Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанский кремль: тайна трех монастырей
- 31 мая 2023 года
31 мая казанцев и гостей столицы Татарстана Ольга Пехтелева пригласила на экскурсию «Тайна трех монастырей». Среди экскурсантов были Юлия Сергиванова и Любовь Агеева.
Казанский кремль считается главной достопримечательностью города, поэтому каждый житель Казани или гость столицы республики не оставит этот архитектурный ансамбль без внимания. В январе 1994 года был создан Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Ныне Казанский кремль ― объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
И дома умеют говорить
О древней истории казанской крепости написано много. Одни исследователи хорошо знают, какой она была во времена Казанского ханства, другие специализируются на истории кремля, построенного псковскими мастерами после взятия Казани войском Ивана Грозного в октябре 1552 года. Но до сих пор обнаруживаются свидетельства, не известные ранее. Среди знатоков этой истории ― Ольга Александровна Пехтелева, историк, культуролог, в недавнем прошлом директор Музея истории Благовещенского собора, а ныне экскурсовод и лектор Музея Казанской Иконы,
Известно, что стены нового кремля были построены по очертаниям ханской крепости. В первые годы советской власти здесь произошли серьезные изменения. Многие сооружения исчезли, например, Спасо-Преображенский собор, от которого остались только законсервированные очертания части фундамента «пещерки», в которой хоронили именитых священнослужителей. Уцелевшие в борьбе с религией здания не раз реставрировались. Благовещенский собор, губернаторский дворец, юнкерское училище, церковь святого Николая Чудотворца Ратного и другие здания были восстановлены при масштабной реставрации Кремля в 90-х годах прошлого столетия. Среди последних объектов, прошедших реставрацию, ― бывшие Присутственные места, где в Казанской губернии работали чиновники и государственные служащие. Теперь это многочисленные выставочные залы.
О том, какие объекты сохранились, а каких уже нет, Ольга Александровна Пехтелева рассказала тем, кто пришел 31 мая на встречу с ней. Экскурсия носила название «Тайна трех монастырей». Она была посвящена трем монастырям: Троице-Сергиеву, Спасо-Преображенскому и Иоанно-Предтеченскому. Как оказалось, экскурсовод пригласила желающих не столько в Кремль, сколько в далекое прошлое.
Перед началом экскурсии Ольга Александровна попросила не писать ее монолог на диктофоны, посоветовала просто слушать, пропускать сказанное через себя. Это, действительно, помогает не только узнать много новой информации о прошлом, но и прочувствовать ход самой истории. Ведь каждое сооружение Кремля, древнее, которое нам уже не увидеть, разве что на снимках, которые нам показали, или современное, связано с конкретными историческими событиями.
С первых минут знакомства с экскурсоводом мы могли убедиться, что Ольга Пехтелева ― человек увлеченный. Она знает, наверное, всё о кремлевских сооружениях, утраченных и уцелевших, о том, чем были известны здешние монастыри, как складывалась история казанской крепости в целом. «Больше, чем она, не знает никто, ― сказала мне после экскурсии одна из участниц нашего путешествия. ― Не скачет по верхам, не говорит монотонно, по шаблону, делится уникальными знаниями». Как я поняла, она уже посещала экскурсии Ольги Александровны.
Сегодня трудно представить, но когда-то именно здесь, внутри кремлевских стен, и была древняя Казань, окруженная городским посадом. Если от Спасо-Преображенского и Иоанно-Предтеченского (его чаще зовут Ивановским) монастырей какие-то сооружения сохранились, а в Ивановском по-прежнему живут монахи, то от Троице-Сергиева монастыря не осталось практически ничего. Мы постояли на его бывшей территории, недалеко от здания юнкерского училища, построенного в 1840 году, и мечети Кул Шариф, появившейся в 2005-м.
Монастырь, которого нет
Во времена критического осмысления истории страны находились «знатоки» казанской истории, которые утверждали, что Троицкий монастырь был закрыт большевиками. Конечно, в 30-х годах многие церковные сооружения, действительно, исчезли или были приспособлены для других нужд, как Благовещенский собор, где многие годы размещался республиканский архив, но с Троицким монастырем вышла совсем другая история.
Как рассказывает в своей книге «Путеводитель по святыням Казанской епархии» Андрей Рощектаев, в 1764 году Екатерина II повелела закрыть 418 монастырей России, передав недвижимое церковное имущество мирской власти. В числе монастырей, которые утратили свою самостоятельность, была и обитель «Пресвятые Троицы и Сергия Чудотворца» в Казани. Два его храма ― Троицкий и Сергиевский ― стояли в крепости еще четверть века после реформы. По словам Ольги Александровны, они использовались как приходские церкви, пока в 1787 году не были полностью разобраны.
Наша экскурсия началась с погружения в 1552 год, когда по казанской крепости вполне мог прогуливаться царь Иоанн IV, известный нам как Грозный. Он очень почитал священника Сергия Радонежского и часто приезжал к нему в Троице-Сергиев монастырь, расположенный на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора. Около 1335 года Сергий Радонежский вместе с братом Стефаном построил там небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, которая стала частью Троице-Сергиева монастыря.
А по мнению Андрея Рощектаева, для будущего монастыря, возможно, было выбрано место чудесного явления преподобного Сергия Радонежского жителям Казани накануне ее взятия в 1552 году. Бесплотный его образ видели на кремлевских стенах. Ольга Александровна уточнила: Сергий Радонежский был первым православным, который оказался в ханской крепости. Как пишется в «Истории Казанского царства» («Казанском летописце»), святой старец «подметал» улицу, по которой позже в город въехал молодой царь. Об этом свидетельствуют и многие устные легенды.
Когда Казань была взята, царь Иван IV повелел создать в ее крепости подворье Троице-Сергиева монастыря. Ольга Александровна познакомила нас с предполагаемым местоположением его сооружений и достоверными фактами, найденными ею в исторических документах.
Сергиевская церковь была холодной. Она стояла напротив Сергиевских ворот, место расположения которых можно определить по Преображенской башне Кремля.
Мощная проездная башня прямоугольной формы была построена в XVI веке на месте Теменской башни ханской крепости. Она служила западным входом на территорию крепости. На первом ярусе башня имела деревянные, окованные железом ворота. Первоначально башня получила название Сергиевской, позднее ее стали называть в честь Спасо-Преображенского монастыря.
Преображенская башня, вид с площади Тысячелетия. Старинный первый ярус надо смотреть в Кремле
Для меня было открытием, что первый ярус древних Сергиевских ворот сохранился до наших дней. Это подтверждало изображение ворот, которое Ольга Александровна нам показала.
Келья, в которой нет монаха
Весь юго-западный угол Кремля, сбоку от Спасской башни, занимал совсем небольшой по территории (около 1 га), но очень почитаемый Спасо-Преображенский монастырь, один из величайших по значению в нашем краю. Свое имя обитель получила от главного монастырского ― Преображенского собора и надвратной церкви Нерукотворного Образа, которая находилась в Спасской башне. Она соединялась с монастырем с западной стороны пристройкой с лестницей.
Монастырь основал в 1556 году святитель Варсонофий. Он был в нем архимандритом целых 12 лет. За это время братия от первых нескольких человек выросла до ста насельников. Монастырь стал крупнейшим в нашем крае центром православного просвещения, наравне со Свияжским Успенским.
С юго-запада и юга монастырь был огражден стенами крепости, а с северо-востока и севера – высокой каменной оградой, доходившей до храма Киприана и Иустинии, который в начале XIX века был приписан к монастырю. Ольга Александровна показала нам сохранившуюся до наших дней часть этой ограды. Без экскурсовода она вряд ли бы привлекла наше внимание.
Первоначально монастырь имел две деревянные церкви – Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая в 1566 году была возведена в камне. Она была построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка. Преображенская церковь была построена примерно в 50-х годах XVI столетия ― точной даты нет. К середине XVIII века монастырь имел уже три каменные церкви и часовенку.
К сожалению, монастырский комплекс сильно пострадал в большом пожаре 1579 года. Именно после него было начато строительство каменного Спасо-Преображенского собора. Это был огромный пятикупольный храм (1595-1601), слегка уступавший Благовещенскому собору по размерам и роскоши.
Сбор был взорван в 1923 году. Сохранился только его подвальный этаж с таинственными сводчатыми залами.
Многие сооружения монастыря тогда пострадали или были разрушены. К настоящему моменту сохранилось несколько, в том числе кирпичное Г-образное в плане здание Братского корпуса. Изначально он представлял собой комплекс двух объединенных между собой домов – жилого, с кельями, и казначейского, а также галереи.
В 1670 году было построено двухэтажное здание с квадратными в плане сводчатыми кельями для монахов. Говорят, в первые годы советской власти в некоторых кремлевских зданиях, в том числе в этих кельях, жили люди. В XVIII веке с западной стороны к этому зданию был пристроен трехэтажный казначейский дом.
Мы постояли возле дома с кельями, у церкви Николы Ратного, которая отреставрирована.
Церковь Николы Ратного вдали. На первом плане - очертания фундамента "пещерки"
Она была построена во второй половине XVI века. Здание возвели из волжского известняка и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли именем Николы Ратного, потому что основную часть прихода составили стрельцы казанского гарнизона.
Четыре века Введенской церкви
Наше путешествие проходило не только по территории Кремля, но и за ее пределами. Ольга Александровна рассказала нам об удивительном трехшатровом соборе монастыря Иоанна Предтечи, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. Историк Андрей Рощектаев так описывает собор в своем путеводителе:
«Он раскинулся белокаменным ансамблем прямо напротив кремля, по другую сторону площади от Спасской башни. Когда-то, под пару к этой башне, возвышался великолепный трехшатровый собор монастыря. Он был почти такой же высоты: кремлевская башня ― 47 метров, а центральный шатер храма ― 45. Но Иоанно-Предтеченский собор ― как раз то единственное, что не сохранилось от замечательного ансамбля этой маленькой, но очень красивой обители».
Монастырь был основан около 1567 года святителем казанским Германом как подворье Свияжского Успенского монастыря, основанного им же ранее, в 1555 году. Он создавал подворье на свои средства, «при пособии граждан». Обитель обрела самостоятельность к 1595 году.
Святитель Герман впоследствии был избран архиепископом Казанским и Свияжским. Интересная подробность о нем ― в Свияжском Успенском монастыре, где святой отец был настоятелем, он жил в келье размером в четыре квадратных метра. В 2019 году келья была восстановлена в Успенском мужском монастыре Свияжска. Есть версия, что печатать книги в Свияжской обители при нем начали раньше, чем это сделал первопечатник Иван Федоров.
Из древних построек монастыря сохранилась пятикупольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII века декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным тремя рядами нарядных кокошников. За исключением собора, монастырский ансамбль сохранился почти без изменений. Сегодня это один из ценных архитектурных комплексов старой Казани.
По екатерининской реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь тоже подлежал упразднению, и архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять его. Монастырь хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать.
Архитектурный ансамбль обители дважды страдал от пожаров — в 1649 и 1815 годах. Самые первые монастырские строения были деревянными, и все они были уничтожены пожаром 1649 года.
Вскоре после этого, в начале 50-х годов XVII века при спонсорской помощи, выделенной московским купцом Гавриилой Антипиным, были возведены новые строения, но уже в каменном виде. После пожара 1815 года монастырь восстановили на пожертвования императора Александра I и самих жителей Казани.
Пожары существенно ослабили конструкцию Иоанно-Предтеченского собора. К концу XIX века, несмотря на признанную в научных кругах архитектурно-художественную ценность, власти решили его разрушить и отстроить заново. Автором проекта выступил Генрих Руш, городской архитектор и эксперт по строительным материалам.
Новый собор копировал вид прежнего, однако был куда крупнее его по размерам. Храм освятили в 1899 году.
27 ноября 1936 года Введенская церковь была закрыта, как и весь монастырь. В братском корпусе разместили жилые помещения, в церкви - мастерскую «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям». В настоятельском корпусе был офис республиканской службы по охране культурного наследия.
Обитель вернули Казанской епархии лишь в 1992 году. Сегодня она действующая.
К сожалению, мы не смогли зайти во Введенскую церковь ― там шла служба. Ольга Александровна посоветовала сделать это в другое время, и обязательно помолиться святыням храма – частице мощей святого Германа, Казанского Чудотворца, которая находится под стеклом символической раки, а также иконам Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая чаша», образу Иоанна Предтечи.
Наша прогулка в прошлое завершилась заслуженными аплодисментами. У многих экскурсантов возникли вопросы, на которые Ольга Александровна постаралась дать как можно более полный и точный ответ. Многих, например, интересовало, где захоронены преподобные Гурий и Варсонофий, первые святители Казанской епархии. Ольга Александровна ответила на этот вопрос.
Первый казанский архиепископ Гурий был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем Преображенского собора. Его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря. В последующие четыре столетия на этом некрополе обрели покой многие знаменитые казанцы: известные духовные лица, профессора Казанской Духовной академии, в том числе Николай Федорович Катанов с женой, а также купцы, военные, важные чиновники.
Над могилой святителя усердием боярина Ивана Елизаровича Застолбского, ученика и сподвижника архиепископа Гурия, была сооружена каменная клеть, та самая «пещерка», о которой напоминает силуэт старой постройки.
Преосвященный Варсонофий, второй казанский епископ, умер в 1576 году и был погребен рядом с почившим за двенадцать лет до того святым Гурием.
В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх всея Руси) засвидетельствовал, что мощи оказались нетленными.
В разных источниках год обретения мощей называется разный – 1595 и 1596. Обе даты правильные: 1596 год – по старому, сентябрьскому летосчислению, с 1-го сентября пошел новый, 1596 год.
Как сообщается в очерке на сайте Татарстанской митрополии, в 1630 году при митрополите Казанском и Свияжском Матвее мощи св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря перенесли в кафедральный Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С.Т. Аристовым серебряную раку у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б.И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей.
После закрытия Благовещенского собора в 30-х годах прошлого века рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории этой обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали и мощи святителя Гурия.
В 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, которая до революции была приписана к Благовещенскому собору.
С 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.
Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную во время реставрации в Благовещенском соборе.
А вот мощи святого Варсонофия до нас не дошли. Точно известно, что они были вынесены с прежнего места упокоения в «пещерке» Преображенского собора. По свидетельству краеведа Анатолия Елдашева, рака с мощами святителя после революционного лихолетья оказалась в запасниках городского музея. Но в фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились лишь позолоченные серебряные детали этой раки.
Ольга Александровна поделилась с нами информацией из исторических документов, которые нельзя найти на просторах интернета. Ее знания и подход к преподнесению информации удивляют. Она рассказывала об истории старой Казани ярко и красочно, с мелкими деталями и подробностями, время от времени иллюстрируя свое повествование фотографиями, в том числе раритетными.
Я не первый раз посещаю экскурсии в Кремле, слышала много информации, но некоторые подробности, сообщенные Ольгой Александровной Пехтелевой, меня удивили. Думаю, что многие участники нашей экскурсии со мной согласятся — после экскурсии захотелось узнать об истории казанских монастырей еще больше. И я это сделала, познакомившись с исследованиями других знатоков истории казанского православия.
Юлия Сергиванова
Урок истории, но не в классе
31 мая день завершился на позитивной ноте. Вместе с известным знатоком православной истории Казани, культурологом Ольгой Александровной Пехтелевой побродила по Кремлю и рядом, увидела (нет, не увидела - далеко не всё могла увидеть) следы трех монастырей древней Казани - Сергиево-Троицкого, Спасо-Преображенского и Иоанно-Предтеченского.
Хотя многие свидетельства давних времен утеряны, но еще какие-то находятся, причем не в Казани. Как оказалось, с архивом Троицкого монастыря можно познакомиться в Троице-Сергиевой обители, которая находится в городе Сергиев Посад Московской области. Вот откуда у Ольги Александровны знание подробностей, которые не найдешь в республиканском архиве.
Народу на экскурсии было удивительно много — записалось 35 человек, на месте не посчитала, но, по-моему, пришли все.
Меня радует, когда вижу неподдельный интерес к истории Казани. Раньше думала, что на такие экскурсии ходят в основном туристы. Удивительно, но таких много. Убедилась на экскурсии по Дому Ушковых, которую вел Эдуард Хайруллин. К нему заранее записывались из самых разных городов. Он умел организовать продвижение своего проекта.
Но знакомые экскурсоводы говорят, что много и казанцев. Причем, людей самого разного возраста. Порой приходят целыми семьями. Были такие и на этот раз.
Обычно к концу экскурсии группа редеет. Не потому, что не интересно — не все могут провести на ногах больше часа, а людей пожилых многое. Тут тоже к финишу —к мужскому Ивановскому монастырю, единственному из трех действующему, мы подошли не в полном составе, но группа оставалась большая. Потом экскурсанты долго терзали Ольгу Александровну вопросами, порой элементарными. На экскурсии были люди, которые имеют о древней Казани весьма шапочное представление.
Хотелось сказать — читайте «Казанские истории», но не очень удобно. Да и вряд ли послушают. Исторические знания сегодня не являются обязательной потребностью взрослых, не то что детей. И все-таки казанским экскурсоводам удается комплектовать группы по самым разным маршрутам.
Конечно, в отличие от большинства экскурсантов нашей группы, я многое знаю о трех монастырях казанской крепости и об истории кремля, в «Казанских историях» есть немало материалов об этом. Но на этой экскурсии узнала много нового. Ольга Пехтелева — исследователь известный, не просветитель, как ваш покорный слуга, а ученый, работающий в архивах. Она, по сути, создатель музея Благовещенского собора, автор интересного буклета о нем.
Любовь Агеева
Фото с экскурсии Любови Агеевой и Юлии Сергивановой
***
Если вас заинтересовала экскурсия и понравился экскурсовод, следите за объявлениями о новых путешествиях с ней. Не упускайте ее лекции в Музее Казанской Иконы.
Читайте в «Казанских историях»
Спасо-Преображенский монастырь в Казани
Что ждет Ивановский монастырь?
Казанский кремль: всегда под охраной
Нияз Халитов: «Идти через препятствия, а не по кем-то уже проложенной тропе»
Нияз Халитов: «Делай что должно, и будь что будет!»
Таких масштабных реализованных проектов в России по пальцам посчитать