется нам»...»

Борис вспомнил близкого друга и соратника Вадима – актрису Юнону Кареву. В этот вечер ее имя называли многие, особенно их ученики.

Кстати, поздравления учеников – по училищу, по студии Хабенского – были самыми креативными.

«Старички» тоже не подвели. В их видеобращения обращениях к любимому педагогу было столько любви и нежности, что можно было позавидовать… Ведь, общаясь со студентами, педагог не всегда бывает «белым и пушистым». Но на расстоянии многих лет воспитанники Вадима Кешнера и Юноны Каревой в полной мере осознали, что значило для них общение с педагогами.

Самая знаменитая их ученица – Чулпан Хаматова – тоже прислала Вадиму Валентиновичу видеопоздравление. Такие слова, которые прозвучали с большого экрана, скажут не каждому учителю:

«Дорогой, любимый, родной, самый близкий, необходимый, истоковый, важнейший Вадим Валентинович! Сижу я сейчас в городе Иваново (через какое-то время выйду на сцену) и поздравляю вас. И себя. Единственное мое желание, которым можно и ограничиться, – чтобы вы были здоровы. Ради меня были здоровы, ради своей семьи, ради ваших учеников и всех, кто вас любит. Чтобы вы были с нами. Потому что ваш пример – невероятной какой-то, неугасаемой жажды жизни, жажды творчества, принятия и приятия всего нового, свежего, рискованного, настоящего – он дает столько сил нам всем!»

Еще одно видеопоздравление напомнило Кешнеру его молодость. Знаменитый режиссер, многолетний депутат Государственной Думы Станислав Говорухин, в прошлом муж Юноны Каревой, сидел за огромным рабочим столом в парламенте с неизменной трубкой.

Начал торжественно важно:

«Уважаемый Вадим Валентинович! Позвольте мне от имени Комитета Государственной думы по культуре поздравить вас, замечательного артиста и прекрасного человека, с таким круглым личным праздником».

Потом голос потеплел: «Это как бы официальная часть, чтобы ты, Вадик, не забывал, что и в Москве думают о Кешнере. Ну вот, мой дорогой, поздравляю тебя с юбилеем. Вот сейчас, оглядываясь назад, на пройденные десятилетия, я понимаю, что эти первые два года начала нашего общения – ты, Юнона, весна... Мне казалось, что в те два года была сплошная весна! И они были лучшими днями моей жизни!..»

Кажется, никогда еще Станислав Говорухин не вспоминал так тепло казанскую часть своей жизни. Он посоветовал Вадиму не пугаться цифры 80:

«Все пугаются. Но я тебе должен сказать, что не все плохо в этом возрасте. В нем есть хотя бы пятьдесят оттенков хорошего. Поэтому будь счастлив, здоровья тебе. Не забывай меня!..»

Пожалуй, даже для Вадима неожиданным получилось поздравление Константина Хабенского. Собственно, не само поздравление – что же в этом необычного, если Вадим Валентинович преподает в его казанской студии?

Удивило признание именитого московского актера:

«Я бесконечно рад, что когда-то судьба свела нас в одном очень интересном и непростом деле и что вы дарите нам свое время, свой талант. Я не останавливаюсь и продолжаю учиться (профессии в том числе). И хочу сказать вам одно: вы являетесь одним из моих учителей. Я безумно этому рад. Я хочу еще раз признаться вам в любви и пожелать вам всего хорошего!»

Как это принято в творческом сообществе Казани, поздравить юбиляра пришли его коллеги, и все с музыкальными приношениями. От имени Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля выступал заместитель директора Юрий Ларионов, от имени Татарской государственной филармонии – пресс-секретарь Зимфира Гильмутдинова. Были художественные поздравления от Казанского театра кукол и Казанского хореографического училища. Для юбиляра пели Юлия Зиганшина и Владимир Нежданов.

Актеры Казанского театра юного зрителя вышли веселой и шумной компанией цыган, и одна из цыганок под аплодисменты и смех в зале много чего нагадала Кешнеру. Это была Елена Ненашева, с которой в девяностые годы прошлого века он играл один из лучших своих спектаклей – «Лолиту» по роману Набокова. Ненашева играла Лолиту, Кешнер – Хамберта.

Казанского мэра представлял начальник Управления культуры Азат Абзалов. На прощанье он что-то шепнул на ухо юбиляру, и зал понимающе загудел. В этот день почти все дарили подарки в конвертах… Наверное, юбиляру было сказано, какой подарок будет от Ильсура Метшина.

Поздравление главного режиссера Качаловского театра Александра Славутского по традиции было иронично ворчливым:

«Дай Бог, чтобы было у вас здоровье. Вот вы поднимаетесь, я всегда вам говорю: «Держитесь за поручни! Держитесь за поручни!». Чтобы все было у вас цело, все шейки бедра! То, что вы бегаете с утра, – я еду на работу и вижу, как вы бежите на базар, – это, с одной стороны, неосмотрительно, а с другой – вы молодец. Движение – здоровье! Я желаю вам здоровья. У вас до хрена внуков! Хорошо, что у вас есть Саша, сын, и что у него много детей. И что не одна жена – это тоже хорошо! Ничего в этом нет плохого!

– В январе у меня родилась внучка.

– Которая?

– Третья!

– Это хорошо! Смотрите, вся труппа сегодня здесь, к вам все относятся хорошо, с любовью. Для вас сегодня мы сделали вечер. Я хочу дожить до следующего вашего юбилея!..»

Фото Олега Маковского

За его спиной в это время выстроилась вся труппа, для памятного снимка. В нынешней труппе Качаловского театра – в основном молодые незнакомые лица. Потом, на неофициальной части, у нас с Владимиром Зотовым была возможность вглядеться в них. Молодые коллеги подготовили для юбиляра небольшой капустник, и он веселился с ними, забыв про свои года.

Очень смешной получилась сценка про зверят, которые пришли искать Деда Мороза. Мне довелось видеть его и в этой роли. В семейном альбоме есть даже фотография, на которой Дед Мороз сидит у нарядной елки в Государственном Совете вместе с моим маленьким внуком.

В конце вечера Вадим Кешнер обратился к залу: «Я благодарен судьбе: она распорядилась так, что я сохранился в стенах этого театра. Я бесконечно благодарен всем моим партнерам, зрителям, для которых я всю жизнь служил».

Далее он процитировал Пушкина, которого в свое время играл в пьесе Юрия Дынова «Всего тринадцать месяцев»:

«Достиг я грустной зрелости черты, и с этой крутизны мне стало ясно: шум – суета, шум – трата сил напрасно. Служенье муз не терпит суеты...»

И зал отозвался бурными продолжительными аплодисментами. А потом на сцену потянулись неофициальные поздравляющие, с букетами, с подарками, со словами любви и признания. Вадим купался в этой ауре, довольный и счастливый.

Как, однако, много значат юбилеи, когда тебе уже далеко за «… дцать»…

В спектакле «Жизнь для вечности», в котором Вадим, он же композитор Чайковский, выходил на сцену вместе с Юноной Каревой, которая была в тот вечер Надеждой фон Мекк, и симфоническим оркестром под управлением знаменитого дирижера Натана Рахлина, были такие замечательные слова:

«Право, двух жизней было бы мало, чтобы все исполнить. Наша жизнь возмутительно коротка!»

Даже если над сценой – огромная цифра 80, увенчанная лавровым венком…

 

Фото Олега Маковского

Читайте в «Казанских историях»:

Вадим Кешнер и Чулпан Хаматова – учитель и ученица

«Потому что без вас – хана!..»

«Это был мой путь...»

Что наша жизнь? Игра?

Необоснованный оптимист: Вадим Кешнер о жизни, о театре и о себе

Вадим Кешнер: «Это было начало моей новой жизни»

Три года без Юноны Каревой

Юнона Карева: «Неси свой крест и веруй...»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить