Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Сентябрь 2020 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
  • 1956 – Новой постановкой оперы «Алтынчеч» композитора Назиба Жиганова открылось здание Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля на площади Свободы

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В июле в Казани состоятся гастроли легендарного театра «Современник»

С 1 по 7 июля 2016 на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г.Камала пройдут гастроли Московского театра «Современник». Казанцы увидят 4 спектакля.

15 апреля театр отпраздновал свой очередной юбилей. Днем рождения коллектива принято считать дату первого публичного спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Общество требовало новых художественных идей, честного голоса творцов, правдивых интонаций, лишенных лозунгов и ответов на все возможные вопросы. В год своего 60-летия коллектив представит в Казани несколько знаменитых названия из своего большого репертуара.

Четыре спектакля из театрального репертуара

Первоначально было объявлено о трех: «Три товарища» по Э.М.Ремарку (1, 2 июля) с участием практически всей труппы театра (главные роли исполняют Светлана Иванова, Александр Хованский, Сергей Юшкевич, Сергей Гирин); «Вишневый сад» А.П.Чехова (3, 4 июля) с Мариной Нееловой, Сергеем Гармашем и Ольгой Дроздовой в главных ролях; «Двое на качелях» У.Гибсона (5, 6 июля) с Чулпан Хаматовой и Кириллом Сафроновым. Все спектакля поставлены выдающимся режиссером Галиной Волчек, которая руководит «Современником» более сорока лет. Ее творческая деятельность отмечена множеством званий и наград, но, как неоднократно говорила сама Волчек, ее главная награда – «переполненный зрительный зал театра».

Спектакли Галины Волчек во всем мире признаны подлинными образцами развивающегося во времени русского психологического театра.

Сцена из спектакля «Вишневый сад»

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» была поставлена Галиной Волчек на сцене театра «Современник» в 1997 году. Дата оказалась неслучайной – конец XX века вновь сделал актуальной эту, одну из самых популярных и неразгаданных чеховских пьес.

Галина Волчек говорила в одном из интервью: «У Чехова нет хороших и плохих людей. «Вишневый сад» – пьеса, в которой есть много закономерностей, в том числе и запрограммированность гибели того типа людей, что выписаны у Чехова – с их понятием красоты и духовности».

Для Галины Волчек было принципиально важным показать через Чехова соединение эпох и судеб, удивительное созвучие минувшего и настоящего.

Именно этот спектакль открыл новый сезон театра «Современник» на Бродвее в 1997 году. В течение двух недель на сцене театра «Мартин Бекк» представления шли с огромным успехом.

«Актёры играют настоящего Чехова, писателя с зорким, но вовсе не безжалостным взглядом. «Современник» оправдывает свое название: это действительно современный театр. Захватывающее, трогающее до глубины души представление, разыгрываемое труппой, делает давно ушедший мир частью нашей жизни», – писала о постановке газета «Дейли ньюс».

На спектаклях побывала вся интеллектуальная элита Нью-Йорка. По результатам этих гастролей Московский театр «Современник» был награжден престижнейшей премией в области драматургии Drama Desk Award. Это был первый случай вручения Национальной американской премии театру другой страны.

За 19 лет своей сценической жизни спектакль побывал на гастролях в Берлине, Париже, Марселе, Каннах, где также прошел с феноменальным успехом.

6 мая спектакль «Вишневый сад» был показан на сцене театра в 300 раз.

На сцене Московского театра «Современник» – снова пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Премьера состоялась 26 января 2015 года. Как уточняется на сайте театра, вернулась именно, пьеса, а не спектакль. Через 53 года Галина Волчек вновь обратилась к произведению Уильяма Гибсона, в свое время давшему молодой актрисе импульс для постановки своего первого спектакля.

Премьера первого спектакля «Двое на качелях» состоялась в 1962 году. Ее выпускали артисты Татьяна Лаврова и Михаил Казаков. Впоследствии появился второй состав – Лилия Толмачева и Геннадий Фролов. В конце 1970-х в спектакль были введены Елена Яковлева и Николай Попков/Александр Кахун.

«Двое на качелях» шли на сцене «Современника» без малого три десятка лет. Режиссерский дебют был настолько успешен, что, по сути дела, определил всю дальнейшую жизнь Галины Волчек.

«У меня возникла острая потребность вернуться к «Двое на качелях». Именно вернуться, а не повторить спектакль. Честно говоря, я его плохо помню. По иронии судьбы, несмотря на то, что он с разными актерскими составами очень долго шел на сцене «Современника», записей не осталось. Только тоненькая пачка черно-белых фотографий. Так что этот спектакль мы делали, что называется «с нуля» с артистами и всей командой, которая вместе со мной сочиняла новые «Двое на качелях», – сказала Галина Борисовна, общаясь с журналистом накануне премьеры.

Волчек добавмла, что, по ее мнению, важно вернуться к этой пронзительной истории любви именно сегодня, когда общество устало от агрессии и боли. Увидеть ее глазами сегодняшнего человека. Всмотреться в человека как такового, в его силу и слабость, в его потребность любить и быть любимым, котораяостается с ним всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг.

О том, что Гитель будет играть Чулпан Хаматова, решено было сразу. Режиссер искала своего нового Джерри и остановила свой выбор на Кирилле Сафонове, хорошо известном зрителю по работам в кино. Это не первая театральная работа Кирилла. Он сотрудничал с Театром имени Маяковского, Театром имени Станиславского, израильским театром «Гешер». В его актерском багаже два антрепризных спектакля. «Двое на качелях» стали своеобразным возвращением артиста на территорию русского репертуарного театра.

Соавторами Галины Волчек в сочинении спектакля стали художник-постановщик Павел Каплевич, режиссер по пластике Татьяна Тарасова, художник по свету Дамир Исмагилов, звукорежиссер Софья Кругликова.

На пресс-конференции Сергея Гармаша в Казани, которая состоялась 29 апреля, журналисты узнали, что в гастрольную афишу включен четвертый спектакль – «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Для казанцев эта постановка особо интересна тем, что в ней мы увидим своего земляка – Шамиля Хаматова, брата Чулпан Хаматовой. Он сыграет роль Чацкого. В роли Фамусова мы увидим Сергея Гармаша. Спектакль будет показан 7 июля.

Эта работа «Современника» стала знаменательным событием в истории современного театра, поскольку режиссер-постановщик, знаменитый Римас Туминас и актеры ищут в классическом тексте ответы на трудные вопросы дня сегодняшнего. Вот как написал об этом журнал «Огонек»:

«То, что случилось в «Современнике», еще трудно в полной мере осмыслить, но можно утверждать точно: такого Чацкого и такого «Горя от ума» мы еще не видели. Римас Туминас создал крайне современный спектакль, даже, может, не догадываясь, как верно он все угадал про нынешнюю Россию. Где главная проблема – не борьба взглядов и убеждений, а отсутствие их, полная каша в голове, абсолютная зацикленность на себе, неспособность к мысли и чувству. Это получился спектакль о бессмысленных попытках добиться хоть какого-то ума, хоть какой-то самостоятельности от людей, не привыкших мыслить и жить самостоятельно».

«Современник» в истории российского театра

Московский театр «Современник» был основан группой молодых актеров – Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Игорем Квашой, Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Олегом Табаковым – в 1956 году. В апреле состоялся премьерный показ спектакля «Вечно живые», поставленного выпускниками театральной студии МХАТ под руководством Олега Ефремова. Это событие положило начало творческому пути «Современника».

Первые годы коллектив существовал как студия независимых актеров. В репертуаре небольшого творческого пространства было всего несколько спектаклей, но зрители выстраивались в длинную очередь, чтобы на них попасть. Идея создания профессионального театра на базе студии принадлежала Олегу Ефремову. В 1958 году ее получилось реализовать, и на свет появилась крохотная театр-студия «Современник». Первоначально спектакли игрались на различных площадках, но уже в 1961 году артистам выделили собственное здание по адресу Маяковского, дом 1.

Это событие еще сильнее подстегнуло творческий коллектив к развитию. В год ставилось по 5-6 премьер. Труппа пополнилась новыми артистами, и театр активно стал принимать участие в различных конкурсных программах. Его деятельность неоднократно была отмечена государственными премиями и дипломами.

На свое сегодняшнее место «Современник» переехал в семидесятых годах, так как старое здание окончательно обветшало и пришло в негодность.

В годы «оттепели» «Современник» стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основой репертуара «Современника» всегда были и остаются произведения, созданные современными авторами.

В сентябре 1970 года Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец «Современника».

В 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театром приняла на себя Галина Волчек. Вопреки прогнозом театр не умер. В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Константин Райкин. В театре сформировались и стали серьезными актерами Елена Яковлева, Сергей Гармаш, Василий Мищенко, Ольга Дроздова, Мария Аниканова, Чулпан Хаматова, Сергей Юшкевич, Александр Хованский, Нина Дорошина. Сегодня рядом с ними большие, ответственные роли играют молодые талантливые артисты – Светлана Иванова, Виктория Романенко, Артур Смольянинов, Шамиль Хаматов, Илья Лыков...

Актеры театра http://www.sovremennik.ru/actors/

«Современник» следует одной из главных своих задач – говорить со зрителем сегодняшним языком о сегодняшних проблемах. Более 150 спектаклей поставлено на сцене театра за эти шестьдесят лет – и почти половина из них по пьесам, написанным авторами специально для театра. Отсюда началось шествие пьес Виктора Розова, Михаила Рощина, Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других. Оставаясь верным современности, театр ищет ее и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему.

«Современник» и Казань

Этот театр казанские театралы выделяют среди других театров Москвы. Здесь успешно работает наша землячка Чулпан Хаматова, народная артистка Российской Федерации. Она выпускница Российской академии театрального искусства. До этого училась в Казанском театральном училище на курсе Юноны Каревой и Вадима Кешнера.

«Горжусь, что родилась в этом древнем городе. Я здесь счастлива, здесь мои любимые родители, но, к сожалению, любимая работа не здесь – в Москве и других городах мира».

«Мне очень обидно, что казанцы не знают меня как театральную актрису. Я много гастролирую по России, но в Казань спектакли с моим участием не приглашали ни разу».

Это цитаты из интервью актрисы. И вот мы наконец мы увидим Чулпан Хаматову на казанской сцене в спектакле «Современника». Пожелаем ей к этому моменту выздороветь, поскольку на сайте театра мы узнали, что апрельский спектакль «Двое на качелях» перенесен на более поздний срок из-за ее болезни.

Добавим, что в 2015 году Чулпан Хаматова приняла участие в концерте Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского во время Международного оперного фестиваля «Казанская осень» – на сцене Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева она прочитала фрагменты поэмы Пушкина «Евгений Онегин».

По списку актеров из пресс-релиза узнаем, что теперь рядом с сестрой – брат Шамиль. Шамиль Хаматов окончил Российскую Академию театрального искусства (курс А.В. Бородина) в 2005 году.

Большим событием в театральной жизни России стал спектакль «Крутой маршрут», поставленный Галиной Волчек в 1989 году. Временем действия стали 18 лет, проведенные в заключении арестованной в 1937 году молодой казанской журналисткой Евгенией Гинзбург, мамой будущего писателя Василия Аксенова.

«Современник» взял за основу своей «поминальной молитвы» первую часть автобиографической книги Евгении Гинзбург, а сама писательница Евгения Семеновна в исполнении Марины Нееловой стала главной героиней хроники времен культа личности.

Перед нами проходят поломанные судьбы женщин, оказавшихся в одной камере с главной героиней. По-разному проявляются в трудных обстоятельствах человеческие характеры…

К большому сожалению, мы не увидим «Крутой маршрут» в Казани, но у каждого есть возможность посмотреть его в Интернете – http://posmotri-online.com/57e9

Уже долгие годы литературной частью театра заведует Евгения Кузнецова, которую многие помнят как завлита Качаловского театра. Мы попросили ее помочь нашему более близкому знакомству с театром и его актерами.

Гастроли «Современника» пройдут при поддержке Мэрии Казани.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Знаменитая внучка – Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова:«Базовые надежды, заложенные в детстве, самые живучие и неистребимые»

 

В тексте использована информация официального сайта театра «Современник» http://www.sovremennik.ru/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского