Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1913 – Под Казанью началось строительство железнодорожного моста через Волгу. Мост возводился по проекту инженеров Н.А. Белелюбского и А.П. Пшеницкого

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 5 июля

День получился напряженным. С утра ― просмотр конкурсных программ, вечером ― концерт в честь открытия фестиваля «Алтын майдан».

За вчерашний день все отдохнули, проверили, всё ли готово к выступлениям. Несмотря на то, что у многих коллективов есть опыт участия в фестивалях с конкурсами, народ волнуется. А более всего ― руководители делегаций.

УТРО

Утром все члены жюри выехали в отель «Бриз», где свое мастерство должны были показать коллективы и отдельные исполнители, которых тут поселили. Поскольку возникли непредвиденные трудности с площадками для просмотра конкурсных номеров, решили устроить первый прямо у моря, во внутреннем дворе отеля.

Поскольку это был мой первый день в роли члена жюри, я фотографировала только артистов. Поэтому снимка этого отеля у меня нет. Нашла в сети. Это как раз вход в его столовую.

На площадке перед входом сидели члены жюри. А вместо сцены был асфальт.  Если бы руководитель народного ансамбля эстрадного танца «Кристалл» из города Менделеевска Анна Рябова знала это, наверняка поменяла бы рисунок одного из танцев коллектива, показанных в «Бризе». Костюмы артистов, полежавших на асфальте,  наверняка пришлось стирать.  

За 35 лет существования через этот ансамбль прошло множество танцоров, некоторые нашли здесь профессию. Они так сроднились с коллективом, что детище ансамбля появилось и в Казани. «Кристалл» представил на три конкурса фестиваля  несколько танцев: «Дуслык» (стилизация народного татарского танца), кряшенский танец, «Казачьи степи» и «Порушка-Параня» (см. клип https://www.tatcultresurs.ru/collectives/narodnyy-ansambl-estradnogo-tanca-kristall-0).

Кстати, русская народная песня «Порушка-Параня» была в Абхазии, что называется, нарасхват. Спела ее Анна Сычева, артистка из Москвы (академический любительский хор «Лад»), а станцевали под зажигательную плясовую, кроме менделеевцев, еще танцоры из Горной Шории.

Русских национальных коллективов на этот раз не было. Но народных песен звучало много. А этновечер «Вечеря», который состоялся 6 июля, вообще получился ярким праздником дружбы народов многонациональной страны.

На фестивале широко было показано народное искусство татар, причем в разных территориальных картинках. Музыка была представлена ансамблями тальянистов и гармонистов из Сармановского района и их солистами.

Хореографию ярко представил уже упоминаемый «Кристалл» из Менделеевска.

Вокальных ансамблей было несколько: «Сердэш» из Кукморского района, «Родники» из поселка Джалиль Сармановского района, «Талларым» из Менделеевска, группа женского русского народного хора «Гармония» из Высокогорского района.

 

Были заявлены и отдельные вокалисты ― Валентина Сидорова из Набережных Челнов, Гульнара Шайморданова, Наталья Куприянова из Менделеевска и Альмира Шайморданова из Кукморского района.

Валентина Сидорова спела две песни, и для каждой у нее было платье

Стоит сказать, что число номеров для конкурсных программ руководители творческих коллективов определяют сами. Номинаций на конкурсах много, хоть во всех участвуй. Руководители коллективов так и делают. Стоит ли ехать за тысячи километров с одним танцем?  Например, из села Перемётное (Казахстан), приехал инструментальный ансамбль «Достык – Дружба» с тремя номерами, соло выступали Ахан Жекеков, Аслан Гизатов и руководитель Сергей Саяпин, который спел русскую народную песню »Тройка мчится, тройка скачет».

При подведении итогов, после его награждения в номинации «Национальное вокальное исполнительство» Сергея спросила, как ему работается в содружестве казахов. «Я в душе уже казах», - ответил он. Жюри смотрело артистов из Казахстана 6 июля.

Кстати, артисты из села недалеко от города Уральска, где родился Назиб Жиганов и другие видные деятели татарской культуры, где жил Габдулла Тукай.  

Номинации на фестивале в основном традиционные: вокал в разных стилях, авторская песня, хореография…  Есть еще одна, комплексная ― «этновечер». На нее заявилось шесть делегаций, но по объективным причинам состоялось только три вечера. Всех наградили.

Я обратила особое внимание на номинацию «Театр». В программе просмотра у «Бриза» это было выступление заслуженного коллектива народного творчества России - театра «Левый берег». Он показал фрагмент спектакля «Тили-тили» по произведениям Бориса Шергина и Степана Писахова, известных собирателей поморских сказаний. У младшего «брата» этого коллектива ― детского образцового театра «Понедельник» были танцы.

«Левый берег» ― это самый настоящий театр, судя по репертуару, который я нашла на его сетевом ресурсе. В небольшом городе Тутаеве Ярославской области другого театра просто нет. И его артисты могут всё: они еще поют и пляшут – мы убедились в этом на следующий день.

А танец «Сухопляс» в исполнении тутаевских артистов вызвал не только бурные аплодисменты, но и слезы. Это не просто танец ― это маленький спектакль. Единственная скорбная нота на этом празднике народного искусства, напомнившая о Великой Отечественной войне. Но как она тронула наши сердца!..

Наградами на конкурсах воспитанников Светланы Асафьевой не удивишь. В 2021 году «Левый берег» был лауреатом XXI Всероссийского фестиваля любительских театров «Успех», где председатель жюри ― Игорь Фокин, режиссер Московского театра «Ленком», заслуженный артист России.

Член жюри на конкурсе фольклорных исполнителей из меня, стоит признать, не очень знающий. Хорошо, что, кроме меня были профессионалы: знатоки народной хореографии Алсу Еникеева и Аян Мандан-Хорлуу, профессиональная певица Вероника Арисова, театральный режиссер, специалист по пластическим искусствам Римма Чернявская.

Да и Гамира Гадельшина, как я заметила, многое узнала и многому научилась. В чем-то она была строга, в чем-то поступала, как заботливая мать. Например, она упросила членов жюри поставить хорошие оценки одному вокальному коллективу, поскольку он сильно вырос после того, как она их видела прежде.   

Не забывая про репортерское задание, я без конца отвлекалась на постороннюю информацию ― наблюдала за артистами, которые готовились к выступлениям тут же, рядом со «сценой» ―  кулис ведь не было; за постояльцами «Бриза» ― время от времени кто-то по дороге на море притормаживал возле необычной концертной площадки, но большей частью все проходили мимо. Восторг зрителей изображали артисты, болеющие за других. Впрочем, он был искренним.

Как оказалось, мои представления о народном творчестве слишком поверхностные, журналистские. Я убедилась в этом, когда подводили итоги просмотров. У меня был единственный критерий ― нравится, или нравится.  Так, из хореографических номеров мне особо запомнился женский танец в ярких платьях с длинными рукавами, которые создавали оригинальный рисунок.  Исполняли его артистки образцового самодеятельного коллектива ― хореографической студии «Союз» (группа «Аванград», Горная Шория, Кемеровская область), который показал 5 июля несколько танцев. 

В том числе «Огонь», танец, который у шорцев наверняка ритуальный ― если мы правильно поняли, нам показали ритуал заклинания огня. Когда в последующие дни мы грустили, наблюдая за тем, как движется к Сухуму дождевой фронт, кто-то пошутил: «Пусть ребята из Горной Шории попросят Высшие силы не срывать нам фестиваль».

В завершение мы слушали вокалистов ― ансамбли и соло. Им выступать было сложнее ― зрительный зал на ступеньках отеля заметно опустел, поскольку другие артисты пошли купаться. Прозвучали бурятские (женский ансамбль «Найдал» из Улан-Уде), тывинские (попурри на тывинские народные песни фольклорного ансамбля «Хорагай»), эвенкийские (вокальная группа «Курулгэн» из Мирнинского района Якутии), русские и татарские песни.

На мой взгляд, успешно выступила солистка ансамбля «Найдал» из Улан-Уде Сарюна Юможалова ― она и пела, и танцевала соло. Для этого ансамбля это было первое участие в «Алтын майдане», и потому их строго не судили.

ВЕЧЕР

Несмотря на то, что члены жюри на концерте в Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба, официально дающем старт фестивалю, ― как и все в зале, были зрителями, артисты выступали с большим вдохновением.

Несколько слов о «кухне» этого концерта. Некоторые коллективы воспользовались возможностью для репетиций, и я могла наблюдать, как сильно меняют впечатление костюмы.

Кстати, репетиция перед концертом чуть не сорвалась, когда на пороге зрительного зала появилась семья певицы Алены Максимовой-Савельевой в красивых чувашских костюмах. На концерте 6 июля мы могли познакомиться и с Аленой Силпи, которая выступала в трех номинациях, и с ее сыновьями: Савелием и Мирославом. Такой семейный десант получился…  

Но настоящий фурор 5 июля произвела их маленькая дочка, тоже в национальном платье, с которой многие захотели сфотографироваться.

Заявки на выступление в концерте-открытии присылают сами исполнители, и это вполне может быть «кот в мешке». Но таких «котов» 5 июля не было. Получилось яркое, динамичное зрелище, умело выстроенное режиссером Эльвирой Вдовиной. Ей удалось даже создать пролог, ставший торжественным аккордом, возвещающим начало концерта. В нем были заняты солистки жестового пения из Карачаево-Черкессии Марина Гочияева и Алина Баранова и вокальный коллектив «Талларым» из Татарстана.

Завершался пролог участием знаменной группы, которая вынесла на сцену флаги всех регионов, приехавших на фестиваль. В том числе Государственный флаг Республики Татарстан.

А потом в зале зазвучал голос Бисера Кирова. Гимн «Алтын майдана» подхватили редкие голоса в зале. Гамира Габдулловна потом пояснила: «Много новичков приехало».

Для официального открытия фестиваля на сцену поднялись Гамира Гадельшина и почетный гость ― глава Россотрудничества в Абхазии Дмитрий Федотов.

Овациями, криками «Бис!» завершался каждый номер. Но более всего аплодисментов получали артисты с ограниченными возможностями по здоровью. Говорят, так бывает всегда ― наши дети всё понимают… И хотя исполнительницы в жанре жестового пения, этих аплодисментов не слышали, они не могли не видеть восторженную реакцию зрительного зала.

Как я понимаю, просто зрителей в этот вечер в филармонии было мало, не более полусотни. Поскольку на остальных пятистах сидели участники фестиваля.  В завершение концерта сцену полностью занял фольклорный ансамбль детской студии танца «Уарада» (младшая группа). Во время его выступления АССА кричали не только танцоры, но и некоторые зрители. Наверное, их родные или знакомые. Артисты ведь из Абхазии (смотрите ― https://mixrolik.ru/video/7_lNOkwl7xI/abhazskiy-prazdnichniy-tanets-studiya-tantsa-uarada-suhum-konkurs-adzihy-filarmoniya/

Три кавказских танца: два из Абхазии, один из Осетии-Алании - удивили меня своей массовостью и огромной энергией, которая зажигала не только самих артистов, но и зрительный зал. Впрочем, других танцев на Кавказе не бывает.

Концерт не мог не понравится. Обо всех артистах рассказать, конечно, нельзя, но несколько номеров я бы все-таки отметила. Оригинальными, и познавательными тоже, были хореографические сценки: танец «Носочки» фольклорного ансамбля «Сердэш» из Кукморского района и обрядово-праздничный танец башкир «Кукушкин чай» (народная студия башкирского народного костюма «Селтер».

Восхитило выступление образцового театра моды и костюма «Баян-Дугай». Шесть девушек церемонно несли себя и свои костюмы, по их специфичному шагу все поняли ― это модели. На просмотре 6 июля я узнала интересную историю об этом коллективе из Кызыла.

Ребята из Горной Шории показали на этот раз танец «Гром», тоже наверняка ритуальный. По-моему, впервые я видела вблизи эвенкийский танец.

Педагоги из города Искитима (Новосибирская область) и пели, и плясали, возбудили зрительный зал не хуже кавказских танцоров. 

А после концерта было всеобщее братание артистов, фотосессии почти на каждом квадратном месте сцены.

Ансамбль «Кристалл» (г.Менделеевск) преподнёс Гамире Гадельшиной на память большую эмблему фестиваля, с которой они только что выступали на сцене. А артисты из Башкортостана подарили ей огромный букет татарского баурсака…

Организаторы и члены жюри долго не спали в этот вечер. Вспоминали, как всё было здорово. И благодарили Бога за то, что директор филармонии Руслан Хаджимба справился с непростой работой звукорежиссера – его работник в этот день, как на грех, заболел, и работать пришлось ему самому. При таком обилии фонограмм...

Продолжение следует

ПОСТСКРИПТУМ

Гамира Гадельшина прислала мне коммент к этому репортажу:

Ни один номер у меня не пройдёт «котом в мешке». Программу полностью формирую я. И делаю это задолго до концерта-открытия.

В репертуарном листе, который мне присылают участники, указывается номер для выступления в этом концерте. Я его отслеживаю потом. По-всякому тут. Ищу номер в их репертуаре на страницах коллективов Вконтакте или Одноклассниках. Если не нахожу, прошу отснять для меня специально.

Читайте в «Казанских историях»:

Мы ― дети разных народов: фестиваль «Алтын майдан» в Абхазии

3 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18276-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-3-iyulya

4 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18277-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-4-iyulya

5 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18280-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-5-iyulya

6 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18282-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-6-iyulya

7 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18285-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-7-iyulya

8 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18286-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-8-iyulya

9 июля ―  https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18292-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-9-iyulya

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить