Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 7 июля
- Любовь Агеева
- 07 июля 2023 года
У членов жюри 7 июля получился неожиданный отдых. Только вечером предстояла очередная поездка в отель «Интер-Сухум», на эвенкийский этновечер.
Накануне вечером мы подвели итоги просмотров выступлений участников фестиваля в отеле «Бриз» и школе №4. Больших разногласий при их оценке не было. Когда оценивали номера трех тывинских коллективов, председатель жюри Аян Мандан-Хорлуу предпочел молчать – чтобы не обвинили в субъективизме. Ясно, что СВОИ всегда самые лучшие. Точно так же спрятала «татарские» предпочтения Гамира Гадельшина.
Но мы не могли не заметить, что делегация нашей республики выступила успешно. У артистов хорошие костюмы – значит поддержка самодеятельных коллективов существенная. Хотя… Не скрою, меня удивило, что артисты из РТ приехали в Абхазию за свой счет. Даже многочисленный хореографический коллектив «Кристалл» из Альметьевска.
Далее у организаторов была формальная работа – подготовить дипломы. Большинству членов жюри Гамира Габдулловна посоветовала познакомиться с Абхазией. То же самое сделали артисты. Кто-то заказал экскурсовода, кто-то предпочел гулять по Сухуму и его окрестностям самостоятельно.
ДЕНЬ
У меня лично в этот день получилась очень насыщенная программа. Так получилось, что услугами (и автомобилем) турфирмы «Вива» больше никто из членов жюри не воспользовался, поэтому маршрут выбирала я. Выбрала три объекта: Ботаническому саду, который когда-то видела, предпочла сафари-парк львов «Прайд», не убоялась длительной поездки в Абхазский Национальный парк «Апсны». С особым интересом восприняла экскурсию по Новому Афону. Кто же откажется от возможности посетить Новоафонский монастырь?
Я хочу сделать отдельную публикацию об этом монастыре. Здесь ограничусь общей справкой о том, как он появился. Чтобы ответить на вопрос, который возник у меня сразу, как я попала в монастырь.
Монастырский комплекс выстроен в неовизантийском стиле и кардинально отличается от всех православных монастырей, которые мне довелось видеть.
Место, где расположен Новоафонский мужской монастырь, известно более двух тысяч лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с которым был похоронен.
Моя фигурка на фоне здания хорошо передает его размеры
Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века.
Знакомятся с монастырем артисты хора «Лад» из Москвы
Что же касается скамеек для прихожан в Пантелеймоновском соборе, на которые нельзя не обратить внимание (они бывают только у католиков и протестантов), то это уже новейшая история. Скорее всего, это нововведение раскольников, которые тут с 2011 года главные ― они, видимо, хотят сочетать в своей религии элементы как православия, так и католицизма.
Отдельно напишу и о посещении этнопарка «Апсны».
Его экспозиции не похожи на музейные ― это наглядный рассказ в аутентичных условиях о том, как жили абхазы в разные периоды истории своего народа, чем занимались, как питались, во что одевались, как обставляли свои жилища.
Мне очень нравятся такие музеи. Нечто подобное я видела в Народном парке города Осло (Норвегия). Читаете ― Народный музей – визитная карточка Осло.
Сафари-парк «Прайд» находится недалеко от курортного города Гудаута, на пяти гектарах. Это, как сообщает интернет, примерно 10 футбольных полей.
Незадолго до поездки в Абхазию мне прислали интересную картинку: животные окружили железную клетку с людьми. Подпись: жизнь с точки зрения животных. Парк львов и подобные им природные пространства – это их воплощенная мечта.
За хищниками ― это около двух десятков львов и 1 тигр ― можно наблюдать с высоких смотровых площадок, построенных по периметру парка.
Все они находятся на безопасной высоте и огорожены заборами. В Абхазии построили своего рода замок-крепость в средневековом стиле.
Правда, мне сильно не повезло. День был такой жаркий, что все обители «Прайда» были обездвижены. Хорошо, что во время моего знакомства с парком служащий вынес корм, и я смогла сделать хотя бы один снимок львицы в движении.
Посетители гуляют под звуки дикой природы, которые доносятся из динамиков. Будто ты и в самом деле где-то на сафари в Африке.
На территории парка живут и другие животные. Но они ― как в зоопарке, в клетках.
Как я прочитала в сети, сафари-парк существует в основном на деньги абхазских бизнесменов. Невысокая стоимость билетов не покрывает все расходы. Но в дальнейшем владельцы надеются привлечь больше туристов и выйти хотя бы на самоокупаемость.
Я, было, пожалела, что не выбрала Ботанический сад, но если бы не этот выбор, я бы, возможно, не увидела еще одну забаву для туристов ― обед в кафе форелевого хозяйства. Но прежде чем туда попасть, надо было порыбачить в одном из прудов с форелью, потом сдать пойманную рыбу повару, который приготовит ее по вашему желанию. Мы заказали гриль.
Моими спутницами в этом путешествии были Валентина, Мария и Татьяна из турфирмы. Мы бы точно с Татьяной остались голодными, поскольку удача нас оставила в этот день, но Валентина и Мария поймали по две рыбины. Процесс был такой интересный, что я забыла про фотоаппарат.
Рыбы в прудах очень много, но поймать ее могут далеко не все
Впрочем, голодных тут не бывает. Плохой рыбак может заказать форель в кафе. Но свой улов ― это нечто! Даже если ты к нему не имеешь никакого отношения.
Кафе, где мы обедали, было уютным, с гостеприимным обслуживанием. Как оказалось, Валентина тут уже бывала, словоохотливая официантка ее узнала. Но Валентина радовалась приготовленной форели не меньше нас.
Цена обеда оказалась некусачей ― по полторы тысячи с человека. Правда, раньше нужно было заплатить за вход на территорию форелевого хозяйства и за удочку. Но сколько удовольствия ― сначала на пруду с удочкой, а потом – за обедом!..
Когда нам принесли 4 форели, каждая из нас подумала, что не одолеет свою рыбину. Но с аппетитом съели всё. И еще долго потом вспоминали и веселую возню на берегу пруда, и кишащую в воде форель, и вкусное угощение, запитое кизиловым морсом и чашечкой вкусного кофе.
Мы проехали довольно большое расстояние, мимо горы Ахбюк, поразившей мемориальными досками в память о ее защитниках в июле 1993 года (Абхазия: далекая и близкая), мимо пальм и цветущих кустарников, мимо сельских поселений и города Гадаута.
Природа тут изумительная. В моей фототеке несколько вековых деревьев. В основном это сильно израненные временем платаны, но видела огромное дерево не известного мне вида, под которым от дождя может спрятаться человек десять.
Я не увидела множества богатых коттеджей, которые запомнились по поездкам в Абхазию в советское время. Абхазцы живут небогато. Но туристические достопримечательности, как и везде, сохраняются бережно. Туризм тут - важная статья дохода.
Не могу не отметить то, что удивило в нескольких селениях. У абхазов издавна заведено хоронить старших членов семьи прямо на своем огороде, в специально отведенном месте. Эта традиция осталась в основном у жителей глубинки, где еще есть старики, соблюдающие народные обычаи. Так городские дети и внуки не смогут продать отчий дом после их смерти. В городах хоронят, как везде, на кладбище.
Как сказали мне мои спутницы, туристов из России становится больше. Кто-то живет в благоустроенных местах отдыха, кто-то едет «дикарем». По ценам, которые мы видели в кафе, продовольственных магазинах и на базаре, могу предположить, что можно отдохнуть здесь и при скромном семейном бюджете.
В сети можно найти координаты турфирм, которые помогут вам сориентироваться, а можно заказать отель и даже экскурсии самим, по интернету.
Я уже писала, что соорганизатором фестиваля «Алтын майдан» в Сухуме является туроператор Viva Tour. Главный офис у фирмы в Сочи, в Сухуме – филиал. Она принимает как индивидуальных туристов, так и организованные группы для отдыха на курортах Краснодарского Края и Республики Абхазия, а также для оздоровление в санаториях России и даже стран СНГ.
Собственный автопарк, эксклюзивные договоры и гарантированные номера в объектах размещения, блок-чартерная перевозка и специальные тарифы на авиаперелеты, плюс к этому приемлемые цены и качественное обслуживание. Ежегодно компания занимается организацией бизнес-встреч для корпоративных клиентов и государственных структур на черноморском побережье России и в Абхазии. «Вива Тур» является известным организатором культурных мероприятий, фестивалей в Сочи и Абхазии. Уже второй год фирма принимает участников фестиваля «Алтын майдан».
ВЕЧЕР
Этновечер делегации из Якутии получился ярким и оригинальным. Эвенкийская культура была показана в самых разных проявлениях. Артисты и руководители пришли в национальной одежде. Зрители оценили необычные костюмы, особенно у младшей танцевальной группы.
Желающие могли познакомиться с мини-выставкой изделий национального творчества из меха, поиграть в народные игры, которые поразили своей простотой. Однако не всем удалось выполнить их условия. Практически ни у кого не получилось, например, справиться с длинной палкой – ее надо было подержать в руке в стоячем положении целых три минуты. Пробовали и дети, и взрослые, например, коллега, член жюри «Алтын майдана» Эльмира Вдовина - ни у кого не получалось.
С палкой справились только мама с сыном, за что получили подарок. Наверняка имели опыт.
Вторая игра с палкой оказалась попроще – в палку рядом со стулом надо было попасть кожаным мячом. Естественно, мяч специальный, ребята привезли его с собой.
А потом зазвучала ритмичная музыка, и ребята из ансамбля «Дылачакан» пригласили всех в круг. Поразительно, но зрители легко включились в танец с необычными движениями. А по призыву ведущих, предложивших пройти обряд очищения от злых духов, все встали в очередь к украшенному разноцветными ленточками ритуальному сооружению.
Как я поняла, программу этновечера подготовили Галина Кирилловна Неустроева, директор Дома культуры «Биракан» села Сюльдюкар Мирнинского района Республики Саха (Якутия), и Иван Алексеевич Неустроев, руководитель ансамбля песни и танцы «Дылачакан» этого ДК.
На «Алтын майдан» приехали как танцевальная, так и вокальная группы этого коллектива. Вокальная группа «Курулгэн» пела эвенкские народные песни. Запомнилось конкурсное выступление Анатолия Алексеева, солиста из Садынского национального эвенкийского наслега (низшая административная единица Якутии, соответствующая сельсовету или сельскому поселению). Я его так на просмотре заслушалась и забыла про фотоаппарат. Поэтому попросила Анатолия попозировать на этновечере.
Руководители делегации всё время были вместе с детьми. Галина Кирилловна вела вечер, рассказывая о культуре эвенков, Иван Алексеевич исполнил народную музыкальную композицию на барабане.
За время существования коллектива через ансамбль «Дылачакан» прошли десятки юных певцов, танцоров, музыкантов. Коллектив, в котором три возрастные группы – участник и дипломант многих фестивалей, в том числе VI Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Открытая Европа», который проводился в Москве. Ансамбль «Дылачакан» стал тогда дипломантом III степени в номинации «Фольклорные коллективы» и получил специальный приз за сохранение и развитие национальных традиций.
Вечер получился запоминающимся.
Единственное, о чем мы жалели, возвращаясь в «Сухумскую бухту», так это о том, что на эвенкийский этновечер «Энхалук» не приехали другие делегации. Мы не только узнали о необычной культуре одного из малочисленных народов Севера, но и от души повеселились.
Продолжение следует
Читайте в «Казанских историях»:
Мы ― дети разных народов: фестиваль «Алтын майдан» в Абхазии