Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1904 – Родился дирижер, скрипач, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный артист ТАССР Ильяс Ваккасович Аухадиев

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

88-й сезон в Казанском ТЮЗе. Октябрь – месяц премьер

С 1 октября в Казанском театре юного зрителя стартует месяц премьер. В афишу вошли премьерные постановки, а также гастрольные спектакли Волгоградского ТЮЗа.

Более подробно о предстоящем месяце рассказали на пресс-конференции в информационном агентстве «Татар-информ» 30 сентября Айгуль Горнышева, директор ТЮЗа, Александр Туманов, режиссёр-постановщик премьерного спектакля «Лиса и виноград», и Ильнур Гарифуллин, режиссёр-постановщик спектакля «Приглашение на кАЗНь», артист театра.

Как пояснила директор театра, октябрь выбран не случайно. Кавид порушил театральные планы, прервал встречи со зрителями, однако жизнь в ТЮЗе продолжалась. Сезон начался раньше на месяц, но показать премьерные спектакли решили по традиции в октябре, когда обычно встречались со зрителями после летнего отдыха до эпидемии.

Месяц премьер откроется недавней премьерой, которой прервался прошлый сезон, – «Зимняя сказка для взрослых», которая будет показана 1 и 2 октября (начало вечерних спектаклей в 18:30). Это работа Туфана Имамутдинова, который до недавнего времени был главным режиссером Казанского ТЮЗа.

Спектакль «Зимняя сказка для взрослых» поставлен по картинам современного белорусского художника-примитивиста Валентина Губарева. Реализованы в действии девять полотен: «Празднование Нового года», «Песня о море», «Дольче Вита», «Кризис отношений», «Бить или не бить», «Медляк», «Тридцать лет вместе», «Полонез Огинского до минор», «Розовый сон». Валентин Губарев родился в Нижнем Новгороде в 1948 году. С 1980 года живет в Минске. Журналисты узнали на пресс-конференции, что в плана театра – показать спектакль в столице Беларуси.

Перевел язык оригинальных живописных полотен на язык сцены народный артист РТ Михаил Меркушин, художник спектакля – Лилия Имамутдинова, постоянный партнер своего супруга.

Для Михаила Меркушина это не первая попытка попробовать себя в роли сценариста. В 2013 году он окончил Литературный институт имени А.М. Горького (семинар драматургии). В его творческой копилке – спектакль на Ярмарочной площади города (теперь площадь Тысячелетия), посвященный 1000-летию Казани, а также спектакль «Господин Ибрагим» Э.-Э. Шмит (постановка режиссера Ильгиза Зайниева), показанный в 2018 году в рамках II Международного театрального фестиваля «БУА – пространство диалога» (г. Буинск).

Спектакль «Зимняя сказка для взрослых» – истории о людях, о поколении 90-х и о той непередаваемой атмосфере, которая тогда была. Сквозь юмор, иронию яркого и праздничного действа в спектакле присутствуют трагические ноты обычных человеческих отношений. Актёры перевоплощаются в открытых жизни и миру персонажей, не знающих ни в чём середины: любящих, танцующих, мечтающих… – таких родных, правдиво и реалистично изображенных художником.

Сайт Казанского ТЮЗа

«Рад, что мое скромное творчество нашло такое необычное продолжение, и будет жить уже в трехмерном измерении, а персонажи обретут реальную жизнь. Когда я писал свои картины, я не предполагал им такую судьбу – они буквально вышли в люди…» – сказал художник на февральской премьере спектакля, который он посмотрел вместе с первыми зрителям.

Стоит заметить, что спектакль – для тех, кому за 18 лет. Репертуарная политика ТЮЗа имеет как бы два крыла: одно – постановки для детей разного возраста, включая подростковый, и спектакли для взрослых, порой имеющие специальную возрастную маркировку, как «Зимняя сказка для взрослых».

Как уточнила Айгуль Горнышева, в сезон 2020/2021 зрители еще увидят театр Имамутдинова, поскольку в афише много его постановок.

Новый руководитель театра - 43-летний Радион Букаев, кстати, уроженец Казани - начнет работать с 5 ноября, и только тогда мы узнаем, каким будет его театр. Министр культуры Ирада Аюпова представила его коллективу театра 15 июля. До этого он являлся главным режиссёром Магаданского драматического театра. Его спектакли шли на сценах многих российских театров.

Радион – участник семинаров-лабораторий по поддержке театров малых городов России, организованных Государственным Театром Наций. Его спектакли неоднократно становились участниками Фестиваля театров малых городов РФ, российских и международных театральных фестивалей. В 2018 году спектакль «Лесосибирск Лойс» (авторы И. Васьковская, Д. Уткина) был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска», а спектакль «Дети и Эти» (автор Г.Остер), поставленный в Казанской творческой лаборатории «Угол» – на Российскую национальную театральную премию «Арлекин».

«Я знаю этот театр с детства. Мне очень важно, чтобы была команда. Очень важно главному режиссёру понимать про что театр, какой он. Очень важно понимать главному режиссёру, куда он ведёт. В театре юного зрителя я бы определил свою миссию так: Это такое дерево, ствол которого – это театр для семейного просмотра, где взрослые бы не забывали, что у них когда-то было детство, а дети – знали, что это детство у них есть, и что у них есть папа и мама. Веточки этого ствола могут быть разными, но всё это будет вокруг репертуара для семейного просмотра. Мне важно, чтобы каждый из вас развивался на сцене, и я буду об этом думать. Я буду думать о театре», – с такими словами новый руководитель обратился к труппе при первой встрече.

В октябре зрителей ожидает ещё три премьеры, которые поставлены для нового 88-го театрального сезона. 6 и 7 октября они впервые увидят спектакль «Лиса и виноград» (комедия в двух действиях) для зрителей от 16 лет в постановке режиссёра Александра Туманова. Это его дипломный спектакль. Александр – выпускник ГИТИСа, курс мастера М.Б. Борисова. Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Гильерме Фигейредо.

Александр начал свое выступление на пресс-конференции со слов благодарности тем, без кого спектакль бы не состоялся – Президенту РТ, Министерству культуры республике и руководству театра, которое не побоялось предоставить большую сцену для дебюта новичка в профессии.

Впрочем, дебютант не выглядел на пресс-конференции как новичок. Рассказывая о своем детище, он показал себя режиссером, который изначально знает, что хочет сказать людям. Бразильский драматург привлек его внимание возможностью поразмышлять о том, что такое свобода. Свобода не от чего-то, власти, например, а свобода для чего.

Спектакль Александра Туманова – своего рода приношение Учителю. Его мастер – профессор Михаил Борисович Борисов, художественный руководитель курса ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ, недавно ушел из жизни.

9 и 10 октября будет показан спектакль «Nедоросль» по знаменитой классической пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль», жанр которой режиссер-постановщик Петр Норец (выпускник ГИТИСа, курс мастера О.Л. Кудряшова, г. Москва) определил как хип-хоп music комикс. Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Журналисты попросили расшифровать жанровую особенность «Nедоросля», но, скорее всего, узнать это можно будет только в зрительном зале.

Мне показался интересным диалог с Ильнуром Гарифуллиным о стремлении театра найти новые формы для реализации даже известных произведений. Жанр своего спектакля «Приглашение на кАЗНь» по роману Владимира Набокова (это еще одна октябрьская премьера) он определил как classic performance в двух действиях для зрителей возрастной категории 16+.

Премьера будет показана 23 и 24 октября. Я попросила Ильнура уточнить его утверждение о том, что современный театр не рассказывает истории, а идет дальше.

Поскольку не все поиски в направлении ДАЛЬШЕ мне нравятся, захотелось узнать у начинающего режиссера, что он имеет в виду под словом ДАЛЬШЕ. И узнала, что современному молодому зрителю интересны не сами сюжеты, тем более уже известных историй, а некое представление по их поводу, своего рода набор клипов. Как признался Ильнур, тому, кто не читал роман Владимира Набокова «Приглашение на казнь» (он публиковался в журнале «Современные записки» с 1935 по 1936 год, отдельным изданием опубликован в 1938 году в парижском эмигрантском издательстве «Дом книги» под псевдонимом В. Сирин), возможно, трудно будет понять общий замысел режиссера-постановщика.

Главный герой романа Цинциннат Ц. оказывается приговорённым к смертной казни за свою непохожесть на других, «непрозрачность» для них, то есть за «гносеологическую гнусность», как называет это суд. До тридцати лет ему удавалось скрывать свою подлинную натуру от окружающих. Но постоянные измены жены Марфиньки, а затем появление в детском саду, где он работал учителем, мальчика и девочки, родившихся в результате этих измен, заставляют Цинцинната потерять бдительность и перестать маскироваться. Это приводит его в тюрьму.

ВИКИПЕДИЯ

Я не впервые слышу о том, что режиссер считает главным свое видение сюжета, взятого им для постановки. Знаю примеры, когда это видение поражает своей недалекостью и легковесностью, когда от первоисточника, например, классического произведения, остаются рожки да ножки. Но видела и спектакль «Бал. Бесы», оставленный в Казанском ТЮЗе Туфаном Имамутдиновым по роману Достоевского в виде нескольких сцен-клипов, который поразил меня органичным сочетанием содержательной глубины и оригинальностью постановочного решения.

Посмотрим, что получится в дебютных постановках большой сцены Казанского ТЮЗа. Хорошо уже то, что директор театра не опасается иметь дело с новичками в профессии. Кому, как не нам, идти на такие риски, сказала Айгуль Горнышева на пресс-конференции.

Кстати, зрители ТЮЗа, возможно, уже встречались с Гарифуллиным-режиссером – он ставил в театре спектакль-притчу под открытым небом «Бывшие люди». Его новый спектакль поставлен на средства гранта Союза театральных деятелей РТ.

В октябрьской афише – еще одна премьера, на этот раз сказка для самых маленьких – спектакль «Светлячки». Его покажут 24 и 30 октября (начало утренних спектаклей в 11 часов). Вполне можно назвать премьерный показ спектакля «Капитанская дочка» – он был впервые показан 4 октября 2019 года, на открытие 87-го по счету, сезона (постановка режиссера Ильгиза Зайниева,  художник-постановщик – Надежда Скоморохова, художник по свету – Андрей Козлов), ноуже в феврале казанские театры были закрыты.

А 3 октября Казанский ТЮЗ приглашает на вечер памяти актера Арсения Курченкова, который скончался внезапно прямо на спектакле «Бал. Бесы», в котором играл главную роль. Это большая утрата и для коллектива, и для зрителей, которые видели Арсения на сцене или слушали его песни в авторском исполнении.

На вечере можно будет купить книгу его стихов и диск с его песнями, подготовленные к тиражированию (Арсений Курченков: «Я хотел бы летать, я хотел бы парить»). Над сборником «Что бы ни было буду с тобой» работали Лиана Курченкова, Павел Густов и Алена Вегера.

Журналистам также рассказали об обменных гастролях двух тюзов – Казанского и Волгоградского. Труппы поменяются сценами с 15 по 18 октября. Казанцы выступят в Волгограде, актеры из этого города в Казани. Это одна из всероссийских акций поддержки гастрольной деятельности в стране. Так что спектакли ТЮЗа из Волгограда - тоже своего рода премьеры для казанских театралов. 

Наши гости покажут в Казани  по три спектакля для детской и взрослой аудитории. Кстати, один из них – «Финист – ясный сокол» – имеет, можно сказать, символическое значение  для двух театров. Именно этой сказкой началась работа в нашем городе  артистов Сталинградского театра юного зрителя, эвакуированных в Казань во время Великой Отечественной войны, в 1942 году (СТАЛИНГРАДЦЫ: Театр юного зрителя в годы войны).

 Фото с пресс-конференции - Рамиль Гали.  Татар-информ

  Издательский дом Маковского