Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
9 октября 2014 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка «ТАСМА. Казанская фотогруппа».
На церемонии открытия побывала наш корреспондент Любовь Агеева.
Мы уже сообщали в анонсной заметке, что масштабная выставка «ТАСМА. Казанская фотогруппа», которая заняла два этажа Галереи современного искусства, является частью проекта «История пишется объективом. Объектив смотрит на нас», реализованного благодаря поддержке Президента Российской Федерации. Он предполагает демонстрацию выставки в других городах России и за рубежом, а также выпуск первого общего издания, посвященного истории и творчеству казанской «ТАСМЫ».
Важно, что в альбоме не только снимки, но и ценная информация об истории группы. Свое мнение о ней высказали поэт Евгений Евтушенко, фотожурналист, основатель Музея фотографического искусства Юрий Рыбчинский, искусствовед Валерий Стигнеев и другие знатоки фотоискусства. Олег Климов, в прошлом фоторепортер «Вечерней Казани», а ныне руководитель мультимедийного блога libertu.su, посетовал, что не был членом «ТАСМЫ», но группа оказала на него очень большое влияние.
Тираж каталога удалось напечатать до выставки, и официальные гости, друзья «именинников» его получили. Но первыми подержали книгу в руках те, чьи лучшие снимки наконец-то собраны под одной обложкой. Жаль, что многие фотомастера, объединившиеся в группу «ТАСМА», созданную, как где-то прочитала, на обломках фотоклуба «Волга», до этого дня не дожили.
Обложка альбома-каталога выставки
Вот что написала о выставке в альбоме-каталоге директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан:
Об организации масштабной выставки и выпуске издания, посвящённого истории и творчеству казанской фотогруппы «ТАСМА», говорили на протяжении многих лет. И не случайно именно музею принадлежит инициатива в организации и осуществлении этого проекта: «История пишется объективом – объектив смотрит на нас».
История сотрудничества фотографов с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан началась с первых выставок в 1968, 1969 годах, когда в залах музея фотография экспонировалась как самостоятельное произведения искусства. Здесь, в музее работали многие из фотографов, оставивших сегодня след в истории «художественной Казани»: Владимир Богданов, Ляля Кузнецова, Валерий Михайлов, Владимир Разумейченко, Фарит Губаев. С 2009 года в Галерее современного искусства музей регулярно проводит ретроспективные фотовыставки, а также представляет современных авторов, постепенно формируя фонд фотографии.
Участникам настоящего проекта, столь разным в своём творчестве членам казанской фотогруппы, удалось создать целостную неповторимую и достоверную картину жизни своего времени, времени нашей юности, и, запечатлев лица, знакомые и незнакомые, оставить портрет современника, как и свой собственный – автопортрет фотографа, находящегося в гуще жизни, событий своей страны...
Я благодарна судьбе, что знаю этих ребят не понаслышке и являюсь их современником. Каждый из них прошёл непростой жизненный и творческий путь. Сегодня они ТАСМОВЦЫ. История вносит свои коррективы: название крупного завода «Тасма» по производству кино– и фотоплёнки, сохранилось благодаря казанской фотогруппе, придавшей ему новый смысл и звучание (мало кто знает, что завод существует и сегодня).
Проект «История пишется объективом – объектив смотрит на нас» реализован, благодаря поддержке Президента Российской Федерации, что дало возможность вспомнить рано ушедших и ныне живущих «тасмовцев», оценить вклад в искусство фотографии каждого из них. В ходе изучения фотоархивов участников проекта, представляющего сегодня зрителю лишь очень небольшую часть их творчества, стала очевидна необходимость издания персональных альбомов, объединённых в серию «Фотографы XX века. ТАСМА». Очень надеюсь, что это время придёт.
Розалия Нургалеева
Я, конечно, ожидала, что народу придет на открытие много, ведь большинство заявленных в анонсах персон – люди публичные и в Казани известные. Но первых посетителей выставки оказалось так много, что поразились, по-моему, и организаторы, и сами фотомастера. А заместитель министра культуры Ирада Аюпова в своем приветственном выступлении не удержалась от сравнения. Она часто бывает на открытии самых разных выставок и не припомнит, чтобы где-то было так многолюдно.
Основную часть пришедших, естественно, составили люди одного поколения. «Ты помнишь?», – фраза, которая в этот вечер звучала, пожалуй, чаще всего. Вспоминали у фотоснимков, вспоминали возле витрин с фототехникой, с которой работали известные мастера…
Приятно порадовало то, что соприкоснуться с творчеством мастеров, профи самого высокого класса, и не только на уровне Казани, пришли молодые люди, с фотоаппаратами и без.
Я встретилась с ними сразу, как только вошла в зал второго этажа. Они окружили Владимира Зотова, который, стоя у своих работ, что-то объяснял молодым коллегам. Может, то, что человек с фотоаппаратом – это еще не фотограф и тем более – не фотомастер, что есть фотография, а есть карточка…
В последнее время ему часто приходится говорить об этом, поскольку он, как никто другой, знает, что по большому счету гигантский труд по созданию фотолетописи республики по достоинству не оценен. Его личный архив, представляющий огромную ценность, пока остается в подвешенном состоянии, хотя Владимиру все труднее приезжать в Казань из Германии, где он живет сейчас, чтобы архив оставался живым организмом.
А то, что «тасмовцам» устроили такой праздник – целиком заслуга генерального директора Музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой, которая сначала приютила фотографов в бывшем Выставочном зале Союза художников, отошедшем музею ИЗО (сколько за это время мы увидели там фотовыставок!), а потом приложила немало стараний, чтобы выиграть грант Президента России и на выставку, и на альбом.
Выступает Розалия Нургалеева
Кстати, на обложке каталога – одна из самых известных работ основателя творческой группы «ТАСМА» Виктора Богданова. Она же – на афише выставки. Жаль, что в каталоге – далеко не все работы, которые мы можем видеть в экспозициях выставки, где каждый фотомастер представлен отдельно.
ГОВОРЯ ЖИЗНИ «ДА»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ФОТОГРУППЫ «ТАСМА»
В этом году отчётная выставка творческой группы «ТАСМА» экспонируется в Выставочном зале Союза художников одновременно с работами Е. Евтушенко. Случайность обернулась возможностью для казанских любителей фотографии оценить столь разные явления. У каждой выставки своё лицо. И если в одном случае меня не оставляет равнодушным самодовольство большого поэта, играющего в фотоискусство, то в другом не покидает ощущение боли, обнажённости правды.
Какое дорогое слово «правда». Как обострённо это нами сейчас понимается. К уродливому, чудовищным образом гипертрофированному понятию возвращается его изначальный смысл! Когда более десяти лет тому назад Владимир Богданов с друзьями организовал группу молодых фотографов, правда документа явилась той сплачивающей силой, которая до сих пор при всём различии творческих устремлений двигает нашей деятельностью. «Документ – совесть фотографии». Уже тогда мы понимали, что возможности прямой, чистой фотографии нельзя заменить никаким другим средством.
Справедливо пишет о том времени В.Тарасевич («Советское фото» №4, 1988 г.):
«Мы, фотографы, превратились в фальсификаторов. Этой суровой оценкой, конечно, я рисую общую картину. Появлялись и в самые тяжёлые годы яркие индивидуальности. Пусть очень редко, радовали вас и правдивые репортажи. Многие жанровые работы, созданные в те годы, стали классикой. Но эти отдельные удачи появились не благодаря, а вопреки общей ситуации, и то за счёт фотолюбителей периферии – Челябинска, Норильска, Казани».
Наша ли вина в том, что вокруг мы видели больше горького, чем радостного? Повышенное внимание к теневым сторонам вызывалось, с одной стороны, тотальным замалчиванием проблем, которые нельзя было не замечать, с другой – стремлением очиститься через «нечистоты». Для тех из нас, кто именно в репортаже увидел кратчайший путь к истине, действительность открылась незавуалированной правдой кричащего факта. Пьяница на мостовой В. Зотова, в его же «Дорожниках» изнурительный труд женщин, калека, собирающий милостыню, В. Михайлова, исправительная колония для подростков Ф. Губаева, унизительная сцена в приёмной бюрократа В. Зотова, бьющие по нервам репортажи В.Хашева о молодёжи, пронзительный образ милосердия в «Приюте» В. Никифорова (видел, как у этой фотографии плакала женщина)... То, что для многих стало привычным, обыденным, «тасмовцами» воспринималось как надругательство над человеком. Желание показать действительность рождало фотохирургов, ставящих вопросы и призывающих к поискам ответов.
Однако глубоким заблуждением было бы расценивать творчество «ТАСМЫ» только в рамках активного, социально направленного репортажа. Есть одна особенность, делающая искусство группы не столь однозначным, как может показаться на первый взгляд. Да и кем бы мы были, занимаясь только критикой?
Насколько велик и многообразен мир, настолько и широк выбор средств для утверждения твоего миропонимания, а возможности выбора у фотографии больше, чем у какого бы то ни было искусства. Палитра – действительность, кисть – фотоаппарат.
Кажется банально, но в этом всё! Ты ощущаешь себя творцом новой реальности, где документ преобразуется, мгновение застывает, уже подвластное воле художника, интерпретирующего мир его же образами. Удивительна сила воздействия такой фотографии, говорящей только ей свойственным языком. Этим языком, использующим изобразительность метафор, подтекста, композиции, попирающим классические правила и подчёркивающим напряжения в необычных конфигурациях, всего того, что определяет оригинальность каждого фотохудожника «ТАСМЫ», ведётся на выставке неторопливый рассказ о современнике, его болях и радостях, о мире, в котором столько несовершенного, что повествование подчас приобретает минорный характер.
Переживаемая нами драматическая эпоха, когда растление души приобрело чуть ли не вселенский характер, когда мы чувствуем себя на переломе истории, требует, наверное, прежде всего искренности отношения к себе и к окружающему. Думается, в этом смысле выставка «ТАСМЫ» – честная выставка, где нет предвзятости, а есть прежде всего участие к человеку.
Тоскливо звучит курай в серии Р. Якупова «Уходящая деревня», как реквием по самобытному миру, поглощаемому цивилизацией.
Романтически взволнованная серия о цыганах Л.Кузнецовой неожиданно заключается трагикомическим фарсом с денежной купюрой на лбу ребёнка. Сколько одиночества в её женских образах.
Далеко не радостный сабантуй Ф. Губаева, наполненный тревожной настороженностью.
Невинная забава – игра в бильярд у В.Зотова превращается в жуткий символ нашего бездумного обращения с памятниками культуры. Происходящее бесстрастно зафиксировано на фоне прекрасного, резного иконостаса собора Петра и Павла.
Отрешённо и скорбно вглядываются в окна персонажи В. Павлова «Настя», молодая женщина в «Портрете». Сложнейшая гамма печали и радости поэта запечатлена в серии «Знаменательный день в жизни Евгения Евтушенко» С. Свинцовым.
С каким тончайшим чувством реального работает Ш.Баширов. Трагическое ощущение хрупкости бытия, могущего рухнуть в пустоту с последним вздохом старости, намертво связанного необратимостью события.
А.Тамбулидис открыто метафоричен. Знаковая символика, стремление к лаконичности, организованной пластике делают его композиции своеобразными притчами, выполненными с отстранённой рассудочностью и вместе с этим публицистичностью.
Мирно уживаются в творчестве Б. Давыдова репортажный метод и постановочная фотография. Мирно потому, что он видит всё окружающее, прежде всего, через пятно, линию, контраст формообразующих элементов.
Поэтика раскрывающего себя мгновения, ценного своим непреходящим значением в работах В. Михайлова. «Прыжок». Это одна из немногих фотографий выставки, рождающих чувство светлого удивления: взметнувшееся обнажённое тело над стылой гладью зимнего озера.
Мы показываем свою коллекцию после того, как она с успехом демонстрировалась в Москве. Вы здесь можете встретить ряд работ уже знакомых, ставших своеобразной визитной карточкой казанской фотографии. Может быть, нам не всё удалось, ведь каждое изображение – от самого простого до самого сложного – выбрано из хаотического и беспорядочного потока образов и событий, проносящихся перед взором. Каждая экспозиция, а их на выставке пятнадцать, – это открытие, это показ не только темы, но также мыслей и чувств самого фотографа.
«Поэзия – основа всего. Каждую минуту мир возникает заново и каждую минуту разлетается вдребезги. Вот это напряжение и волнует меня. Я люблю жизнь. Я люблю людей. Я люблю фотографировать, люблю присутствовать при событии. Это означает говорить «Да! Да! Да!!!», когда никаких «может быть» быть не может».
Под этими словами А. Картье-Брессона подпишется каждый из членов творческой группы «ТАСМА».
Владимир РАЗУМЕЙЧЕНКО,
искусствовед, заведующий Отделом западноевропейского искусства,
заместитель директора по научной работе ГМИИ РТ
Эта статья под названием «Говоря жизни «ДА!». (выставка фотогруппы «ТАСМА») В. Н. Разумейченко была опубликована в газете «Вечерняя Казань» 20 июня 1988 года, она воспроизведена в юбилейном альбоме
Я еще непременно побываю на выставке. Невозможно увидеть всё сразу, когда знаешь практически каждого автора. Даже если постоять у каждой экспозиции по 5 минут, понадобится почти два часа. А у меня есть и «любимчики». И это не обязательно фоторепортеры, с которыми бок о бок работала на ниве журналистики, как Владимир Зотов («Владимир Зотов. Фотографии»), и Фарит Губаев. Общаться приходилось с большинством из них, а потому хочу ближе познакомиться с теми, чье творчество знакомо меньше.
Но есть авторы, которых я выделяю даже среди самых знаменитых. Прежде всего это Василий Мартинков (Мы помним тебя, Вася Мартинков), с которым работала в редакции «Вечерней Казани», и Юрий Федотов, актер Качаловского театра, фотография для которого была не просто хобби (Любитель – от слова «любить»). Обоих, к сожалению, уже нет с нами.
О выставке пока могу сказать только самые общие впечатления.
Во-первых, о том, какие они все разные, 22 фотомастера, жившие в одном городе и в одну эпоху. Это видно и по жизненным ситуациям, которые они на миг остановили, и по творческим пристрастиям, и по секретам творческой техники.
Во-вторых, несмотря на то, что казанские фотографы, в большинстве репортеры местных газет, сделали огромный рывок, отказавшись от слепого копирования действительности, они искали новизну вовсе не в шокирующих сюжетах, за которыми охотятся папарацци. Сколько в их работах любви к родной земле, к людям. Самым разным, знаменитым, как режиссер Андрей Тарковский у Фарита Губаева, Юрий Гагарин у Владимира Зотова, и неизвестным, как люди без имени на портретах Василия Мартинкова.
Юрий Фролов, известный фотомастер и друг многих "тасмовцев" сейчас редко появляется на публичных мероприятиях, но на выставку "ТАСМЫ" пришел
Жизнь на их снимках – какая-то неофициальная, а потому она представляется более человечной. Потому, как верно заметил кто-то, она мало соприкасается с конкретным временем, в котором авторы жили. И даже если некоторые фотографы задержали свое и наше внимание на каких-то атрибутах конкретного времени, как Александр Тамбулов, известный нам как Грек, в этом нет злорадства, а есть некая философия. Где теперь те, чьи портреты мы носили на демонстрациях? Кому они интересны?
А вот у снимка «Новорожденный» Рустама Мухаметзянова, хочется постоять подольше, и не знаешь, что больше завораживает – пока беспомощный ягненок или женщина в проеме двери с удивительно добрыми глазами.
Я знаю Рустама давно, но оказалось совсем его не знала…
Уже нет с нами основателя группы Владимира Богданова, ушли из жизни Боря Давыдов, Владимир Разумейченко, Вадим Никифоров, Василий Мартинков. Давно живет в Москве Альберт Багаутдинов. Саша Грек тоже в Москве. Риф Якупов работает в Казани театральным фотографом, недавно провел большую персональную выставку, показал татар, живущих в разных уголках России и дальнего зарубежья. Ляля Кузнецова сегодня так же востребована – в 2010 году вышел ее большой фотоальбом «Дорога», а персональная выставка прошла в Москве и других городах России. Валерий Михайлов работает на заводе и активно участвует в коллективных фотовыставках. Зуфар Баширов, даже выйдя на пенсию, активно участвует в фотографической жизни города. Владимир Зотов – все такой же неугомонный фоторепортер, большой поклонник черно-белой фотографии, обладатель уникального фотоархива, в котором миллионы негативов и самые разнообразные материалы по истории казанской фотографии. Юрий Филимонов два года назад отметил свой семидесятилетний юбилей персональной выставкой. Эдвард Хакимов, доктор наук, профессор, философ в науке и по жизни, автор многих научных трудов, преподает в педуниверситете. Валерий Павлов руководит региональным отделением Союза фотохудожников России. Есть у него и своя фотошкола. Сергей Свинцов – кинорежиссер, автор удивительного художественного фильма «Голубка» про самобытного казанского художника Геннадия Архиреева.
Фарит Губаев
Новейшая история: Фотогруппа «ТАСМА». 40 лет
Журнал sobaka.ru – http://www.sobaka.ru/kzn/city/art/27815
Экспозиция включает более двухсот работ. В журналистике не принято публиковать «могилы» – не более пяти фамилий в одном месте. Но ради фотогруппы «Тасма» я сделаю исключение и назову их всех: Владимир Богданов, Борис Давыдов, Александр Тамбулов (Грек), Ляля Кузнецова, Владимир Зотов, Владимир Разумейченко, Вадим Никифоров, Риф Якупов, Эдвард Хакимов, Валерий Михайлов, Рустам Мухаметзянов, Альберт Багаутдинов, Зуфар Баширов, Фарит Губаев, Юрий Филимонов, Юрий Федотов, Василий Мартинков, Шамиль Баширов, Валерий Павлов, Сергей Свинцов, Евгений Балашов, Виталий Хашев.
Нет, на первое место все-таки поставлю Лялю Кузнецову.
И не потому, что она единственная представительница женского пола в «ТАСМЕ». Надо видеть, с какой нежностью относятся к ней «тасмовцы», поскольку именно Лиля во многом раздвинула для них горизонт и кроме Казани в их жизни появились Прибалтика, Франция, Германия, Лондон, Цюрих, Вашингтон.
Владимир Зотов добавляет:
– Нас для мира открыла Даниэла Мразкова, чешский редактор: она отобрала из тысячи фотографий 18 российских фотографов, из них трое – из Казани, и отправила альбом «Другая Россия» в Лондон. Из 150-ти фотографий – почти треть наших.
Примерно через пару лет существования и поиска своего пути, мы стали искать контакты с единомышленниками из других городов. Сами себе организовывали поездки по стране. На свои деньги ездили в разные города: Рязань, Йошкар-Олу, Чебоксары, Гродно, Тирасполь, Ниду, Москву. Как-то поехали в Ригу – там открывалась большая прибалтийская выставка. Там познакомились с Антанасом Суткусом, основателем и руководителем Общества фотоискусства Литвы.
Вспоминая фотографическое движение в СССР 1970-1980-х годов, нельзя не сказать про литовских фотомастеров. Они заметно выделялись на фоне всей советской фотографии. Суткус охотно пригласил нас в Вильнюс. Выставка «Тасмы» литовцам понравилась. А нам в те годы Литва фотографическая показалась такой притягательной, полной творческой свободы. Кое-кто из нас даже подумывал переехать туда.
Самой решительной оказалась Ляля Кузнецова. В Вильнюсе ее приняли в литовское фотообщество. Лялины работы были включены в коллекции, которые постоянно рассылали по разным мировым выставкам, конкурсам. В Париже ее серия про цыган получила золотую медаль. Прорыв был просто потрясающий.
Спасибо Ляле, что, живя в Литве, не забывала и про нас. Вильнюс помог ей пробить окно на Запад, а она, в свою очередь, помогала нам узнать фотографов Запада. Переснимала фотоальбомы Брессона, Арбус, Франка, Куделки, Аведона – словом, все, что попадалось ей в богатейшей библиотеке литовского фотообщества, пленки привозила в Казань, где мы печатали эти репродукции.
Главный же прорыв «Тасмы» случился в 1979 году. Нас пригласили в журнал «Советское фото», где мы устроили фотовыставку. Потом была публикация в журнале – ведущий искусствовед Анри Вартанов написал большую статью «Начало». Именно в ней он впервые упомянул о «казанской школе фотографии», и с его легкой руки московские искусствоведы ввели термин «казанская фотошкола».
Фарит Губаев
Новейшая история: Фотогруппа «ТАСМА». 40 лет
Журнал sobaka.ru – http://www.sobaka.ru/kzn/city/art/27815
Генеральный директор Музея изобразительных искусств Розалия Нургалеева чувствовала себя именинницей. И было от чего. Это для непосвященного организация выставки сводится к процессу простого размещения работ на экспозиционной площади. С амбициями одного автора проблем хватает, а тут их более десятка. Но, кажется, все остались довольны. Слышала только одно замечание – про не очень удачное освещение. Но это дело поправимое.
Как и полагается, на торжественное открытие выставки пришли официальные лица: заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова, которая знает многих участников выставки лично, заместитель министра культуры Ирада Аюпова, бывший депутат Госсовета, поэт Роберт Миннуллин, бывший Прокурор республики, известный фотомастер Кафиль Амиров.
Однако официальных речей не было. Все говорили от души, находили какие-то нестандартные слова.
– Сегодня, молодежь уже не помнит и не знает, что на самом деле казанская школа фотографии – это школа с глубокими корнями. Сейчас фотографов и мастеров этого дела очень много, но даже несмотря на это фотографии того времени способны с ними конкурировать. И сегодняшняя выставка еще одно тому подтверждение, – сказала Римма Ратникова.
– Музей изобразительного искусства сделал очень хорошее дело, когда дал возможность посмотреть на творчество известных и почитаемых фотохудожников республики. Я наблюдаю, что приходят пожилые люди, обнимаются, и так хорошо, что для людей, которые не встречались уже длительный период, эта выставка – возможность встретиться, – поделился впечатлениями РТ Кафиль Амиров.
В целом была удивительно теплая, домашняя атмосфера. Улыбки, объятья (многие не виделись годами), воспоминания, знакомства… Не обошлось и без фотосессий. Фотографировались много и в разных конфигурациях – все и отдельными группами. Со «старичками» захотели сфотографироваться молодые люди…
Выставка будет работать до 9 ноября. Срок очень маленький. Но ее уже ждут в Москве и даже в Париже.
ПОСТСКРИПТУМ:
Выставку стоило провести хотя бы для того, чтобы мои молодые коллеги могли посмотреть, как правильно пишется название фотогруппы. Читала – «Тасма» и «ТАСМА». Про группу TASMA прочитала только на днях…
Читайте в «Казанских историях»