Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июнь 2025 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1988 – В Уфе после концертного исполнения оперы «Алтынчеч» умер татарский композитор, ректор Казанской консерватории Назиб Жиганов, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Коллекции частные, но посмотреть их могут все желающие

23 апреля слушатели группы «журналистика» Университета третьего возраста посетили Музей частных коллекций, который находится на улице Карла Маркса.

В музее демонстрируются произведения изобразительного искусства, а также подлинные предметы быта и роскоши Западной Европы, дошедшие до нас с середины XIX века: картины, мебель, часы, посуда…

Инвестиционная группа компаний ASG, фирменный знак которой можно видеть на  нескольких старинных особняках в центре Казани, частная коллекция антиквариата, которая уже много лет открыта для свободного посещения, Международный институт культурного наследия — всё это напоминает казанцам о бизнесмене Алексее Семине. Он уже много лет живет во Франции, что не мешает успешно развиваться многочисленным культурным проектам ASG и его казанскому бизнесу, который он начинал с единомышленниками, создав во второй половине 90-х годов корпорацию «Образование». 

Экскурсантам показали два соседних особняка: Дом Банарцева под номером 18 и Дом Александрова под номером 16. Они были переданы исполкомом Казани компании ASG перед Всемирной студенческой Универсиадой 2013 года по соглашению, получившему название «500 дней». В первом здании сегодня размещается Дом приемов, второе здание, соединенное  с соседним  переходом по второму этажу, было отреставрировано специально для Музея антиквариата, который тогда занимал сравнительно небольшое помещение в одном из зданий бывшего завода ЭВМ.

Напомним, что в рамках проекта «500 дней» компания ASG отреставрировала 26 зданий, по сути спасла их от разрушения. Предполагалось обновить на первом этапе коммуникации, крыши, фасад зданий, придомовые территории, а работы внутри закончить с учетом потребностей арендаторов. Часть объектов уже функционирует, например, здание бывшей гостиницы «Амур» на Московской улице, дома на улице Баумана, часть находится в стадии завершения, например, дом на улице Лобачевского, в котором жил Василий Качалов, когда работал в Казанском драматическом театре, у каких-то объектов арендаторов пока нет.

В Доме приемов есть небольшая историческая экспозиция из фотографий, которая наглядно показывает, что получил Алексей Сёмин и его фирма в 2012 году.

Здания отреставрировали, приспособив их для жизни в новом качестве. Архитекторы из проектной мастерской ASG, реставраторы и искусствоведы Международного института антиквариата (ныне  Международный институт культурного наследия) восстановили не только исторический фасад казанского особняка XIX века, но и интерьеры с меблировкой и декором первой его  половины  — от ампира до неоренессанса. В старинных, оригинально оформленных помещениях  — мебель и предметы декора из коллекций ASG. Они представлены не только в экспозиции музея, открытого летом 2011 года (на площади 250 кв. м экспонируется на постоянно действующей и тематических выставках около 300 предметов), но и в Доме приемов. Это не только старинные столы и стулья, но и картины, дорогие предметы внутреннего убранства богатого дома. 

Экскурсанты в сопровождении научного сотрудника Международного института культурного наследия побывали в обоих особняка, особо задержались в залах Музея частных коллекций.

Стоит отметить, что слушатели Университета третьего возраста — частые посетители казанских музеев. Естественно, все бывали в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Были наслышаны и о частном музее Алексея Сёмина. Однако экскурсии в этот музей в последнее время не часты, но для слушателей Университета третьего возраста сделали исключение, и это была, пожалуй, одна из самых любознательных экскурсионных групп.

Уменьшение экскурсий связано с тем, что сотрудники Международного института культурного наследия начали подготовку будущих экспозиций Дворца изящных искусств, который планируется создать в здании напротив, в доме № 17 (бывший кардиодиспансер), который также принадлежит ASG.

Получив положительное заключение историко-культурной экспертизы по проекту реставрации, а также разрешение Комитета РТ по охране объектов культурного наследия на проведение работ, специалисты группы компаний ASG invest приступили к его практической реализации. Со временем в огромное здание переедут все коллекции Алексея Сёмина.

По сути, апробация проекта реализована в Музее частных коллекций, и интерес к нему как любителей старины, так и специалистов убеждает, что практически все Большое собрание изящных искусств ASG  может стать общедоступным.

Представляем вашему вниманию несколько отзывов слушателей Университета третьего возраста об экскурсии в старинные особняки на улице Карла Маркса. 

  Марина Паткуль

Не хватит слов, чтобы рассказать о бесценных сокровищах живописи, предметах старинной мебели и фарфора, относящихся к разным историческим эпохам, уникальной коллекции старинных часов. Всё это великолепие было приобретено собственником (так Алексея Сёмина называют сотрудники музея) на мировых аукционах, бережно отреставрировано и выставлено сейчас для обозрения желающих в Музее частных коллекций и в Доме приемов.   

При этом сами здания не являются закрытым пространством, а имеют вполне утилитарное назначение. Дом №18 — это Дом приемов, многофункциональное пространство для светских раутов, закрытых бизнес-мероприятий, конференций и переговоров в исторических интерьерах, где есть конференц-зал с медиастеной, пресс-центр, салон для переговоров, экспозиционное пространство, своя парковка, даже кухня для выездных мероприятий (кейтеринга).

До этого в центре Казани не было площадки с подлинными историческими интерьерами, которая могла бы использоваться для проведения различных официальных мероприятий международных и крупных российских компаний. Так что Дом приёмов занял пустую нишу, предложил полный спектр услуг для этого. И новое  эвент-пространство, где деловая часть может органично сочетаться с культурной программой, оказалось востребованным.

Конечно, не каждая фирма может позволить себе провести здесь переговоры или светский раут, но есть такие события, когда денег на их организацию не жалеют. Например, в феврале 2017 года мэр Казани Ильсур Метшин принимал здесь мэра Парижа Анн Идальго.

Поскольку иконографических источников дома Банарцева не осталось (современные фотографии сохранили только фасад здания в очень неприглядном виде), реставраторы выбрали наиболее выразительные элементы разных объектов: кованые перила парадной лестницы аналогичны перилам Дома Сандецкого (ныне ГМИИ РТ), рисунок паркета сделан по образцу дома Землянова на Московской улице. Барельефы, портал камина, кессонные потолки, дубовые панели создали реставраторы.

В Доме приёмов проходят корпоративные и светские мероприятия, фотосессии, которые, как правило, включают посещение Музея частных коллекций, который работает в доме №16.

Все представленные в музее коллекции принадлежат одному владельцу — Алексею Сёмину. Коллекций много — живопись, скульптура, мебель, часы, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Например, есть старинная хлебница конца XVIII – начала XIX века. Когда экскурсовод спросила нас, что это за предмет (она часто задавала нам вопросы, проверяя нашу осведомленность), никто не угадал.

Такой оригинальный шкафчик с резными элементами, которые служили хлебницами (панетьер), крепили к стене, что спасало от грызунов.

Музей частных коллекций был открыт в 2011 году. За это время, по словам экскурсовода, ни один раритет не был испорчен посетителями. Лишь время от времени реставраторы забирают некоторые из экспонатов, чтобы укрепить соединения, что-то подклеить. Иногда какие-то картины покидают свои места — музей, будучи частным, является участником многих выставок, организованных государственными собратьями.

За состоянием предметов следят смотрители. В помещениях прохладно, для поддержания нужной влажности стоят емкости с водой. Электрический свет включается только тогда, когда есть посетители. Ночью в залах темно. Картинам полезно естественное освещение.

Экспонаты, даже самые ценные, не отгорожены, некоторые экскурсовод даже разрешает потрогать. Наша группа останавливалась только у предметов с интересной историей. Это могла быть история самого предмета, как, например, редкое кресло-сани с подогревом XVIII века, изготовленное русским мастером, или подробности его приобретения и реставрации. 

Гуляя по залам музея, можно видеть, как развивалась мода на маленькие столики для гостиных, секретеры, буфеты, стулья, кресла. Показателен в этом отношении небольшой зал, где представлены стулья и кресла разных эпох.

Вполне можно изучить, чем одна эпоха отличается от другой: ампир, рококо, барокко, неоклассицизм, эклектика… Как выяснилось, у некоторых стульев и кресел сохранилась даже «родная» обивка.

В экспозиции представлены далеко не все предметы музейных коллекций. Например, из коллекции часов, в которой 300 предметов, для постоянной экспозиции выбраны наиболее ценные образцы. То же самое можно сказать о картинах, иконах, шпалерах. Как рассказала Светлана Бородина, старший научный сотрудник института и главный редактор журнала «Мир искусств: Вестник», в фондах музея 27 больших шпалер, это считается достаточно большим собранием. Столько же в музеях Будапешта и Вены.

По прежнему «месту жительства» музея посетители могли видеть три шпалеры, сейчас в экспозиции только одна. Этот экспонат очень капризен для хранения, не любит солнечного света. Поэтому шпалеры хранятся в закрытых помещениях. Как нам сказали, среди них есть ценные образцы.

Большая коллекция мебели по своей исторической и художественной ценности сопоставима с числом и достоинством предметов коллекции Эрмитажа. В коллекции живописи — около трех тысяч полотен. Так что при строительстве экспозиции непросто было выбрать, что показывать, а что оставить в фондах.

Когда проходит первое ощущение восторга от увиденного, окунувшись в море эмоций от прекрасных шедевров мирового искусства, представленных в двух  исторических особняках любимой Казани, осознаёшь, что всё это сделано благодаря усилиям и на личные средства одного человека, любящего свой родной город.

Алексей Сёмин разбогател в смутное время 90-х. Ходит множество негативных слухов о его деятельности, было даже возбуждено уголовное дело против него — его обвиняли в пожаре в торговом центре «Адмирал», на счета его компаний был наложен арест, его самого заочно арестовали. После изучения обстоятельств дела суд его оправдал.  Но, как говорится, ложки нашлись, а осадок остался. И словосочетание бизнесмен Сёмин воспринимается людьми, его не знающими, с негативным смыслом. Хотя пусть кинет камень, кто безгрешен...

Несмотря на травлю в местной прессе, даже находясь в изгнании (а как еще назовешь его затворничество во Франции, ведь в Казани есть люди, готовые посадить его за решетку и отнять бизнес?!), он по-прежнему приобретает на европейских аукционах предметы антиквариата и отправляет их в родную Казань, где они попадают в руки опытных реставраторов. Их работа недешева. Именно поэтому в   Международном институте культурного наследия есть своя реставрационная мастерская, и мы видели в экспозиции, какие чудеса там творят, оживляя старинные картины и предметы быта.

Большинство живописных полотен и предметов старины атрибутированы,  некоторые находятся на атрибуции для подтверждения подлинности и автора в известных европейских организациях. Нам рассказывали о случаях, когда неизвестный автор картины становился известным, а картина, которая была одним из многих экспонатов, вдруг оказывалась важным раритетом. 

В Большом собрании изящных искусств ASG хранилось полотно, приобретенное на французском аукционе Massol в 2012 году. В левом нижнем углу стояла подпись художника и год написания картины. Сотрудникам  института удалось узнать автора произведения - голландского художника Томаса Халлемана, о котором известно очень мало.

Теперь собрание доступно любителям старины. Если не в залах особняков на улице Карла Маркса, то на информационном портале, где есть даже виртуальные экскурсии. 

Для нас, пенсионеров, слушателей Университета третьего возраста, была проведена бесплатная экскурсия, и я вас уверяю — ни один человек не остался равнодушным. Многие говорили, что при случае опять придут сюда. За одно посещение всего не рассмотришь.

На этом стуле разрешается посидеть

К сожалению, не могу вспомнить никого из современных состоятельных бизнесменов и чиновников, которые вкладывали бы столько собственных средств и желания в сохранение истории родного города, его украшение, в развитие чувства прекрасного у его жителей.

Между тем, в дореволюционной Казани в XVIII, XIX, начале XX века было много состоятельных благотворителей, стараниями и на средства которых возводились школы, больницы, театры, культовые сооружения. Они по сей день украшают наш город, а имена дарителей вписаны золотыми буквами в историю Казанского края. Ведь всем известна народная мудрость – красота спасет мир.

Тамара Заяц

Страшно смотреть на фотографии этих домов до реставрации: всё разрушено, ни окон, ни дверей, ни крыши, ни лестниц. Зрелище — как после бомбежки.

Дом приемов: здание до реставрации и сейчас

С 20 мая 2023 года в доме №18 работает Дом приемов, который включает в себя центр деловых переговоров, научный кластер по изучению искусства старых мастеров, digital-центр классического искусства, а также центр частного коллекционирования и ART-резиденцию.

Нам показали в первую очередь Музей частных коллекций. В его экспозициях всего 10 процентов Большого собрания изящных искусств ASG, которое сегодня составляет 5000 старинных предметов. Своего рода продолжением Музея частных коллекций станут музейные залы Дворца изящных искусств, которые планируется открыть в здании бывшей Адмиралтейской конторы (ХVIII в., архитектор В.И. Кафтырев) на улице Карла Маркса, 17.

Что мне лично понравилось в музее? Поразила красота мебели, созданной в разные эпохи французскими мастерами: секретеры, старинные шкафы для кухни и гостиных, кресла, диваны. Есть даже детские люльки и кровати.

Всё это можно рассматривать как произведения искусства — настолько всё сделано на высочайшем уровне. Всё с рисунками — резьба по дереву,  облицовка шпоном, слоновой костью, черепаховым панцирем и другими ценными материалами. Сколько потаённых мест в этих секретерах! И в каждый тайный ящик можно заглянуть, поскольку всё в рабочем состоянии. Экскурсовод не утаила от нас ни одной тайны владельцев старинных секретеров.  

Многие предметы старины покупались в плачевном состоянии. В реставрационных мастерских их доводили до совершенства. «Реставрационные дневники», представленные на информационном портале «Мир искусств», дают богатый материал не только о ходе реставрации предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и являются копилкой опыта, которым казанские специалисты делятся с коллегами.

Понравилось, как отреставрировали, можно сказать — построили заново оба здания на улице Карла Маркса. Оформление интерьеров выполнено в разных стилях, но чаще всего это ампир. Яркий акцент — напольная крупноформатная керамическая плитка, которая комбинируется с меньшей по формату. Старинные полы отсылают нас к императорским дворцам французских монархов. Лестницы отделаны белым мрамором.

Названия залов Музея частных коллекций— Меньшиковский, князей Юсуповых, графов Шереметевых, барона Штиглица и других — призваны напомнить о том, как много сделали частные лица для приумножения культурного наследия России и для его сохранения.

Еще мне запомнилась старинная ванна, которая сверху накрывается крышкой с дырочками. В ванную наливалась горячая вода. Человек лежал на этой крышке и через отверстия прогревался. Экскурсовод сказала, что такая ванна сохранилась в России в единичном экземпляре, только в казанском музее.

Надеемся, что в новом здании на Карла Маркса, 17 мы увидим и насладимся всей коллекцией музея.

Ярания Залялетдинова

Памятники архитектуры в центре Казани, на улице Карла Маркса – Дом Александрова и Дом Банарцева— тоже вполне можно назвать музеями. Музеями, где можно узнать, что можно спасти даже то, что, казалось, спасти нельзя. Восстановили старинные особняки, можно сказать, из руин. 

В Музее частных коллекций миллиардера из списка Forbes Алексея Сёмина, главы Инвестиционной группы компаний ASG, нам показали коллекцию западноевропейской мебели, а также картины (многие из них на библейские сюжеты), красиво декорированные, чаще всего бронзой, часы, которые еще идут (мы изредка слышали их звон), оригинальную фарфоровую посуду и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные до середины XIX века. Порой было впечатление, что мы бродим по Эрмитажу.

Наш соотечественник не увез свои коллекции за границу, не разорил такое наследие, а даже преумножил его. Низкий поклон ему за это!

Венера Гарипова

Нас поразило огромное количество подлинной западноевропейской мебели, картин, часов, посуды и предметов декоративно-прикладного искусства, созданных до середины XIX века. Реставраторами компании ASG проведена огромная работа по восстановлению антиквариата.

Большое впечатление произвел, например, голландский кабинет XVII века, который отреставрирован с использованием ценной древесной породы –  экзотического эбенового дерева. Рассказать есть что о каждом экспонате…

Мы прошли в сопровождении экскурсовода по всем залам музея. Экскурсия продолжалась больше часа, и нам казалось, что мы находимся не в Казани, а в залах Эрмитажа в Петербурге!

Дух захватывает от такой красоты! Вот где на самом деле находится «Спасенная красота»!  Так называется книга, изданная Международным институтом культурного наследия, которую нам показали на экскурсии.

 Надежда Таланова

Сказать, что посещение Музея частных коллекций компании ASG invest понравилось, — это значит ничего не сказать.

Все мы вышли оттуда потрясенные от увиденного. Собрать и разместить немалое количество экспонатов на таком малом пространстве! Каждый из представленных экспонатов — это одновременно и  яркое свидетельство истории, и произведение искусства.

К сожалению, наше посещение было ограничено во времени. Не удалось рассмотреть отдельные предметы и картины. Поэтому я много фотографировала, чтобы потом не раз полюбоваться этой красотой. 

Большое спасибо всем причастным к сохранению в нашем городе объектов культурного наследия.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Будет в Казани Дворец изящных искусств ASG

Алексей Сёмин: «Это наше лицо. Оно нам нравится!»

Эффективный способ развития культуры – частная инициатива

Алексей Семин: Все сели за игорный стол и бесплатно получили фишки

Алексей Семин: Без элиты общество будут жить одним днем

Л. Агеева. Алексей Семин не вступает в бой, который можно проиграть. Часть 1

Л. Агеева. «Формула финансового здоровья» Алексея Семина. Часть 2

Второй день рождения Международного института антиквариата – 2013

Журнал «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата» – номер 2 — 2013

 

Информационный портал «Мир искусств» — https://int-ant.ru/news/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить