Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Октябрь 2019 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1918 – Главное управление кожевенной промышленности ВСНХ приняло решение о национализации предприятий Алафузовых

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие во времена Золотой Орды

«Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» - так называется выставка, которая с 3 апреля 2019 года будет работать в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань».

Она познакомит казанцев и гостей города с культурой Монгольской империи, но главным образом – с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды), крупнейшего государства кочевников в Западной Евразии.

На выставке представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы. Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.

Монгольская империя (монг. YekeMongγolulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии.

К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки. Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.

Чингисиды создали глобальную средневековую миросистему, так или иначе объединившую пять независимых региональных экономик и культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. В этот период произошло складывание безопасной торговли и инфраструктуры культурных коммуникаций между Китаем, странами Восточного Средиземноморья и Египта. Особое значение имело возобновление Великого Шелкового пути. Единая империя создала предпосылки не только для процессов интеграции, но и для обмена между культурами и цивилизациями. Целая система неизвестных ранее явлений, контактов и идей вдохнула новую жизнь в культуру степной части Евразии. В большой мере это оказалось унаследовано Улусом Джучи. Связи общей судьбы Крыма (и всего Причерноморья) с миром средневекового Востока и европейского Запада – одна из главных тем выставки.

Экспозиция разбита на пять разделов: Всадническая культура ранних Чингисидов; Всадническая культура империи Юань и Золотой Орды; Городская культура Чингисидов; Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация; Золотоордынский Солхат-Крым.

Открывают выставку экспонаты, иллюстрирующие всадническую культуру Чингисидов конца XII – XIV веков, прежде всего убранство всадника и его коня, а также принадлежности воинского пира.

Золотое седло. 13-14 века. Справа - деталь 

В Золотой Орде более чем где-либо в монгольских государствах преобладала всадническая традиция. Ее стержень составила известная кочевническая триада: конь с его снаряжением, вооружение и убранство всадника. Все ее элементы обладали высокой степенью знаковости, что характерно для культур с развитым этикетом. Для нас интересны пояс и шапка - детали костюма, в которых в наибольшей степени отразились сословные различия.

В экспозиции представлены многочисленные образчики поясных чаш из драгоценных металлов, среди них работы мастеров высокого класса. Изредка встречаются сосуды с арабскими и тюркскими надписями.

Одна из интересных тем выставки связана с визуализацией женской социальной идентичности. В костюме замужней монгольской дамы очень важную роль играл головной убор – бокка, выполнявший множество функций: он рассказывал, к какому роду принадлежала женщина, к какой этнической и социальной среде, а с XIV века играл роль имперского символа.

На афише - высокопоставленная дама в национальном головном уборе бокке. На нижнем снимке бокка крупным планом

После крушения Империи бокка стала знаком принадлежности владелицы к чингисидской традиции. В этом разделе представлены также отдельные предметы женского убранства и монгольская филигрань.

Следующий раздел посвящен городской культуре на востоке и западе Чингисидской империи. В экспозиции отражено стремление показать пути формирования и особенности культурного процесса, обусловленного усвоением мировых религий (от разных форм ислама и христианства до буддизма), потеснивших тенгрианство – культ обожествленного Неба.

Особое внимание уделено вопросам чингисидской глобализации в Северном Причерноморье. Это вызвано тем, что Крым и черноморское побережье служили территорией контактов, связывавших евразийские степи с цивилизациями Средиземноморья. В формировании диалога с культурами Южной Европы, Византии и Малой Азии велика роль Солхата – столицы золотоордынского Крыма. Солхат (совр. Старый Крым) - золотоордынский город (XIII-XV века), не имеющий ни античного, ни раннесредневекового прошлого, стал новым административным и ремесленным центром. Город вырос в безымянной долине на востоке Внутренней Крымской гряды у северо-восточного подножия горы Агармыш, к северу от которой лежат степи Северо-Восточной Таврики. Новый центр контролировал караваны, следующие из Северного Причерноморья в сторону ханского домена в Поволжье и дальше - через Ургенч по направлению к Северному Китаю, и взимал с них таможенные сборы.

Скульптурный портрет Чаби, жены Хубилай-хана в образе бодхисаттвы (богини)

На пути возвращения караванов (из Северного Китая к Поволжью и дальше к причалам Судака и Каффы) город играл ту же роль. История Солхата представлена в экспозиции главным образом материалами из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму.

В выставке участвуют около 600 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени  Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательский дом Марджани, М., 2019), предваряемый приветствиями Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и генерального директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор вступительной статьи – М.Г. Крамаровский.

Обложка каталога

Кураторы выставки – Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока, и Анастасия Николаевна Теплякова, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Напомним, что мы не впервые имеем возможность познакомиться с восточными сокровищами. В 1997 году огромной популярностью пользовалась выставка «Сокровища хана Кубрата». Хан Кубрат является основателем Великой Болгарии, которая в VII веке находилась на территории современной Украины, России и Северного Кавказа. Он происходил из древнего рода Дуло. Имя хана Кубрата дословно означает «настоящий волк». В мае 1912 года в украинском селе Малое Перещепино был найден клад, состоящий из золотой посуды, украшений, монет. Всего было найдено золотых предметов 25 кг, серебряных – 50 кг. Клад отправлен на хранение в Эрмитаж. Мюнхенский профессор Вернер привел доказательства того, что найденные вещи принадлежали хану Кубрату. Причем часть этих богатств досталась ему от императора Ираклия.   

30 августа 1997 года в Музее изобразительных искусств РТ экспонировалась выставка «Сокровища хана Кубрата». Ее открытие было приурочено к II Всемирному конгрессу татар, который работал с 26 по 31 августа в Казани. В 2000 году работала вторая выставка из исламских коллекций Государственного Эрмитажа. Именно тогда было принято решение открыть в нашем городе филиал Эрмитажа, который появился в 2005 году.

Как рассказывал тогда Михаил Пиотровский, питерский музей мировой культуры обладает одной из лучших в мире коллекций мусульманского искусства. В ней представлены все периоды истории, от позднеомеядского до современного. Она охватывает и почти все области распространения ислама, но особо – Иран, Среднюю Азию, Индию и Турцию. Эрмитаж хранит знаменитые на весь мир шедевры. Среди них – старейший персидский ковер работы Али Нушабади, бронзовая фигура орла работы мастера Сулеймана, миниатюры Риза-йи Аббаси, водолей Али ибн Мухаммада ибн Абу-л-Касима, египетские изделия из горного хрусталя, кинжал мастера Хасана и многое другое.

Первые мусульманские памятники попадали в Россию (сначала во дворцы, а потом в Эрмитаж) в составе дипломатических даров, отражавших активную политику Российской империи на Востоке. Некоторые были куплены Петром Великим и хранились сначала в его любимой Кунсткамере. Особым событием стали дары посольства персидского шаха Надира 1741 года, которое было направлено им в Петербург после сокрушительной победы над империей Великих Моголов в Индии. Привезенные сокровища поразили жителей столицы не меньше, чем сопровождавшие посольство слоны.

И вот теперь в Казани открывается выставка, четко отсылающая нас к культуре Золотой Орды.

В церемонии открытия примет участие генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Перед ней он и организаторы выставки встретятся с журналистами.

Выставка будет работать до 6 октября 2019 года.  Режим работы выставки: вторник-четверг, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30); пятница - с 11.00 до 20:00 (касса работает до 19:30). Понедельник – выходной.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Сокровища Золотой Орды – три выставки из Эрмитажа

Эрмитаж пришел надолго

 Роскошь и изысканность Востока

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского