Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Илья Славутский – спектакли как школа режиссерского ремесла

Народный артист Татарстана, актер Качаловского театра Илья Славутский в сезоне 2020/2021 поставил в Качаловском театре два новых спектакля из трех.

Есть образование - нужен опыт

Я видела все постановки Ильи Славутского в Качаловском театре, кроме двух: первой – сказки Евгения Шварца «Красная Шапочка» (декабрь 2001 года) и детективной истории Агаты Кристи «Мышеловка» (сентябрь 2014).

Любой знаток театра увидит уже по названиям поставленных им спектаклей стремление актера, пробующего себя в режиссерской профессии, попробовать себя в разных жанрах. Это были «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, знакомой по одноименному фильму с Людмилой Гурченко и  Станиславом Любшиным в главных ролях – режиссер посмотрел на послевоенную историю глазами современного человека («Нас ждёт награда за все былые муки...») и «Женитьба» по Николаю Васильевичу Гоголю, совершенно невероятное событие, имеющее сотни, если не тысячи сценических воплощений, и он не побоялся этого (Смешная комедия, которая называется жизнью).

Еще были два спектакля-концерты, которые вызвали большой интерес, и не только казанского зрителя. Ретро-концерт «Когда зажгутся фонари» с большим успехом был показан в 2019 году в Марселе, на XXV Фестивале русского искусства. Как определяет афиша, это «сотканное из музыки, стихов и танцев лирическое повествование о людях, о любви, о времени, о счастье. Лучшие песни начала XX века... Городской романс, танго, вальс, фокстрот… – хорошо всем знакомые и любимые многими поколениями мелодии и стихи...». Придумал и воплотил в сценических образах эту фантазию народный артист РТ Илья Славутский.

Большим событием, и не только театральным, но и поэтическим, стала экспериментальная музыкально-поэтическая фантазия по стихам казанских авторов «Казанский трамвай» – это слияние театрального искусства, музыки и поэзии, это собранный из множества историй любви лирический рассказ о поиске счастья на фоне темы родного города.

Илья Славутский – один из исполнителей в этих необычных спектаклях. А это, действительно, спектакли, со своей внутренней драматургией, единой стержневой смысловой линией (Жизнь, если она в стихотворных строчках, она другая).

Разговор после окончания спектакля

В сентябре 2021 года впервые была показана яркая музыкальная комедия с элементами балета «Бал воров». Это одноименная пьеса французского драматурга начала XX века Жана Ануя. Поставленный по лекалам комедии положений спектакль позволил зрителям забыть хотя бы на время спектакля о пандемии и ее тяготах.

«Вихрь комических ситуаций и неожиданных сюжетных поворотов, интриг и разоблачений,  блистательная ирония и юмор создают неповторимую атмосферу изящной театральной игры, где каждый разыгрывает свой собственный спектакль,  меняя роли, маски, костюмы, где в круговороте бала решаются судьбы,
где единственно верной дорогой к счастью  оказывается любовь», – так представлял театр эту постановку 231-го сезона.

Это был первый спектакль Ильи Славутского на большой сцене Качаловского театра. 

— Захотелось сделать спектакль, который бы стал радостью и праздником для зрителя. Пьеса предполагает все это — богатство (в хорошем смысле слова — то есть богатство постановки), замечательные актерские работы, музыку, танцы, костюмы, декорации. Все в нашем спектакле есть.

Да, мне было трудно выдерживать «карантинный» марафон, но он пошел нашему спектаклю только на пользу: он получился выдержанным, игристым, приобрел опять же богатый букет с какими-то оттенками и полутонами. Аналогия с вином вполне правомерна — пьеса-то французская!


Источник : https://realnoevremya.ru/articles/187933-v-teatre-im-vi-kachalova-predstavili-bal-vorov

Он был уверен, давая интервью журналисту «Реального времени», что спектакль вышел как нельзя вовремя. Сейчас, по его словам, спектакли должны быть радостными, оптимистичными, чтобы вывести людей из печали, в которую погрузила нас пандемия

В этом интервью Илья приоткрыл нам театральную кухню:

— Если это мой продукт, то Александр Яковлевич не внедряется в процесс. Спектакль он принял на генеральном прогоне, пришел и увидел готовый результат. Он сказал, что счастлив — а особенно тем, что к спектаклю вообще не прикасался. Поверьте, то, что у нас общая фамилия, никак не влияет на его оценку. Его похвала, это знают многие, дорогого стоит.

К слову, сам на сцену в этом спектакле я не выйду. Здесь я четко разграничиваю зоны ответственности: актер и режиссер — кардинально разные профессии. Делать и то, и другое архисложно, ведь актер зациклен, прежде всего, на себе, а режиссер должен видеть целое».

Спектакль «Королева красоты», по его словам, он поставил намеренно на малой сцене. Думаю, что на большой впечатления от него были бы совсем другими. Премьера состоялась в июне 2021 года, в завершение 230-го сезона.

Эта пьеса была написана Мартином МакДонахом в 1996 году. Она  принесла ему первый успех и известность. И у драматурга, и у режиссера-постановщика получилась не бытовая история, а современная притча о любви и ненависти, о вере и отчаянии, о мечтах и разбитых надеждах. По сути, это разговор с нами о нас самих, прямо скажем, разговор не очень приятный, зато искренний и правдивый.

Славутский  – это не только фамилия

Что объединяет постановки Ильи Славутского? Как теперь принято говорить – большой бэкграунд. Илья  – сын художественного руководителя театра Александра Славутского, и для многих этим всё сказано. Одни считают это за благо, другие – за плохую метку. Как бы Илья не работал, всегда будет подозрение, что всё у него – от папы. Даже его огромная занятость в спектаклях Качаловского театра ему в укор…

Читайте в «Казанских историях»:

«Мы счастливые люди: у нас зритель, о котором можно только мечтать»

Илья Славутский: «Я люблю, когда слезы от смеха»

Безусловно, немалую роль играет то обстоятельство, что художественный руководитель театра дает карт-бланш начинающему режиссеру, поскольку сознательно растит из него профессионала. На пресс-конференции, завершающей 230-й сезон, Александр Славутский признался, что Илья обратился к режиссуре не без его влияния. Еще он сказал, что «важно иметь рядом человека, который может ставить спектакли:

 «Приглашенные режиссеры приезжают и уезжают, а рядом должен быть человек, который умел бы делать это профессионально. Это хорошо и меня радует». 

Несомненный плюс Ильи – с начинающим режиссером работает профессиональная команда Качаловского театра, собранная Александром Славутским. И прежде всего главный художник театра – заслуженный деятель искусств РФ, народный художник РТ Александр Патраков. Велика роль в любом спектакле Качаловского театра руководителя инструментальной группы Ляйсан Абдуллиной, хореографа Сергея Сентябова, заслуженного работника культуры РФ и РТ, художника по свету Евгения Ганзбурга (г.Санкт-Петербург), заслуженного работника культуры России, хормейстера Леонида Тимашова.

Илья не имеет проблем с выбором актеров. Труппа Качаловского театра сегодня в этом смысле поразительна. Актеры в большинстве молодые, однако практически все имеют хороший сценический опыт. И в этом нет ничего удивительного, поскольку это ученики Александра Славутского по актерскому курсу  РАТИ (ГИТИС).

В нашей беседе в 2018 году Илья  говорил о том, что выбирает драматургический материал для постановки прежде всего исходя из возможностей труппы. Так, гоголевскую «Женитьбу» он задумал только потому, что у него была Агафья Тихоновна. И Елена Ряшина не обманула ожиданий режиссера-постановщика.

И последнее – на него работают высокопрофессиональные  службы подготовки спектакля. Театральный сварочный цех удовлетворит любые фантазии режиссера и художника-постановщика. Качаловский театр в последние годы отличается стильными сценическими костюмами. Они точно соответствуют смысловой задаче, кроме того, красиво смотрятся. У театра свой обувной цех. С театром работает Екатерина Борисова, известный казанский модельер. Это ее костюмы мы видим в премьерах последнего сезона: «Вассе» и «Бале воров».

История в Ирландии, а как будто про нас

Спектакль «Королева красоты» я не восприняла как сентиментальную историю. Он напомнил мне театр из прошлого, который я люблю больше, чем современный.  Где много зрелища – и мало чувств.

Я посмотрела первый премьерный спектакль. Сразу начала писать. Не столько о спектакле, сколько о режиссере Илье Славутском. Но театральный сезон закончился, и я отложила работу до начала нового. А потом просто забыла о своих намерениях. И поскольку в нынешнем сезоне ходила в Качаловский нечасто, вспомнила о них только недавно.

Про словам Ильи, он поставил этот спектакль намеренно на малой сцене. Думаю, что на большой впечатления от него были бы совсем другими.

Илья выбрал для премьеры современную пьесу Мартина МакДонаха и открыл в ней много полезного для каждого, кто приходит в зрительный зал. Не могу не заметить, что на моей памяти это первый спектакль режиссера Ильи Славутского в жанре психологической драмы. Так получается по факту. Хотя автор назвал свою пьесу сентиментальной историей о современной жизни, определяя сентиментальность как настроение, при котором внешние воздействия действуют преимущественно на чувство, а не на разум.

Уже давно я не испытывала чувство, которое в средневековом театре называлось катарсис. Современный театр не знает, что такое пауза. В этом спектакле пауз много. Зритель видит дуэт двух великолепных актрис: Елены Ряшиной и Антонины Ивановой (обе заслуженные артистки Республики Татарстан), которые сумели сделать свои роли - стареющей дочери и матери, мешающей ее личной жизни - гораздо объемнее, чем предусмотрено текстом пьесы. Потому что добавили к словам много того, что создает ту магию театра, которая нынче практически утеряна.

Актрисы столь естественны в своих ролях, что порой кажется, что это и не спектакль вовсе. Просто тебе дали возможность посмотреть в замочную скважину за жизнью в одном ирландском доме. Доме, где мало радости, где две женщины сознательно отказались от счастья: одна – по причине возраста и болезни,  другая – по причине прикованности к инвалидной коляске, в которой доживает жизнь ее мать, натура вздорная и деспотичная. Эта коляска сделала их чужими, их недовольство друг другом порой перерастает в ненависть. И только в конце мать и дочь осознают, что у них нет никого дороже друг друга.

 

Ирландская история отношений между эгоистичной матерью Мэг Фолан  и ее 40-летней дочерью  Морин Фолан, королевы красоты из Линена, сегодня смирившейся со своей несложившейся судьбой, оказывается очень созвучной зрителям в Казани, заставляя их о многом задуматься и, возможно, что-то пересмотреть в своей жизни.

Их привычный уклад жизни разрушает известие о прибытии в Ирландию старого приятеля Морин — Пато Дули, который нарушает сердечный покой главной героини. Но зародившемуся роману суждено умереть из-за эгоистичного желания матери навсегда остаться на попечении дочери.

Каждая сцена требует от актрис точности в передаче внутреннего состояния их героинь, ведь на сцене мало что меняется: всё тот же домик, та же тарелка из-под каши с подписью soup, кочерга на печи и ружье над ней, которое, как положено, в конце спектакля выстрелит.

Близость зрительских рядов к сцене (хотя сцены как таковой в этом спектакле нет вообще) позволяет увидеть малейшие проявления не только чувств, но даже настроения матери и дочери. Мы наблюдаем то, что сегодня нечасто случается в современном театре, заточенном на действие  – огромный психологический подтекст действия, когда есть что считать по лицам актрис и даже по их глазам.

Я видела Елену Ряшину и Антонину Иванову в разных ролях и в разных спектаклях. У них разный сценический опыт: Ряшина пришла в Качаловский в 2001 году, Иванова – в 1881-м.

Лена довольно рано определилась со своей профессией – когда ей было 10 лет. По словам актрисы, родители воспитывали ее так, что она просто не могла не выбрать творческую профессию. В школьные годы увлеклась театром, была артисткой драмкружка, параллельно училась в музыкальной школе. В Казанском театральном училище попала в руки талантливых педагогов – Владимира Бобкова и Татьяны Корнишиной. А потом – сразу в театр, можно сказать, с дипломного спектакля. Женой Ильи Славутского она стала позже.

У Лены много главных ролей. Она хорошо себя чувствует в стилистике постановок Александра Славутского – поет, танцует, умеет создать яркий рисунок роли, порой доводя его до гротеска. Она быстро восстановила форму после появления Александра Ильича Славутского (это случилось в 2018 году), и не все зрители заметили ее кратковременное исчезновение  из театра.

У Антонины театральный стаж много больше. Она тоже закончила Казанское театральное училище. Игорь Германович Ингвар и Ильтани Исхаковна Илялова в завершение книги «Русский театр в Казани» (Казань,1991) назвали Иванову в ряду актеров, «интересно заявивших о себе». Она пришла в театр в его не самые лучшие времена – ушли актеры, которых знала вся Казань, менялись режиссеры… И ни один из них не увидел ее в главной роли.

Послужной список у Антонины большой. Но она никогда не была примой театра. Всегда в Качаловском были актрисы с более яркими дарованиями. Тем не менее, Иванова не терялась в спектаклях даже в эпизодических ролях. Во всяком случае, для меня. Но писать о ней не приходилось. Хотя память оставляла какие-то впечатления от ее  работ. Например, она сумела выделиться даже на фоне талантливой женской компании в спектакле «Баба Шанель», исполнив роль 90-летней Капитолины Петровны.

У Ивановой хорошо получаются характерные роли. Я бы назвала ее актрисой с острыми углами. Она всегда строит свои роли крупными мазками. Роль Мэг Фолан  на моей памяти – первая роль, где резкий рисунок образа сочетается с тонким психологизмом. И тут у нее главная роль. 

В спектакле есть другие действующие лица, и прежде всего старый приятель Фолин (а может, любовь) – Пато Дули в исполнении Марата Голубева. Есть ответвления от основного сюжета.

Но для меня лично всё сосредоточилось на диалоге двух женщин, матери и дочери. В начале спектакля героиня Антонины вызывала во мне резкую неприязнь, но к финалу я увидела в ней человека, глубоко страдающего. И если для дочери всё еще может случиться в жизни – и радость, и семейное счастье, и любовь, то для матери остались только инвалидная коляска и  вечная, до смерти, боль в сердце. И не только потому, что две другие ее дочери не заказали на радио к ее дню рождения любимую песню …

Всегда особо подхожу к спектаклям, в которых сильна роль артистов. С одной стороны, режиссерам с такими актерами проще – они творчески интерпретируют режиссерские решения, привносят в общий образ спектакля свое видение роли, и это порой многое меняет в замысле режиссера. Такие спектакли трудно испортить даже режиссерам-новичкам.  Но, с другой стороны, даже супер-талантливым исполнителям не обойтись без взгляда со стороны.

«Королева красоты»  – на мой взгляд, рубежная работа для Ильи Славутского. Ему уже не надо было доказывать свое право быть главным на сценической площадке. А это  приходится делать каждому актеру в роли режиссера-постановщика. И он может, как  сказал кто-то великий, целиком раствориться в актерах. Поскольку, как сказал Илья Славутский в интервью, только режиссер видит целое.

Не могу не прокомментировать заголовок своей публикации. В данном случае ремесло  – это не сумма знаний и навыков, которые нужны для чистого воспроизводства чужого опыта. Хотя без этого не состоятся ни в одной творческой профессии. Это первый уровень, с которого начинается восхождение к мастерству. Пожелаем Илье Славутскому успехов на этом тернистом пути.

 Фото предоставлены пресс-службой театра

СПРАВКА

Илья Александрович  Славутский  окончил актерский курс при КАБДТ им. Качалова в 1998 году, в 2006 году стал выпускником режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить