Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Август 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1930 – ВЦИК  принял постановление «О новом административном делении Татарской АССР», согласно которому вместо кантонов были образованы 46 районов

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Mузей А.М. Горького: новая экспозиция

13 февраля 2014 года в конференц-зале Национального музея РТ в рамках мероприятий, посвящённых 141-й годовщине со дня рождения Ф.И. Шаляпина, состоялся круглый стол на тему: «Литературно-мемориальный музей А.М. Горького: на пути к новой экспозиции».

Всероссийская научная конференция «Шаляпинские чтения-2014» на этот раз проходила в рамках Года культуры в России и в год 100-летия начала Первой мировой войны, ход событий и последствия которой оказали значительное влияние на все сферы жизни российского общества, стали предтечей глобальных изменений и трагических последствий. Это и подсказало тему дискуссии – «Трансформация личности и культуры во времена мировых кризисов и гуманитарных катастроф».

С 1973 года бессменным организатором чтений выступает Литературно-мемориальный музей А.М.Горького. В нынешнем году к нему присоединились Казанский государственный университет культуры и искусств и Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова.

На заседании круглого стола был представлен проект экспозиции обновлённого музея Горького, здание которого пока находится на реставрации. Спикерами дискуссии стали: генеральный директор Национального музея РТ Г. Назипова, заместитель генерального директора музея и руководитель творческой группы по созданию проекта музея Горького С. Измайлова, а также заведующая музеем Горького, глава творческой группы М. Гаврилова.

Для участников круглого стола – представителей музейного сообщества РТ, России и городской общественности – была проведена электронная презентация будущего музея, который будет включать в себя два раздела: «Писатель – эпоха – герой», посвящённый А.М. Горькому и «Ф.И. Шаляпин в Казани».

Научная идея музейщиков нашла поддержку группы художников «Смена» под руководством казанского художника Ильгизара Хасанова. Итогом работы творческого тандема музейных сотрудников и художников стал проект, который органично сочетает инновации с классическими канонами музейных экспозиций.

Музей А.М. Горького располагает раритетными экспонатами: личные вещи Максима Горького, фотографии, письменные источники, книги из библиотеки писателя, которые рассказывают о его пребывании в нашем городе. Мемориальная коллекция передана музею родственниками писателя – Е.П. и Н.А. Пешковыми.

Мемориальная коллекция наша земляка – выдающегося русского баса Федора Шаляпина поступила преимущественно от дочери И.Ф. Шаляпиной. Музей располагает многочисленными материалами по теме «Горький и татарская литература».

В фондах – произведения изобразительного искусства, архивы Николая Калинина, известного учёного-краеведа, и Марии Елизаровой, в прошлом директора музея.

Особо ценная часть фондов: письменный стол и кресло Горького из подмосковной дачи в Горках, одежда, в которой в 1928 году писатель приезжал в Казань, тюбетейка, подаренная ему татарскими писателями; рояль певца, приобретенный с помощью дочери певца, барельеф с изображением Римского-Корсакова, выполненный Шаляпиным, из московской квартиры артиста, театральный реквизит: валенки, лапти, в которых артист выступал в роли Ивана Сусанина в опере М.Глинки «Жизнь за царя», переданный внучкой Шаляпина Ириной Морфей, живущей в США и другие экспонаты.

Концепция проекта музея вызвала живой интерес зала. На многочисленные вопросы собравшихся ответили Г. Назипова и М. Гаврилова. Затем слово было предоставлено рецензентам и представителям власти: начальнику отдела культуры и развития языков народов РТ Г. Нигматуллиной, начальнику Управления культуры Исполкома Казани А. Горнышевой и начальнику отдела развития музейного дела Министерства культуры РТ Д. Натфуллину.

В целом проект новой экспозиции Литературно-мемориального музея А.М. Горького был признан широкомасштабным, современным и динамичным, подготовленным на высоком профессиональном уровне.

Участники и гости круглого стола высказали пожелание дать обновлённому музею новое название: Музей Горького-Шаляпина.

 Алеша Пешков, будущий писатель Максим Горький, жил в Казани с 1884 по 1888 год, посещал наш город в 1889 и 1928 годах.

Федор Шаляпин в Казани родился, прожил здесь 17 лет своей жизни, а потом приезжал в родной город в 1897, 1899, 1909 и 1912 годах.

Литературно-мемориальный музей А.М. Горького основан в 1938 году, открыт 12 марта 1940 года. Сегодня это филиал Национального музея РТ. Музей занимает двухэтажное здание 2-й половины XIX века, где в 1886-1887 годах в пекарне А.С. Деренкова подручным пекаря работал Алеша Пешков, приехавший в Казань с мечтой об университете из Нижнего Новгорода.

Реконструкция здания под музей осуществлена под руководством известного казанского краеведа Н.Ф.Калинина, авторы научной концепции экспозиции Н.Ф.Калинин, Г.Ф.Линсцер, В.Н.Терновский. В 1953 году музей был реконструирован. Авторы научной концепции – Л.Н.Иокар, Р.Г.Бейслехем (Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН). В 1967 году перед зданием музея установлен бюст Максима Горького работы казанского скульптора И.А.Новоселова.

В 1988 году здание музея расширено и вновь реконструировано, созданы новые экспозиции «Казань в жизни А.М.Горького» и «Ф.И.Шаляпин в Казани» под руководством Г.Г.Когана (Комбинат живописно-оформительского искусства г. Ленинграда).

В 2008 году основная музейная экспозиция была демонтирована из-за аварийного состояния здания. Какое-то время в музее еще продолжалась жизнь: проходили выставки, работало кафе «Бродячая собака». А потом здание закрыли совсем.

Таким было здание музея в 2005 году

Стоит напомнить, что музей был включён в список объектов, подлежащих реконструкции в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия города Казани в 2005 году. Предполагался ремонт существующего здания, расширение площадей за счёт присоединения дома №12 по улице Горького и создания, таким образом, цельного музейного комплекса Горького и Шаляпина.

Однако в рамках тысячелетия здание отремонтировано не было. Очередь до него дошла только в 2013 году, когда реконструкцию музея: и здания, и экспозиционных площадей, включили в республиканскую программу «Мирас».

На сайте музея мы нашли статью старшего научного сотрудника музея Горького Л.Б. Беловой, в которой она коснулась возможных изменений музейной экспозиции. Прежде всего она будет приведена в соответствие с духом времени. Изменилась страна, изменились оценки тех или иных явлений, наконец, открылись новые обстоятельства, которые позволяют по-новому взглянуть на уже известное.

Речь идет не просто об обновлении экспозиции, а и о переосмыслении ее концепции в свете изменившихся подходов к презентации биографий и творчества двух величайших представителей русской культуры начала прошлого века, чья жизнь была связана с Казанью.

Экспозиция Федора Шаляпина

«Как известно, одним из главных принципов построения всякой экспозиции является принцип научности, что предполагает использование теоретической основы профильной науки, а также достижений научно-исследовательской работы коллектива по изучению фондовой коллекции, определяющее, в конечном счёте, её конкретное содержание, – пишет автор статьи. – «Казанский период» жизни Горького был в прошлые годы предметом исследования ряда литературоведов, краеведов, историков: И.А. Груздева, Н.К. Пиксанова, Н.Ф. Калинина, М. Корбута, И.А. Рахлина, Е.Г. Бушканца и др. В последние годы найдены неизвестные ранее материалы и появились новые исследования (Е.Н. Позднина, А.Б. Удодова, С.А. Коноваловой).

Общепризнанно, что документально-фактографические источники, относящиеся к «казанскому периоду», достаточно скудны и не дают возможности выстроить на их основе полноценную научную биографию будущего писателя.

Фрагмент последней экспозиции музея - булочная Деренкова

На протяжении десятилетий (начиная с 1907 года, когда вышел в свет словарь Брокгауза и Ефрона до изданий «перестроечной» эпохи, претендовавших на освобождённость от идеологических догм) можно увидеть известную тенденциозность осмысления факторов «духовного рождения» А. Пешкова. Среди последних «…фигурируют встречи с марксистами», «революционерами-народниками», «рабочими», «революционной молодёжью». Круг контактов, впечатлений и условий существования очерчен в основном «трущобами», «кружками», участием в «революционной работе». Подобные факты биографии …по-своему логично и «объективно» призваны показать формирование революционного деятеля, будущего «буревестника».

В соответствии с такими общепринятыми в горьковедении представлениями и строилась экспозиция в музее Горького в разные годы (см. Путеводители по музею 1947, 1958, 1980, 1989 годов).

Музей рассказывал о работе Пешкова грузчиком на казанском Устье среди «воров, босяков и жуликов», жизнь  «Марусовка», работа в крендельном заведении В. Семёнова, в булочных А. Деренкова, посещение народнических кружков с чтением нелегальной литературы, общение с рабочими Алафузовских заводов, студентами, участие в печатании листовок федосеевских кружков, пережитый духовный кризис, знакомство с жизнью русской деревни в с. Красновидово и, наконец, преследование Пешкова полицией (донесение полковника Гангардта об А. Пешкове от 13 октября 1889 года).

В музее было проведено несколько реконструкций. Расширялись экспозиционные площади. В разные годы консультантами музея были семья писателя, биограф А.М. Горького И.А. Груздев, учёные Е.Б. Тагер, Б.А. Бялик, Б.В. Михайловский, С.С. Зимина.

Экспозиция, существовавшая в 1960-1970-е годы, создавалась согласно тематико-экспозиционному плану, составленному сотрудниками ИМЛИ Л.Н. Иокар и Р.Г. Бейслейхем. Тема «Пешков – Горький и Казань» являлась в нём частью целостной картины жизни и творчества А.М. Горького. Такой подход наблюдался во всех музеях писателя. Экспозиция строилась согласно «Летописи жизни и творчества А.М. Горького», которая аккумулировала основные результаты науки о Горьком.

В дальнейшем авторы экспозиций стремились сконцентрировать внимание прежде всего на местном казанском материале. Интересные экспонаты, связанные с нашим краем, заняли место в комплексах «Горький и писатели Татарстана», «Горький на сценах казанских театров». В 1980-е годы был выделен зал, посвящённый «казанскому циклу» произведений писателя. Таким образом, «казанский период» жизни Горького рассматривался в контексте более широкой и многоаспектной темы «Горький и Казань».

Ныне предстоит в свете новых исследований при построении будущей экспозиции «…не просто альтернативно «обновить», но …поднять на новый смысловой уровень достаточно традиционные представления о необычайной ёмкости жизненного опыта будущего писателя в пору его юности». «Речь должна идти о «вживании» юноши в различные сферы действительности» или «особые «миры». Одним их них был «мир» литературы. Именно в Казани оформились первичные представления А. Пешкова о проблемах социально-общественного устройства, о концепциях естественно-научного и философского объяснения бытия. Важную роль здесь сыграли учителя из студенческой среды и либеральной интеллигенции.

Фрагмент последней экспозиции музея

«Кружковая» тема является на сегодняшний день наиболее разработанной в качестве документально-фактографической основы исследований «казанского периода» жизни А. Пешкова. Неоправданно, на наш взгляд, были сокращены данные материалы в существующей экспозиции. Неожиданно, например, звучит заявление Горького, сделанное в 1933 году о том, что «народничество… могло бы вдохновить фашизм, да, вероятно, и вдохновляет понемножку» (30,315).

«Исследователи упрощали отношения М. Горького с народниками и стремились доказать его тесные связи с марксистскими кружками». Обязательным моментом в экспозициях музея являлись материалы о знакомстве Пешкова с марксистом Н.Е. Федосеевым (которому к этому времени едва исполнилось 16 лет, а в воспоминаниях Горького было уделено полтора десятка строк).

В то же время, в научный обиход горьковедения практически не включался, например, тот факт, что весьма притягательными для будущего писателя оказывались концепции славянофильства. Увлечён он был и идеями толстовства. Разнообразен был «мир» литературы, с которым знакомился Пешков в Казани.

Из поля зрения исследователей (а вслед за ними и создателей экспозиций) выпадали и другие «сферы действительности», которых касался юноша. Например, знакомство и общение его с обитателями Спасского монастыря в Казани. Горький сообщал И.А. Груздеву, что, хотя в послушниках он не состоял, но был близок к монастырю, помогал одно время работе монастырской пекарни и имел «много знакомых послушников и монахов» – людей, весьма «интересных».

Естественным и для нас сегодня представляется то, что религия, как одна из важнейших областей духовной жизни и форм общественного сознания современной писателю эпохи, была существенным фактором и в процессах духовного становления молодого Пешкова».

Заслуживает большего внимания в экспозиции и особый мир «театра и цирка». Открывшийся для Пешкова ещё в Нижнем Новгороде при попытке работать статистом ярмарочного театра, он притягивал его и в Казани, где юноша близко познакомился «с цирковыми артистами через конюхов, которым помогал чистить лошадей».

«Как одну из попыток личностной самореализации в «артистической среде» можно рассматривать службу А. Пешкова в хоре казанского антрепренёра А.А. Орлова-Соколовского». Ещё один «мир» российской жизни увидел Пешков, проведя две недели во время пасхальных праздников весной 1887 года в деревнях под Казанью. «Почти каждая деревня ошеломляла» его новизной впечатлений. Отразить это в экспозиции представляется интересным.

Важной в ряду этапов-испытаний является в биографии Пешкова работа в булочной В. Семёнова. «Учение» юноши в этом «университете» чаще всего принято рассматривать как …иллюстрацию к …раннему периоду зарождения революционной борьбы. Между тем, здесь имеет место «приоритетное внимание Пешкова к человеческой личности и сфере межличностного общения… Не случайны последующие обозначения некоторых из лиц в заглавиях автобиографических произведений («Хозяин», «Коновалов»).

Внимание в экспозиции к сочинениям, созданным Горьким на основе воспоминаний о работе в булочной В. Семёнова, должно быть более акцентированным. Этому будут способствовать, например, привлечение найденного в Архиве А.М. Горького в 1990-е годы письма К. Полудницыной к Пешкову от 12 июня 1889 года, связанное с рассказом «Коновалов», известного отзыва Л.Н. Толстого о поэме А.М. Горького «Двадцать шесть и одна».

Ныне, когда интерес к творчеству писателя стал более глубоким, экспозиция, где представлены произведения «казанского цикла» может быть пополнена фельетонами Иегудиила Хламиды с упоминанием Казани, повестью «Исповедь». Последняя «по-своему не менее автобиографична, чем «Детство», «В людях» и «Мои университеты». В трилогии дан калейдоскоп событий. На первом плане внешние проявления жизни. Они оттесняют на второй план духовную жизнь героя. О смысле земного существования прямо не говорится. Почему? Наверное, потому, что об этом, главном, автор уже сказал в «Исповеди», работа над которой была закончена ещё в 1908 году.

Фрагмент последней экспозиции музея

Вызовут интерес посетителей и такие, ранее не привлекавшиеся архивные материалы, как письмо М.А. Ромася к В.Г. Короленко от 20 января 1893 года, в котором речь идёт о М.С. Деренковой, обнаруженные в последние годы публикации казанской прессы рубежа XIX-XX веков, связанные с Горьким, переписка последнего с Гаязом Исхаки.

Горький интересовался творчеством татарских писателей (Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана и др.) Выразился он в подготовке к изданию сборника их сочинений на русском языке. Материалы об этом требуют дополнительного изучения и обстоятельного показа в экспозиции. Источниковой базой явятся архивы татарских писателей, хранящиеся в Казани.

Как известно, писатель в течение всей жизни проявлял интерес к казанцам. В 1920-1930-е годы его связи с интеллигенцией Татарстана были достаточно интенсивны. Вопрос сегодня приобрёл остроту и актуальность ввиду пристального внимания к духовному и творческому облику Горького и той драме, которую пережила творческая интеллигенция в условиях тоталитарного режима. Здесь открываются новые возможности обогащения существующей экспозиции.

Фрагмент последней экспозиции музея

«На наш взгляд, можно шире отразить связи писателя с В.Н. Терновским, Н.Ф. Калининым, И.А. Картиковским, П.М. Дульским, П.А. Радимовым, дополнить и тему развития горьковедения в крае (проведение научных конференций в разные годы, создание музея в с. Красновидово и др.). Интересной может стать и картина жизни Литературно-мемориального музея А.М. Горького в 1990-е годы, которая теперь уже является историей.

Периоды жизни и творчества Горького, не связанные с нашим краем и широко представленные в других музеях, по-прежнему будут лишь обозначены имеющимися материалами. Писатель предстанет в контексте истории, культуры, литературы и быта времени.

Безусловно, следует искать новые варианты показа горьковской коллекции – своеобразного «золотого фонда» музея, в котором только фотографий насчитывается 1252 единиц хранения, также собранного в 1960-е годы большого архива, получившего название «Автографы советских писателей». В их высказываниях о личности и творчестве Горького в годы «оттепели» можно было получить достаточно объективные суждения. И не столько о творчестве Горького – бесспорный талант! – сколько о нём самом как общественной фигуре, о его взаимоотношениях с властью и т.д.»

Общая численность основной фондовой коллекции музея сегодня составляет около 60 тысяч единиц хранения. Умело использовать это богатство и новые художественные формы воплощения научного содержания – задача, которую предстоит решить создателям экспозиции в новом музейном комплексе».

Создание научной биографии А.М.Горького (реальной, не мифологизированной) «казанского периода» было основной целью исследования С. Коноваловой, которая защитила  диссертацию на эту тему. Она отметила, что наука располагает множеством исследований по теме «Горький и Казань», подчас противоречащих друг другу. Чтобы написать действительно научную биографию Максима Горького, надо критически переосмыслить всё то, что говорилось и писалось о писателе.

Относительно темы «Горький и Казань» это особенно важно, поскольку казанский период – это «дописательский» период жизни Горького. Изучение становления будущего писателя в этот период его жизни (когда он ещё не был знаменит) при малом количестве настоящих документальных свидетельств строится, как правило, на горьковских самопризнаниях: публицистические статьи, автобиографии, письма, но, главное, с опорой на художественные произведения Горького, в которых нашли отражение его казанские впечатления, казанский жизненный опыт. Поэтому в диссертации появилась глава, подтверждающая высказанную автором и подтверждённую многими исследованиями мысль, что горьковская проза, как правило, прототипична, что она близка к реальному факту.

Источником исследования, помимо произведений М.Горького, послужили архивные документы, материалы местной прессы, а также воспоминания современников писателя «казанского периода». Эти воспоминания начали появляться в прессе ещё в 1920-х годах, и первым, кто поставил вопрос об их достоверности, был сам Горький.

С.Коновалова старалась привлечь в диссертации мы воспоминания, которые были одобрены или поправлены Горьким, а также воспоминания казанских старожилов, сохранившиеся в архиве Николая Филипповича Калинина и ранее не публиковавшиеся. Это записная книжка Калинина с замечаниями и проблемными вопросами, зарисовками домов, где проживал Горький, находясь в Казани. Там же находятся записи беседы М.Н.Елизаровой с А.С.Деренковым, сделанные в 1946 году во время приезда Деренкова в Казань. Частично этот материал был опубликован в книге «М.Горький в воспоминаниях современников». Очень интересны записи его бесед с Е.П.Пешковой, датируемые маем 1948 года. Как отмечает С. Коновалова, это новые источники. На их основе, по ее мнению, можно продолжить исследования, связанные с казанским периодом жизни Горького.

В 1996 году в фонды Казанского музея А.М.Горького поступил архив М.Н.Елизаровой, значение которого трудно переоценить.

Рассматривая краеведческий аспект темы «Горький и Казань», С. Коновалова напоминает, что М.Горький в 20-е годы активно поддерживал литературное краеведение, имеющее давние традиции в истории русской науки о литературе, и способствующее всестороннему познанию материальных и духовных богатств страны, народа. Изучение казанской темы было бы неполным без обращения к реакции местной прессы на жизнь и творчество писателя. Диссертант тщательно проанализировала основные газетные издания прессы Казани 1880-1916 годов. Выявлены все отклики на произведения Горького. Обнаружены предположительно новые публикации Горького – «Мусульманские очерки» («Казанский Телеграф», 1903-1904 годы). Высказана гипотеза о принадлежности их Горькому.

По мнению С. Коноваловой, рассмотрение «казанского периода» жизни будущего писателя не следует заканчивать 1888 годом – отъездом из Казани и окончанием «университетов». В Казань он будет приезжать и в 1898 году, о чём записано в жандармских документах. В 1893-1994-х годах Горький является сотрудником казанской газеты «Волжский Вестник». Посетит Казань и в августе 1928 года. Будет активно переписываться с казанцами, уточнять факты казанской жизни в переписке с биографом

К событиям, пережитым в Казани, Горький будет постоянно мысленно возвращаться при написании своих произведений. Всё это свидетельствует о небывалом внимании и искреннем интересе писателя к городу, где произошло его формирование.

Художественные произведения Горького могут служить источниками для создания его научной биографии, но при этом необходимо учитывать особенности Горького-художника: в изображении лиц, природных зарисовок (например, времена года), топографии Горький удивительно точен, но все, что касается событийных фактов и хронологии – здесь нужно его перепроверять. Уточнены некоторые прототипы героев и реальные события, ставшие основой для художественных произведений Горького.

Здание музея сегодня

 Читайте в «Казанских историях»:

Мария Николаевна Елизарова, директор Музея А.М. Горького в Казани

Максим Горький в Казани

У казанского Музея Горького – юбилей

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского