Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Пешеходы»: спектакль, у которого нет сцены

28 августа я была одной из зрительниц спектакля «Пешеходы» Казанского театра юного зрителя. Актеры Алексей Зильбер и Павел Густов получили от зрителей задание поразмышлять на тему «Дети». 

Особых неожиданностей для меня на этом спектакле не было, поскольку до этого театр прислал пресс-релиз и снимки с предпремьерного показа для журналистов, и  Павел Густов  рассказал мне и о самой идее, и о том, как ее реализовали (ТЮЗ приглашает на спектакль-променад «Пешеходы»).

Впрочем, в данном конкретном случае употреблять этот глагол не стоит, поскольку каждый спектакль будет реализовываться каждый раз здесь и сейчас, в ходе встречи зрителей с актерами, и повторно увидеть его уже никому не удастся. Поскольку каждый раз тема будет новая.

Всего тем для спектакля-променада по улицам центра Казани 19. Актеры и режиссер-постановщик Радион Букаев выбрали их из 60-ти тем, предложенных зрителями на страничках ТЮЗа в социальных сетях.

Спектакль для журналистов 26 августа был посвящен музыке. Можно прочитать о нем репортаж Оксаны Романовой на сайте информационного агентства «Татар-информ». 

Справа налево: Алексей Зильбер, Павел Густов и Радион Букаев

Поскольку променад был похож на генеральную репетицию, эта тема будет повторена для зрителей, но нет никакой гарантии, что они увидят и услышат то же самое.

Тема музыки занимает в жизни Алексея и Павла особое значение. Они связали ее со своим  другом – актером и музыкантом Арсением Курченковым, которого  потеряли, и эта потеря для них до сих пор еще очень острая (Арсений Курченков: «Хочется верить, что все еще сбудется...»).

Так что если вас тоже интересует музыка и эта тема будет на вашем  спектакле, попытайте счастья. Возможно, вам повезет – и вы достанете из  шляпы-лототрона именно ее.

Темы перечислены в списке, который каждый зритель увидит в фойе театра, откуда начинается прогулка. Одна – «Учеба» – уже вычеркнута. Она была востребована на первом премьерном спектакле 27 августа.

Темы самые разные. Одни легко можно было предположить – «Город», «Любовь», «Свадьба», «Дружба», «Кино», «Братья и сестры», «Путешествие», другие вызывают удивление – «Находки и потери», «Страхи и фобии», «Продажи и покупки»…

Признаюсь, думала, что лототрон – что-то вроде лохотрона. Казалось, актеры не решатся  на полную импровизацию. Могу свидетельствовать – никакого подвоха: записку с темой тянули действительно из шляпы, и сделало это не подставное лицо, как в цирке, а один из зрителей нашей группы.

Записка назад в шляпу не возвращается — зрители, пришедшие на следующий показ, вытягивают жребий из числа оставшихся, пока актеры не завершат полный цикл из 19 спектаклей.

Итак, сбор в театре с традиционным проходом через «рамку» и после предъявления билета. Я заметила, почти все билеты были электронные. Очень удобно. Потом зрители познакомились с Павлом и Алексеем. Они вышли к нам в белых майках с юбилейным логотипом.

В новом сезоне у ТЮЗа юбилей, и это в театре уже чувствуется по оформлению фойе.

Пройдя вместе с актерами от здания ТЮЗа на улице Островского до детского парка «Черное озеро» и обратно (прогулка заняла полтора часа) и услышав их диалог, не могла на спросить Павла Густова, как идет подготовка к спектаклю. Неужели всё чистая импровизация, нет хотя бы предварительной проработки каждой темы? Услышала – нет, общей подготовки нет. Думаю, все-таки есть в голове какие-то заготовки.

Хотя, как сказал Павел, Алексей сознательно не продумывает некоторые темы, полностью полагаясь на конкретный день и час, на зрителей и на свое настроение.

Как сказал Густов, о том, как зрители воспринимают такой необычный спектакль, он видит по их глазам. Наша группа ему понравилась – глаза были любопытные и заинтересованные. Это было видно и по вопросам, которые были заданы актерам по ходу прогулки.

Я заметила, что пришли в основном парами, но костяк составила группа молодых людей, работающих в одной фирме. Все были готовы к такой форме общения, лишь двое, по-моему, попали, что называется, с корабля на бал. Когда услышали, как будет проходить спектакль, слегка оторопели. Всё, подумала я, «свалят» по дороге. Нет, остались до самого конца.

Паша заметил, что в группе журналистов на финише не досчитались двоих-троих. 27 августа не выдержал дистанцию мужчина, который до спектакля слегка принял на грудь – развезло человека…

Актеры, хоть и поглощены диалогом, всё видят. Но не слышат – наушники, с помощью которых мы их слышали  даже во время движения, отсекали нас от окружающего нас мира напрочь. Не было проблем с переходом перекрестков – машины загодя притормаживали даже на «зебре», видя большую группу. Люди с наушниками никого уже в Казани не удивляют – так много у нас летом туристов.

Теперь несколько слов о том, что мы узнали от Павла и Алексея. Скажу сразу – много интересного, хотя в основном они говорили о личном. Вспомнили свое детство – Алексей жил на улице Баумана, чаще бывал у бабушки на улице Свердлова (сегодня она называется Петербургской), Павел – в поселке Левченко. Как выяснилось, не все равно, где ты живешь. Погрустили вместе  о том, что теперь у большинства мальчишек нет тех дворов, которые были у них. Сделали ответвление на тему «казанского феномена», вспомнив, в каких ситуациях могли оказаться их сверстники в 80-х годах.

Подробности далекого детства актеров люди слушали с большим интересом, поскольку это были в основном люди молодые, и возможно они уже встречались с подобными ситуациям. Актеры не скрывали, что были далеко не паиньками. Паша, которого я знаю уже много лет, «убил»  меня своим рассказом о том, как он был «зацепером». Слова тогда еще такого не было, но однажды его путешествие на подножке железнодорожного вагона вполне могло стать последними минутами его жизни.

Не один раз актеры повторяли: «Я бы своему такого не позволил». Правда, была одна ситуация, когда они говорили об этом с сожалением. Оба осваивали мир совсем не за ручку с родителями или бабушками-дедушками. В 10 лет свободно путешествовали по большому городу. Сейчас представить такое невозможно.

В детском парке у нас был самый большой «привал». Здесь была большая скамья, где мы все уместились. Вокруг было довольно многолюдно. И на детской площадке, и возле воды, и у легендарной арки влюбленных.  Люди сидели не только на скамейках, но и просто на траве. Ведь день был выходной.

В парке зрителям представилась возможность задать актерам вопросы. Записок оказалось немного. Кто-то спрашивал, что за здание вверху, над нами. Мы проходили мимо Мергасовского дома, и люди не могли не заметить, в каком плачевном виде он находится. И хотя это был вопрос не по теме, Павел на него ответил, но, к сожалению, не мог сказать, что будет дальше с этим оригинальным памятником архитектуры в стиле конструктивизма. Дом уже много лет разрушается, и, кажется, нет такой силы, которая этому помешает. В переулке Рахматуллина мы увидели еще один такой же дом – гостиницу Дворянского подворья, где некогда, как говорят, останавливался сам Пушкин.

Театральный променад, конечно, не экскурсия, но порой какое-то здание было очередной отправной точкой для актерских воспоминаний. Так, у Петропавловского собора Павел вспомнил, как он однажды не попал в планетарий, а при следующей возможности планетария там уже не было.

Второй вопрос появился после рассказа Павла о том, как он любил в детстве читать книги. Его вопросили вспомнить, как родителям удалось заставить его читать. Очень актуальный для многих молодых родителей  вопрос. Наверняка, кому-то может пригодится опыт отца Павла. Вообще советов во время спектакля молодые и потенциальные родители услышали много.

Отдельной «страничкой» нашего спектакля, был рассказ о детях, которые растут в театре, о том, выбирают ли они уже знакомую им родительскую профессию.  Конкретных фамилий не называли, но  это были интересные подробности о профессии актера. Само собой разговор плавно перетек к основной аудитории ТЮЗа, к специфике детского репертуара. Думаю, что актеры на каждой теме найдут что сказать о своем театре.

В зрительный зал мы все-таки попали, в самом начале променада, но для всех, кроме меня, это была необычная картина. Зал был пуст, кресла, как принято, задрапированы. На сцене только обычные детские санки – оставшийся реквизит от спектакля «Здесь был Кай». Мы прошли по последнему ряду и из театра вышли из дверей, через которые никто, в том числе актеры, не ходят. Это вход в здание бывшего купеческого  клуба, построенного в конце ХIХ – начале XX века. 

Театр получил его не сразу. Да и ТЮЗ появился в Казани со второго захода. Сначала, в 1932-1934 годах, детский театр работал в Дома еврейской культуры. К концу 1934 года театр фактически прекратил бы существование из-за нехватки финансирования, дефицита профессионально подготовленных кадров и других проблем. Но казанские пионеры прослышали, что в 1935 году театр юного зрителя может и не открыться, поэтому в январе написали письмо в Москву. В феврале 1935 года последовало постановление Совнаркома РСФСР — руководству Татарской автономии было предписано восстановить детский театр, что и было сделано к 15 сентября того же года.

(Что было далее, прочитаете в «Казанских историях» – «Сталинградцы: Театр юного зрителя в годы войны).

Так же необычно, как начался наш спектакль, он и завершился. Мы вошли на внутреннюю территорию театра, где опять же никто не был. Можно было там побродить, посмотреть планшеты с планами обновления театрального здания и двора. Наверняка их выставили специально для спектакля «Пешеходы». Пока бродили, Павла и Алексея потеряли. Нашли их в неожиданном месте, по голосу в наушниках – в окнах перехода, объединяющего два здания ТЮЗа. Пришла минута прощания, и зрители вознаградили актеров дружными аплодисментами.

Поскольку  вместе с нами путешествовал по казанским улицам Радион Букаев, я не могла этим не воспользоваться и задала главному режиссеру ТЮЗа с ноября 2020 года несколько вопросов. Прежде всего, спросила, что заставляет расширять аудиторию театра за счет других сценических площадок: «Ночной трамвай» – в реальном трамвае, «Счастливая Шарлотта» (Свидание со «Счастливой Шарлоттой») – в винном  баре рядом с театром. Радион Тимурович продолжил этот ряд будущими премьерами, обратил внимание на ближайшую премьеру – спектакль «Шварц, человек, тень», который будет играться в фойе театра (Мальчик Кай живет среди нас) – и я поняла, что нас еще ждет много открытий.

Из двух вариантов, которые я ему предложили для ответа, он не выбрал ни одного. Даже возразил, когда я предположила, что таким образом денег больших не заработаешь – аудитории вне театра ведь небольшие. Оказывается, Елена Калаганова собирала на два своих спектакля 60 зрителей, а на путешествие в «Ночном трамвае» все билеты на сентябрь уже проданы.

По мнению Букаева, искать новые формы контакта с аудиторией требует время. Традиционное деление «сцена – зрительный зал» сегодня в молодежном театре срабатывает не всегда.

Посмотрев на аудиторию двух спектаклей «Пешеходы», он с оптимизмом смотрит на будущее променадов. Актерами очень доволен, согласен с тем, что зрители будут прежде всего ходить «на Густова» и «на Зильбера». Не будет ли кто сожалеть, что пришлось заплатить за полтора часа актерских воспоминаний и размышлений, спросила я режиссера-постановщика. Ведь зрители привыкли – есть пьеса и есть спектакль. Радион Тимурович уверен, что нет, ведь на театральном сайте они рассказывают зрителям подробно, какой спектакль им предлагают. Театр не играет со зрителем «в темную». Придет тот, кто готов прожить эти полтора часа в предлагаемых обстоятельствах.

Молодой казанский зритель за последние годы уже привык к необычным театральным формам.

Фото с разных спектаклей от пресс-службы театра  и  от автора

Билеты на спектакль  «Пешеходы» доступны по ссылке: https://kazan-tuz.ru/repertoire/peshehody/

Репертуарhttps://kazan-tuz.ru/afisha/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить