Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Февраль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
-
2000 – В Доме офицеров на встрече «афганцев» прошла презентация Книги Памяти жертв войны в Афганистане, в которой были названы имена 296 погибших и 220 умерших впоследствии от ран участников войсковой операции в этой стране, призывавшихся из Татарстана
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 5 июля
- Любовь Агеева
- 05 июля 2023 года
День получился напряженным. С утра ― просмотр конкурсных программ, вечером ― концерт в честь открытия фестиваля «Алтын майдан».
За вчерашний день все отдохнули, проверили, всё ли готово к выступлениям. Несмотря на то, что у многих коллективов есть опыт участия в фестивалях с конкурсами, народ волнуется. А более всего ― руководители делегаций.
УТРО
Утром все члены жюри выехали в отель «Бриз», где свое мастерство должны были показать коллективы и отдельные исполнители, которых тут поселили. Поскольку возникли непредвиденные трудности с площадками для просмотра конкурсных номеров, решили устроить первый прямо у моря, во внутреннем дворе отеля.
Поскольку это был мой первый день в роли члена жюри, я фотографировала только артистов. Поэтому снимка этого отеля у меня нет. Нашла в сети. Это как раз вход в его столовую.
На площадке перед входом сидели члены жюри. А вместо сцены был асфальт. Если бы руководитель народного ансамбля эстрадного танца «Кристалл» из города Менделеевска Анна Рябова знала это, наверняка поменяла бы рисунок одного из танцев коллектива, показанных в «Бризе». Костюмы артистов, полежавших на асфальте, наверняка пришлось стирать.
За 35 лет существования через этот ансамбль прошло множество танцоров, некоторые нашли здесь профессию. Они так сроднились с коллективом, что детище ансамбля появилось и в Казани. «Кристалл» представил на три конкурса фестиваля несколько танцев: «Дуслык» (стилизация народного татарского танца), кряшенский танец, «Казачьи степи» и «Порушка-Параня» (см. клип https://www.tatcultresurs.ru/collectives/narodnyy-ansambl-estradnogo-tanca-kristall-0).
Кстати, русская народная песня «Порушка-Параня» была в Абхазии, что называется, нарасхват. Спела ее Анна Сычева, артистка из Москвы (академический любительский хор «Лад»), а станцевали под зажигательную плясовую, кроме менделеевцев, еще танцоры из Горной Шории.
Русских национальных коллективов на этот раз не было. Но народных песен звучало много. А этновечер «Вечеря», который состоялся 6 июля, вообще получился ярким праздником дружбы народов многонациональной страны.
На фестивале широко было показано народное искусство татар, причем в разных территориальных картинках. Музыка была представлена ансамблями тальянистов и гармонистов из Сармановского района и их солистами.
Хореографию ярко представил уже упоминаемый «Кристалл» из Менделеевска.
Вокальных ансамблей было несколько: «Сердэш» из Кукморского района, «Родники» из поселка Джалиль Сармановского района, «Талларым» из Менделеевска, группа женского русского народного хора «Гармония» из Высокогорского района.
Были заявлены и отдельные вокалисты ― Валентина Сидорова из Набережных Челнов, Гульнара Шайморданова, Наталья Куприянова из Менделеевска и Альмира Шайморданова из Кукморского района.
Валентина Сидорова спела две песни, и для каждой у нее было платье
Стоит сказать, что число номеров для конкурсных программ руководители творческих коллективов определяют сами. Номинаций на конкурсах много, хоть во всех участвуй. Руководители коллективов так и делают. Стоит ли ехать за тысячи километров с одним танцем? Например, из села Перемётное (Казахстан), приехал инструментальный ансамбль «Достык – Дружба» с тремя номерами, соло выступали Ахан Жекеков, Аслан Гизатов и руководитель Сергей Саяпин, который спел русскую народную песню »Тройка мчится, тройка скачет».
При подведении итогов, после его награждения в номинации «Национальное вокальное исполнительство» Сергея спросила, как ему работается в содружестве казахов. «Я в душе уже казах», - ответил он. Жюри смотрело артистов из Казахстана 6 июля.
Кстати, артисты из села недалеко от города Уральска, где родился Назиб Жиганов и другие видные деятели татарской культуры, где жил Габдулла Тукай.
Номинации на фестивале в основном традиционные: вокал в разных стилях, авторская песня, хореография… Есть еще одна, комплексная ― «этновечер». На нее заявилось шесть делегаций, но по объективным причинам состоялось только три вечера. Всех наградили.
Я обратила особое внимание на номинацию «Театр». В программе просмотра у «Бриза» это было выступление заслуженного коллектива народного творчества России - театра «Левый берег». Он показал фрагмент спектакля «Тили-тили» по произведениям Бориса Шергина и Степана Писахова, известных собирателей поморских сказаний. У младшего «брата» этого коллектива ― детского образцового театра «Понедельник» были танцы.
«Левый берег» ― это самый настоящий театр, судя по репертуару, который я нашла на его сетевом ресурсе. В небольшом городе Тутаеве Ярославской области другого театра просто нет. И его артисты могут всё: они еще поют и пляшут – мы убедились в этом на следующий день.
А танец «Сухопляс» в исполнении тутаевских артистов вызвал не только бурные аплодисменты, но и слезы. Это не просто танец ― это маленький спектакль. Единственная скорбная нота на этом празднике народного искусства, напомнившая о Великой Отечественной войне. Но как она тронула наши сердца!..
Наградами на конкурсах воспитанников Светланы Асафьевой не удивишь. В 2021 году «Левый берег» был лауреатом XXI Всероссийского фестиваля любительских театров «Успех», где председатель жюри ― Игорь Фокин, режиссер Московского театра «Ленком», заслуженный артист России.
Член жюри на конкурсе фольклорных исполнителей из меня, стоит признать, не очень знающий. Хорошо, что, кроме меня были профессионалы: знатоки народной хореографии Алсу Еникеева и Аян Мандан-Хорлуу, профессиональная певица Вероника Арисова, театральный режиссер, специалист по пластическим искусствам Римма Чернявская.
Да и Гамира Гадельшина, как я заметила, многое узнала и многому научилась. В чем-то она была строга, в чем-то поступала, как заботливая мать. Например, она упросила членов жюри поставить хорошие оценки одному вокальному коллективу, поскольку он сильно вырос после того, как она их видела прежде.
Не забывая про репортерское задание, я без конца отвлекалась на постороннюю информацию ― наблюдала за артистами, которые готовились к выступлениям тут же, рядом со «сценой» ― кулис ведь не было; за постояльцами «Бриза» ― время от времени кто-то по дороге на море притормаживал возле необычной концертной площадки, но большей частью все проходили мимо. Восторг зрителей изображали артисты, болеющие за других. Впрочем, он был искренним.
Как оказалось, мои представления о народном творчестве слишком поверхностные, журналистские. Я убедилась в этом, когда подводили итоги просмотров. У меня был единственный критерий ― нравится, или нравится. Так, из хореографических номеров мне особо запомнился женский танец в ярких платьях с длинными рукавами, которые создавали оригинальный рисунок. Исполняли его артистки образцового самодеятельного коллектива ― хореографической студии «Союз» (группа «Аванград», Горная Шория, Кемеровская область), который показал 5 июля несколько танцев.
В том числе «Огонь», танец, который у шорцев наверняка ритуальный ― если мы правильно поняли, нам показали ритуал заклинания огня. Когда в последующие дни мы грустили, наблюдая за тем, как движется к Сухуму дождевой фронт, кто-то пошутил: «Пусть ребята из Горной Шории попросят Высшие силы не срывать нам фестиваль».
В завершение мы слушали вокалистов ― ансамбли и соло. Им выступать было сложнее ― зрительный зал на ступеньках отеля заметно опустел, поскольку другие артисты пошли купаться. Прозвучали бурятские (женский ансамбль «Найдал» из Улан-Уде), тывинские (попурри на тывинские народные песни фольклорного ансамбля «Хорагай»), эвенкийские (вокальная группа «Курулгэн» из Мирнинского района Якутии), русские и татарские песни.
На мой взгляд, успешно выступила солистка ансамбля «Найдал» из Улан-Уде Сарюна Юможалова ― она и пела, и танцевала соло. Для этого ансамбля это было первое участие в «Алтын майдане», и потому их строго не судили.
ВЕЧЕР
Несмотря на то, что члены жюри на концерте в Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба, официально дающем старт фестивалю, ― как и все в зале, были зрителями, артисты выступали с большим вдохновением.
Несколько слов о «кухне» этого концерта. Некоторые коллективы воспользовались возможностью для репетиций, и я могла наблюдать, как сильно меняют впечатление костюмы.
Кстати, репетиция перед концертом чуть не сорвалась, когда на пороге зрительного зала появилась семья певицы Алены Максимовой-Савельевой в красивых чувашских костюмах. На концерте 6 июля мы могли познакомиться и с Аленой Силпи, которая выступала в трех номинациях, и с ее сыновьями: Савелием и Мирославом. Такой семейный десант получился…
Но настоящий фурор 5 июля произвела их маленькая дочка, тоже в национальном платье, с которой многие захотели сфотографироваться.
Заявки на выступление в концерте-открытии присылают сами исполнители, и это вполне может быть «кот в мешке». Но таких «котов» 5 июля не было. Получилось яркое, динамичное зрелище, умело выстроенное режиссером Эльвирой Вдовиной. Ей удалось даже создать пролог, ставший торжественным аккордом, возвещающим начало концерта. В нем были заняты солистки жестового пения из Карачаево-Черкессии Марина Гочияева и Алина Баранова и вокальный коллектив «Талларым» из Татарстана.
Завершался пролог участием знаменной группы, которая вынесла на сцену флаги всех регионов, приехавших на фестиваль. В том числе Государственный флаг Республики Татарстан.
А потом в зале зазвучал голос Бисера Кирова. Гимн «Алтын майдана» подхватили редкие голоса в зале. Гамира Габдулловна потом пояснила: «Много новичков приехало».
Для официального открытия фестиваля на сцену поднялись Гамира Гадельшина и почетный гость ― глава Россотрудничества в Абхазии Дмитрий Федотов.
Овациями, криками «Бис!» завершался каждый номер. Но более всего аплодисментов получали артисты с ограниченными возможностями по здоровью. Говорят, так бывает всегда ― наши дети всё понимают… И хотя исполнительницы в жанре жестового пения, этих аплодисментов не слышали, они не могли не видеть восторженную реакцию зрительного зала.
Как я понимаю, просто зрителей в этот вечер в филармонии было мало, не более полусотни. Поскольку на остальных пятистах сидели участники фестиваля. В завершение концерта сцену полностью занял фольклорный ансамбль детской студии танца «Уарада» (младшая группа). Во время его выступления АССА кричали не только танцоры, но и некоторые зрители. Наверное, их родные или знакомые. Артисты ведь из Абхазии (смотрите ― https://mixrolik.ru/video/7_lNOkwl7xI/abhazskiy-prazdnichniy-tanets-studiya-tantsa-uarada-suhum-konkurs-adzihy-filarmoniya/
Три кавказских танца: два из Абхазии, один из Осетии-Алании - удивили меня своей массовостью и огромной энергией, которая зажигала не только самих артистов, но и зрительный зал. Впрочем, других танцев на Кавказе не бывает.
Концерт не мог не понравится. Обо всех артистах рассказать, конечно, нельзя, но несколько номеров я бы все-таки отметила. Оригинальными, и познавательными тоже, были хореографические сценки: танец «Носочки» фольклорного ансамбля «Сердэш» из Кукморского района и обрядово-праздничный танец башкир «Кукушкин чай» (народная студия башкирского народного костюма «Селтер».
Восхитило выступление образцового театра моды и костюма «Баян-Дугай». Шесть девушек церемонно несли себя и свои костюмы, по их специфичному шагу все поняли ― это модели. На просмотре 6 июля я узнала интересную историю об этом коллективе из Кызыла.
Ребята из Горной Шории показали на этот раз танец «Гром», тоже наверняка ритуальный. По-моему, впервые я видела вблизи эвенкийский танец.
Педагоги из города Искитима (Новосибирская область) и пели, и плясали, возбудили зрительный зал не хуже кавказских танцоров.
А после концерта было всеобщее братание артистов, фотосессии почти на каждом квадратном месте сцены.
Ансамбль «Кристалл» (г.Менделеевск) преподнёс Гамире Гадельшиной на память большую эмблему фестиваля, с которой они только что выступали на сцене. А артисты из Башкортостана подарили ей огромный букет татарского баурсака…
Организаторы и члены жюри долго не спали в этот вечер. Вспоминали, как всё было здорово. И благодарили Бога за то, что директор филармонии Руслан Хаджимба справился с непростой работой звукорежиссера – его работник в этот день, как на грех, заболел, и работать пришлось ему самому. При таком обилии фонограмм...
Продолжение следует
ПОСТСКРИПТУМ
Гамира Гадельшина прислала мне коммент к этому репортажу:
Ни один номер у меня не пройдёт «котом в мешке». Программу полностью формирую я. И делаю это задолго до концерта-открытия.
В репертуарном листе, который мне присылают участники, указывается номер для выступления в этом концерте. Я его отслеживаю потом. По-всякому тут. Ищу номер в их репертуаре на страницах коллективов Вконтакте или Одноклассниках. Если не нахожу, прошу отснять для меня специально.
Читайте в «Казанских историях»:
Мы ― дети разных народов: фестиваль «Алтын майдан» в Абхазии