Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Китайская коллекция музея композитора Назиба Жиганова в Национальном музее РТ

20 июля в главном здании Национального музея Республики Татарстан открылась выставка «Жёлтый аист из Поднебесной. Китайская коллекция Музея композитора Назиба Жиганова».

На выставке в главном здании Национального музея РТ можно увидеть уникальные экспонаты из мемориальной коллекции, среди которых произведения декоративного искусства, фотографии из личного архива Назиба Жиганова, пластинки с китайской традиционной музыкой, нотные и книжные издания, автографы композитора.

В день открытия выставки в конференц-зале Национального музея Республики Татарстан прошел концерт вокальной музыки, прозвучали сочинения композитора  в исполнении студентов из Китая, обучающихся в Казанской консерватории имени Н.Г. Жиганова (класс преподавателя Сюмбель Киямовой).

Сегодня это единственная возможность для тех, кто помнит Назиба Гаязовича, высоко ценит его общественную деятельность, любит его музыку, увидеть раритеты из Музея-квартиры Н.Г. Жиганова. Ведь мемориальная квартира уже долгое время закрыта по соображениям пожарной безопасности.

Этот музей был открыт 2 марта 2001 года, к 90-летнему юбилею композитора. Мы должны благодарить за это Нину Ильиничну Жиганову, жену композитора (Сто лет Нины Ильиничны Жигановой). Она почти 40 лет была спутницей его жизни, после его смерти многие годы добивалась, чтобы сохранить его творческое наследие и память о его заслугах. Нина Ильинична – создатель и первый директор мемориального музея – филиала Национального музея РТ. Сегодня им руководит Алексей Егоров, внук Назиба Гаязовича, сына Светланы Назибовны, тоже профессора Казанской консерватории.  

Замечу для непосвященных: у Жиганова было две семьи. Бабушка Алексея – солистка Татарского театра оперы и балета, певица Серафима Жиганова, в девичестве Минеева.

Итак, посетители увидят коллекцию раритетов, рассказывающую об одной из многочисленных  служебных командировок председателя правления Союза композиторов ТАССР. В ноябре 1957 года в составе делегации деятелей советской культуры он посетил Китай, где принял участие в торжествах в честь 40-летия Октябрьской революции. В национальной опере гости из СССР смотрели оперу «Сказание о девушке Сим Чен».

В большинстве источников о Назибе Жиганове, в том числе хронике двухтомника, выпущенного в 2004-2005 годах, указывается, что эта поездка состоялась в 1958 году. Мое желание проанализировать процесс создания балета «Легенда о жёлтом аисте» привело к обнаружению разночтения в датах. В Личном листке по учету кадров, заполненном 11 декабря 1950 года, Жиганов указал 1957 год, а отвечая на вопросы кадровой анкеты номенклатуры ЦК КПСС, заполненной 28 января 1972 года, – 1958.  Уточнить истинную дату помогло письмо Р.Г. Загировой, датированное декабрем 1957 года (в музее Жиганова есть его оригинал), в котором композитор пишет, что в текущем году 30 дней провел в Китае.

Поездка стала важным событием в жизни композитора. «30 дней провел в Китае! Повидав тамошний мир, чуть с ума не сошел… Увидев Китай, можно и умирать… Китай есть Китай», – написал он в одном из писем 1957 года.

Особый след в душе композитора оставила китайская народная музыка. Ведь ней, как и в татарской музыке, используется пентатоника. Н. Жиганов привез буклет о китайском театре, нотные издания и несколько пластинок с китайской музыкой, которые представлены в экспозиции.

На выставке можно увидеть сувениры из Китая, в том числе – необычную лампу и фигурку мальчика с дудочкой, рядом с которым жёлтый аист.

Фарфоровая статуэтка с аистом не давала Назибу Гаязовичу забыть китайскую командировку.

Пожалуй, самым важным его «приобретением» стали тогда впечатления и знания о древней, богатой и многообразной цивилизации Китая. Композитор привез из Поднебесной замысел балета по китайской сказке «Жёлтый аист». Это старинная китайская сказка о бродячем музыканте Ми. Для своих друзей на стене харчевни он нарисовал желтого аиста, который должен был танцевать под музыку только для трудового народа – и никогда для господ. Местный богач - Великий Мандарин - велел поймать птицу, но та неожиданно превратилась в рисунок на стене...

Композитора заинтересовала древняя китайская сказка о Жёлтом аисте. История замысла балета «Легенда о Жёлтом аисте» дала название музейной выставке.

Как рассказала Н. Жиганова, композитор решил написать на ее основе балет, который должен был войти составной частью в спектакль из трех жигановских балетов. Однако в «Легенде о любви», поставленной в 1971 году, были только «Нжери» и «Зюгра». 

В 1963 году Н. Жиганов создал сюиту для большого симфонического оркестра «Симфонические новеллы». В основе сочинения –  сюита на основе музыки балета о Жёлтом аисте. «Симфонические новеллы» звучали часто, но до балета у Назиба Гаязовича руки не доходили. И, скорее всего, не только из-за большой занятости в консерватории и Союзе композиторов. Он понимал бесперспективность работы над китайской темой из-за резко испортившихся отношений между Советским Союзом и Китаем.

Алексей Егоров сообщил мне, что нашел в фондах музея подтверждение того, что Назиб Гаязович намеревался съездить в Китай еще раз и даже предпринимал меры для оформления необходимых документов. Однако осуществить задуманное помешала серьезная болезнь.

Существует мнение, что композитор балет завершил, осталось его только поставить. Однако это не так, и в этом убедился композитор Леонид Любовский, когда в 2007 году к нему обратилась Нина Ильинична Жиганова и попросила довести балет до сцены.

В 2007 году в России объявили  Годом Китая.  Нина Ильинична, с которой мы в ту пору виделись очень часто, как-то заговорила об одном жигановском замысле, оставшемся нереализованным. И обратила мое внимание на статуэтку мальчика с дудочкой.

Китайской сказки о Желтом аисте я не знала, и она в подробностях рассказала мне ее сюжет, а потом – о работе над балетом, к которому жена композитора написала либретто.

Леонид Зиновьевич так рассказал мне о начал своей работы над балетом:

- Внимательно изучил все, что осталось в личном архиве Жиганова от «Желтого аиста». Прежде всего это партитура для большого симфонического оркестра: семь симфонических новелл, или пьес, написанных на основе китайской сказки. Из Китая Назиб Гаязович привез большое количество пластинок, на конвертах которых я нашел немало ценных суждений о китайской музыке Назиба Гаязовича.

Композитор отмечал, что сама тема балета о Жёлтом аисте необыкновенно духовная. Видимо, выбор сказки был для Жиганова далеко не случайным. Он не мог, как человек творческий, не задумываться о том, что есть творчество, как сочетается духовное с меркантильным. А потому сюжет о Жёлтом аисте позволял ему высказать свои мысли на понятном ему музыкальном языке.

Стоит отметить, что во всех балетах Жиганова одинаково ярко проявлялось характерное для композитора философское осмысление через сказочную символику нравственно-этической проблематики реальной жизни.

Музыку балета Жиганова и Любовского «Легенда о «Жёлтом аисте» (именно так Леонид Зиновьевич расставлял на будущей афише имена ее авторов, хотя многие советовали, учитывая его вклад, другой вариант) композитор в 2011 году представил членам экспертного совета по музыкальному искусству и руководства правления Союза композиторов республики, получил благожелательные отзывы.

Но балет так сцены и не увидел. Я не могу причислить себя к тонким ценителям музыки, но мне сказка о Жёлтом   аисте понравилась: динамичная, кинематографичная, что позволило бы создать востребованный спектакль для людей всех возрастов. Мне говорил об этом, подводя итоги того обсуждения Владимир Яковлев, художественный руководитель балетной труппы театра имени Мусы Джалиля.

Но такой балет в афише театра не появился. Не был он поставлен и в Москве, в Театре Вячеслава Гордеева, где уже шла работа над балетом.

Могу привести только два примера исполнения этой музыки, оба концертные: 2012 -  концерт Казанского камерного оркестра La Primavera под управлением Рустема Абязова («Неизвестный Жиганов»), 2013 год – выступление Чувашской академической симфонической капеллы («Жёлтый аист» в Чебоксарах).

К сожалению, композитор Любовский ушел из жизни, так и не увидев балет на сцене.

Подробнее о балете и его непростой судьбе можно узнать из публикаций «Казанских историй» (Желтый аист – привет из Китая; Балет о Жёлтом аисте. И не только о нем; Музыка как исповедь - интервью Л. Любовского)

 На сайте «Казанских историй» размещено более сорока публикаций о создателе Казанской государственной консерватории, народном артисте СССР, Герое Социалистического Труда Назибе Жиганове. Их легко можно найти по библиографическому списку (Назиб Жиганов крупным планом. Библиография).

Экспозиция в Национальном музее будет интересна не только знатокам музыки, но и всем, кто придет в предстоящие месяцы в национальный музей. В ней, конечно, вы не найдете подтверждения непростой судьбы балета о Жёлтом аисте. Да и в жизни Назиба Гаязовича это был всего лишь эпизод.

Но выставка ценна другим – она позволит вам заглянуть в творческую лабораторию композитора, увидеть, какое отражение находят в творчестве мастера жизненные впечатления.

О Назибе Гаязовиче Жиганове в последние три десятилетия написано столько небылиц. Авторы таких публикаций пользуются невежеством людей, и им, увы, верят. 

Пришло время прямого диалога Назиба Жиганова с новыми поколениями. Думаю, они разберутся, где правда, а где ложь. Слишком очевидны следы, которые оставил он в нашей жизни.

ПОСТСКРИПТУМ

Выставка «Жёлтый аист из Поднебесной. Китайская коллекция Музея композитора Назиба Жиганова»продлится до 28 сентября 2023 года. Вход по билетам в музей

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить