Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июль 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1954 – Принято постановление о введении с 1954/1955 учебного года совместного обучения в школах мальчиков и девочек

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 6 июля

В четверг был второй день работы жюри фестиваля в Сухуме. Нам предоставили актовый зал школы №4. Всем хорош, но с маленькой сценой. Зато сцена на русском этновечере была огромная.

УТРО

Римме Чернявской пришла счастливая мысль   установить столы для членов жюри подальше от сцены. Видимо, она вспомнила телефонный разговор Гамиры Гадельшиной с руководителем фольклорного танца «Уарада», который знал, что его 60 танцоров на этой сцене не уместятся. Поскольку абхазские коллективы: и «Кудры», и «Уарада» ― забрали все возможные награды прошлогоднего фестиваля, на этот раз они в качестве номинантов не рассматривались. А потому Гамира Габдулловна с тяжелым вздохом предложила «Уараде» пропустить это выступление.

Выступил только фольклорный ансамбль «Кудры» из Гулрыпшского района, покорив всех и своим мастерством, и своим настроением. Мы увидели три танца разные возрастные группы. На первый взгляд, танцы схожи, но только на первый взгляд.

У всех народов Кавказа свои танцы, свои костюмы, свои движения, и даже свой шаг. И у мужчин, и у женщин. Я уже писала, что все танцы массовые. Танцоры занимали всё пространство от сцены до столов жюри. Мы видели артистов на расстоянии вытянутой руки веселых, задорных, восторженных. Так многое можно разглядеть. Меня, например, покорил один мальчик, который стоял на поклоне прямо передо мной. Я видела, как он потянул ногу на скользком паркетном полу. Ему было больно, но он улыбался…  

 «Асса!!!», ― разносилось по пустынному школьному зданию.  Не могу не поделиться информацией, которую нашла в сети. Захотелось узнать, что означает возглас «асса», без которого нельзя представить ни один танец народов Кавказа.

Оказалось, каждый народ понимает этот воодушевляющий возглас по-разному. «Асса» во время лезгинки обозначает азарт ― танцор тем самым наполняет всех своей энергетикой. Абхазы считают, что это изменившееся с течением временем горское существительное «арсса», происходящее от «арс» — «сын». Так кричали танцоры на свадьбе, желая новобрачным родить сына. Это приблизительно означало: «Как вам я?!». У грузин кричат не «асса», а «асе», то есть «так» или «делай так». Тот, кто кричит, солист, его движения будет повторять вся группа.

Одна из версий отсылает нас к библейскому значению этого слова. В священном писании оно пишется как «асах», а произносится без последнего звука.  «Асса» ― значит творить, создавать.

Помните культовый фильм «Асса»? Но, говорят, к возгласу кавказских танцоров его название отношения не имеет. Это аббревиатура имени режиссера ― автор Соловьев Сергей Александрович.

Любой танец ― это повод посоревноваться в умении, технике, удали, выносливости. Абхазский и осетинский ― не исключение.

Старшая группа ансамбля "Кудры"

 

Младшая группа ансамбля "Кудры"

Зрители хлопали больше всего новичкам - юным танцорам из Осетии. Поддерживали...

На новой «сцене» уместились все массовые танцевальные номера, в том числе эвенкийский фольклорный «Танец глухарей» в исполнении ансамбля песни и танца «Дылачакан» (Республика Саха-Якутия).

Очень оригинальная постановка. Наверное, это тоже заклинание ― на успешную охоту в тайге.

Поразительно, но танцоры из Садынского национального эвенкийского наслега изумили меня не столько на сцене, сколько на их этновечере. Может, потому, что там было лучше разглядеть самобытную культуру этого народа (старое название — тунгусы). Больше всего эвенков сегодня живет именно в Якутии – чуть более 20-ти тысяч. Это один из малых народов Севера России.

Совсем другое впечатление произвели бы на школьной сцене грации из тувинского Театра моды и костюма «Баян-Дугай», если бы не учли опыт первого выступления ансамбля «Найысылал», родственного коллектива из Кизила. Девушки, успешно выступившие на концерте-открытии, потерялись на школьной сцене. Поэтому два других дефиле артистки из Тывы исполнили на площадке побольше.

Судя по информации сети, в Туве концертный этно-fashion очень развит. В Абхазию приехали сразу два коллектива, оба самодеятельные: образцовый театр моды и костюма «Баян-Дугай» из города Чадан (Дзун-Хемчикский район) и Ансамбль песни и танца «Найысылал» («Столица») из Кызыла. Эти коллективы покорили нас еще на концерте-открытии. И не знаю, чего в нашем впечатлении было больше ― восхищения мастерством моделей или их великолепными костюмами.

Как мне сказал председатель жюри фестиваля Аян Владимирович  Мандан-Хорлуу, исполнительницы из ансамбля «Найысылал» ― это сотрудницы Департамента культуры, спорта и молодежной политики столицы Тывы, который он возглавляет. Он же ―  постановщик их концертных номеров. Вот какая самодеятельность в мэрии Кызыла. Кстати, Аян Владимирович ― профессиональный танцовщик и балетмейстер, он народный артист Республики Тыва.

Как оказалось, супер-оригинальные костюмы из Тывы ― не выдумки дизайнеров. Это идентичные элементы старинных тувинских платьев и головных уборов, восстановленных по историческим источникам. Я так увлеклась, снимая каждую модель театра «Найысылал», что упустила общий вид. Могу показать только такое фото.   

Народная студия народного костюма «Селтэр» из Уфы вроде тоже работает на этой ниве – изучает и пропагандирует башкирские костюмы. Однако он показывает не модели для этно-fashion, как это делают тывинские коллективы, а аутентичную одежду. Причем, делают это в форме концертных номеров. Например, на концерте-открытии «Селтэр» показала сценку (по-другому не скажешь) «Кукушкин чай», а на сцене школы №4 ― сценку «Молоды душой».  

На фестивале удивительным образом сочетались высокое мастерство, которое показывали и профессиональные исполнители, и некоторые самодеятельные коллективы, так и начинающие, как, например, младшая группа театра фольклорного танца Артхурон» из Осетии.  Напрасно его руководитель Георгий Бестаев пытался как-то объяснить нам некоторые просчеты их танцев на фестивале ― ребятки всем понравились.

Самодеятельным коллективам со званиями ― народные, образцовые, победителям всевозможных конкурсов, в том числе общероссийских, нужно было подтверждать свои заслуги. Даже профессионалы, как я заметила, волновались.

Впечатление профессионального коллектива произвел на меня академический хор «Лад» из Москвы. Потом познакомилась с его руководителем ― Ириной Караванской, художественным руководителем и дирижером, и узнала, что хор самодеятельный. Хотя не всем профессиональным коллективам предоставляется возможность выступать там, где выступает «Лад», например, в Московской консерватории, зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, концертном зале «Измайлово».

Еще интереснее показался его состав ― в нем нет исполнителей с музыкальной подготовкой. «В Академический любительский хор «Лад» испытательные прослушивания не проводятся, а также не обязательны наличие голоса, слуха, и знание музыкальной грамоты. Для нас единственное обязательное условие ― Ваше желание петь», прочитала я на сайте хора.

Это мамы детей, которые обучаются в Центре творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». Однажды кому-то пришла счастливая мысль – если всё равно приходится ждать детей, пока они занимаются, почему бы самим не заняться полезным делом?

Солистка хора «Лад» Эльвира Горохова спела только первый куплет популярной татарской народной песни «Аерылмагыз» («Не расставайтесь»), когда к ней присоединились все татары в зрительном зале. Мощное звучание получилось. Именно Эльвире я подарила двухтомник повестей Елены Чернобровкиной, выпущенный недавно из печати (члены жюри имеют право учреждать спецпризы).

Не могу не сказать несколько слов о зрителях, а их было много в зале. И те, кто уже выступил, и те, кому предстояло это сделать. В этом смысле артистам, показавшим свои номера в школе №4, повезло больше, чем коллективам, живущим в отеле «Бриз».

Интересная деталь ― при подведении итогов 9 июля Гамира Габдулловна, вручая коллективам дипломы, не называла, какой они степени первой, второй или третьей. Удивительная тактичность по отношению к исполнителям. А при оценке выступлений на заседании жюри она была даже строже, чем остальные члены жюри.

ВЕЧЕР

Русская «Вечеря» проходила во дворе отеля «Интер-Сухум».

Начиная русский этновечер, который на фестивале называется , Гамира Гадельшина представила зрителям (а их было очень много даже в самом начале) фестиваль.

Потом артистки из Тутаева прошли по кругу, угощая всех (и членов жюри тоже) хлебом-солью.

 

Рассказать о русском вечере в подробностях невозможно. Отмечу главное.

В программе были выступления семи коллективов: вокалисты из Москвы и Татарстана, танцоры из Менделеевска. Несмотря на неформальность концертной программы, артисты выкладывались по полной. Все пришли в концертных костюмах, кроме московского хора «Лад». 

Трудно кого-то отметить особо. Но я все-таки выделю два коллектива. Прежде всего, театр «Левый берег» и его младшую группу «Понедельник». Артисты из Тутаева пели, танцевали, водили хоровод (как без него на Вечере»?!).

 

Руководитель театра Светлана Асафьева взяла организацию «Вечери» на себя ― сама списывалась с другими коллективами, сама составляла программу, сама была за звукорежиссера. Аппаратуру на этновечерах предоставлял отель.  Генеральный директор гостиничного комплекса «Интер-Сухум» Разген Каджая был на всех наших концертах, помогал и советом, и делом. Команда Гамиры Габдулловны познакомилась с ним прошлым летом, и теперь он надежный партнер.

А на просмотре конкурсных номеров в школе №4 роль звукорежиссера пришлось взять на себя членам жюри: Гамире Гадельшиной и Веронике Арисовой.

Как я поняла, фестивалю нужен свой, профессиональный звукорежиссер. Не у каждого коллектива он бывает. На русском этновечере всех выручила команда «Левого берега», а точнее - ее руководитель Светлана Асафьева. Она же обеспечила работу оборудования на просмотре в отеле «Бриз».

Почти на всех снимках с «Вечери» можно видеть яркие бело-красные костюмы образцового хореографического коллектива «Страна чудес» и вокального ансамбля педагогов коррекционной школы-интерната №12. Коллективы из города Искитима (Новосибирская область) и пели, и танцевали, и были заводилами хороводов. 

Поет Алена Силпи

Из всех состоявшихся этновечеров (к сожалению, от двух пришлось отказаться) этот был самый массовый. И по числу артистов, и по количеству зрителей. Возле отеля «Интер-Сухум» в этот вечер было так шумно и весело, что многие его постояльцы смотрели концерт со своих балконов. По снимкам вижу, что там не только фотографировали, но и пели, и плясали… А многие предпочли выйти во двор, где был своего рода партер.  Замечу, что некоторых я потом видела и на других этновечерах.

«Сцена» для выступлений артистов была огромная, но к середине вечера на ней яблоку негде было упасть. В хоровод вставали участники фестиваля, и не только занятые в концертной программе, но и отдыхающие, и даже члены жюри. Круг то расширялся на все пространство площадки у бассейна, то делился на несколько маленьких.

Выделялись фирменными футболками воспитанники московской детской студии танца «Иду к мечте» ― у них в этом отеле летний лагерь. Студийцы были среди зрителей и на других этновечерах.

Однажды все встали в традиционный «ручеек». К сожалению, наши дети уже не знают, что это такое. Да и хороводы теперь даже в деревне не водят. А тут ― такой интерес к давним русским забавам. 

Вечер завершился на торжественной ноте. Сначала был танец ансамбля «Кристалл» из Менделеевска на музыку знаменитой песни Олега Газманова «Вперед, Россия». На последнем куплете все артисты собрались в одном месте, у входа в отель. Впереди появились флагоносцы со знаменами российских регионов, участвующих в фестивале «Алтын майдан». Далеко окрест неслась песня Газманова:

Так было в России

с далеких времен,

Чем выше давление,

тем крепче бетон.

И если опасность державе грозит,

Становится Родина, как монолит.

В горниле победы сегодня, как встарь,

Опять закаляется Родины сталь

 

Россия, Россия —

в этом слове огонь и сила,

В этом слове победы пламя.

Поднимаем России знамя.

Реял на абхазском ветру и флаг Российской Федерации. Эмоции прошибали до слез. Я это даже сейчас, когда пишу, это чувствую.

Продолжение следует

Читайте в «Казанских историях»:

Мы ― дети разных народов: фестиваль «Алтын майдан» в Абхазии

3 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18276-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-3-iyulya

4 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18277-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-4-iyulya

5 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18280-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-5-iyulya

6 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18282-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-6-iyulya

7 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18285-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-7-iyulya

8 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18286-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-8-iyulya

9 июля ―  https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18292-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-9-iyulya

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить